Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#35 '2000: Документы для роботы - Мониторинг

Мониторинг

Анализ документов, обнародованных с 16 по 22 августа 2000 года

Раздел "Документы для работы" этого выпуска "Дт-Кт" содержит материалы только на украинском языке

ВР УКРАИНЫ
  • Закон от 13.07.2000г. №1909-III "О специальной экономической зоне "Николаев"

    (Официально не обнародован)

    Специальная экономическая зона "Николаев" создается в городе Николаеве на срок 30 лет в пределах земельных участков, предоставленных в пользование судостроительным предприятиям, с целью привлечения инвестиций. Специальный правовой режим предпринимательской деятельности распространяется на субъектов СЭЗ "Николаев" исключительно при осуществлении ими предпринимательской деятельности в период реализации инвестиционных проектов, стоимость которых должна быть не менее 500 тыс. долларов США.

    В СЭЗ "Николаев" на территории предприятий судостроительной промышленности вводится режим специальной таможенной зоны, в соответствии с которым (на срок не более 5 лет) "...не взимается ввозная пошлина и НДС при ввозе товаров, а при вывозе товаров на территорию предприятий судостроительной промышленности не взимается вывозная пошлина, а НДС взимается по нулевой ставке". Срок нахождения товаров на территории СЭЗ "Николаев" не ограничивается, но при их нецелевом использовании налогоплательщик обязан уплатить ввозную пошлину в установленном порядке, НДС - с учетом пени в размере 120% ставки НБУ. Специальный режим не касается бартерных операций и операций с давальческим сырьем.

    Прибыли, полученные от реализации инвестиционных проектов, освобождаются от налогообложения на 3 года, прибыли, полученные с 4-го по 6-й год включительно, облагаются налогом по ставке 50% действующей, а поступления в иностранной валюте не подлежат обязательной продаже.


  • Закон от 13.07.2000г. №1922-III "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной статистике"

(Официально не обнародован)

Закон предоставляет право органам государственной статистики бесплатно получать от субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц данные бухгалтерского учета, другую статистическую информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом.

Работники органов госстатистики "...могут применять метод непосредственного посещения производственных, служебных, хозяйственных, жилых помещений..." и земельных участков как юридических, так и физических лиц и т.п.

При выявлении приписок и других искажений органы статистики могут самостоятельно вносить исправления в статистическую отчетность с последующим уведомлением об этом респондентов, а также давать правоохранительным органам предложения по привлечению виновных в нарушении субъектов предпринимательской деятельности к ответственности.

Использование органами государственной власти статистических наблюдений за деятельностью юридических лиц осуществляется с соблюдением требований конфиденциальности.

Закон вступает в силу с 1 января 2001 года.

Будет напечатан в следующих номерах


  • Закон от 13.07.2000г. №1929-III "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях"

(Официально не обнародован)

Расширен круг нарушений и установлено более жесткое наказание для должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности за нарушения относительно статистической отчетности. Отныне наказываться будет также предоставление органам госстатистики данных не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, что влечет за собой наложение штрафа от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (было 3-5), а за повторные действия - от 15 до 25 (5-10).

Введено наказание за соответствующие нарушения и для граждан - от 51 до 85 гривен, а за повторные нарушения - от 85 до 170 гривен.

Нарушение порядка использования конфиденциальной информации, а также использование ее в средствах массовой информации, для распространения в информационных сетях, на бумажных, магнитных и других носителях, в научных трудах и т. п. без ссылки на ее источник влечет за собой наложение штрафа на граждан - от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от 10 до 20.

Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Будет напечатан в следующих номерах


КМ УКРАИНЫ
  • Постановление от 11.08.2000г. №1256 "О механизме реализации статьи 71-2 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год"

    (Официально не обнародовано)

    Утверждено Положение о механизме направления денежных средств, полученных в счет погашения части задолженности субъектов ведения хозяйства по налогам, сборам в госбюджет по состоянию на 1 января 2000 г., в соответствии с которым ГНАУ составляет перечень предприятий-должников (кроме энергогенерирующих компаний), имеющих задолженность (недоимку) в государственный бюджет, образовавшуюся по состоянию на 1 января 2000 г., по НДС, акцизному сбору с произведенных в Украине товаров, по налогу на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий коммунальной собственности).

    Предприятия-должники, определенные ГНАУ, уплачивают задолженность (недоимку) в госбюджет, с указанием в поле назначения платежа расчетного документа "Исполнение статьи 712 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год".


  • Постановление от 11.08.2000г. №1260 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 4 апреля 2000 г. №599"

(Официально не обнародовано)

Дополненное Положение об организации и проведении аукционов по продаже нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля применяется к соглашениям, связанным с реализацией продавцами - субъектами предпринимательской деятельности добытых и произведенных на территории Украины нефти, газового конденсата, сжиженного газа и угля.

Постановлением КМУ предусмотрено освобождение от продажи на аукционе 15-процентного объема нефти, добытой на территории Сумской, Черниговской, Полтавской, Ивано-Франковской, Львовской, Харьковской и Черновицкой областей, которая передается государственным администрациям этих областей для обеспечения их нужд и поставки которой осуществляются на основании заключения прямых договоров купли-продажи при условии предварительной оплаты в течение 10 дней со дня заключения договора купли-продажи этой нефти по средневзвешенным ценам, сложившимся на предыдущем аукционе по ее продаже, с аналогичными условиями поставки по соответствующим регионам.

Эти изменения будут действовать до 1 января 2001 года.

Печатается в этом номере


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК
  • Письмо от 31.07.2000г. №11-113/1152 "Об определении операций при расчетах за приобретенные товары (работы, услуги)"

    (Не подлежит государственной регистрации)

    Еще одно разъяснение о характере расчетной операции при уплате физическими лицами наличных средств через кассу учреждения банка юридическому лицу за приобретенные у него товары (выполненные работы, предоставленные услуги). НБУ опять обращает внимание налоговой администрации на то, что такая операция состоит из двух частей: первая - прием банком наличности от физического лица, а вторая - перечисление денежных средств с внутреннего счета банка на счет получателя денежных средств. Поэтому для физических лиц данная операция является наличной, а для получателя платежа - безналичной. При этом "...субъект предпринимательства, на счет которого осуществляются такие платежи, может осуществлять торговую деятельность без приобретения торгового патента". НБУ высказывает категорическое несогласие с позицией ВАСУ по данному вопросу и подтверждает неизменность своей позиции. Для исключения неоднозначного толкования данного вопроса НБУ прорабатывает другие возможные варианты его урегулирования.

    Печатается в этом номере


ГНАУ
  • Письмо от 23.06.2000г. №2314/М/15-1116 "Об обязанности вновь созданных субъектов хозяйственной деятельности вести учет прироста (убыли) балансовой стоимости товарных запасов с целью корректирования валовых расходов"

    (Не подлежит государственной регистрации)

    ГНАУ информирует, что вновь созданные субъекты хозяйственной деятельности - плательщики налога на прибыль предприятий составляют ведомости о балансовой стоимости товарных запасов и материальных ресурсов начиная с отчетного (налогового) квартала, следующего за кварталом их регистрации в налоговом органе. То есть "...вновь созданный субъект хозяйственной деятельности..." может не составлять ведомость за квартал, в котором состоялась его регистрация в налоговом органе, а также "...имеет право предствлять за этот период в налоговый орган по своему местонахождению декларацию о прибыли предприятия без ведомости". Но такие субъекты должны с квартала, в котором проведена регистрация, вести учет балансовой стоимости, которой будет (на начало отчетного квартала) согласованная учредителями предприятия справедливая стоимость запасов, внесенных в уставный фонд вновь созданного общества его учредителями.

    Приведен пример расчета.

    Печатается в этом номере


  • Письмо от 29.06.2000г. №3613/6/15-1116 "Об отображении в налоговом учете сумм дооценки ТМЦ"

(Не подлежит государственной регистрации)

"Сумма дооценки ранее уцененных запасов...", проводящейся в соответствии с требованиями Порядка ведения учета прироста (убыли) балансовой стоимости, утвержденного приказом Минфина от 11.06.98г. №124, "...не должна превышать сумму уценки (предыдущего уменьшения) таких запасов...", а именно: стоимость запасов в учете не может превышать их первоначальную стоимость.

Печатается в этом номере


  • Письмо от 27.07.2000г. №4267/6/15-1116 "О налогообложении прибыли, полученной филиалами"

(Не подлежит государственной регистрации)

"Создание предприятием, налогоплательщиком обособленных подразделений предусматривает..." в качестве одного из условий такого "...создания разработку и утверждение положения о них". Отсутствие утвержденного положения о таких обособленных подразделениях является нарушением Закона Украины "О предприятиях в Украине".

Таким образом, "...обособленные подразделения без статуса юридического лица...", созданные налогоплательщиками и расположенные на территории иной, чем такой налогоплательщик, территориальной общины, "...являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль на общих основаниях, не принимая во внимание отсутствие утвержденного положения, отдельного баланса или расчетного или текущего счета".

Печатается в этом номере


  • Письмо от 01.08.2000г. №4350/6/15-1116 "О порядке применения пункта 18.3 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"

(Не подлежит государственной регистрации)

Относительно расчетов с нерезидентами, расположенными в оффшорных зонах, ГНАУ напоминает, что для таких операций действуют специальные правила, установленные статьей 18 Закона, которыми предусмотрены особенности учета валовых расходов по операциям с нерезидентами, расположенными в оффшорных зонах. Расходы, составляющие 85% стоимости товаров, приобретенных у таких нерезидентов, отображаются в декларации о прибыли предприятия в строках 2, 7 или 10 приложения "Ж" и подлежат корректированию в соответствии с положениями пункта 5.9 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

Печатается в этом номере


  • Письмо от 03.08.2000г. №4420/6/15-1316 "О применении отдельных норм Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности"

(Не подлежит государственной регистрации)

ГНАУ разъясняет применение отдельных положений Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" относительно оплаты товаров путем внесения наличности физическим лицом в кассу Сбербанка (по платежным кассовым документам) или кассу коммерческого банка с дальнейшим зачислением их на текущие счета продавца - субъекта предпринимательской деятельности. ГНАУ ссылается на письмо НБУ от 15.04.99 г. №25-110/799-3401.

Учитывая, что "...в конечном результате получатель денежных средств получает надлежащий платеж в безналичной форме...", то, с точки зрения последнего, указанную операцию можно квалифицировать как безналичную форму расчетов, и поэтому "...субъект предпринимательства может осуществлять торговую деятельность без приобретения торгового патента".

Печатается в этом номере


ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ
  • Приказ от 17.07.2000г. №64 "Об утверждении Инструкции по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений"

    (Зарегистрирован в Минюсте Украины 31.07.2000 г. под №459/4680)

    С утверждением данной Инструкции утратила силу Инструкция от 02.12.97 г. №124/136/71. Для определения основных средств, учитывающихся бюджетными учреждениями, применяется стоимостный критерий: к основным средствам относятся необоротные активы, имеющие материальную форму и стоимость которых составляет более 500 гривен за единицу (комплект). Независимо от стоимости к основным средствам относятся с/х машины и орудия, строительный механизированный инструмент, рабочие и продуктивные животные, все виды средств передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, и документация по типовому проектированию. Кроме того, к основным средствам относятся сценически-постановочные средства стоимостью более 10 гривен за единицу.

    Приведены особенности учета основных средств.

    Будет напечатан в следующем номере


МИНФИН
  • Приказ от 28.07.2000г. №181 "Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 "Аренда"

    (Зарегистрирован в Минюсте Украины 10.08.2000 г. под №487/4708)

    Со вступлением в силу данного приказа с 1 октября 2000 года утрачивают силу Приказ Минфина от 25.07.95 г. №128 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету арендных операций" и Приказ Минфина от 06.03.98 г. №50 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по бухгалтерскому учету арендных операций". Нормы Стандарта применяются всеми предприятиями, кроме бюджетных учреждений.

    Положение (стандарт) 14 вступает в силу с 1 октября 2000 года.

    Печатается в этом номере


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • Письмо от 27.07.2000г. №45/535 "О перевозке грузов автомобильным транспортом"

    (Не подлежит государственной регистрации)

    Министерство внутренних дел подтвердило необходимость применения товаротранспортных накладных, которые должны отвечать требованиям действующей Инструкции о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы.

    Что касается использования сотового телефона во время движения, то "в случае создания аварийной ситуации водителем, который одновременно разговаривал по телефону, работники ГАИ должны прекратить правонарушение и привлечь виновного к ответственности...".


МИНЭКОНОМИКИ, МИНФИН, ГНА
  • Приказ от 07.08.2000г. №165/184/419 "Об утрате силы приказами Минэкономики, Госспецмонополии и Государственной налоговой администрации Украины"

    (Зарегистрирован в Минюсте Украины 11.08.2000 г. под №496/4717)

    Утратили силу Приказы Минэкономики, Госмонополии от 17.02.99 г. №23/38/115 "Об утверждении Порядка определения и применения минимальных цен на импортные табачные изделия" (зарегистрирован в Минюсте Украины 26.03.99 г. под №189/3482) и от 23.11.99 г. №137/160/590 "Об утверждении размеров минимальных цен на импортные табачные изделия".

    Данный приказ вступает в силу с 30 августа 2000 г.

    Печатается в этом номере


ГОСПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
  • Письмо от 04.08.2000г. №2-222/2717 "О налогообложении возвратной финансовой помощи"

    (Не подлежит государственной регистрации)

    Как считает Комитет, возвратную финансовую помощь (заем) нельзя отнести к прибыли, она не является объектом налогообложения, поэтому требования налоговиков облагать возвратную финансовую помощь налогом на прибыль в момент ее получения субъектом предпринимательской деятельности неправомерны.

    Будет напечатан в следующем номере


ГОССТАНДАРТ
  • Приказ от 24.07.2000г. №449 "О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, и в Сроки введения обязательной сертификации отдельных видов продукции в Украине"

    (Зарегистрирован в Минюсте Украины 08.08.2000 г. под №483/4704 )

    С 9 сентября 2000 г. не будут подлежать государственной сертификации "...услуги по ремонту и техническому обслуживанию дорожных транспортных средств и их составляющих".

    Будет напечатан в следующем номере


ФОНД ГОСИМУЩЕСТВА
  • Приказ от 27.07.2000г. №1559 "Об организационных мерах по формированию Перечня экономической информации, характеризующей финансово-имущественное состояние предприятий, подлежащих приватизации, с целью определения способа их продажи на основании анализа спроса потенциальных покупателей"

    (Зарегистрирован в Минюсте Украины 14.08.2000 г. под №498/4719)

    Утвержден Перечень экономической информации, характеризующей финансово-имущественное состояние предприятий, подлежащих приватизации, с целью определения способа их продажи на основании анализа спроса потенциальных покупателей. В перечень входит бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия, статистическая отчетность на последнюю отчетную дату по форме №1-Б "Отчет о финансовых результатах и дебиторской и кредиторской задолженности", а также другая экономическая информация по приведенной форме.


Подготовили Владимир ЛАВРЕНОВ
© 2000
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua