Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#50'2001: Документы для работы - Новые документы

2.1. О применении отдельных норм Указа Президента Украины от 03.07.98 г. №727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" (в редакции Указа от 28.06.99 г. №746/99)

Письмо Госпредпринимательства от 24.10.2001 г. №1-221/6346

Комментарий ДК: Просмотреть документ

Это Письмо Госпредпринимательства в целом порадовало. Среди приятных выводов отметим следующие:

- субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо должен платить единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца, то есть до 20 числа второго, третьего и до 20 числа месяца, следующего за отчетным квартала. А не вперед на месяц, как требует ГНА Украины.

- субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо, которое платит единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисления и перечисления сборов на обязательное государственное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай безработицы как из собственных доходов предпринимателя и членов его семьи, так и из заработной платы наемных работников.

То есть "единоналожник" не удерживает из зарплаты 1-2 процента в Пенсионный фонд и 0,5 процента в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Хотя на местах от "единоналожников" требуют платить эти сборы - иначе грозятся применять штрафные санкции.

Почему-то Госпредпринимательство в своем выводе обошло вниманием 0,25-0,5 процента удержаний в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. И их, по нашему мнению, физические лица - плательщики единого налога не должны делать. Итак, эти взносы плательщики единого налога не удерживают, зато наемные работники от них не освобождены и теоретически должны сами их платить;

- субъекты малого предпринимательства для обложения единым налогом не должны учитывать суммы внереализационных доходов. Таким образом, субъекты малого предпринимательства для обложения единым налогом должны учитывать только поступления от продажи продукции (товаров, работ, услуг), основных фондов и выручки от другой реализации. К сожалению, ГНА Украины требует облагать налогами и внереализационные доходы;

- для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль, а также налога на дивиденды как разновидности налога на прибыль. Однако в этом случае, по мнению Госпредпринимательства, на выплачиваемые физическим лицам дивиденды не будет распространяться норма, предусмотренная подпунктом "т" пункта 1 статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. №13-92 "О подоходном налоге с граждан". То есть при выплате дивидендов необходимо будет удерживать подоходный налог. А вот при выплате юридическим лицам дивиденды будут включаться в валовые доходы.

Из неприятных выводов укажем следующие:

- к сожалению, Госпредпринимательство считает, что не существует противоречий между Законом Украины от 19.10.2000 г. №2063-III "О государственной поддержке малого предпринимательства" и Указом Президента Украины от 03.07.98 г. №727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства".

По нашему мнению, такие противоречия имеются, и не только в отношении количественных и стоимостных условий перехода на уплату единого налога. Например, в соответствии с Указом плательщиком единого налога может быть юридическое лицо, являющееся агентом по обмену иностранных валют, а Закон на таких субъектов предпринимательской деятельности вообще не распространяется.

Также Закон не распространяется на производителей и импортеров подакцизных товаров, а вот согласно Указу производителям и импортерам подакцизной продукции можно в большинстве случаев торговать подакцизной продукцией (лишь для физических лиц запрещено торговать такой подакцизной продукцией, как ликеро-водочные и табачные изделия, горюче-смазочные материалы);

- по мнению Госпредпринимательства, частные предприниматели - плательщики единого налога, осуществляющие расчеты с потребителями без применения РРО (в Письме почему-то упоминается ЭККА, являющиеся более узким понятием, чем РРО), должны выдавать покупателю чек, подтверждающий факт приобретения товара и оплату покупателем наличными средствами.

Действительно, такое требование содержится в абзаце втором части девятой статьи 14 Закона Украины от 12.05.91 г. №1023-XII "О защите прав потребителей": при продаже товара продавец обязан выдать потребителю квитанцию, товарный или кассовый чек или другой письменный документ, подтверждающий факт покупки.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона Украины от 06.07.95 г. №265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", субъект предпринимательской деятельности должен предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, подтверждающий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона Украины "О защите прав потребителей". Нарушение этого правила влечет за собою ответственность, предусмотренную указанным законом, но в нем за непредоставление чека по требованию покупателя ответственности нет.

Поэтому применяется статья 1551 Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которой невыдача работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, которые осуществляют расчеты с потребителями за реализацию товаров, выполнение работ, предоставление услуг, в том числе по обмену валюты, гражданам-потребителям кассового или товарного чека, квитанции или другого письменного документа, подтверждающего факт покупки товара, выполнения работы, предоставления услуги, влечет за собой наложение штрафа в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

К сожалению, КоАП предусматривает административную ответственность за невыдачу чека при любых условиях. Так что теоретически к плательщикам единого налога могут быть применены санкции за невыдачу чека даже если потребитель и не потребовал его.

Но в таких случаях помните: согласно Закону Украины от 21.12.2000 г. №2156-III "О внесении изменений в Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (которым как раз и была введена выдача чека по требованию потребителя, см. "Документы для работы" №3/2001), Закон Украины от 06.07.95 г. №265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" был дополнен положением о том, что до приведения действующего законодательства в соответствие с этим Законом действующие законы и прочие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей этому Закону. Таким образом, КоАП относительно невыдачи чека может применяться лишь в случае отказа продавца выдать его, а не при любой невыдаче.

Итак, плательщики единого налога - как физические и юридические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности на обычной системе налогообложения - выдают чеки (товарные или (и) фискальные) лишь по требованию покупателей. В то же время плательщики единого налога - юридические лица и прочие лица, которые должны применять РРО или расчетные книжки, должны проводить расчетные операции через РРО (пробивать чек) или выписывать расчетные квитанции из расчетных книжек.

Виталий МОСЕЙЧУК

 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua