Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#22'2001: Документы для работы - Новые документы

Вернуться к содержанию - Просмотреть документ

23. О платежных системах и переводе денег в Украине

Закон Украины от 05.04.2001 г. №2346-III

Комментарий ДК:

При нарушении срока перевода банк уплачивает пеню в размере 0,1 процента от суммы просрочки платежа за каждый день такой просрочки, но размер пени не может превышать 10 процентов. Легализирована электронная подпись

Законом Украины от 05.04.2001 г. №2346-III “О платежных системах и переводе денег в Украине” (далее — Закон) установлено, что в случае нарушения сроков выполнения поручений клиента на перевод банк обязан уплатить пеню в размере 0,1 процента от суммы просрочки платежа за каждый день такой просрочки, но размер пени не может превышать 10 процентов от суммы перевода.

Легализирована электронная подпись. Электронная цифровая подпись на электронном документе имеет такую же юридическую силу, как и подпись на бумажном документе. Могут создаваться небанковские платежные системы. Банки получили право арестовывать на 5 дней счета при подозрении в незаконном инициировании платежа. Межбанковские расчеты осуществляются в течение 3 дней.

Закон определяет общие принципы функционирования платежных систем в Украине, общий порядок перевода денег в пределах Украины, требования относительно защиты информации при переводе, а также устанавливает ответственность субъектов перевода. Закон принят по законодательной инициативе Национального банка Украины (что и обусловливает такие широкие полномочия НБУ в Законе), а поэтому фактически является законодательным закреплением других разработок НБУ — порядков и инструкций.

В первую очередь для создания Закона использовались новая Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины от 29.03.2001 г. №135 и зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 25.04.2001 г. под №368/5559 (далее — Инструкция, см. “Документы для работы” №21/2001), и Положение о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 24.09.99 г. №479 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 22.11.99 г. под №3802/4095 (см. “Документы для работы” №51/99).

Теперь Законом определяется порядок инициирования и завершения перевода денег при помощи платежных поручений, платежных требований-поручений, расчетных чеков, платежных требований и других видов расчетных документов, устанавливаемых Национальным банком Украины.

Обратим внимание на новые положения, которые вводятся при осуществлении безналичных расчетов. Во-первых, Законом предусмотрена ответственность банков за ненадлежащее осуществление перевода денег или задержку. В случае нарушения сроков выполнения поручений клиента на перевод банк обязан уплатить пеню в размере 0,1 процента от суммы просрочки платежа за каждый день такой просрочки, но размер пени не может превышать 10 процентов от суммы перевода, если иной ее размер не обусловлен договором между ними.

Раньше, в соответствии с пунктом 3 Постановления Верховной Рады Украины от 25.06.93 г. №3324-XII “О нормативе обращения платежных документов в Украине”, в случае превышения нормативного срока прохождения платежей из обслуживающего банка отправителя средств осуществлялось безакцептное списание пени: государственным налоговым органом с зачислением в Государственный бюджет Украины и отправителем средств из расчета 120 процентов годовых от учетной ставки Национального банка Украины от суммы недоимки, рассчитанной за каждый день просрочки платежа. То есть ответственность исходя из учетной ставки НБУ 21% за несвоевременное перечисление усилена (если срок задержки менее 144 дней = 10 процентов максимальной суммы : (21 процент x 120 процентов : 100 процентов : 365 дней).

Легализирована электронная подпись

Во-вторых, Законом легализирована электронная подпись! В соответствии с пунктом 18.2 статьи 18 Закона, электронная цифровая подпись на электронном документе имеет такую же юридическую силу как и подпись на бумажном документе, а в соответствии с пунктом 18.1 статьи 18, электронный документ имеет такую же юридическую силу как и бумажный документ. Теперь в суде можно выступать с электронным документом.

Совсем недавно в США — электронной стране —был принят закон, легализировавший электронную подпись, и вот то же самое произошло в Украине. Надеемся, что для пользования электронной подписью не нужно приобретать какие-то дополнительные устройства и аппаратуру. Электронным магазинам и фирмам, которые хотели бы начать электронную торговлю, теперь можно смело принимать платежи клиентов, подписанные электронно, хотя делать это нужно только по соглашению с банком.

Межбанковские расчеты осуществляются в течение 3-х дней

В-третьих, в соответствии с пунктом 8.4 статьи 8 Закона, теперь межбанковский перевод выполняется в срок до трех операционных дней. Раньше, в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховной Рады Украины от 25.06.93 г. №3324-XII “О нормативе обращения платежных документов в Украине”, был установлен для предприятий Министерства связи Украины норматив прохождения банковских платежных документов по перечислению средств в пределах Украины — 7 дней, по внутриобластным расчетам — 3 дня.

Теперь эти сроки разбиты, то есть собственно бумажные документы должны быть доставлены в вышеупомянутые сроки, а деньги — зачислены в течение 3-х дней независимо от прохождения бумажных документов.

В Украине могут появиться небанковские платежные системы

В-четвертых, согласно статье 10 Закона, в Украине теперь могут создаваться небанковские платежные системы. Пока трудно сказать, что это будет означать на практике, однако таким образом небанковские финансовые учреждения и другие предприятия получили возможность по разрешению НБУ создавать собственные системы расчетов для осуществления перевода денег.

В то же время здесь имеет место противоречие с Законом Украины от 01.06.2000 г. №1775-III “О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности” (см. “Документы для работы” №30/2000), в соответствии с пунктом 46 статьи 9 которого лицензированию подлежит пересылка денежных переводов, а разрешение не предусмотрено.

Нужно ли иметь два документа — разрешение НБУ и лицензию Госкомсвязи, осуществляющего лицензирование деятельности по переводу денежных средств в соответствии с Постановлением Кабинета Украины от 14.11.2000 г. №1698 “Об утверждении перечня органов лицензирования”? Такого двойного толкования не должно быть.

Банки получили право арестовывать на 5 дней счета при подозрении в незаконном инициировании платежа

В-пятых (наверное, это самый большой недостаток Закона), в соответствии с пунктом 23.4 статьи 23 Закона, в случае обоснованного подозрения инициирования перевода без законных оснований банк, обслуживающий инициатора, имеет право дать указание банку, обслуживающему получателя, приостановить зачисление суммы перевода на счет получателя или в случае ее зачисления заблокировать на срок до пяти рабочих дней деньги в соответствующем размере на счете получателя до выяснения всех обстоятельств.

Таким образом, вводится банковский внесудебный арест счетов только по подозрению. Это противоречит части первой статьи 59 Закона Украины от 07.12.2000 г. №2121-III “О банках и банковской деятельности” (см. “Документы для работы” №4/2001).

В соответствии с ней, арест на имущество или средства банка, находящиеся на его счетах, а также арест на денежные средства и другие ценности юридических или физических лиц, находящиеся в банке, налагается исключительно по санкционированному прокурором постановлению следователя, по постановлению государственного исполнителя в случаях, предусмотренных законами Украины, или по решению суда.

Как видим, никакой банк не может арестовывать счета клиента. Но, очевидно, аресты будут производиться, ведь Закон принят после Закона Украины от 07.12.2000 г. №2121-III “О банках и банковской деятельности”.

В платежках указывайте правильные коды ЕГРПОУ и ГРФЛ

В-шестых, раньше, согласно Инструкции, банки проверяли в платежках только номер счета получателя и код МФО его банка. Теперь банки будут проверять и код ЕГРПОУ получателя или ГРФЛ для физических лиц (в соответствии с пунктом 22.5 статьи Закона). Как они это будут делать, неизвестно, ведь для проверки в каждом учреждении банка нужно иметь как минимум базу ЕГРПОУ, которую “статистика” им не предоставит. То есть банкам придется создавать базы данных на контрагентов своих клиентов, что не является их работой.

Принятие Закона впервые на уровне закона, а не постановления НБУ регулирует перевод денег в пределах Украины, ведь до сих пор в Украине не было закона, регламентирующего функционирование платежных систем как международных, так и внутригосударственных, порядок проведения в Украине безналичных расчетов, правила осуществления электронного документооборота, сопровождающего перевод денег, ответственность субъектов, участвующих в осуществлении перевода.

Закон впервые дает возможность клиентам банков самостоятельно определять дату валютирования своих средств, т. е. дату, начиная с которой переведенные плательщиком деньги переходят в собственность получателя таких средств. По Инструкции теперь период валютирования не может превышать трех рабочих дней.

Правда, “самостоятельное” валютирование, предусмотренное пунктом 1.3 статьи 1 Закона, вступит в силу через 1 год, т. е. с 17 мая 2002 года. С этой же даты также действительно условие договорного выполнения поручений клиентов, а не в течение операционного дня. Следовательно, через год возможно условие осуществления платежа в течение 1 часа и т. п.

Очевидно, в соответствии с тем, что, согласно пункту 2 раздела X Заключительных положений, до приведения в соответствие с данным Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей ему, утрачивает силу и Указ Президента Украины от 16.03.95 г. №227/95 “О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины”.

Согласно ему, предприятия оптовой и розничной торговли независимо от форм собственности уплачивают пеню в размере 1,5 процента от суммы платежа в пользу товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции и продовольствия и 1,5 процента от суммы платежа в местный бюджет за каждый банковский день просрочки платежа, если больший размер пени не обусловлен соглашением сторон, с дальнейшим направлением начисленных сумм на поддержание товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции.

Именно этим Указом также было установлено (статья 6), что предприятия независимо от форм собственности должны возвратить плательщикам в пятидневный срок ошибочно зачисленные на их счета средства.

Теперь, в соответствии с пунктом 32.3.1 статьи 32 Закона, такой возврат нужно осуществить в течение 3-х дней, но не после их поступления, а после получения уведомления от банка, который ошибся с переводом.

В то же время Закон не оговаривает срока возврата средств, если ошибся сам отправитель средств (инициатор), а не банк. Эта процедура осуществляется по договоренности сторон или в судебном порядке.

Виталий МОСЕЙЧУК
 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua