Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#47'2001: Практичная бухгалтерия - Налоговый учёт

А формула-то неправильная

Точку зрения автора предыдущей статьи не разделяют специалисты АФ "Дебет-Кредит Консалтинг"

Степан РЕВИЧ,
финансовый директор АФ "Дебет-Кредит Консалтинг"


Как утверждает автор, условием применения финансовых санкций к плательщику НДС является именно факт получения бюджетного возмещения. Только в таком случае он несет ответственность согласно ст. 17 Закона №2181-III (подпункт 17.1.3 пункта 17.1), а на должностных лиц плательщика будут наложены админштрафы в соответствии с п. 11 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине". Основанием является приведенное автором уравнение: "завышение бюджетного возмещения по НДС = занижение налоговых обязательств".

По мнению специалистов АФ "Дебет-Кредит Консалтинг", завышение бюджетного возмещения не является занижением налогового обязательства. Это следует из определения налогового обязательства.

В соответствии с пунктом 1.2 Закона Украины от 21 декабря 2000 года №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", налоговое обязательство - обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные этим Законом или другими законами Украины.

При завышении бюджетного возмещения (даже при его фактическом получении) занижение налогового обязательства не возникает, потому что в таком случае у плательщика налоговое обязательство вообще отсутствует. А штрафные санкции, в соответствии с подпунктом 17.1.3 Закона №2181, могут быть применены к налогоплательщику только в случае, если контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства, что также является невозможным в случае завышения бюджетного (экспортного) возмещения.

Рассмотрим два примера.

Пример 1. Налогоплательщик в поданной налоговой декларации заявил бюджетное возмещение на сумму 10000 грн. В результате проверки установлено, что это возмещение завышено на 5000 грн. Как видим, у плательщика вообще отсутствует налоговое обязательство (т. е. обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму денежных средств) как в момент подачи декларации, так и по результатам проверки.

Таким образом, учитывая, что в случае завышения бюджетного (экспортного) возмещения занижение налогового обязательства не наступает, к предприятию не могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные подпунктом 17.1.3 Закона №2181.

Конечно, совсем иная ситуация в случае, если плательщик не завышает бюджетное (экспортное) возмещение, а вообще неправомерно его декларирует.

Пример 2. Налогоплательщик в поданной налоговой декларации заявил бюджетное возмещение на сумму 6000 грн. В результате проверки установлено, что это возмещение задекларировано вследствие неправомерного завышения суммы налогового кредита на 10000 грн. Тем самым налогоплательщик занизил налоговое обязательство на 4000 грн. В таком случае к плательщику могут применяться штрафные санкции, предусмотренные подпунктом 17.1.3 Закона №2181.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua