Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#50'2001: Практичная бухгалтерия - Делай так

Искусство жить без денег

Александр РЯЩЕНКО, аудитор


Сегодня денежные средства нередко являются дефицитом. Наличие прибыли в отчете о финансовых результатах и в декларации о прибыли еще не свидетельствует о наличии денежных средств на предприятии.

Некоторые руководители и бухгалтеры предприятий при необходимости осуществления платежей и отсутствии денежных средств порой принимают не самые оптимальные решения. Невозможно рассказать все об управлении движением денежных средств, но мы рассмотрим хотя бы некоторые способы контроля и управления денежными потоками.


Что такое "денежные средства"

В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета (П(С)БУ) 2 "Баланс", оборотные активы - это денежные средства и их эквиваленты, которые предприятие может без ограничений использовать, а также другие активы, которые предназначены для реализации или потребления в течение финансового года или операционного цикла. Операционный цикл - это промежуток времени между приобретением запасов и получением денежных средств от продажи произведенной из них продукции.

В настоящее время на больших предприятиях (по крайней мере в западных компаниях) контроль и управление движением денежных средств, как правило, осуществляет финансовый директор. На малых и средних предприятиях, к сожалению, системно этим не занимается практически никто. И как свидетельствует практика, это приводит к печальным последствиям для предприятий.

Как видим, денежные средства входят в состав оборотных активов. Состав оборотных активов (в том числе и денежные средства) представлен во втором разделе активов Баланса (форма №1). Оборотные средства инвестируются предприятием в свои текущие хозяйственные операции во время каждого операционного цикла. П(С)БУ 4 "Отчет о движении денежных средств" определяет денежные средства как наличные средства, средства на счетах в банках и депозиты до востребования. Далее мы будем вести речь о тех денежных средствах, которые предприятие может оперативно и без ограничений использовать по своему усмотрению.

При эффективном финансовом управлении деньги предприятия, подобно потокам крови в живом организме, должны поддерживаться в циркулирующем состоянии. Говорят: "Деньги должны работать". На рис. 1 показана упрощенная схема движения денежных средств производственного предприятия. Для непроизводственного предприятия схема будет такой же, за исключением отсутствия таких элементов, как сырье и незавершенное производство.

Рис. 1

С одной стороны, наличие значительной суммы денег на текущем счете предприятия позволяет ему оперативно рассчитываться по всем возникающим обязательствам и авансовым платежам, придает некоторую уверенность его руководителям. С другой стороны, инфляция может уменьшить реальную стоимость этих денег, или банк, в котором находятся деньги, может обанкротиться, или налоговые органы по каким-либо причинам заблокируют банковский счет предприятия. Но самое главное - эти "пассивные" деньги не приносят дохода предприятию.

"Высшим пилотажем" финансового руководителя считается, когда предприятие обеспечивается наиболее "дешевыми" деньгами в нужное время и в необходимых размерах. Если они будут получены поздно, то предприятие может понести убытки в виде утерянных возможностей, сорванного контракта или в виде штрафных санкций за несвоевременную уплату (в том числе и налогов). Если деньги будут получены очень рано, то они будут лежать без применения и не принесут дохода. Поэтому управление денежными средствами предприятия - это балансирование между рисками.

От планового хозяйства к... плановому хозяйству

Бюджет денежных средств (кассовый бюджет) является составной частью основного бюджета предприятия. Кассовый бюджет представляет собой подробную смету планируемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период. Он включает не только статьи и суммы поступлений и выплат, но и предполагаемое время их осуществления.

Кассовые бюджеты должны включать все предполагаемые денежные поступления и выплаты (см. табл. 1).

Таблица 1

Денежные
поступления выплаты
Продажа товаров, работ, услуг Покупка сырья, материалов,...
Поступления по дебиторской задолженности Расчеты с кредиторами и долгами,...
Авансовые платежи Авансовые платежи
Продажа активов Зарплата, страхование,...
Доходы от инвестиций Покупка ОС, финансовые инвестиции, дивиденды
Ссуды, кредиты полученные Ссуды, кредиты выданные
Вклады капитала Налоги, сборы, пошлины,...
... Штрафы, неустойки,...
... ...

Необходимо определить, какие статьи кассового бюджета оказывают наибольшее влияние на денежные потоки. Это позволит сосредоточить основное внимание на составлении смет этих статей, например, таких, как объем продаж и производства.

Поскольку в наших условиях будущее трудно прогнозировать, желательно, чтобы бюджет составлялся на каждый месяц (квартал) и предусматривал альтернативные варианты.

Заложенные в кассовом бюджете показатели основываются на субъективных оценках, например на прогнозе продаж и периода погашения дебиторской задолженности. Это необходимо учитывать при использовании бюджета.

Основным документом для анализа денежных потоков является "Отчет о движении денежных средств" (он подробно описан в П(С)БУ 4). С его помощью можно анализировать текущую платежеспособность предприятия, выявлять причины недостатка или избытка денег, увидеть реальные источники их поступления и использования. Сравнивая данные Отчета о движении денежных средств и кассового бюджета за прошедший период, можно увидеть отклонения от запланированных показателей и проанализировать их причину. При наличии больших отклонений возможны внесения корректив и уточнений в последующий кассовый бюджет. Периодичность составления Отчета о движении денежных средств должна совпадать с периодом составления кассового бюджета для удобства их сравнения.

Управление поступлением платежей

Конечная цель любого коммерческого предприятия - прибыль. Основными источниками получения прибыли и денежных средств являются клиенты предприятия - покупатели. Поэтому покупатели (дебиторы) - основной и регулярный источник поступления денег. В структуре оборотных средств многих предприятий (особенно производственных и оптовой торговли) дебиторская задолженность составляет значительную часть.

Дефицит денежных средств требует со стороны любого предприятия особого внимания к получению оплаты от покупателей и вынуждает искать новые подходы в ценовой и кредитной политике. С одной стороны, реализация продукции по предоплате устраняет риск неплатежей, повышает платежеспособность, устраняет необходимость кредита извне, но при этом может уменьшиться количество покупателей. С другой стороны, продажа в кредит (с отсрочкой платежа) позволяет увеличить количество покупателей, но одновременно увеличивает риск неплатежей, потерь из-за инфляции, повышает вероятность необходимости кредита извне. Учет реальных потерь или выгод от принимаемых решений может использоваться как инструмент увеличения продаж и, как следствие, притока денег на предприятие.

Существует несколько способов контроля и управления дебиторской задолженностью.

Анализ дебиторов позволяет определить важность покупателей для предприятия и их надежность. Обычно покупателей делят на три условные группы:

- клиенты с положительной кредитной историей, от которых предприятие имеет большие и долгосрочные заказы, оплата которых производится в оговоренные сроки (VIP-клиенты);

- клиенты с положительной кредитной историей, от которых предприятие имеет средние и небольшие, но постоянные заказы, оплата которых производится в сроки, близкие к договорным (наиболее многочисленная группа);

- клиенты с ненадежной или неизвестной кредитной историей, от которых предприятие имеет небольшие непостоянные или разовые заказы.

Исходя из этого предприятие строит в отношении этих клиентов свою политику цен, предоставления скидок, отсрочек платежа, очередность и срочность выполнения заказов и т. п. Удержание постоянных и надежных покупателей обеспечивает регулярное и прогнозируемое поступление денег на предприятие.

Разработка стратегии заключения договоров увеличивает приток денежных средств и минимизирует неплатежи за поставленную продукцию. Договоры должны иметь гибкие условия и способы платежа, которые основываются, с одной стороны, на финансовом анализе, а с другой - на их привлекательности для покупателей.

Система скидок должна поощрять покупателей либо больше покупать, либо раньше платить. Если полная предоплата невозможна, можно применять частичную предоплату. Хотя скидки оправданны тогда, когда они приводят к более высокой общей прибыли, они могут предоставляться и с целью увеличения притока денег в определенный период, когда предприятие испытывает их дефицит, например, при приближении срока уплаты налогов.

Существуют различные категории скидок: за предоплату, за большой объем покупки, для долгосрочного контракта, для VIP-клиента, за высокий кредитный рейтинг покупателя, за невысокое качество продукции, за негарантированные сроки поставки и т. д.

При рассмотрении вопроса о штрафах за просроченный платеж, при всех прочих равных условиях, необходимо отдавать предпочтение скидкам за предоплату и более ранние платежи, так как поощрение всегда действует лучше, чем наказание. Можно разработать такую шкалу скидок, которая бы сопоставляла сроки оплаты с величиной скидок и включила в себя дополнительные платежи (а по сути - штрафы) за более позднюю оплату. Поясним это на примере. Для этого сравните два возможных варианта формулировок договора (табл. 2) (цифры абстрактные)

Таблица 2

Условия договора Вариант 1 Вариант 2
Сумма договора, грн 1000 1100
Срок оплаты, дней 20 20
Штраф за просрочку платежа, % 10 -
Скидки
За полную предоплату, % - 15
За оплату в течение 20 дней после отгрузки товара, % - 10
Сумма договора через 20 дней после отгрузки товара, грн 1100 1100

Кредитная политика предприятия должна содержать критерии, по которым принимаются решения - кто из покупателей может получить товарный кредит и на каких условиях. Эффективность кредитной политики обеспечивается: экономическим обоснованием, оценкой кредитного риска, контролем за платежами по кредиту, анализом финансовых результатов по ранее предоставленным кредитам, корректировкой кредитной политики (в случае необходимости).

Для принятия решения о предоставлении крупного кредита необходимо собрать и проанализировать информацию о платежеспособности покупателя. Такая информация может быть получена на основе анализа истории платежей по предыдущим договорам с данным покупателем, из его финансовых отчетов, от его партнеров, от обслуживающего его банка и т. п.

Часть продаж в кредит может резервироваться для перспективных клиентов, у которых отсутствуют деньги в настоящий момент, для новых важных рынков сбыта и для других чрезвычайных случаев.

Анализ дебиторской задолженности по срокам давности позволяет определить эффективность действий предприятия в отношении скидок и кредитов (см. рис. 2).

Рис. 2

Анализ дебиторской задолженности по срокам давности

Анализ дебиторской задолженности по срокам давности

Представленный графический пример позволяет наглядно определить:

- эффективность кредитной и ценовой политики предприятия;

- тенденции и прогноз поступления денег в различные временные интервалы;

- области, в которых необходимы усилия по возврату долгов;

- какие из просроченных долгов, возможно, необходимо признать безнадежными и не рассчитывать на них в будущем.

Оценка реальной дебиторской задолженности дает более правдивый прогноз получения денег от дебиторов в будущем. Чистая реализационная (реальная) стоимость дебиторской задолженности определена П(С)БУ 10 как сумма текущей дебиторской задолженности за поставленную продукцию за вычетом резерва сомнительных долгов. В пунктах 8 и 9 данного стандарта представлены правила и подробный пример определения резерва сомнительных долгов. К сожалению, практика свидетельствует об отсутствии должного внимания со стороны финансовых служб многих наших предприятий к его расчету.

Использование "товарных" векселей при продаже больших партий товаров в кредит является одним из надежных инструментов дальнейшего погашения дебиторской задолженности покупателями.

Среди оборотных активов, представленных во втором разделе активов Баланса (форма №1), есть статья "Векселя полученные". П(С)БУ 2 определяет ее как задолженность покупателей и других дебиторов за поставленную им продукцию или другие активы, которая обеспечена векселями. Казалось бы, это та же дебиторская задолженность. Однако полученные "товарные" векселя выделены в отдельную статью и учитываются в валюте баланса по своей номинальной стоимости, а просто дебиторская задолженность - лишь после вычета из ее первоначальной стоимости резерва сомнительных долгов. Тем самым в балансе подчеркивается более высокая вероятность погашения дебиторской задолженности, обеспеченной векселями, чем просто дебиторской задолженности.

Это следует и из самой сути векселя, определение которому дано в Законе от 18.06.91 г. №1201-ХII "О ценных бумагах и фондовой бирже". Вексель рассматривается как ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления указанного срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Продавцу товара (владельцу векселя) важно, что вексель после выполнения всех определенных законом процедур позволяет безусловно получить от покупателя (векселедателя) в определенное время договорную сумму денег. Для продавца предпочтительнее вексель, авалированный банком или другим надежным авалистом. (Авалирование - это принятие каким-либо лицом обязательства оплатить вексель за одно из обязанных по векселю лиц при неоплате векселя плательщиком в срок.)

Кроме того, при заключении договоров с новыми крупными клиентами желательно, чтобы они предоставляли банковские гарантии (авалирование банком векселя - одна из таких гарантий). Для долгосрочных договоров можно практиковать выставление промежуточных счетов, что обеспечивает постоянный приток денег по мере выполнения этапов договора. В некоторых случаях предприятию выгодно заключать договора комиссии, так как при этом оно сохраняет отданные на реализацию товары в своей собственности до тех пор, пока они не будут проданы комиссионером и за них получены деньги.

Получение срочных денег

Отсутствие денег в нужное время может привести к серьезным последствиям для предприятия не только в настоящем, но и в будущем (см. табл. 3).

Таблица 3

Действия, вызванные отсутствием денежных средств Последствия
Возникновение задолженности перед бюджетом Пеня и штрафные санкции, административная или уголовная ответственность
Задержка в выплате заработной платы Индексация задержанной зарплаты, отток кадров, уголовная ответственность (по новому УК)
Возникновение просроченной задолженности банкам по кредитам Штрафные санкции, плохая кредитная история в будущем
Рост кредиторской задолженности перед поставщиками Отказ в предоставлении торгового кредита в будущем, потеря постоянных поставщиков
Задержки с покупкой сырья Задержки с продажами, потеря постоянных покупателей

А в итоге все это прямо или косвенно приводит к необходимости дополнительных денежных затрат. Чтобы избежать таких ситуаций, предприятию необходимо принять все доступные меры для срочного получения денег в такой критический период.

Прежде всего необходимо проанализировать внутренние возможности предприятия превратить принадлежащие ему активы в денежные средства.

В первую очередь предприятию надо попытаться получить предоплаты от своих покупателей в счет будущих поставок товаров. При этом, возможно, надо будет предоставить таким покупателям специальные скидки (бесприбыльная продажа по себестоимости).

После этого провести инвентаризацию всех активов предприятия на предмет их продажи.

Проведя анализ дебиторской задолженности, следует обратиться к дебиторам, у которых уже просрочены или наступили сроки платежей, с требованием погасить задолженность.

Необходимо проанализировать экономический эффект и возможность продажи предприятием своей дебиторской задолженности - факторинга. Определение факторинговых операций дано в Законе об НДС, а регулируются они статьей 17 ГК "Уступка требования и перевод долга". Отметим, что с 1 октября 2001 года утратил силу Указ Президента "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами", запрещавший уступку требования и перевод долга.

При факторинге одна сторона (продавец) заключает договор о продаже своей дебиторской задолженности другой стороне (фактору). Затем продавец сообщает дебитору о покупке фактором его долга, вследствие чего дебитор должен производить все дальнейшие расчеты с фактором. После этого фактор осуществляет расчеты с продавцом, независимо от того, заплатил ему дебитор или нет. За предоставление такой услуги фактор получает от продавца скидку с номинальной суммы долга. Таким образом, факторинг позволяет ускорить поступление денег продавцу, хотя и требует дополнительных расходов.

Имея информацию о факторинговых скидках, можно попытаться предложить своим дебиторам скидки (но не более факторинговых) за срочность погашения своей задолженности.

Проведя анализ эффективности использования основных средств на предприятии, можно выявить машины и оборудование, которые без ущерба для производственной деятельности могут быть проданы или сданы в аренду. При глубоком экономическом анализе может быть поставлен также вопрос о продаже (сдаче в аренду) убыточной или не приносящей прибыли части предприятия. Незавершенное строительство должно быть проанализировано на предмет возможности его дальнейшего финансирования, сроков его завершения и перспектив его использования в будущем.

Особое внимание следует уделить остаткам производственных запасов. Нередко их размер значительно превышает оптимальный уровень, обеспечивающий непрерывность операционного цикла. Продажа излишков запасов и основных средств, кроме пополнения денежных ресурсов, может снизить затраты на содержание их оставшейся части.

Критический пересмотр инвестиций может выявить ошибочность прогнозов в получении от них той прибыли, на которую рассчитывало предприятие. В этом случае стоит рассмотреть возможность превратить хотя бы часть их в деньги.

Только после анализа внутренних резервов можно переходить к поиску внешних заемных источников денежных средств.

Лучшим вариантом, конечно, было бы получение беспроцентной ссуды. При отсутствии такой возможности следует рассмотреть варианты получения кредитов банка.

Необходимо узнать в нескольких банках (в т. ч. и в своем банке) о возможности и условиях пользования овердрафтом и условиях получения кредита1.

Отметим, что с 1 октября 2001 года вступила в силу статья 14 Закона "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами". Эта статья предусматривает возможность получения налогоплательщиками рассрочки и отсрочки налоговых платежей в бюджет под проценты, что также можно рассматривать как предоставление кредита государством.

Целесообразность использования того или иного вида кредита может быть проанализирована с помощью модели "финансового рычага", которая описана во многих учебниках по финансам. Эта модель позволяет оценить, способно ли предприятие при данном банковском проценте за кредит и своем уровне рентабельности вернуть кредит и выплачивать за него проценты, не уменьшая собственный оборотный капитал. Сделав такой анализ, можно будет избрать наиболее выгодный вариант получения кредита.

Неденежные формы расчетов

В условиях дефицита денег и кризиса неплатежей в некоторых ситуациях у предприятия существует возможность осуществить неденежные формы расчета со своими поставщиками, кредиторами, бюджетом. К таким формам расчета относятся: бартерные операции, толлинг, взаимозачеты и расчеты ценными бумагами.

Закон "О налогообложении прибыли предприятия" определяет бартер как операцию, не предусматривающую денежные расчеты за поставленные товары, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, по которым не предусматривается зачисление денежных средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров.

Перед осуществлением бартерной операции следует определить цели такой операции и оценить все ее плюсы и минусы (табл. 4).

Таблица 4

Плюсы и минусы бартерных операций

Плюсы Минусы
Уменьшение расходов денежных средств Снижение поступлений денежных средств
Способ погашения дебиторской задолженности Необходимость перепродажи ТМЦ, полученных по бартеру, для получения денег
Способ погашения кредиторской задолженности Удлинение цикла получения денег
Способ приобретения сырья и материалов Часто получается то количество ТМЦ, которое определяется размером долга, а не потребностями предприятия
Отказ от привлечения кредитов для поддержания операционного цикла Обычно требует больших издержек, чем при денежных расчетах
При определенных условиях возможно снижение налогов на прибыль и НДС Более жесткая система налогообложения
Способ расчетов при заблокированных банковских счетах Требуют особого подхода и контроля к каждой сделке

Законами предусмотрены более жесткие условия налогообложения бартерных операций (п. 4.2 и пп. 7.3.4 Закона "О НДС", а также п. 7.1 и пп. 11.2.3, 11.3.4 Закона "О налогообложении прибыли предприятий"). Поэтому до их начала необходимо дать ответ на вопрос: "Что выгоднее предприятию: осуществить такую операцию или отказаться от нее?". Хотя необходимо заметить, что при отсутствии альтернативных вариантов бартер иногда лучше, чем ничего.

При отсутствии у предприятия денег на приобретение сырья иногда применяется схема работы на давальческом сырье (толлинг). При такой схеме предприятие бесплатно получает сырье, обрабатывает его, а затем производит расчеты с владельцем сырья одним из следующих способов:

- возвращает готовую продукцию владельцу сырья и получает от него деньги за услуги по его переработке;

- возвращает готовую продукцию, изготовленную из части сырья, а часть сырья оставляет себе в качестве оплаты за услуги по его переработке;

- возвращает часть готовой продукции, а часть ее оставляет в качестве оплаты за услуги по его переработке.

Схемы работы на давальческом сырье имеют свои особенности налогообложения, которые необходимо учитывать при их осуществлении (Закон от 15.09.95 г. №327/95-ВР "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", пункты 4.4, 11.9 Закона "О НДС").

Взаимозачет можно определить как процедуру погашения взаимных обязательств в пределах равных сумм задолженностей, исключающую реальное движение денежных средств.

Различные примеры взаимозачетов не раз публиковались в бухгалтерских периодических изданиях. Однако схемы взаимозачетов индивидуальны для каждого предприятия и зависят от наличия у него как реальных дебиторов и кредиторов, так и потенциальных - таких, которые могут (или заинтересованы) стать таковыми в ближайшем будущем. Возможны схемы сложных многосторонних взаимозачетов (комбинации перевода долга и взаимозачетов), при осуществлении которых, кроме реальных дебиторов-кредиторов, дополнительно вовлекаются еще несколько предприятий, которые в реализуемой схеме также решают свои проблемы погашения долгов.

На практике также широко распространена ситуация, когда фактически бартерная сделка оформляется двумя встречными договорами купли-продажи с последующим взаимозачетом обязательств с целью избежать неприятных моментов в налогообложении бартерных операций.

Закон "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" предусматривает случаи взаимозачетов между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней (2-й абзац пп. 7.1.1 Закона).

Ценная бумага - это денежный документ, удостоверяющий право владения или отношения ссуды. Ценная бумага определяет взаимоотношения между издавшим (эмитировавшим) ее лицом и ее владельцем и предусматривает, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, которые вытекают из данного документа, другим лицам. Вексель также является ценной бумагой.

Использование ценных бумаг позволяет эффективно осуществлять разнообразные хозяйственные операции, например их обмен на сырье или товар. Следует отметить, что часть таких операций подпадает под определение бартерных. Поэтому необходимо учитывать особенности налогообложения таких операций и выбирать наиболее оптимальные варианты их проведения.

Налоговым законодательством также предусмотрены некоторые случаи использования ценных бумаг для расчетов с бюджетом или отсрочки таких платежей. Например, согласно Закону о НДС, - это казначейские и налоговые чеки и векселя (3-й и 6-й абзацы пп. 7.7.3, п. 11.5).


Примечания:

1 Овердрафт - возможность на короткий срок снимать со своего текущего (дополнительного) счета суммы денег сверх остатка.


Зачем нужен кассовый бюджет

Кассовый бюджет позволяет руководству предприятия:

  • иметь представление об общей потребности в деньгах;
  • прогнозировать моменты времени, когда ожидается недостаток или избыток денег;
  • принимать решения о необходимости привлечения заемных средств;
  • принимать решения о рациональном использовании свободных денежных ресурсов.

    В заключение

    Краткость изложенного выше материала, в особенности относительно "безденежных" операций, обусловлена тем, что работа каждого предприятия и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, только после конкретного тщательного анализа.

  • Поэтому в статье лишь в общих чертах были показаны некоторые способы контроля и управления денежными средствами и варианты выхода из ситуации, когда они отсутствуют на предприятии. Из-за ограничения объема статьи не были также рассмотрены инструменты самого анализа. Однако надеемся, что информация, изложенная выше, послужит толчком к дальнейшему более подробному изучению этой темы.

© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua