Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#52'2001: Практичная бухгалтерия - Траффик << >>

Что нового?

Коротко

  • Кабмин постановлением от 13.12.2001 г. №1659 внес изменения в Порядок возмещения НДС. Из него исключено положение о том, что возмещение возможно при двух участниках расчетов. Порядок предусматривает возможность возмещения за счет погашения кредиторской задолженности.

  • ГНА в письме от 14.11.2001 г. №15360/ 7/17-0517 сообщает, что если гражданин увольняется с предприятия, отработав по месту основной работы неполный год, и до конца календарного года на данном предприятии не работал и не получал доходов, у данного предприятия нет оснований для проведения гражданину окончательного годового перерасчета. Если гражданин после увольнения больше нигде не работал и не получал доходы из иных источников, подача декларации в налоговые органы не предусмотрена.

  • Законом от 13.12.2001 г. "Об установле нии размера минимальной зарплаты на 2002 год" предлагается установить с 01.01.2002 г. размер минимальной зарплаты 140 грн в месяц. Закон находится на подписи у Президента.

  • Утвержден Закон "О внесении измене ний в Декрет Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе". Декрет дополнен определением терминов "давальческое сырье" (сырье, являющееся собственностью одного хозсубъекта и передаваемое производителю для изготовления подакцизных товаров) и "давальческие условия" (условия, определенные в договоре между заказчиком и производителем, и на основании которых производится подакцизная продукция). Закон находится на подписи у Президента.

  • Нацбанк телеграммой от 12.12.2001 г. №11-311/2018-7647 предупреждает о появлении новых вариантов фальшивых банкнот номиналом 1 грн образца 1992 г. и 10 грн образца 1994 г.


Новости

Налоговый долг, даже рассроченный, является препятствием для перехода на единый налог

Письмо ГНАУ от 29.11.2001 г. "О переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности"

На основании статьи 18 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" при рассрочке налоговый долг не ликвидируется, а лишь переносится срок его уплаты, т. е. происходит перенос сроков уплаты долга, возникшего в предыдущие периоды.

В то же время, в соответствии с Указом Президента Украины от 28.06.99 г. №746/99 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", переход на упрощенную систему налогообложения возможен только при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный период. Таким образом, по мнению специалистов государственной налоговой службы, предприятие до окончательного погашения налогового долга не имеет права перейти на уплату единого налога.

"Документы для работы"


Приказ хозяйственного суда может стать основанием для принудительного списания средств со счетов бюджетных учреждений

Приказ Госказначейства Украины от 05.10.2001 г. №175 "Об утверждении Порядка принудительного списания (взыскания) средств со счетов учреждений и организаций, открытых в органах Государственного казначейства"

Принудительное списание средств с регистрационных счетов бюджетных учреждений возможно и по приказам хозяйственных судов без привлечения государственной исполнительной службы. Выполнение решения об аресте средств может быть осуществлено в течение бюджетного года (до 31 декабря текущего года), невыполненные суммы решений снимаются с учета и возвращаются выдавшим их органам, т. е. Госказначейство самостоятельно разблокирует счета в конце года независимо от решений судов. Органы Госказначейства уже не обязаны уведомлять учреждение (организацию) о поступлении документов относительно бесспорного взыскания.

Четко расписан порядок выполнения органами Государственного казначейства определений судов, постановлений следователей и постановлений государственных исполнителей относительно ареста средств бюджетных организаций. Платежное требование и сопроводительные документы взыскатель может подать или в обслуживающий его банк или в орган Госказначейства, в котором обслуживается организация-должник.

"Документы для работы"


О непредставлении некоторыми гражданами деклараций о совокупном налогооблагаемом доходе

Распоряжение КМУ от 13.12.2001 г. №560-р

Принять предложение Государственной налоговой администрации, согласованное с Минфином и Минюстом, относительно непредставления деклараций о совокупном налогооблагаемом доходе гражданами, которые в течение отчетного 2001 календарного года получали доходы не по месту основной работы в размерах, не превышающих за год трех прожиточных минимумов, установленных законом на одно трудоспособное лицо в расчете на месяц.

Премьер-министр Украины А. КИНАХ

Комментарий.

Распоряжением установлено, что граждане, имевшие по неосновному месту работы доход до 993,15 грн (331,05 х 3) включительно, могут не подавать декларации по подоходному налогу.

Во-первых, согласно предыдущему Распоряжению Кабинета Министров Украины "О непредоставлении некоторыми гражданами деклараций о совокупном налогооблагаемом доходе" от 13.12.2000 г. №490-р (см. "Документы для работы" №52/2000), гражданам, которые в течение отчетного 2000 календарного года получали не по месту основной работы доход, не превышавший трех минимальных заработных плат в год, также было разрешено не подавать декларации.

Таким образом, наблюдаем прогресс в понимании налоговыми органами принципов обложения подоходным налогом: исходя не из не облагаемого налогом минимума 17 грн, а из минимальной заработной платы, что и соответствует закону: не облагаемый налогом минимум доходов граждан не может быть ниже прожиточного минимума. Именно об этом сказано в статье 17 Закона Украины от 05.10.2000 г. №2017-III "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях" (см. "Документы для работы" №47/2000). К сожалению, до внесения соответствующих изменений в Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. №13-92 "О подоходном налоге с граждан" о таком не облагаемом налогом минимуме приходится только мечтать. Но ход мысли налоговиков уже обнадеживает.

Во-вторых, возникает вопрос: кому выгодно или не выгодно не подавать декларацию по подоходному налогу при заработках на стороне до 993,15 грн включительно? Такое непредоставление однозначно выгодно работникам, которые по основному месту работы подпадают под ставки налогообложения 30 и 40 процентов, т. е. если "основная" зарплата превышает 1020 грн в месяц, а заработки на стороне - незначительны.

Выгодно подать декларацию лицам с месячным налогооблагаемым доходом до 170 грн (с учетом "постороннего" дохода 993,15 грн), ведь именно с превышения этой суммы применяется 20-процентная ставка налогообложения. То есть у кого величина дохода за месяц (совокупный заработок за 12 месяцев + неосновной заработок в сумме до 993,15 грн)/12) меньше 170 грн, то декларацию не грех и подать.

Причем максимальный возврат, на который можно рассчитывать в этом случае, - это 105,27 грн. Такая сумма получается из расчета наиболее благоприятных для налогоплательщика условий: нет основного места работы, а по неосновному получено 933,15 грн и удержано соответственно 20 процентов - 186,63 грн. При подаче декларации получается, что у гражданина среднемесячный налогооблагаемый доход - 77,76 грн, с которого должны удержать за год меньшую сумму подоходного налога (10% суммы, превышающей 17 грн), т. е. за год - 6,78 х 12 = 81,36 грн, а удержано было 186,63 грн, вот и разница в 105,27 грн.

В-третьих, 2002-й будет первым годом, когда и рядовым гражданам, и предпринимателям необходимо будет подавать налоговые декларации за год в течение одного срока (у предпринимателей - еще квартальное предоставление деклараций), причем продленного по сравнению с предыдущим - до 1 апреля 2002 года, то есть до 31 марта 2002 года включительно.

В-четвертых, Распоряжение позволит некоторым гражданам сэкономить на штрафах. С учетом положений подпункта 17.1.5 Закона №2181, если физическое лицо-налогоплательщик не подает декларацию в налоговый орган в сроки, определенные законодательством, штрафные санкции за несвоевременное предоставление декларации, установленные подпунктом 17.1.1 Закона (170 грн), к такому налогоплательщику не применяются, поскольку обязанность начисления налога по декларации возложена на налоговый орган.

Но за непредоставление, несвоевременное предоставление деклараций такие плательщики привлекаются только к административной ответственности: в соответствии с пунктом 11 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" налагается штраф от одного до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17 до 85 грн).

Заработал по неосновному месту работы в 2001 году до 993,15 грн включительно - освобожден от подачи декларации

Виталий МОСЕЙЧУК

<< >>
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua