Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#21'2002: Школа бухгалтера - Все о социальных выплатах

Содержание урока

Школа бухгалтера.

НАЛОГИ ЗА РУБЕЖОМ

Подготовили Андрей РЕПА,
внутренний аудитор ООО "УПР", г. Донецк,

Олег ЗГУРСКИЙ,
главный специалист "ДК"


"Серебряная революция"


Безусловно, то, что римские императоры предоставляли своим легионерам в старости возможность безбедно существовать, можно отнести к фактам зарождения пенсионной системы. Тем не менее, до конца XIX века максимум, до чего додумывались правители, - это система "кормлений". Но это была не общегосударственная программа заботы, а фактически узкоклановое обеспечение особо преданных и проявивших себя людей на исходе жизни. Рождением общегосударственной системы пенсионного обеспечения и социального страхования принято считать 1889 год, когда Отто Бисмарком были приняты "Закон о социальном страховании рабочих" и "Закон о пенсии по старости". Так впервые в мире была введена солидарная система обязательного пенсионного обеспечения.


Исторический экскурс

Впоследствии эта система распространилась по всему миру. Поэтому немецкую систему считают прототипом солидарной системы пенсионного обеспечения. В США только в 1935 году президент Франклин Рузвельт подписал "Закон о социальном обеспечении". В СССР пенсионная система была введена еще с первых лет советской власти, однако она охватывала лишь узкий слой населения, и размер пенсии был мал. Только в 1956 году пенсии по старости распространили на всех рабочих и служащих, а в 1964 года - и на колхозников, причем размер пенсии стал сопоставим с зарплатой.

Системы пенсионного обеспечения

Солидарная система пенсионного обеспечения действует по принципу солидарности поколений, когда работники (и/или их работодатели) выплачивают часть зарплаты на финансирование социальных программ, обеспечивающих доход для пенсионеров в обмен на обещание правительства о гарантированном доходе этим работникам при выходе на пенсию. Таким образом, работающее поколение фактически выплачивает пенсию пожилым людям. Данная система получила широкое распространение в странах Европы и американского континента.

Сегодня из-за старения наций большинство стран Европы столкнулись с невозможностью дальнейшего пенсионного обеспечения по данной системе.

В то же время ряд стран Юго-Восточной Азии и Африки изначально ввели капитализированные системы государственного пенсионного обеспечения.

Капитализированная (накопительная) пенсионная система основывается на принципе накопления работником своих пенсионных сбережений на протяжении трудового периода. Поскольку размер пенсии каждого работающего зависит от накопленной им суммы взносов, то такой системе присуща полная капитализация, т. е. каждый работник наперед финансирует собственную пенсию.

В последнее десятилетие XX века в мире все большую популярность приобрела комбинированная система пенсионного обеспечения. Данная система подразумевает формирование пенсионных выплат на смешанной основе, т. е. часть пенсии выплачивает государство по солидарной системе, а часть - за счет пенсионных накоплений.

Системы пенсионного обеспечения некоторых стран

Далее мы коротко рассмотрим системы пенсионного обеспечения некоторых стран мира. В приведенный ниже перечень вошли только те страны, в которых система пенсионного обеспечения имеет ряд интересных особенностей.

В Японии система общественных пенсий была введена во время второй мировой войны - в 1942 г. Однако фактически она стала действовать только с 1954 г. Здесь была введена схема выплаты пенсий работникам, достигшим 60-летнего возраста, из спецфонда, создаваемого за счет взносов работающих и работодателей и субсидируемого государством. Этот фонд существует в основном на текущие взносы, и доля накоплений в нем невелика.

В 1961 г. отчисления в фонд составляли 3,5% от месячного заработка, а в 1996 г. они достигли 16,5%. Однако работающий фактически уплачивает лишь половину суммы, вторую половину покрывает взнос от работодателя. В 1994 г. парламент утвердил разработанный правительством закон о частичном и постепенном изменении обычного пенсионного обеспечения граждан по старости. Основные изменения заключались в следующем:

- пенсионный возраст до 2013 г. постепенно поднимается с 60 до 65 лет;

- для лиц, желающих уйти на пенсию в возрасте 60-64 лет, пенсия по старости устанавливается в половинном размере от обычной; обычная пенсия в полном объеме начинает выплачиваться им по достижении 65-летнего возраста;

- пенсионные страховые взносы не должны превышать в будущем 30% от месячного заработка;

- впредь страховые пенсионные взносы будут начисляться не с общего заработка, а с суммы, оставшейся после уплаты налогов;

- предусмотрено повышение размеров взносов на 2,5% один раз в пять лет;

Именно Японии мы обязаны появлением термина "Серебряная революция", который обозначает увеличение пенсионного возраста и старение нации.

Япония имеет два основных вида общественных пенсий:

1) национальная пенсия;

2) пенсионное страхование трудоустроенных.

Первый вид традиционно охватывает работников сельского хозяйства, занятых самостоятельным трудом, и некоторых других, не подпадающих под пенсионное страхование трудоустроенных. Второй - большинство рабочих и служащих.

Помимо этого есть еще четыре вида пенсий, выплачиваемых специфическим группам занятых, например государственным служащим.

В Малайзии ставка отчислений составляет 15% для работодателя и 12% - для работающего. Данные отчисления собираются в специальный Сберегательный фонд работающих. Фонд не практикует периодических пенсионных выплат, а осуществляет одноразовую выплату всей суммы после выхода работающего на пенсию. Подобные сберегательные фонды функционируют в Индии, Индонезии, Непале, Гамбии и Замбии.

В Китае имеется одно ограничение: пенсионная система распространяется только на государственных чиновников, менеджеров и лиц, занятых в промышленном производстве. Крестьяне, которых в КНР подавляющее большинство, пенсию не получают. В результате количество китайских пенсионеров с учетом более чем миллиардного населения совсем невелико. Их насчитывается порядка 29 миллионов человек. Зато размер пенсии, которую они получают, очень высок, достигая 70% от уровня зарплаты на момент выхода на пенсию.

В КНР планируется провести реформу пенсионной системы. Те, кто отработал не менее 15 лет, будут получать базовую социальную пенсию в размере 20% от среднего уровня зарплаты в своей провинции, плюс к этому - выплаты с личного пенсионного счета в размере 58,5% от средней зарплаты за год на момент выхода на пенсию с последующей индексацией по мере инфляции. Размер выплат на личный пенсионный счет определен в 11% от зарплаты, из которых работодатель будет перечислять 7%, а работник - 4%. Мужчины смогут получать пенсию с 60 лет, женщины-менеджеры - с 55, остальные женщины - с 50 лет.

В Чили в 1980 году осуществлена пенсионная реформа, направленная на преобразование солидарной системы пенсионного обеспечения в капитализированную. Для обеспечения управления взносами в негосударственных пенсионных фондах было разрешено создавать компании для управления частными пенсионными активами. Работники вносили 10% от своей заработной платы в эти фонды, а также осуществляли дополнительные выплаты для покрытия административных расходов и страховки по инвалидности или утраты кормильца. Чилийский опыт преобразования пенсионной сферы признается многими исследователями как пример наиболее удачной и эффективной реформы. Примеру Чили последовал также ряд других стран Латинской Америки (Уругвай, Аргентина, Колумбия, Перу, Боливия, Сальвадор), столкнувшихся с неплатежеспособностью распределительных пенсионных систем. К ним на американском континенте присоединилась Мексика.

В развитых странах, таких как Канада, Бельгия, Италия, Австрия, Испания и других, также стоит вопрос о пенсионной реформе, хотя в большинстве случаев дело пока ограничивается обсуждением возможных вариантов и последствий реформы. Необходимость перехода к накопительным принципам социального обеспечения не вызывает сомнения, и основные дебаты сосредоточены на институциональных формах преобразований. Тем не менее, ряд промышленно развитых стран уже начали движение к накопительным пенсионным системам, к примеру, в Швеции в 1994 г. была принята концепция постепенного создания пенсионных резервов за счет дополнительных отчислений на накопительные счета, создается накопительная пенсионная система в Австралии и Новой Зеландии.

В Швеции пенсионную реформу провели в 1999 году. Новая система является многоуровневой.

Первый уровень - обязательный в виде распределительной составляющей системы (т. н. солидарной пенсионной системы).

Второй уровень - обязательная накопительная система.

Третий уровень - добровольный, в виде профессиональных и индивидуальных пенсионных механизмов сбережения.

Суммарная ставка пенсионных отчислений составляет 18,5%, из них 16% - вклад в распределительную систему и 2,5% - вклад в накопительную систему. Пенсионный возраст для мужчин и для женщин равен 65 годам, хотя некоторые могут получать частичную пенсию с 60 лет.

Переход на новую накопительную систему осуществляется постепенно. Полностью под ее действие подпадают работники 1954 года рождения и моложе. Те, кто родились в период с 1938 года по 1954 год, будут получать 20% пенсии из новой системы (накопительной) и 80% - из старой (распределительной). Пропорция изменяется ежегодно с шагом 5%.

Большинство стран бывшего социалистического лагеря взяли за основу именно шведскую пенсионную модель.

В Польше внедрена многоуровневая система, которая предусматривает:

1. Лица, родившиеся между 1 января 1949 и 1 января 1969 года, имеют возможность выбора между старой и новой системами. Молодые трудящиеся обязаны пользоваться новой системой. Лица, родившиеся до первого января 1949 года, остаются в старой государственной системе и получают пенсионные пособия согласно соответствующему законодательству.

2. Налог на зарплату в счет пенсии, выплачивавшийся работодателем, составляет 45%, где из него по новой системе 9% вносится трудящимися на новые счета, которые они открывают в частном инвестиционном фонде по своему выбору. Оставшаяся сумма используется правительством для поддержки сворачиваемой государственной системы. Вклады хранятся на именных счетах трудящихся, и по ним выплачивается процент с учетом процента роста налогооблагаемого заработка. В соответствии с государственной системой деньги выплачиваются только в виде пенсии и по достижении пенсионного возраста (62 лет). Размер пенсии основывается на продолжительности жизни определенной группы трудящихся.

3. Выплаты осуществляют лицензированные частные пенсионные фонды, регулируемые Государственным бюро по надзору за пенсиями. Эти фонды инвестируют капитал в облигации, ликвидные ценные бумаги и другие финансовые инструменты, в том числе и за пределами Польши.

4. Выплаты осуществляют добровольные пенсионные фонды, которые регулируются государством в меньшей степени, чем другие. Ограничение для взносов установлено на уровне 250% от средней зарплаты.


Дальше:

Кроссворд

Версия для печати Версия для печати
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua