Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#50'2001: Документы для работы - Новые документы

6.1. О применении отдельных норм ст. 18 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами"

Письмо ГНАУ от 22.08.2001 г. №5984/5/24-2117

Комментарий ДК: Просмотреть документ

Уже не впервые налоговые органы по-своему трактуют нормы законов. Но чтобы так по-разному и в разных письмах? Чтобы не быть голословными, прочитаем внимательно очередное Письмо ГНАУ от 22.08.2001 г. №5984/5/24-2117 (далее - Письмо №5984). Итак, налоговый долг, который на 21.02.2001 г. - день вступления в силу ст. 18 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" - является предметом судебного рассмотрения, подлежит списанию и/или рассрочке.

Таким образом, если до 20.02.2001 г. судом вынесено постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве, то такой налоговый долг в зависимости от срока его возникновения подлежит списанию или рассрочке на общих основаниях. А если постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве вынесено 20.02.2001 г. или 21.02.2001 г.? Вывод более чем страннный.

Письмом от 23.04.2001 г. №5289/7/24-2117 предоставлены методические рекомендации относительно применения упомянутого в Письме №5984 пункта 3.9 Положения о списании и рассрочке налогового долга налогоплательщиков в связи с отменой картотеки, утвержденного приказом ГНАУ от 01.03.2001 г. №81.

Следовательно, согласно этим рекомендациям, налоговый долг, который на день вступления в силу статьи 18 Закона является предметом судебного рассмотрения, подлежит списанию и/или рассрочке в соответствии с данным Положением. При этом обязательно в суд (арбитражный суд) направляется уведомление о списанных и/или рассроченных суммах.

Кроме того, Комитет ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности и ГНАУ совместным письмом от 26.09.2001 г. №06-10/559 четко определили свою позицию относительно списания/рассрочки налогового долга на момент вступления в силу статьи 18 Закона №2181.

Итак, по состоянию на 21.02.2001 г.:

1) хозяйственным судом принято постановление о возбуждении производства по делу о банкротстве, налоговый долг подлежит списанию и/или рассрочке в зависимости от сроков возникновения такого долга. Орган государственной налоговой службы обязан отправить уведомление о принятии решения о списании и/или рассрочке налогового долга;

2) хозяйственным судом принято постановление о введении процедуры распоряжения имуществом должника и назначении распорядителя имущества, налоговый долг подлежит списанию и/или рассрочке. Орган государственной налоговой службы обязан направить хозяйственному суду и распорядителю имущества должника заявление об отзыве (уменьшении) суммы кредиторских требований к должнику в пределах списанных сумм;

3) хозяйственный суд по ходатайству комитета кредиторов в срок, определенный статьей 11 данного Закона, выносит постановление о проведении санации должника и назначении управляющего санацией. Налоговый долг подлежит списанию и/или рассрочке в зависимости от сроков возникновения такого долга с обязательным уведомлением хозяйственного суда и управляющего санацией о списанных и/или рассроченных суммах налогового долга;

4) хозяйственный суд принимает постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру. Списанию подлежит остаток налогового долга, непогашенного на день принятия решения, о чем уведомляется хозяйственный суд.

Таким образом, если на момент вступления в силу статьи 18 Закона №2181 хозяйственным судом производство по делу не закончено и/или не вынесено постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, такой должник имеет право на списание и/или рассрочку налогового долга в зависимости от сроков возникновения такого долга на общих основаниях.

Наталия КАНАРЕВА

 
© 2001
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua Webmaster: web_dk@gc.com.ua