Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#46'2001: Практичная бухгалтерия - Чувство долга

А ну-ка забери свой чемоданчик!

На расчеты субъектов предпринимательства наличностью через кассы банков теперь распространяется ограничение в 3 тыс. грн, принятое ранее относительно расчетов через кассу предприятия

Виталий МОСЕЙЧУК


Предприниматели еще помнят споры о том, какой операцией следует считать внесение наличности через банк на счет получателя - наличной или безналичной? В начале 2001 года НБУ в новой редакции Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине окончательно определил, что для того, кто платит, операция является наличной, а для получателя - безналичной.

Теперь НБУ решил пойти еще далее.1 Поскольку данные расчеты для плательщика средств являются наличными, на них введено известное ограничение относительно наличных операций на сумму 3 тысячи грн в течение одного дня (для такой операции введен теперь даже новый термин - "перевод наличности").

В это трудно поверить, но с 13 ноября 2001 года предприятиям переводить наличностью крупные суммы запрещено. Иными словами, уменьшится выдача наличности на покупку товаров, оплату услуг и за выполненные работы (по символу отчетности НБУ 53) для собственных нужд и для дальнейшей реализации и будет ограничено принятие наличности для внесения на счета по символу 02 "Поступление торговой выручки от продажи товаров" и символу 03 "Поступление торговой выручки неторговых предприятий и предпринимателей от продажи товаров". В смысле борьбы с отмыванием грязных денег этот шаг НБУ выглядит достаточно логичным, но банки потеряют комиссионные и "живую" наличность в кассе, а предприятия - канал сбыта товаров.

Ранее такое ограничение действовало только для расчетов через кассу предприятия. Теперь сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) как через их кассы, так и через кассы учреждений банков не должна превышать 3 тысячи гривень в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. Фактически запрещаются наличные проплаты одного предприятия (но не предпринимателя) в пользу другого предприятия (предпринимателя) через учреждение банка получателя на сумму более 3 тысяч гривень в день. Это будет рассматриваться как перелимит кассы для плательщика таких наличных средств.

Частные предприниматели -покупатели от нововведения не пострадают, а у продавца ограничили сбыт юрлицам

Частные предприниматели, плательщики наличных средств, наверное, не пострадают от такого нововведения (ведь у них нет лимита кассы), а вот для плательщиков - юридических лиц это может стать убийственной операцией, ведь теперь такие операции будут наказываться как перелимит кассы2 Дело в том, что, в соответствии с пунктом 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, в случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) свыше установленной предельной суммы средства в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности однократно в день осуществления данной операции, с дальнейшим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы.

В этом случае при внесении наличности через кассу банка плательщиком средств (покупателем) является предприниматель, а финансовые санкции к нему за сверхлимитные наличные в кассе не применяются, поскольку предпринимателям лимит кассы не устанавливается (пункт 4.14 Инструкции об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины). А вот предприятия пострадают.

Почему предприниматели и далее могут осуществлять расчеты с предприятиями через кассы их банков, а также с внесением в кассу предприятия сумм более 3 тысяч гривень в день (если, конечно, банки разрешат осуществлять такие операции, что более чем вероятно)? Финансовые санкции к ним за сверхлимитные наличные в кассе не применяются, поскольку предпринимателям лимит кассы не устанавливается.

Наказание за перелимит при расчётах через кассы предприятий (предпринимателей) и путей внесения наличности на их счета на суммы свыше 3 тыс. грн. в день

Закупщиков сельхозпродукции это все не касается

Закупать сельскохозяйственную продукцию за наличные, как и ранее, можно без ограничения сумм в 3 тысячи гривень как через кассу предприятий, так и через кассу их банков. В соответствии с абзацем четвертым пункта 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, ограничения на наличные расчеты не распространяются также на расчеты предприятий (предпринимателей) между собой при закупке сельскохозяйственной продукции (ее перечень предусмотрен Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97, утвержденным приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 30.12.97 г. №822, коды 01.11 - 01.42 и 05.00.1 - 05.00.42).

На внесение наличности через кассы банков обычными гражданами на счета предприятий и организаций за проданные товары и предоставленные услуги ограничение в 3 тыс. грн не распространяется.

Сложывшейся ситуацией смогут активно воспользоваться предприятия Укрпочты, кредитные союзы, другие финансовые учреждения, имеющие право производить перевод наличности предложив дешевый перевод наличности на счета предприятий-получателей.

Данные ограничения не касаются и расчетов предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами, малых и средних предприятий при использовании наличных средств, полученных ими за счет кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития для развития малых и средних предприятий, добровольных пожертвований, благотворительной помощи, расчетов за потребленную электроэнергию.

Используйте расчетные чеки

Наверное, наиболее удобным и надежным способом минимизировать потери от скорости и надежности расчетов после такого нововведения будет использование расчетных чеков (аналогов забытых лимитированных чековых книжек), выдаваемых командированному работнику вместе с поручением на их подписание. Расчеты чеками так же надежны, как и расчеты наличностью, ведь под расчетные чеки резервируется четко определенная сумма (лимит) на отдельном банковском счете, а не счете предприятия. Но в то же время при расчетах расчетными чеками следует остерегаться аферистов. Расчеты расчетными чеками выгодны также тем, что при их применении не следует платить проценты своему банку за проведение кассовых операций при получении наличности в его кассе, а также при внесении наличности в кассу другого банка.


Примечания:

1 Постановление НБУ от 16.10.2001 г. №432 "О внесении изменений в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине" (далее - Постановление). Кодифицированное Постановление Национального банка Украины от 19.02.2001 г. №72 "Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине", с изменениями, внесенными последним Постановлением Национального банка Украины от 16.10.2001 г. №432, подписчики могут прочитать в "Документах для работы" за октябрь, который они получат вместе с этим номером "ДК".

2В соответствии с Указом Президента Украины от 12.06.95 г. №436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день. 


О внесении изменений в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине

Постановление Правления НБУ от 16.10.2001 г. № 432

Зарегистрировано в Минюсте Украины 02.11.2001 г. под №926/6117.

Вступило в силу с 13.11.2001 г.

В соответствии с Законом Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине", Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Внести в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г. №72 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 15.03.2001 г. под №237/5428 (с изменениями), следующие изменения:

1.1. Пункт 1.2 после термина "оприходование наличности в кассе" дополнить термином:

"перевод наличности - внесение определенной суммы наличности предприятием (предпринимателем) или физическим лицом с целью ее зачисления на счета предприятия (предпринимателя) или физического лица или выдачи им в наличной форме".

1.2. Абзац второй пункта 2.2 изложить в следующей редакции:

"Расчеты наличностью предприятий (предпринимателей) и физических лиц осуществляются также через учреждения банков путем перевода наличности в пользу предприятий (предпринимателей) и физических лиц для уплаты любых платежей".

Предыдущая редакция абзаца второго пункта 2.2

Расчеты наличностью предприятий (предпринимателей) и физических лиц осуществляются также через учреждения банков согласно требованиям Инструкции по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины.

1.3. Первое предложение абзаца первого пункта 2.3 изложить в следующей редакции:

"Сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) через их кассы и через кассы учреждений банков не должна превышать 3 тыс. грн в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам".

Предыдущая редакция первого предложения пункта 2.3

Сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) не должна превышать три тысячи гривень в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам.

1.4. Пункт 2.5 изложить в следующей редакции:

"2.5. Предприятия, осуществляющие операции с металлоломом, рассчитываются с предприятиями-сдатчиками и предпринимателями за принятый металлолом в безналичной форме. Для оплаты данными предприятиями за закупленный у физических лиц металлолом осуществляются переводы наличности через учреждения банков и предприятия почтовой связи".

Предыдущая редакция пункта 2.5

2.5. Предприятия, осуществляющие операции с металлоломом, рассчитываются с предприятиями-сдатчиками, предпринимателями и физическими лицами за принятый металлолом в безналичной форме. Оплата закупленного у физических лиц металлолома осуществляется также через учреждения банков путем перечисления такими предприятиями средств на их текущие (вкладные) счета и переводами через предприятия почтовой связи.

1.5. Пункт 2.7 изложить в следующей редакции:

"2.7. Если предприятия (предприниматели) и физические лица осуществляют наличные расчеты без открытия текущего счета путем внесения в учреждения банков наличности для дальнейшего перечисления ее на счета других предприятий (предпринимателей) или физических лиц, то такие расчеты для плательщиков средств являются наличными, а для получателей средств - безналичными".

Предыдущая редакция пункта 2.7

2.7. Расчеты наличностью физических лиц с предприятиями за приобретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) могут также осуществляться через учреждения банков в порядке, определенном Инструкцией по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков. Указанные расчеты осуществляются без поступления средств в кассу предприятия и отражения данной операции в кассовой книге, а проводятся физическими лицами путем внесения наличности на внутренние банковские счета и дальнейшего перечисления учреждением банка этих средств на текущие счета предприятий и являются для физических лиц (плательщиков средств) - наличными, а для предприятий (получателей средств) - безналичными.

2. Департаменту налично-денежного обращения (Н.В.Дорофеева) довести содержание настоящего постановления до сведения территориальных управлений Национального банка Украины и коммерческих банков для использования в работе.

3. Постановление вступает в силу через десять дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

Председатель В. СТЕЛЬМАХ

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua