Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#45'2001: Документы для работы - Новые документы

12. Относительно нарушенного права на обжалование решения о взимании сумм доначисленных налогов, штрафных санкций за нарушение налогового законодательства

Письмо Госпредпринимательства Украины от 17.08.2001 г. №2-312/5187

ЭКСКЛЮЗИВНО.
Впервые в Украине напечатано в "Документах для работы".

ПО СУТИ: Комментарий ДК:  

Если возбуждено уголовное дело, то налоговики не принимают во внимание жалобы такого налогоплательщика. Вопреки Закону Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами"


Государственный комитет по вопросам регуляторной политики рассмотрел обращение ОАО по поводу нарушенного права на обжалование решения о взимании сумм доначисленных налогов, штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и о приостановлении действия пункта 3 "Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы", утвержденного приказом Государственной налоговой администрации от 11.12.96 г. №29 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 02.03.2001 г. №82), и пункта 4 приказа Государственной налоговой администрации от 26.04.2001 г. №182 "Об утверждении Порядка применения налогового компромисса органами государственной налоговой службы в пределах административной апелляционной процедуры",* и сообщает.


* Порядок применения налогового компромисса органами государственной налоговой службы в пределах административной апелляционной процедуры см. в "ДК" №24/2001.

Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21 декабря 2000 года №2181-III устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взимания.

Статьей 5 Закона урегулирован порядок согласования сумм налоговых обязательств, обжалование решений контролирующих органов и определение налогового долга.

В соответствии с пунктом 5.1 Закона, не может быть обжаловано налогоплательщиком в административном или судебном порядке только налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации.

Как указано в подпункте 5.2.1 Закона, налоговое обязательство налогоплательщика, начисленное контролирующим органом, считается согласованным в день получения налогоплательщиком налогового уведомления, за исключением случаев, определенных подпунктом 5.2.2 данного пункта.

В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, то, в соответствии с подпунктом 5.2.2, такой налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре данного решения.

Жалоба должна быть подана контролирующему органу в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или иного решения контролирующего органа, которое обжалуется. Контролирующий орган обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней со дня получения жалобы налогоплательщика в его адрес почтой с уведомлением о вручении или вручить ему под расписку.

В случае если контролирующий орган посылает налогоплательщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в контролирующий орган высшего уровня, а при повторном полном или частичном неудовлетворении жалобы - в контролирующий орган высшего уровня с соблюдением указанного десятидневного срока для каждого случая обжалования и указанного двадцатидневного срока для ответа на него.

Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не посылается налогоплательщику в течение двадцатидневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было послано налогоплательщику до окончания двадцатидневного срока, указанного в абзаце первом данного подпункта.

Окончательное решение высшего (центрального) органа контролирующего органа по заявлению налогоплательщика не подлежит дальнейшему административному обжалованию, и может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с подпунктом 5.2.3, заявление, поданное с соблюдением сроков, определенных подпунктом 5.2.2 данного пункта, приостанавливает выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении, на срок со дня предоставления такого заявления в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение указанного срока налоговые требования по обжалованному налогу не посылаются, а сумма обжалованного налогового обязательства считается несогласованной.

В подпункте 5.2.4 определяются обстоятельства, с которыми Закон связывает окончание процедуры административного обжалования, а следовательно, и потерю возможности такого обжалования. Среди приведенных обстоятельств нарушение уголовного дела не значится.

Следует также отметить, что, в соответствии с подпунктом 5.2.5 статьи 5 Закона, налогоплательщик наделен правом на обжалование в суд (арбитражный суд) решения контролирующего органа о начислении налогового обязательства в любой момент после получения соответствующего налогового уведомления. В данном случае указанное решение контролирующего органа не подлежит административному обжалованию.

В соответствии с пунктом 5.2.6, если налогоплательщик обжалует решение налогового органа в суд (арбитражный суд), обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на таком решении контролирующего органа до окончательного решения дела судом (арбитражным судом), за исключением если такое обвинение не только основывается на решении контролирующего органа, но и доказано на основании дополнительно собранных доказательств в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Украины.

Подпунктом 5.3.2 определяется, что в случаях апелляционного согласования суммы налогового обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно погасить его согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции при их наличии в течение десяти календарных дней, следующих за днем такого согласования.

К налоговому долгу Законом отнесена, в соответствии с подпунктом 5.4.1, согласованная сумма налогового обязательства, не уплаченная налогоплательщиком в сроки, определенные данной статьей.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 4.2.1, если согласно нормам данного подпункта сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного налогового обязательства и имеет право на обжалование данной суммы в порядке, установленном данным Законом.

Согласно подпункту 4.2.2, контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика в случае если данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях.

Таким образом, из приведенного вытекает:

1. Актом "О результатах тематической проверки некоторых вопросов правильности налогообложения НДС и законности возмещения из бюджета ОАО в марте 2000 года" от 06.04.2001 г. №23/113 по результатам проведения проверки установлено занижение НДС в сумме 17758,78 грн, подлежащей, как указано в акте, начислению в бюджет.

По определению пункта 1.2 статьи 1 Закона, налоговое обязательство - это обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты и государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и сроки, определенные данным Законом или иными законами Украины. Указанное обязательство определено контролирующим органом, а следовательно, в соответствии с подпунктами 4.2.1 и 4.2.2 Закона, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного налогового обязательства и имеет право на обжалование данной суммы в порядке, установленном данным Законом.

Принимая во внимание то, что ОАО осуществило обжалование доначисленной суммы, обязательство по внесению является несогласованным и таким, по которому он не несет ответственности, а следовательно, не может быть определено как налоговый долг в соответствии с пунктом 1.3 Закона (налоговый долг (недоимка) - налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), согласованное налогоплательщиком или установленное судом (арбитражным судом), но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства).

Поэтому возбуждение уголовного дела по материалу ОАО, как указано в письме Государственной налоговой администрации в Сумской области, свидетельствует о предубежденном отношении работников органов налоговой службы к указанному вопросу. Кроме того, принимая во внимание, что Государственной налоговой администрацией в Сумской области не было принято мотивированное решение по жалобе ОАО на решение Роменской ОГНИ от 12 апреля 2001 года №67-23-1-01431386/1951, такая жалоба, в соответствии с Законом, считается полностью удовлетворенной в пользу ОАО, а следовательно, оснований для взимания обжалованных сумм нет.

2. Пункт 3 Положения "О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы", утвержденного приказом ГНА Украины от 2 марта 2001 года №82, и пункт 4 приказа Государственной налоговой администрации от 26.04.2001 г. №182 "Об утверждении Порядка применения налогового компромисса органами государственной налоговой службы в пределах административной апелляционной процедуры" не отвечают требованиям и сужают нормы Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21 декабря 2000 года №2181-III, и создают препятствия в реализации субъектом предпринимательской деятельности прав на административное обжалование решений налоговых органов.

В. и. о. председателя В. ЗАГОРОДНИЙ


Комментарий ДК:
 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua