Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#48'2001: Практичная бухгалтерия - Обзор

Осенняя охота на плательщика

Осенью, как ни удивительно, не было никаких изменений стандартов бухучета и вышли только два налоговых разъяснения. В то же время был наплыв изменений в порядке расчетов

Виталий МОСЕЙЧУК


Что изменилось в налогах:

Что нас порадовало осенью

Упрощен порядок предоставления уточняющих деклараций по налогу на прибыль. Налог на прибыль теперь уплачивается одной платежкой. В 2001 году собственные поступления бюджетных учреждений не облагаются налогом на прибыль. Правда, в том случае если они предусмотрены сметой. Рассрочить и отсрочить можно налоги, определенные не только законами, но и другими нормативно-правовыми актами: единый налог, подоходный налог, рентные платежи, плату за транзит и т. п. Совместители наконец получили право на больничные по не основному месту работы. Все "упрощенцы" не осуществляют начислений страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

Что нас огорчило осенью

Отчетным (налоговым) периодом определен не год, а месяц (что неправомерно), в связи с чем увеличен размер штрафов за неуплату платы (налога) за землю и фиксированного сельскохозяйственного налога в пять и более раз. Минфин согласился с позицией ГНА Украины относительно уплаты налога на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ГНА Украины фактически лишила газеты, журналы льгот по налогу на прибыль при продаже издательской продукции. (Это письмо уже отозвано) Усложнен порядок альтернативного возмещения НДС.


Налог на прибыль

Что хорошего

Упрощена подача уточняющих деклараций

ГНА Украины налоговым разъяснением от 10.09.2001 г. №360 "Об утверждении налоговых разъяснений" (см. "ДК" №39/2001) существенно облегчила жизнь бухгалтерам, допустившим ошибки в декларациях о налоге на прибыль за предыдущие отчетные периоды. До выхода данного разъяснения одна ошибка могла привести к подаче большого количества уточняющих деклараций. С другой стороны, в сложных ситуациях это разъяснение еще больше запутывает бухгалтеров.

Теперь при самостоятельном выявлении ошибок в декларациях о прибыли нужно подавать только две декларации: собственно уточняющую - новую (правильную) декларацию за тот отчетный период, в котором была впервые допущена ошибка, и вторую - декларацию за текущий отчетный период, откорректированную на обнаруженную ошибку. В отличие от исправления ошибок, допущенных в декларациях по НДС и акцизу, к уточняющей декларации о прибыли необходимо прилагать не справку о сути ошибки, ее причинах и о штрафе, а только справку о самостоятельном начислении штрафа в размере десяти процентов от суммы недоимки, возникшей вследствие выявления. Если же обнаруженные ошибки не повлекли к появлению недоимки, то налогоплательщик не подает справку о самостоятельной уплате штрафа. При подаче уточняющих справок по НДС и акцизу наличие справки необходимо независимо от наличия недоимки.

Одна платежка вместо двух

Вместо двух платежек по налогу на прибыль - на основную сумму (98,5%) и на строительство жилья для военнослужащих (1,5%) - нужно выписывать одну на полную сумму1. Срок действия льготы по уменьшению налога на прибыль на сумму инвестиций в строительство жилья для военнослужащих продлен на четыре года - до 1 января 2006 года.

Предусматривайте в смете побольше собственных поступлений

В 2000 году собственные поступления бюджетных учреждений, в том числе и доходы от предоставления в аренду помещений, считались доходом от проведения хозрасчетной деятельности и после обложения налогом на прибыль зачислялись в специальный фонд Государственного бюджета Украины. В 2001 году никакого обложения налогом на прибыль собственных поступлений бюджетных учреждений нет4. Хорошо, что хоть это официально признано в конце 2001 года, но все поступления бюджетным учреждениям нужно предусмотреть в смете.

Становится выгодно искусственно увеличивать поступления на всякий случай. В то же время из анализа разъяснения следует, что в 2000 году с бюджетных учреждений налог на прибыль взимался излишне...

Что плохого

Штраф налагается сразу, а не через 10 дней

Налоговое разъяснение содержит и неприятные моменты - им введено правило, согласно которому при арифметических и методологических ошибках штраф налагается сразу (5% суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее одного н.м.д.г. (17 грн), а не через 10 дней.

Минфин извинился перед налоговиками

Министерство финансов Украины, которое раньше поддержало налогоплательщиков, признало свою ошибку относительно сроков уплаты налога на прибыль в течение 10 дней после подачи декларации и рекомендовало использовать рекомендации ГНА Украины (уплачивать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом)2. В то же время, что интересно, по налогу на добавленную стоимость аналогичный вывод не сделан, т. е. Минфин продолжает считать, что налог на добавленную стоимость необходимо платить в течение десяти дней после предельного срока подачи декларации.

Маневры вокруг даты уплаты

ГНА Украины до сих пор не издала официального налогового разъяснения относительно даты уплаты налога на прибыль и НДС, оформленного приказом. Поэтому налогоплательщики имеют право толковать законодательство в свою пользу без аргументированных санкций со стороны налоговиков, ведь существующие письма по этому вопросу не являются налоговыми разъяснениями. Да и если бы даже такое разъяснение существовало, его можно было бы обжаловать в суде. А если еще и придерживаться сроков уплаты налогов в течение 10 дней после крайнего срока подачи декларации по налогу на прибыль, то никаких санкций и налогового залога не возникает, хотя морока с налоговиками гарантирована.

Газеты и журналы лишены льгот по продаже издательской продукции

Льготы по невключению в состав валовых доходов налогоплательщика доходов, полученных от продажи издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю, не распространяются на издателей и распространителей печатных средств массовой информации3. Выходит, что не только они, но и газеты и журналы не могут воспользоваться данной льготой. Мотивация неприменения льготы проста - средства массовой информации не включаются в Государственный реестр субъектов издательского дела. В то же время издательская продукция - это совокупность изданий, предназначенных к выпуску или выпущенных издателем (издателями), а издание - это произведение (документ), которое прошло редакционно-издательскую обработку, изготовлено печатанием, тиснением или другим способом, содержит информацию, предназначенную для распространения, и соответствует требованиям государственных стандартов.

А в соответствии с частью первой статьи 8 Закона Украины от 23.12.93 г. №3792-XII "Об авторском праве и смежных правах", объектами авторского права являются произведения в области науки, литературы и искусства, а именно литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или иного характера (книги, брошюры, статьи и т. п.).

Следовательно, статьи в газетах и журналах являются произведениями, а соответственно, место, где они обнародованы путем печатания, например газеты и журналы, являются издательской продукцией, как бы ГНА Украины ни хотела считать иначе. На защиту печати пока выступил только Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности. Книжные магазины и книгоиздательства могут воспользоваться льготой по налогу на прибыль без проблем. Но вскоре ГНАУ оставила газеты и журналы в покое (см. этот номер "Документов для работы" на с. 71)


Страховые взносы

Что хорошего

Больничные можно получить и по неосновному месту работы, но общая их сумма не может превышать 1600 грн

Период, за который подсчитывается средняя заработная плата для выплаты социального пособия, в том числе больничных, увеличился с двух до шести месяцев5. Совместители теперь могут рассчитывать на больничные как по основному месту работы, так и по неосновному, но не более 1600 грн. Изменен порядок начисления пособия и больничных для частных предпринимателей. В расчет средней заработной платы теперь включаются компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь в размере свыше прожиточного минимума, пособие работникам, уходящим на пенсию, выходное пособие в размере свыше установленного законодательством уровня и т. п.

Списание и рассрочка налогового долга по сбору на соцстрах по временной потере трудоспособности

Согласно Постановлению Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. №39 "Об утверждении Порядка погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (см. "Документы для работы" №43/2001 на с. 68) наконец началось списание и рассрочка налогового долга по взносам на обязательное государственное социальное страхование по временной потере трудоспособности, которое должно было состояться еще в феврале-апреле 2001 года.

Это последнее в этом году массовое списание налогов, сборов и платежей, предусмотренное Законом Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (см. "Документы для работы" №10/2001). Остальные виды задолженности - по налогам, сбору в Пенсионный фонд и по взносам на случай безработицы - уже преимущественно списаны и рассрочены.

Предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, не начисляют страховые взносы по временной нетрудоспособности

Наконец официально признано, что субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог, предприятия, уплачивающие фиксированный сельскохозяйственный налог, предприниматели и предприятия, которые приобрели специальный торговый патент, не начисляют страховые взносы в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности7.

Что плохого

За неуплату соцстраха могут арестовать счета

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности считает, что он имеет право на приостановку (арест) счетов плательщиков взносов в случае неуплаты взносов и отказа от регистрации в дирекциях фонда, однако Закон №2181 предусматривает право на арест счетов в случае неуплаты налоговых платежей только за налоговым органом. Размер штрафов в случае неуплаты начислений в Фонд социального страхования уменьшен Инструкцией в 40 раз, а для удержаний - в целых 200 раз. Хотя это не совсем законно, но для плательщиков взносов довольно приятно.

Сколько раз получил денежные средства на зарплату - столько уплатил страховые взносы

Денежные средства, фактически не выплаченные страхователем пострадавшим, после передачи Фонду дел пострадавших в установленном порядке не принимаются к зачислению в счет его страховых взносов и включаются в суммы, подлежащие уплате. Соответственно с дня их неуплаты до даты фактической выплаты пострадавшим будет начисляться пеня из расчета 120 процентов годовых.

Самым интересным нововведением является частота уплаты страховых взносов за месяц. Согласно новым изменениям уплачивать страховые взносы теперь приходится при каждом получении заработной платы6. В то же время, согласно Закону уплачивать их нужно ежемесячно.

Вместо этого Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности по-другому подошел к вопросу периодичности уплаты страховых взносов - их можно уплачивать ежемесячно.

Больше больных - выше вероятность внеплановых проверок

В отдельных случаях ревизия Фондом соцстраха по временной потере трудоспособности может быть проведена без дополнительного предупреждения страхователя за 10 календарных дней по взаимному согласию сторон8. Интересно, кто на такое согласится?

Инструкция почему-то не зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины и не согласована с Госпредпринимательством. Но самое интересное нововведение Инструкции - то, что в отличие от шести оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотренных в статье 3 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. №817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", в Инструкции таких оснований почему-то восемь. Какие два дополнительных основания для внеплановых проверок придумал Фонд? Это подача заявления на получение средств для возмещения расходов из бюджета Фонда, а также дефицит средств, их перерасход или использование не по назначению.

Поэтому внеплановая проверка при дефиците средств на социальное страхование будет приводить к тому, что, например, в послеэпидемические периоды, когда нужно уплатить крупные суммы больничных, некоторые предприятия с высоким уровнем заболеваемости будут попадать под внеплановую проверку. Чтобы не создавать лишний предлог для проверок, становится выгодно проводить вакцинацию работников, например, от гриппа, хотя первые пять дней болезни и оплачиваются за счет предприятия. Плановые ревизии страхователей численностью 300 лиц и больше проводятся один раз в год, страхователей с меньшей численностью - не реже одного раза в два года.


Налог на добавленную стоимость

Возмещать НДС стало труднее

Правительство определило новый порядок альтернативного возмещения НДС9. Основное отличие нового порядка возмещения состоит в его проведении "живыми" деньгами через открытые в органах Госказначейства счета. Раньше такое возмещение происходило только на бумаге - путем подписания протокольных решений. Соответственно, бухгалтерам необходимо будет вести бухучет еще по одному текущему счету. Отменено Постановление Кабинета Министров Украины от 07.12.99 г. №2215 "О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и упорядочения расчетов с бюджетом". Ликвидировано возмещение НДС путем получения имущества другого налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

Вдвое увеличилось количество документов, которые необходимо представить налоговым органам для проведения возмещения, но вскоре ГНА Украины оставила количество необходимых для этого документов на прежнем уровне. Для проведения альтернативного возмещения на сумму свыше 300 тыс. гривень теперь нужно получать согласие Киева в лице ГНА Украины. Одним словом, возместить НДС, даже альтернативным путем, станет труднее.

7 Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. №16 (см. "Документы для работы" №47/2001).

8 Постановление Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. №38 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности" (см. "Документы для работы" №44/2001 на с. 103).

9 Постановление Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. №1270 "Об упорядочении возмещения налога на добавленную стоимость и расчетов с бюджетом" (см. "Документы для работы" №41/2001 на с. 68).


Единый налог

Для предпринимателей введена новая Книга учета доходов, но форма ее пока не разработана

Ведение этой книги10 служит условием неприменения РРО и расчетных книжек.

Так что "повезло" плательщикам единого налога, торгующим за наличные или с применением платежных карточек, ведь они уже ведут одну Книгу учета доходов и расходов согласно Порядку выдачи Свидетельства об уплате единого налога. Плательщики единого налога, работающие по безналичному расчету, плательщики фиксированного подоходного налога и те, кто приобрел специальный торговый патент, могут работать спокойно - их нововведение не касается.

Форму Книги ГНА Украины еще не разработала, а поэтому пока можно торговать и без нее.

Налогов, которые можно платить в рассрочку, теоретически стало больше

ГНА Украины предприняла действительно неожиданный шаг - она утвердила Порядок, не совсем соответствующий Закону, но это несоответствие приятно, т. к. действует в пользу налогоплательщиков11!

В частности, теперь можно отсрочить (рассрочить) налоговые обязательства по налогам, порядок уплаты которых определен не только законами, но и другим законодательством. Рассрочить и отсрочить можно единый налог, подоходный налог, рентные платежи, плату за транзит и т. п. В состав суммы налогового долга, которая может быть рассрочена (отсрочена), входят как суммы штрафных санкций, так и пеня, хотя Закон не предусматривает отсрочки (рассрочки) сумм пени. К сожалению, при более тщательном анализе законодательства оказывается, что данный порядок рассрочки и отсрочки налоговых обязательств мертв. Это неприятное заключение следует из части первой статьи 9 Закона Украины от 07.12.2000 г. №2120-III "О Государственном бюджете Украины на 2001 год" (см. "Документы для работы" №2/2001), в соответствии с которой в 2001 году запрещено проводить реструктуризацию или списание задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), бюджетным займам, по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, в бюджет, возникшей с 1 января 2000 года, а также запрещено предоставлять отсрочку по срокам их уплаты.

Реструктуризация как раз и является рассрочкой уплаты налоговой задолженности налогоплательщиков равными долями на срок (часто под понятие "реструктуризация" подпадает и понятие "отсрочка"). Правда, до конца 2001 года еще можно на что-то надеяться, поскольку Закон №2181 имеет преимущество перед законом о Госбюджете-2001. К сожалению, такое положение с весьма большой вероятностью будет действовать и в 2002 году.


Плата за землю и фиксированный сельхозналог

Увеличены штрафы за неуплату налога в пять и более раз

Базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков платы (налога) за землю и фиксированного сельскохозяйственного налога определен календарный месяц12. В то же время по этим налогам определен годовой срок подачи расчета. ГНА Украины использовала заключение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности и увеличила размер штрафных санкций при доначислении налогового обязательства по плате (налогу) за землю и фиксированному сельскохозяйственному налогу. ГНА Украины предлагает штрафовать за каждый месяц (а не год) обнаруженной недоимки по 5 процентов от доначисленной суммы, но не более 25 процентов и не менее 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн).


Сбор за размещение объекта торговли

Предприятия торговли, размещенные до 5 июня 1993 года, уже не должны уплачивать сбор за размещение объекта торговли

Установление сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли не касается тех объектов торговли, которые созданы до вступленя в силу Декрета Кабинета Министров от 20.05.93 г. №56-93 "О местных налогах и сборах"13. Поскольку Декрет вступил в силу со дня обнародования в "Урядовому кур'єрі", №82-83, 05.06.93 г., то получать разрешение на размещение объекта торговли предприятиям торговли, размещенным до 5 июня 1993 года, не нужно! До сих пор среди государственных органов такое мнение поддерживали только Госпредпринимательство и хозяйственные суды, а ГНА Украины и местные органы власти были против, но теперь обязаны выполнять Закон.

К сожалению, Законом не решена периодичность уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, что позволяет взимать его ежегодно.

Кое-где у местной власти возникает желание взимать сбор ежемесячно, а не раз и навсегда при начальном размещении.


Ввозная пошлина

Прощайте, беспошлинные магазины

Начиная с 01.10.2001 г. деятельность беспошлинных магазинов (duty free) ограничена зонами таможенного контроля аэропортов и морских портов, осуществляющих международные пассажирские перевозки. Следовательно, беспошлинные магазины, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Украины для автомобильного и железнодорожного сообщения, с этой даты умерли.

С эмалей и красок пять месяцев не взималась ввозная пошлина и импортный НДС

Законом Украины от 04.10.2001 г. №2751-III "О внесении изменений в статью 19 Закона Украины "О Едином таможенном тарифе" с 26 октября 2001 года с целью защиты отечественного производителя снова было введено взимание ввозной пошлины с импортных эмалей и красок, от которой их, очевидно, случайно освободили с 14 июня 2001 года согласно Закону Украины от 17.05.2001 г. №2410-III "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения". Одновременно был отменен и "импортный" НДС по этим товарам.

Кто-то на этой ошибке законодателей неплохо заработал.


Налоговая отчетность

Фонд соцстраха от несчастных случаев всех напугает

Неожиданно, без регистрации в Минюсте, было принято Постановление Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 15.08.2001 г. №23 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины" (см. "Документы для работы" №42/2001 на с. 95), которым утверждена в новой редакции и доведена на места за несколько дней до конечного срока подачи (10 октября) Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

Бюджетникам обновили формы месячной и квартальной отчетности

Изменениями в месячной отчетности утвержден в новой редакции отчет по форме №8м "Отчет об обязательствах бюджетных учреждений". Новая форма отличается от предыдущей только дополнительной графой 8 "Зарегистрированные обязательства". Квартальными изменениями утвержден в новой редакции отчет по форме №8 "Отчет об обязательствах бюджетных учреждений". Новая форма отличается от предыдущей формы отчета также только наличием дополнительной графы 9 "Зарегистрированные обязательства"14.

Обновлена форма Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств

К Расчету суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов прибавлена справка, которую необходимо подавать в случае выявления ошибок в предыдущих периодах15. Причем подавать ее следует независимо от наличия недоимки налога. То есть к каждому уточненному расчету подают отдельную справку. Если по уточненному расчету определено занижение налогового обязательства, то плательщик самостоятельно начисляет и уплачивает штраф в размере 10 процентов от суммы такой недоимки. Сокращен срок подачи Расчета за год с 15 марта до 1 марта (29 февраля в високосном году). Расчет нужно подавать в две ГНИ - по местонахождению налогоплательщика и по месту постоянного базирования транспортных средств.

Для платежей по специальному использованию природных ресурсов введены единые сроки отчетности и уплаты

Для большинства платежей по специальному использованию природных ресурсов (кроме рентной платы за нефть и газ, для них налоговый период - месяц) введены единые сроки подачи квартальной налоговой отчетности (в течение 40 дней по окончании квартала) и уплаты (в течение 10 дней после крайнего срока подачи отчетности), что увеличивает сроки подачи отчетности и уплаты сборов на 25-30 календарных дней16. Однако годичный срок подачи расчета по сбору за загрязнение окружающей природной среды сокращен на 6 дней (раньше - 15 февраля, теперь - 9 февраля). За неуплату или недоимку в течение шести месяцев сбора за специальное использование природных ресурсов можно утратить разрешение на специальное использование природных ресурсов. Для плательщиков платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, введена еще одна квартальная отчетность.

К сожалению, налогоплательщики смогут воспользоваться привилегиями нового порядка подачи отчетности и уплаты сборов за специспользование природных ресурсов только по итогам IV квартала.


Налоговые уведомления и требования, налоговый залог

Налоговики уже не могут арестовать имущество в налоговом залоге, но могут арестовать личное имущество владельцев, не платящих налоги

Начата рассылка (вручение) налоговых уведомлений и требований17. Сначала у налоговиков не хватало их бланков, а поэтому рассылались решения, потом началась путаница относительно того, когда что слать - требование или сообщение, например, нередко по итогам проверок налоговики отсылают требование, хотя должны посылать уведомление, которое, в отличие от требования, можно обжаловать. В налоговых администрациях размещены доски налоговых объявлений (сообщений). Читайте их внимательно: возможно, там написано о вас. Более прозрачным, объективным и логичным стал механизм определения налогового залога, но именно в нем, несмотря на все, появились пункты, позволяющие брать под арест личное имущество владельцев, не уплативших налоги.

Теперь налоговики теряют право ареста имущества в налоговом залоге. В случае неуплаты авансовых взносов налоговый залог не возникает, но штрафы применяются. Для предприятий-должников будут назначаться налоговые управляющие, которые фактически будут выполнять роль их руководителей. К плательщикам единого налога не будет применяться налоговый залог. Под налоговый залог уже не будет попадать имущество налогоплательщиков, не уплативших налоги, не определенные законами, и неналоговых платежей в бюджеты и фонды. Банк-резидент может поручиться за должника.

В таком случае налоговый залог будет ликвидирован. Отдельное имущество может быть вообще исключено из налогового залога. Для этого достаточно запроса налогоплательщика и хорошего отношения к нему налоговиков. Введен административный арест активов налогоплательщика. Возможные причины ареста: отсутствие лицензий, патентов, разрешений и т. п. Срок: до 96 часов, но он может быть продлен судом на неопределенный срок. Правда, суду на все дается 48 часов, а огромная загруженность судов делает это продление срока административного ареста активов налогоплательщиков почти нереальным.

Органам лицензирования и предпринимателям нужно было срочно провести до 21 октября 2001 г. замену бланков ранее выданных лицензий на бланки лицензий единого образца.


Примечания:

1 Согласно Закону Украины от 20.09.2001 г. №2711-III "О внесении изменения в пункт 22.3 статьи 22 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (см. "ДК" №43/2001).

2Письмо Минфина от 26.09.2001 г. №051-205/1196 "О состоянии поступлений по налогу на прибыль" (см. "Документы для работы" №42/2001).

3Письмо ГНАУ от 24.09.2001 г. №12762/7/15-1217 "О применении норм пунктов 7.19 и 7.20 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (см. "Документы для работы" №44/2001).

4 Приказ ГНА Украины от 11.10.2001 г. №409 "О порядке налогообложения собственных поступлений бюджетных учреждений и организаций в 2000 - 2001 годах" (см. "Документы для работы" №45/2001 на с. 80).

5 Постановление Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. №1266 "Об исчислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию" (см. "Документы для работы" №42/2001).

6 Постановление Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 15.08.2001 г. №23 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины" (см. "Документы для работы" №44/2001 на с. 95).

7 Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. №16 (см. «Документы для работы» №47/2001).

8 Постановление Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. №38 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности» (см. «Документы для работы» №44/2001 на с. 103).

9 Постановление Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. №1270 «Об упорядочении возмещения налога на добавленную стоимость и расчетов с бюджетом» (см. «Документы для работы» №41/2001 на с. 68).

10Постановление Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. №1269 "Об утверждении Порядка ведения Книги учета доходов и расходов" (см. "ДК" №42/2001 на с. 13).

11 Приказ ГНАУ от 18.09.2001 г. №378 "Об утверждении Порядка рассрочки и отсрочки налоговых обязательств налогоплательщиков " (см. "Документы для работы" №46/2001 на с. 68).

12 Письмо ГНАУ от 24.09.2001 г. №12760/7/23-3317 "Об отдельных вопросах применения штрафных санкций по итогам документальных проверок" (см. "Документы для работы" №45/2001).

13 Закон Украины от 13.09.2001 г. №2680-III "О внесении изменений в некоторые законы Украины по результатам парламентских слушаний "Проблемы информационной деятельности, свободы слова, соблюдения законности и состояния информационной безопасности Украины" (см. "ДК" №47/2001 на с. 12).

14 Приказ Государственного казначейства Украины от 20.08.2001 г. №149 "О внесении изменений в инструкции о порядке составления в 2001 году месячных и квартальных финансовых отчетов учреждениями и организациями, получающими средства из государственного и/или местных бюджетов" (см. "Документы для работы" №39/2001).

15 Приказ ГНА Украины от 17.09.2001 г. №373 "Об утверждении форм Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, Справки к уточненному Расчету и Порядка их заполнения и подачи в орган государственной налоговой службы" (см. "Документы для работы" №43/2001 на с. 87).

16 Постановление Кабмина от 26.10.2001 г. №1426 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины" (см. "Документы для работы" №46/2001 на с. 90).

17С 1 октября вступили в силу статьи 6 "Налоговое уведомление и налоговые требования", 8 "Налоговый залог", 9 "Административный арест активов" и 14 "Рассрочка и отсрочка налоговых обязательств налогоплательщика"Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (см. "Документы для работы" №10/2001).


"ДК": наш опрос

Что такое "подозрение в незаконном переводе"?

Внеплановые проверки Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности не должны пугать бухгалтеров: лишних забот они им не принесут. Считаю это незаконным, поскольку, припоминаю, в Указе Президента Украины от 23.07.98 г. №817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" и не упоминается о праве проведения внеплановых проверок данным фондом.

Постановление Правления НБУ от 01.08.2001 г. №318 "Об утверждении Изменений к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте" считаю антиконституционным. Поскольку нельзя осуществлять банковский арест средств получателя только на основании подозрения в незаконном переводе. Во-первых, такие действия могут причинить ущерб предприятиям, а во-вторых, к чему тогда такое понятие, как презумпция невиновности?

Честно говоря, в нашем законодательстве слишком много изменений, и это очень утомляет. Понимаю: определенный контролирующий орган отвечает за соблюдение предприятиями закона только в своей области и ему, соответственно, легче проследить за "своими" изменениями и штрафовать тех, кто допускает ошибки. А бухгалтер должен знать не только о нововведениях в сфере социального страхования, но и о всех изменениях, влияющих на работу предприятия. А изменений столько, что за всеми не успеешь. Поэтому считаю, что законодательные изменения должны приниматься за два месяца до окончания года и вступать в силу с 1 января. Тогда бухгалтеры будут иметь хоть немного стабильности.

Михаил БАРАБАШ,
главный бухгалтер ПП "Тисар", г. Киев

Осень не принесла изменений

Все изменения этой осени, конечно, важны, но от них не стало легче или проще работать.

Например, Постановление Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. №38 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности" может прибавить забот, но это пустяки.

Приказ "Об утверждении Порядка рассрочки и отсрочки налоговых обязательств налогоплательщиков" может помочь улучшить финансовое состояние предприятий, имеющих проблемы со свободными средствами. Но не каждый воспользуется такой возможностью.

Вступление в силу статей 6 "Налоговое уведомление и налоговые требования", 8 "Налоговый залог", 9 "Административный арест активов" и 14 "Рассрочка и отсрочка налоговых обязательств налогоплательщика" Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" пока никак не влияет на работу предприятия, поэтому не могу говорить о каких-либо положительных или отрицательных их сторонах. Если бы предприятию угрожал арест активов, данное событие (вступление в силу ст. 9) воспринималось бы иначе и реагировали бы на него по-другому.

И вообще, за последние несколько месяцев не были приняты нормативно-правовые акты, существенно повлиявшие на работу бухгалтера, предприятия, а ведь бухгалтеры давно ожидают каких-либо положительных изменений.

Оксана ПАНТЕЛЕЕВА,
главный бухгалтер ООО "Интерсервис", г. Донецк

Внеплановые проверки Фонда никому не нужны

Считаю, что Постановление Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности" не повлияет на работу предприятия: данный фонд уже трижды в течение года проверял нас и не обнаружил нарушений. Возможно, предприятиям, имеющим большой штат и часто обращающимся за средствами в фонд, такие проверки прибавят забот. Но большинство небольших фирм проверки обойдут стороной: больничных не так уж много и оплачиваются они преимущественно с прибыли предприятия (поскольку работники болеют недолго).

К изменениям о предоставлении уточняющих деклараций отношусь отрицательно. ГНА Украины своим налоговым разъяснением от 10.09.2001 г. №360 не упростила предоставление таких деклараций, а наоборот, только прибавила работы бухгалтерам.

Настораживает Постановление Правления НБУ от 01.08.2001 г. №318 "Об утверждении Изменений к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте". Конечно, НБУ может позволить себе арест средств предприятия, но не уверена в юридической силе таких действий. Ведь каждое предприятие имеет право распоряжаться своими средствами так, как считает нужным.

Впрочем, в нашем государстве уже давно не считаются ни с мнением бухгалтеров, ни с интересами предприятий.

Дарья ВИНТОЛОВА,
главный бухгалтер ЧП "Вироока", г. Львов

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua