Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#47'2001: Практичная бухгалтерия - Практика

Фирма гарантирует?

Налоговый и бухгалтерский учет операций по гарантийному ремонту и обслуживанию

Сергей НОВИКОВ, юрист


Гарантийные обязательства перед покупателями возникают практически у любого субъекта предпринимательства, реализующего продукцию, работы, услуги, причем независимо от того, установлен ли на данный товар гарантийный срок. Это обусловлено правом потребителя на получение надлежащего качества товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания.

При выполнении гарантийных обязательств предприятие может произвести гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание, заменить окончательно забракованный товар. Правила организации и осуществления таких мероприятий установлены в нормативных и законодательных документах (см. ниже). Наряду с этим, предприятия могут устанавливать и дополнительные гарантии, обусловленные договором. Например увеличение гарантийных сроков, бесплатное техобслуживание и т. п.

Гарантийные обязательства и гарантийные сроки

Основные требования к выполнению гарантийных обязательств содержатся в Законе №1023 и ст. 234-239, 250 ГК. Так, согласно ст. 13 Закона №1023, изготовитель (исполнитель) обеспечивает нормальную работу (применение, использование) товара (работы, услуги), в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия - договором. По товарам (работам, услугам), на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель имеет право предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) соответствующие требования, если недостатки обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества - не позднее трех лет со дня передачи их потребителю (ст. 235 ГК, ст. 14 Закона №1023).

Требования потребителя по устранению недостатков товара предъявляются на выбор: продавцу по месту покупки товара, изготовителю или предприятию, выполняющему их функции по местонахождению потребителя.

Гарантийный срок должен указываться в паспорте на товар (работу, услугу), или на его этикетке, или в любом другом документе, прилагаемом к товару (работе, услуге).

Дата начала исчисления гарантийных сроков определяется согласно требованиям, установленным в ст. 13 Закона №1023. Так, при продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар требует специальной установки (подключения) либо сборки, - со дня их осуществления. Если день доставки, установки (подключения) либо сборки товара, а также передачи недвижимого имущества установить невозможно или если имущество находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи, - со дня заключения договора купли-продажи.

На сезонные товары (одежду, меховые изделия и другие) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, установленного Постановлением КМУ от 19.03.94 г. №172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей".

Гарантийный срок продлевается в случае выполнения гарантийных ремонтов на время такого ремонта и исчисляется заново при обмене товара со дня его обмена.

Как указано в п. 13 Правил торговли в рассрочку, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 01.07.98 г. №997, с изменениями и дополнениями, при реализации товара с рассрочкой платежа гарантийный срок не зависит от даты осуществления платежа.

Потребитель имеет право предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если таковой не установлен, - в течение 10 лет, если в товаре были обнаружены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя.

Оформление возврата товара. Применение РРО

Требования потребителя рассматриваются по предъявлении потребителем квитанции, расчетного документа (кассового чека, товарного чека, расчетной квитанции и т. п.) или иного письменного документа, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта либо иного заменяющего его документа (п. 9 ст. 14 Закона №1023).

Кроме того, определенные требования по оформлению возврата некачественного товара установлены в Порядке №203, их необходимо соблюдать для правомерного включения "гарантийных" затрат в валовые расходы. В частности там указано, что при возврате покупателем товара или отказе от предоставленной услуги продавцу, кроме приведенных выше документов, подается заявление о возврате средств. На основании этого составляется акт о возврате товара, в котором указываются:

- данные покупателя или юридические реквизиты предприятия, возвращающего товар (услугу);

- сведения о возвращенном товаре (услуге);

- сумма, которую необходимо возвратить покупателю.

При возврате денежных средств их выдача должна осуществляться только через РРО, а не с помощью оформления расходного кассового ордера через кассу предприятия.

Акт подписывает уполномоченное лицо субъекта хозяйствования. На основании заявления, составленного акта и расчетного документа покупателю выдаются денежные средства.

По-видимому, выдача покупателю наличных должна осуществляться только через РРО (если, конечно, субъекты предпринимательства не освобождены от его применения согласно законодательству), а не путем оформления расходного кассового ордера через кассу предприятия. Ведь, согласно положениям ст. 2 Закона №1776, выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар является расчетной операцией, которая, в свою очередь, осуществляется с обязательным применением РРО. В соответствии с требованиями ст. 3 Закона №1776, субъект предпринимательства должен выдавать лицу, которое возвращает товар или отказывается от услуги, расчетный документ установленной формы. В случае использования РРО таким документом является фискальный кассовый чек.

Если используется РРО, который внесен в госреестр, но не обеспечивает алгоритм работы, при котором происходит отдельное накопление в фискальной памяти сумм операций при возврате денег, тогда допускается регистрация выдачи средств с помощью операции "служебная выдача". Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 5 н.м.д.г. (85 грн), необходимо также оформить акт о возврате средств, в котором указать:

- данные документа, устанавливающего личность покупателя, возвращающего товар;

- данные о товаре (услуге);

- сумму выданных денежных средств;

- номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.

На предприятии акт передается в бухгалтерию и хранится там 3 года, у частного предпринимателя акт подклеивается к последней странице в КУРО.

До недавнего времени при документальном оформлении выполнения гарантийных обязательств по технически сложным бытовым товарам необходимо было руководствоваться Порядком гарантийного обслуживания или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденным постановлением КМУ от 22.02.99 г. №251. На сегодняшний день порядок не действует. Он был отменен постановлением КМУ от 06.05.2001 г. №446.

Налоговый учет. Валовые доходы и расходы

Затраты на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров относятся к расходам двойного назначения, которые включаются в валовые расходы плательщика с учетом ограничений, установленных в подпункте 5.4.3 Закона о налоге на прибыль (см. ниже).

Зачастую гарантийное обслуживание конечного потребителя происходит следующим образом: все требования покупателей выполняет продавец (будь то замена или ремонт) по договоренности с производителем и за его счет. То есть для продавца расходы по гарантийному обслуживанию покупателей будет компенсировать производитель.

Поэтому в данном случае для продавца с точки зрения налогового учета это будет операция по оказанию услуг производителю, а значит, все понесенные им расходы будут включаться в валовые. А производитель такую компенсацию, передаваемую продавцу, отражает в составе валовых расходов с учетом ограничений 5.4.3 Закона о налоге на прибыль. По всей вероятности, для правомерного получения валовых расходов производителем, согласно подпункту 5.4.3 Закона о прибыли, отдельный учет бракованных товаров и покупателей, получивших гарантийное обслуживание, должны вести и продавец, и производитель (на основании данных, предоставляемых продавцом).

Если же продавец осуществляет гарантийное обслуживание за свой счет (например, в случае реализации импортного товара), то понесенные им расходы включаются в валовые с учетом требований подпункта 5.4.3 Закона о налоге на прибыль.

Налогоплательщик обязан вести отдельный учет бракованных товаров, возвращенных покупателями, а также учет покупателей, получивших такую замену или услугу по ремонту (обслуживанию) согласно Порядку №203. Такой учет необходимо отражать в книге, форма которой предусмотрена Порядком №203. Замена товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения указанного учета не дает право на увеличение валовых расходов продавца такого товара на стоимость замен.

Подпункт 5.4.3 Закона о налоге на прибыль содержит еще одно условие, которое делает проблематичным отнесение любых "гарантийных" затрат на валовые расходы. В нем указано, что порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей. Единственный существовавший перечень касался только технически сложных бытовых товаров и был утвержден постановлением КМУ от 22.02.99 г. №251, а отменен постановлением КМУ от 06.05.2001 г. №446.

На сегодняшний день другие перечни не утверждены. С одной стороны, такое положение вещей может дать налоговым органам формальный повод не признавать валовые расходы по любому гарантийному обслуживанию. С другой стороны, можно считать, что такой перечень не может быть утвержден, так как, согласно законодательству по вопросам защиты прав потребителей, покупатели могут обращаться к продавцу (производителю) с требованием устранить недостатки любого товара несоответствующего качества. Потому, если спорная ситуация все же возникла, рекомендуем воспользоваться положениями подпункта 4.4.1 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", согласно которым при неоднозначном толковании законодательства решение принимается в пользу плательщика.

Налоговый учет. НДС

Если при выполнении гарантийных обязательств уменьшается сумма компенсации за продажу товаров (работ, услуг), включая перерасчет в случаях возврата проданных товаров, то, согласно положениям п. 4.5 Закона о НДС, налог, начисленный в связи с такой продажей, пересчитывается в соответствии с изменениями базы налогообложения. При этом продавец уменьшает сумму налогового обязательства на сумму чрезмерно начисленного налога, а покупатель (если он плательщик НДС) соответственно увеличивает сумму налогового обязательства на ту же сумму в период, в течение которого была уменьшена сумма компенсаций продавцу.

Если цена изменяется по тем товарам, которые были реализованы плательщику НДС, то на основании акта о возврате товара продавец составляет и передает покупателю приложение 2 к налоговой накладной - расчет корректировки количественных и стоимостных показателей. Данные расчета корректировки должны быть также отражены в Книге учета продажи товаров (работ, услуг).

Кроме того, следует иметь в виду, что право на налоговый кредит при выполнении гарантийных обязательств возникает у плательщика только относительно части валовых расходов (подпункт 7.4.1 Закона об НДС) в пределах установленного 10% норматива.

Представим в табличной форме механизм налогового учета по каждому гарантийному мероприятию (см. табл. 1).

Таблица 1

Налоговый учет гарантийных мероприятий

№ п/п Вид мероприятия Валовые расходы и валовые доходы НДС
1 Безвозмездное устране-ние недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом В пределах 10% лимита при условии ведения соответствующего учета покупателей расходы отражаются по строке 23 приложения "Ж" к декларации о прибыли предприятия и строке 28 самой декларации (п. 4.23 Порядка №214) Налоговый кредит в пределах валовых расходов
2 Замена на аналогичный товар надлежащего качества См. п. 1. Бракованный товар должен быть обязательно возвращен. Кроме того, на стоимость товара, выданного взамен, следует уменьшить остатки на начало отчетного периода в ведомостях, подаваемых в соответствии с правилами ведения учета соглас-но п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, если такой товар чи- слился в учете на начало периода. Если же товары, выдаваемые взамен, не числились на начало периода, то их стоимость не должна попасть еще и в строку 12 Декларации Налоговый кредит только в преде- лах валовых расходов. То есть если сумма налогового кредита по това- ру, выдаваемому взамен, больше ус-
тановленного предела, то необхо- димую разницу из налогового кре- дита следует исключить
3 Уменьшение покупной цены По всей вероятности, и в данном случае следует учитывать 10% ограничения, так как уменьшение цены связано с гарантийными обязательствами. То есть сумму уменьшения включать в состав валовых расходов, как это предусмотрено в п. 1 Необходимо уменьшить налоговые обязательства согласно п. 4.5 Закона о НДС
4 Замена на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены Если операции произошли в разных отчетных периодах, то в данном случае целесообразно уменьшить валовые доходы по бракованному товару, а расходы оставить в пределах 10% лимита. При этом следует учитывать требования п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (см. п. 2 таблицы) Уменьшить сумму налогового обязательства, ранее отраженную при реализации бракованного товара, и увеличить налоговые обязательства по товару, предоставляемому взамен. Налоговый кредит, связанный с бракованным товаром, оставить в пределах лимита
5 Расторжение договора и возмещение понесенных убытков Сумму возмещения отразить в составе валовых расходов в пре- делах лимита по строке 23 приложения "Ж" к декларации. Со- ответственно уменьшить остатки на начало отчетного периода в порядке, предусмотренном п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, либо уменьшить валовые расходы по строке 12 Декларации (см. п. 2) Уменьшить сумму налогового обязательства по НДС, как это преду-
смотрено п. 4.5 Закона о НДС. Сумму налогового кредита, отраженную при приобретении возвращаемого товара, оставить в пределах лимита

Бухгалтерский учет

Отражение в бухучете операций по выполнению гарантийных обязательств будет зависеть от того, кто осуществляет гарантийные мероприятия: производитель; продавец по поручению производителя и за его счет; продавец за свой счет. Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов.

Учет у производителя

Недостатки продукции, обнаруженные покупателем в процессе использования (потребления), для производителя являются внешним браком.

В бухгалтерском учете для учета потерь от внешнего брака предназначен счет 24 "Брак в производстве". По дебету этого счета должны быть отражены затраты:

- по выявленному внешнему браку (стоимость неисправимого, окончательного брака, а также расходы по исправлению брака);

- на гарантийный ремонт в объеме, превышающем норму;

- расходы на содержание гарантийных мастерских.

По кредиту счета 24 "Брак в производстве" должны быть отражены суммы, относимые в уменьшение расходов от брака, и суммы потерь от брака продукции, списываемые на расходы деятельности предприятия.

К суммам, относимым на уменьшение потерь от брака, относятся:

- стоимость отходов от бракованной продукции;

- суммы, подлежащие удержанию с работников, допустивших брак;

- суммы возмещений, полученных от поставщиков недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, обусловивших брак продукции.

Что касается порядка отражения расходов и их списания со счета 24 "Брак в производстве", то здесь выделим следующие основные моменты:

1. В зависимости от того, является ли этот брак неизбежным (техническим) или случайным (непредвиденным, возникшим по чьей-то вине или в силу форс-мажорных обстоятельств), расходы по его устранению будут включатся либо в производственную себестоимость, либо в прочие расходы операционной деятельности.

Так, согласно п. 14 П(С)БУ 16 "Расходы", потери от брака, включаемые в производственную себестоимость, состоят из стоимости окончательно забракованной продукции (изделий, полуфабрикатов, деталей, узлов) и расходов на исправление брака. При этом величина таких потерь уменьшается на:

- стоимость окончательно забракованной продукции по справедливой стоимости;

- суммы, подлежащие возмещению работниками, допустившими брак;

- суммы, полученные от поставщиков за недоброкачественные материалы и комплектующие изделия, обусловившие брак продукции.

Положения П(С)БУ 16 не предусматривают отнесение к составу производственной себестоимости сверхнормативных расходов, относящихся к расходам того периода, в котором они возникли. А так как при учете расходов на исправление брака нормативными являются только расходы на исправление планируемого брака, то только они могут быть включены в производственную себестоимость. Потери от случайного брака включаются в состав прочих операционных расходов.

Потери от внешнего брака, если он неизбежен, списываются на себестоимость в том отчетном периоде, в котором приняты претензии потребителей.

2. Отражаемые по дебету счета 24 "Брак в производстве" потери вследствие превышения норм расходов на гарантийный ремонт и обслуживание продукции могут возникнуть лишь в том случае, если предприятие резервирует средства для обеспечения гарантийных обязательств на счете 473 "Обеспечение гарантийных обязательств". Формирование резерва для выполнения гарантийных обязательств предусмотрено П(С)БУ 11 и отражается проводкой Д-т 23 К-т 473.

Если резерв не создается, то все расходы по производственному браку отражаются по дебету счета 24.

3. Ввиду того, что расходы, обусловленные потерями от брака, распределяются ежемесячно, на счете 24 "Брак в производстве" сальдо быть не должно.

Кроме того, производитель в качестве дополнительных услуг по гарантийному обслуживанию может предложить покупателям любые другие услуги, не связанные с выявлением и исправлением дефектов (например сопроводительный инструктаж в течение какого-то времени). Расходы по такому обслуживанию включаются в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16).

В бухгалтерском учете производителя операции по выполнению гарантийных обязательств отражаются так, как показано в табл. 2

Таблица 2

Бухучет операций по выполнению гарантийных обязательств. Гарантийные мероприятия осуществляет производитель

№ п/п Наименование операций Бухгалтерский учет
Д-т К-т
1 Списана стоимость материалов, израсходованных на исправление внешнего брака 24 20
2 Начислена заработная плата работникам, занятым исправлением внешнего брака 24 661
3 Начислены суммы взносов в соответствующие соцфонды 24 651, 652, 653, 656
4 Начислено сторонним организациям за выполнение работ по исправлению брака 24 631
5 Оприходованы материалы после исправления брака и списания окончательно забракованной продукции 209 24
6 Затраты на исправление технически неизбежного брака включены в производственную себестоимость 23 24
7 Затраты на исправление случайного брака (виновное лицо не установлено) отнесены к составу прочих операционных расходов 949 24
8 Отражена сумма потерь от брака, подлежащая возмещению виновным лицом 375 24
9 Предъявлена претензия поставщику за некачественную продукцию, использование которой явилось причиной брака 374 24
10 Расходы по гарантийному обслуживанию, не связанные с исправлением недостатков товаров, включены в состав расходов на сбыт 93 20, 631, 661, 651, 652, 653, 656

Учет у продавца

Рассмотрим отражение в бухучете операций по выполнению гарантийных обязательств, если гарантийные мероприятия осуществляет продавец по поручению производителя и за его счет.

В данной ситуации продавец предоставляет услугу производителю, который оплачивает все расходы по договоренности. Следовательно, в бухгалтерском учете такого продавца все понесенные расходы, связанные с выполнением гарантийных обязательств, будут формировать себестоимость услуг, реализация которых отражается в обычном порядке. Приведем необходимые бухгалтерские проводки (см. табл. 3).

Таблица 3

Бухучет операций по выполнению гарантийных обязательств. Гарантийные мероприятия осуществляет продавец по поручению производителя и за его счет

№ п/п Наименование операций Бухгалтерский учет
Д-т К-т
1 Подписан акт с производителем о выполнении услуг по гарантийному обслуживанию 36 703
2 Отражена сумма налоговых обязательств по НДС 703 641
3 Списана себестоимость выполненных услуг 903 23
4 Получена оплата от производителя 31 36

Кроме того, продавец может самостоятельно взять на себя гарантийные обязательства и принимать претензии покупателей. В бухгалтерском учете такого продавца расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание включаются в состав расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16).

По своему усмотрению продавец сможет сформировать резерв для выполнения гарантийных обязательств согласно положениям П(С)БУ 11. Для учета движения и остатков средств, зарезервированных с целью последующего выполнения гарантийных обязательств, Инструкцией №291 предусмотрен счет 473 "Обеспечение гарантийных обязательств". В торговом предприятии резерв начисляется по дебету счета 93 "Расходы на сбыт" и кредиту счета 473 "Обеспечение гарантийных обязательств". Если, согласно требованию продавца, покупатель заменяет некачественный товар на качественный товар другой модели с изменением цены, то в учете продавца следует отразить отдельно операции по возврату товара и отдельно операции по реализации нового товара. В табл. 4 приведены соответствующие бухгалтерские проводки.

Таблица 4

Бухучет операций по выполнению гарантийных обязательств. Гарантийные мероприятия осуществляет продавец за свой счет

№ п/п Наименование операций Бухгалтерский учет
Д-т К-т
1      При возврате товара в рознице производятся следующие записи методом "красное сторно"    
- на продажную стоимость возвращенного товара 685 702
- на сумму ранее начисленного налогового обязательства 702 641
- на сумму торговой наценки 285 282
- на первоначальную стоимость 902 282
- на сумму торговой наценки 282 285
2 Отражено уменьшение финансовых результатов методом "красное сторно" 791 702 902 791
3 Отнесена к составу расходов сумма НДС, которая была исключена из налогового кредита по причине несоответствия лимита, предусмотренного пп. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль 949 641
4   Отражен доход от реализации нового товара    
- в сумме, доплаченной покупателем 301 702
- в сумме, которую предприятие должно покупателю за бракованный товар 685 702
5 Начислены налоговые обязательства по НДС 702 641
6 Списана торговая наценка 285 282
7 Списана себестоимость реализованного товара 902 282
8 Списана на финансовый результат себестоимость реализованных товаров 791 902
9 Списан на финансовый результат полученный доход 702 791
10 Стоимость окончательно забракованной продукции отражена в составе расходов предприятия (или отражено уменьшение соответствующего обеспечения) 93 (473) 282

Чем руководствоваться при проведении гарантийных мероприятий

1. ГК - Гражданский кодекс Украины.

2. Закон о налоге на прибыль - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. №283/97-ВР.

3. Закон об НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".

4. Закон №1023 - Закон Украины от 12.05.91 г. №1023-Хіі "О защите прав потребителей".

5. Закон №1776 - Закон Украины от 01.06.2000 г. №1776-III "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

6. Порядок №203 - Порядок учета бракованных товаров, возвращенных покупателями, в случае осуществления гарантийных замен товаров, а также учета покупателей, получивших такую замену или услуги по ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом ГНАУ от 27.06.97 г. №203.

7. Порядок №214 - Порядок составления декларации о прибыли предприятия от 08.07.97 г .№214.

8. Инструкция №291 - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. №291.

9. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. №318.

10. П(С)БУ 11 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 "Обязательства", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 г. №20.


Гарантийные мероприятия

Осуществление того или иного мероприятия по выполнению гарантийных обязательств будет зависеть от того, какие права потребителя установлены в договоре и законодательством. Вот требования потребителя, которые он может предъявлять поставщику по своему выбору в течение гарантийного или иных сроков:

1. Бесплатно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем либо третьим лицом. При предъявлении потребителем требования о бесплатном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 дней или по соглашению сторон в другой срок.

По требованию потребителя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) аналогичный товар независимо от модели. Для этого производитель вместе с продавцом обязаны на договорной основе предусматривать обменный фонд товаров. Перечень товаров, по которым создается обменный фонд, определен в Постановлении КМУ от 19.03.94 г. №172 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей". В него вошли: телевизоры, магнитолы, магнитофоны, радиоприемники, холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, микроволновые печи, кухонные машины, вязальные машины, пылесосы, электроутюги, электромиксеры, электросоковыжималки.

2. Заменить на аналогичный товар надлежащего качества. Согласно п. 4 ст. 14 Закона №1023, при наличии товара требование потребителя о его замене выполняется немедленно, а при необходимости проверить качество - в течение 14 дней или по договоренности сторон. Если товар отсутствует, требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок со времени соответствующего заявления.

При замене товара с недостатками на аналогичный товар надлежащего качества, цена на который изменилась, стоимость не перерассчитывается.

3. Уменьшить на соответствующую величину покупную цену.

4. Заменить на такой же товар другой модели. При этом покупная цена соответственно перерассчитывается. При замене товара с недостатками на такой же товар другой модели стоимость перерассчитывается исходя из цен, действовавших на момент обмена.

5. Расторгнуть договор и возместить понесенные им убытки. При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар производятся исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.

В отношении непродовольственных товаров, бывших в употреблении и реализованных через розничные комиссионные торговые предприятия, вышеперечисленные требования потребителя удовлетворяются с согласия продавца.


"О налогообложении прибыли предприятий"

Закон Украины в редакции от 22.05.97 г. №283/97-ВР (извлечение)

5.4.3. Любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных налогоплательщиком, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, но не более суммы, соответствующей уровню гарантийных замен, принятых (обнародованных) налогоплательщиком, но не выше 10 процентов от совокупной стоимости таких товаров, которые были проданы, и по которым не истек срок гарантийного обслуживания.

В случае осуществления гарантийных замен товаров налогоплательщик обязан вести отдельный учет бракованных товаров, возвращенных покупателями, а также учет покупателей, получивших такую замену или услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном центральным налоговым органом.

Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения указанного учета не дает права на увеличение валовых расходов продавца такого товара на стоимость замен.

Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей.

Под термином "обнародование" следует понимать распространенное в содержании рекламы, технической документации, договора или другого документа обязательство продавца относительно условий и сроков гарантийного обслуживания.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua