Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#22'2001: Документы для работы - Новые документы

Вернуться к содержанию - Просмотреть документ

1. О внесении изменений в статью 5 Декрета Кабинета Министров Украины “О подоходном налоге с граждан”

Закон Украины от 26.04.2001 г. №2405-III

Комментарий ДК:

Материальная помощь, выплаченная один раз в год в сумме 331,05 грн, в 2001 году не подлежит обложению подоходным налогом, сборами и взносами

Законом Украины от 26.04.2001 г. №2405-III “О внесении изменений в статью 5 Декрета Кабинета Министров Украины “О подоходном налоге с граждан” (далее — Закон) установлено, что не включаются в совокупный налогооблагаемый доход суммы пособия, стоимость подарков (призов), предоставляемых один раз в календарный год в пределах размера прожиточного минимума (в 2001 году — 331,05 грн).

В Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. №13-92 “О подоходном налоге с граждан” внесены долгожданные дополнения, согласно которым в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы пособия, стоимость подарков (призов), предоставляемых один раз в календарный год в пределах размера прожиточного минимума, установленного законом на трудоспособное лицо, за счет юридических, физических лиц и общественных организаций.

В соответствии с Законом Украины от 22.03.2001 г. №2330-III “Об утверждении прожиточного минимума на 2001 год” (см. “Документы для работы” №17/2001), прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо на 2001 год установлен в размере 331,05 гривни. Накануне сезона отпусков этот Закон весьма кстати. Таким образом, раз в год предприятие может выделить такую сумму своему работнику или другому лицу.

При этом данные суммы выплат не учитываются при определении базы начисления страховых взносов, налогов и сборов, начисляемых на фонд оплаты труда или удерживаемых из зарплаты. В Декрете сказано, что на материальную помощь не производятся начисления, но о вычетах ничего не сказано.

Однако отчислений тоже нет. Дело в том, что для осуществления удержаний социальных взносов необходимы два условия: чтобы выплаты были оплатой труда и чтобы они облагались подоходным налогом. Ни одно из этих условий относительно материальной помощи не выполняется.

В отношении удержания 1-2 процентов в Пенсионный фонд ситуация сходная. Для осуществления этих удержаний необходима принадлежность к совокупному налогооблагаемому доходу, а этого как раз и нет в соответствии с Законом. Таким образом, выплаты материальной помощи в сумме 331,05 грн в год одному лицу осуществляются без какого-либо налогообложения.

Сумма не облагаемой налогом материальной помощи уменьшена в 4,2 раза

Напомним историю налогообложения-необложения налогом материальной помощи. Законом Украины от 02.03.2000 г. № 1523-III “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения” внесены изменения в Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. №13-92 “О подоходном налоге с граждан”, согласно которым абзац третий подпункта “i” п. 1 ст. 5 Декрета изъят (он предусматривал освобождение от налогообложения сумм материальной помощи, включая стоимость вещевых призов и подарков в пределах двенадцати минимальных размеров заработной платы за год включительно), и со времени вступления в силу указанного Закона (1 апреля 2000 года) в совокупный налогооблагаемый доход граждан не включаются суммы материальной помощи как в денежной, так и в натуральной формах, независимо от ее размера, только в случае, если такая помощь предоставляется на основании решений правительства Украины в связи со стихийным или экологическим бедствием, авариями и катастрофами местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзами, Фондом социального страхования, благотворительными фондами и иностранными государствами.

После вступления в силу Закона сумма материальной помощи, предоставляемой гражданам по месту их основной работы, подлежала налогообложению в составе месячного совокупного налогооблагаемого дохода по шкале ставок прогрессивного налогообложения доходов граждан с начислением и удержанием всех сборов и взносов.

Если материальная помощь предоставлялась гражданам не по месту основной работы, ее сумма облагалась налогом у источника выплаты по ставке 20 процентов. Теперь такая процедура в прошлом.

Однако и здесь государство о себе не забыло, ведь 12 минимальных заработных плат — это 1416 грн (118 грн x 12, такая сумма могла бы быть сейчас, если бы не было изменений к Декрету), а не 331,05 грн.

То есть не облагаемой налогом материальной помощи стало меньше в 4,2 раза. И в пределах одного прожиточного минимума раз в год платить довольно смешно, ведь прожиточный минимум установлен на месяц, а не на год. Но Бог с ними, и за это спасибо.

Если выплата материальной помощи предусмотрена в коллективном или трудовом договоре, то ее выплату осуществляют за счет валовых расходов

В связи с возобновлением материальной помощи опять появляются дискуссии о том, относить ее на валовые расходы или нет. Как указывает Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в Письме от 27.12.99 г. №06-10/911 “О правомерности отнесения в состав валовых расходов налогоплательщика и правомерности учета отрицательного значения объекта налогообложения при переходе на консолидированную уплату налога на прибыль” (см. “Документы для работы” №5/2000) подпунктом 5.3.1 пункта 5.3 Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” предусмотрено, что в состав валовых расходов налогоплательщика не включаются расходы на финансирование личных нужд физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных п. 5.6 и 5.7 ст. 5, и в других случаях, предусмотренных нормами данного Закона.

Подпунктом 5.6.1 Закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” конкретный перечень выплат относительно основной и дополнительной заработной платы, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты не определены, однако указано, что в состав валовых расходов налогоплательщика включаются расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком (далее — работники), включающих расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на выплату авторских вознаграждений и выплат за выполнение работ (услуг), согласно договорам гражданско-правового характера, любые другие выплаты в денежной или натуральной формах, установленные по договоренности сторон.

Структура заработной платы определена статьей 2 Закона Украины “Об оплате труда”, во исполнение которого издана Инструкция по статистике заработной платы (утверждена приказом Минстата Украины от 11.12.95 г. №323 и зарегистрирована в Минюсте Украины 21.12.95 г. под №465/1001), в которой приведен исчерпывающий перечень выплат, касающихся состава расходов на оплату труда. В частности, суммы выплат материальной помощи на оздоровление относятся к составу других поощрительных и компенсационных выплат.

Таким образом, суммы материальной помощи на оздоровление, начисленные (уплаченные) налогоплательщиком, относятся к расходам на оплату труда и включаются в состав валовых расходов налогоплательщика при определении налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий согласно вышеупомянутым нормам закона Украины “О налогообложении прибыли предприятий” при условии, что такие выплаты предусмотрены коллективным договором предприятия.

Таким образом, во избежание чрезмерного обложения налогом прибыли тем, кто его уплачивает, нужно составить грамотный коллективный договор или обычный трудовой договор и не облагать налогом на прибыль материальную помощь для собственных работников (с подарками и призами такой принцип не сработает).

Надеемся, что у налоговиков будет такое же мнение (раньше, в 1998 — 2000 годах, они высказывали противоречивые мнения по этому поводу), иначе возникнет конфликт интересов не в пользу налоговиков. С материальной помощью будут также проблемы в связи с опозданием соответствующих законов Украины о прожиточном минимуме на соответствующий год.

Напомним, что в Справочнике признаков доходов, приведенном в приложении к Порядку заполнения и подачи юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности справки ф. №8-ДР, утвержденному приказом ГНА Украины от 30.12.97 г. №473 (в редакции приказа ГНА Украины от 06.01.99 г. №10), суммы выплаченной материальной помощи имеют код 03. Относительно каждого физического лица следует заполнять столько строк, сколько признаков доходов он имеет.

Поэтому в случае выплаты материальной помощи и зарплаты заполняют две строки — с кодами 03 и 01 (основная заработная плата).

Виталий МОСЕЙЧУК
 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua