Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#45'2001: Документы для работы - Новые документы

11.1. О предоставлении разъяснения о спорных вопросах относительно определения сумм налоговых обязательств, которые могут быть рассрочены (отсрочены)

Письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 17.10.2001 г. №06-10/599

Комментарий ДК: Просмотреть документ

Пунктом 1.3 статьи 1 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон №2181) определено, что

налоговый долг - это:

налоговое обязательство, согласованное налогоплательщиком или установленное судом (арбитражным судом), но не уплаченное в установленный срок,

штрафные санкции при их наличии,

пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.

В соответствии с пунктом 14.1 статьи 14 Закона №2181:

- рассрочка налоговых обязательств - предоставление налогоплательщику бюджетного кредита на основную сумму его налоговых обязательств без учета сумм пени под проценты, размер которых не может быть меньше ставки Национального банка Украины на дату, определенную согласно пункту 16.4 статьи 16 данного Закона;

- отсрочка налоговых обязательств - перенесение уплаты основной суммы налоговых обязательств налогоплательщика без учета сумм пени под проценты, размер которых не может быть меньше ставки Национального банка Украины на дату, определенную согласно пункту 16.4 статьи 16 данного Закона, на более поздний срок.

Следовательно, речь идет о рассрочке (отсрочке) только основной суммы налогового обязательства налогоплательщика под проценты, но без пени.

И здесь возникает вопрос: что законодатель понимает под основной суммой налогового обязательства?

Подпунктом 18.1.2 статьи 18 Закона №2181 предусмотрен порядок рассрочки основной суммы налогового долга под проценты, но без пени и штрафных санкций. Пеня и штрафные санкции, начисленные на налоговый долг, определенный в подпунктах 18.1.1 и 18.1.2, не уплаченные на день вступления в силу статьи 18, подлежат списанию с налогоплательщиков.

По аналогии с вышеупомянутым, в соответствии со статьей 14 Закона №2181, рассрочке (отсрочке) подлежит основная сумма налоговых обязательств под проценты, без пени и штрафных санкций. При этом пеня и штрафные санкции должны быть уплачены в течение срока рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств.

В своем письме от 17.10.2001 г. №316/2/24-1110 Государственная налоговая администрация Украины указывает, что в состав суммы, которая может быть рассрочена (отсрочена), согласно условиям, определенным Законом №2181, должны входить суммы штрафных санкций при их наличии, а также пеня, начисленная на сумму налогового обязательства.

При этом если в состав рассроченной (отсроченной) суммы входит пеня, то для расчета берется сумма за исключением пени. Что касается перенесения сроков уплаты штрафных санкций, то рассрочка (отсрочка) указанных сумм должна предоставляться только под проценты.

Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 17.10.2001 г. №06-10/599 поддержал это мнение.

Поскольку рассрочка (отсрочка) налоговых обязательств предоставляется на условиях налогового кредита, согласно которым основная сумма кредита и начисленные на нее проценты погашаются равными частями, то здесь можно согласиться с мнением налоговых органов относительно включения в состав основной суммы кредита и суммы штрафных санкций при их наличии, а также пени, начисленной на сумму налогового обязательства. Правда, проценты при этом на сумму пени начисляться не будут.

Таким образом, мнение ГНА Украины и Комитета Верховной Рады Украины относительно возможности рассрочки (отсрочки) суммы пени - благоприятна для налогоплательщиков.

Наталия КАНАРЕВА

 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua