Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#15'2002: Школа бухгалтера - Все о социальных выплатах

Содержание урока

Школа бухгалтера.

НАЛОГИ ЗА РУБЕЖОМ

Андрей РЕПА,
внутренний аудитор ООО "УПР", г. Донецк


Эстонское налоговое бремя


Сегодня мы начинаем знакомство с налоговыми системами зарубежных стран, что даст нам возможность не только разобраться в налоговой политике того или иного государства, в сущности и значении тех или иных налогов, но и сравнить с тем, что имеем в Украине. Ну а выводы делайте сами.

Конечно, предлагаемые материалы не будут иметь для вас, уважаемые бухгалтеры, так сказать, прикладного значения. Однако иметь хотя бы общие сведения о налогах в других странах не только интересно, но и полезно, ведь все познается в сравнении. Во-первых, мы узнаем, есть ли где-то налоговый рай для предпринимателя и его бухгалтера и каковы его, рая, основные параметры, то есть проценты начислений, отчислений, акцизов, сборов и т. п. А во-вторых, нам легче будет понять, в каком направлении движется наша налоговая система, - к этому раю или, наоборот, к налоговому аду.

Успехов. Ваш "ДК"


Основы современной налоговой системы Эстонии были заложены в 1991 году, до восстановления независимости страны. Ввели эстонскую налоговую систему с 1 января 1991 года, когда еще существовал Советский Союз.

По сравнению с другими странами Восточной Европы и странами бывшего Советского Союза фискальная система в Эстонии гораздо проще и яснее. Общее количество налогов невелико, а принципы налогообложения вполне понятны обычному человеку.

По отношению к предпринимателям эстонская налоговая политика весьма либеральна. Ставки налогов - не самые низкие, но в среднем уровень налогообложения предприятий и компаний вполне сопоставим с показателями большинства западных стран. Налоговая нагрузка - около 36%. Все скандинавские страны, в том числе и Финляндия, и Швеция, и Дания, находятся на более высоком уровне налогового бремени. Меньший размер налогового бремени имеют, например, Япония, США, Турция, Исландия.

Государственных налогов в Эстонии всего одиннадцать.

1. Подоходный налог с физических лиц

В отличие от большинства других стран, в Эстонии доходы физических лиц облагаются налогом не по прогрессивному, а по пропорциональному принципу. Ставка подоходного налога - 26% - одинакова и для низкооплачиваемых работников, и для тех, кто зарабатывает миллионы.

Особенностью налогообложения физических лиц является то, что проценты по вкладам частных лиц в эстонских банках освобождены от подоходного налога. Дивиденды по ценным бумагам облагаются подоходным налогом, а проценты по банковским вкладам - нет. Тем самым поощряется вложение денег именно в банки. Таким образом, мелкие инвесторы, которые выходят на финансовый рынок, на биржи, оказываются в худшем положении по сравнению с вкладчиками банков.

В Эстонии, как и в других странах, есть немало желающих уклониться от уплаты налогов или хотя бы минимизировать свою налоговую нагрузку. Например, весьма распространены так называемые "зарплаты в конвертах". По некоторым экспертным оценкам, около 20% работающих в Эстонии реально получают зарплату больше, чем указано в платежных ведомостях. Тем самым и работодатели уклоняются от полной уплаты социального налога - это 33% от фонда заработной платы, которые делятся между фондом медицинского страхования и Пенсионным фондом.

Тем не менее, необходимо отметить, что уклонение от уплаты налогов в Эстонии не является столь же массовым, как в некоторых других странах. В 1999 году поступления основных налогов в государственную казну составили приблизительно 96 - 99% от запланированного уровня.

2. Налог на прибыль предприятий

До 2000 года его ставка составляла 26%. С 1 января 2000г. вступил в силу новый закон, который вообще выводит из-под налогообложения ту часть прибыли, которая реинвестируется в развитие предприятия. Налогом облагаются теперь только дивиденды предприятия по разного рода ценным бумагам, а также расходы, прямо не связанные с производством. Иными словами, налогом облагается не заработанная прибыль, а распределенная. Можно сформулировать и по-другому: налогообложение переносится с момента появления прибыли на момент дележа этой прибыли. Более того, от налога на прибыль освобождены любые инвестиции эстонских компаний, в том числе инвестируемые в другие страны.

Отмена налога на реинвестируемую прибыль должна стимулировать экономический рост, привести к созданию множества новых рабочих мест и общему росту благосостояния. При этом приток в Эстонию иностранных инвестиций, и без того немалый, может стать еще больше. Поскольку у такого маленького государства, как Эстония, много конкурентов, один нестандартный шаг может означать, что многие решения будут приняты именно в ее пользу. Те инвестиции, которые пошли бы в Латвию или, скажем, в Словению или Чехию, могут придти теперь в Эстонию и дать значительный позитивный импульс экономике страны.

В прошлом году крупнейшие инвесторы на вопрос о том, какой шаг правительства в наибольшей степени способствовал улучшению экономической среды, отвечали: освобождение инвестиций от налогов. Сейчас руководителей иностранных фирм интересует, сохранится ли такой налоговый режим после вступления Эстонии в Европейский Союз.

СПРАВКА
Европейский Союз не регулирует внутреннюю налоговую политику входящих в сообщество государств, и, следовательно, Эстония сможет сохранить нынешний, льготный для инвесторов, режим налогообложения. Однако есть проблема: как будут относиться правительства иностранных государств, ведь они могут считать Эстонию "налоговым раем" и принимать какие-нибудь антиэстонские меры, чтобы не потерять свои бюджетные доходы.

В качестве компенсации потерь от уменьшения налога на прибыль на сумму реинвестируемой прибыли с 1 января 2000 г. повышены многие акцизы и пошлины.

3. Социальный налог

Все работодатели платят так называемый социальный налог - 33% от фонда заработной платы, включающий отчисления в пенсионный фонд (20% от фонда заработной платы) и отчисления в фонд медицинского страхования (13% от фонда заработной платы).

4. Налог с оборота

Половину налоговых поступлений в государственную казну обеспечивает 18-процентный налог с оборота - эстонский аналог существующего во многих странах налога на добавленную стоимость.

5. Земельный налог

Налога на имущество юридических лиц в Эстонии вообще нет, существует лишь небольшой земельный налог.

Налог на землю регулируется соответствующим законом 1993 года. Плательщиками налога являются собственники и пользователи земли. Базой для налогообложения служит стоимость земли.

Ставки:

в государственный бюджет - 0,5%;

в местные бюджеты - 0,3 - 0,7%.

В Эстонии ставки налога действуют для общей суммы налога за год. Налог на землю уплачивается авансом в начале года, но возможна разбивка по кварталам или два раза в год. Местные советы устанавливают сроки уплаты самостоятельно.

6. Налог на игорный бизнес

7 - 11. Налоги №7, 8, 9, 10 и 11 - это пять акцизов:

- на алкоголь;

- на табачные изделия;

- на автомобили;

- на бензин и дизельное топливо;

- на тару для напитков - пластиковую и стеклянную.

Эстония отличается сейчас тем, что доля этих косвенных налогов, например налога с оборота и акцизов, преобладает сейчас в бюджетных доходах. С точки зрения администрирования налогов это - выигрыш, потому что администрирование таких косвенных налогов обходится гораздо дешевле, чем, например, подоходного налога, и проверка - тоже.

В фискальной политике Эстонии в ближайшие годы - во всяком случае до очередных парламентских выборов 2003 года - изменений не предвидится. Время от времени заходят разговоры о необходимости ввести налог на имущество предприятий или о возможности шире использовать допускаемую законом практику введения местных налогов; пока этим правом пользуется только столица страны - Таллинн. Однако находящаяся сейчас у власти коалиция трех правых партий заверяет, что не допустит роста общей налоговой нагрузки.


Дальше:

Кроссворд

© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua