Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#50'2001: Документы для работы - Новые документы

3.1. О вопросах налогообложения операций при реорганизации предприятий путем присоединения

Письмо Комитета ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 19.11.2001 г. №06-10/680

Комментарий ДК: Просмотреть документ

В Письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 19.11.2001 г. №06-10/680 "О вопросах налогообложения операций при реорганизации предприятий путем присоединения" (далее - Письмо) отмечено, что налоговые последствия относительно налога на прибыль при реорганизации общества путем присоединением к другому обществу путем обмена акций общества отсутствуют. Это приятный вывод, тем более что его поддерживает и ГНА Украины в Письме от 17.08.2001 г. №11202/7/16-1217-26 "О налогообложении операций при реорганизации предприятий" (см. "Документы для работы" №40/2001).

В то же время вывод мог бы быть и противоположным, ведь обмен акций - это фактически процедура обмена, но суть обмена акций в процессе реорганизации как раз в том, что договор мены в этом случае не применяется. Для этого требуется решение собрания акционеров, подписание реорганизующимися обществами согласованного высшим органом каждого общества договора о присоединении и получение согласия Антимонопольного комитета Украины на присоединение обществ (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), поэтому налогообложение и отсутствует.

А в соответствии с пунктом 1.31 статьи 1 Закона Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", продажа товаров - любые операции, осуществлявшиеся согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающие передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по безвозмездному предоставлению товаров.

Однако выводы в Письме относительно перехода налоговых обязательств присоединившегося общества к обществу, к которому присоединяются, слишком оптимистичны. Дело в том, что пунктом 7.5 статьи 7 Закона Украины от 21.12.2000 г. №2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" запрещается любая уступка налогового обязательства или налогового долга налогоплательщика третьим лицам, т.е. любая уступка налогового обязательства или налогового долга налогоплательщика третьим лицам, запрещенная Законом.

А поэтому для проведения реорганизации предприятием должны быть произведены расчеты с бюджетом по налоговым обязательствам и налоговому долгу у присоединяющегося общества.

В таком случае на помощь налогоплательщикам должен был бы прийти подпункт 3.1.1 Закона, но он несовершенен, поскольку не предусматривает присоединение одного предприятия к другому с переходом налоговых обязательств. В соответствии с этим подпунктом Закона, в случае если владелец налогоплательщика или уполномоченный им орган принимает решение о реорганизации такого налогоплательщика, его налоговая задолженность или налоговый долг подлежит урегулированию в следующем порядке:

если реорганизация осуществляется путем изменения наименования, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика, такой налогоплательщик после реорганизации приобретает все права и обязанности относительно погашения налоговых обязательств или налогового долга, возникших до его реорганизации;

если реорганизация осуществляется путем объединения двух или больше налогоплательщиков в одного налогоплательщика с ликвидацией налогоплательщиков, которые объединились, такой объединенный налогоплательщик приобретает все права и обязанности относительно погашения налоговых обязательств или налогового долга всех налогоплательщиков, которые объединились;

если реорганизация осуществляется путем разделения налогоплательщика на двух или более лиц с ликвидацией такого налогоплательщика, все налогоплательщики, которые образуются после такой реорганизации, приобретают все права и обязанности относительно погашения налоговых обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации. Указанные обязательства или долг распределяются между вновь образованными налогоплательщиками пропорционально долям балансовой стоимости активов, полученным ими в процессе реорганизации согласно распределительному балансу.

Т.е. Закон №2181 предусматривает переход налоговых обязательств в наиболее подходящем к нашим условиям случае только при объединении двух или больше налогоплательщиков в одного налогоплательщика с ликвидацией налогоплательщиков, которые объединились. А в нашем случае объединяются два налогоплательщика, однако ликвидируется только один налогоплательщик - тот, который присоединился. Таким образом, законные основания для перехода налоговых обязательств при реорганизации путем присоединения, к сожалению, в настоящее время отсутствуют.

Виталий МОСЕЙЧУК

 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua