Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#36'2002: Школа бухгалтера - Все о социальных выплатах

Содержание урока - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 25 (сентябрь 2002)

Основы организации розничной торговли. Часть 1

Юлия БАКУН,
главный специалист редакции "Дебета-Кредита"


1. Понятие розничной торговли
2. Товары
3. Субъекты продажи товаров в розницу

4. Условия легализации розничной торговли
5. Элементы розничной торговой сети
6. Особенности формирования учетной политики  на предприятиях розничной торговли


Надеемся, что данная тематическая подборка, посвященная учету в торговле, даст полную и своевременную информацию не только о традиционных вопросах непосредственно учета (бухгалтерского, налогового), но и о не менее важных, а зачастую и "штрафоопасных" организационных и управленческих аспектах торговой деятельности.

Поскольку объем "Школы" ограничен, в ней будет излагаться информация, дающая возможность получить целостную картину затрагиваемой темы, вспомнить общий порядок регулирования того или иного вопроса, а более конкретные ситуации, позволяющие каждому бухгалтеру найти подсказку по интересующему его вопросу, рассмотрим на страницах "Методички", которая будет издана отдельно.


Тематика розничной торговли довольно широко освещается в специализированных бухгалтерских изданиях. Однако, как свидетельствует практика, зачастую бухгалтеры остаются один на один со своими проблемами. Эти проблемы, кстати сказать, заключаются не только в решении вопросов, требующих "высшего пилотажа", но и в необходимости понимания основных терминов, категорий, которыми оперируют в бухгалтерской среде. Вот, к примеру, попробуйте с ходу ответить, что такое розничная торговля.

А теперь проверьте себя.

1. Понятие розничной торговли

В настоящее время значение термина "розничная торговля" законодательно не установлено (см. Письмо №2-3). Имеется лишь его трактовка, изложенная в Письме №56-38, которая, как следует из этого письма, в будущем должна перекочевать в Государственный стандарт Украины "Торговля. Термины и определения" (он пока не утвержден).

Письмo №56-38
Розничная торговля - сфера предпринимательской деятельности по продаже товаров или услуг на основании устного или письменного договоров купли-продажи непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Вследствие того, что продавец не имеет юридического права и фактической возможности достоверно определить цель, для которой покупатель приобретает у него товар (для личного некоммерческого использования или, например, для продажи на стихийных рынках), указанное определение розничной торговли, по мнению автора, не полностью раскрывает ее экономическую сущность.

Исходя из требований действующего законодательства в сфере патентования, под розничной торговлей подразумевается торговля за наличные средства (хотя за наличные товары могут приобретаться субъектами хозяйственной деятельности и для последующей перепродажи). Отметим, что такое понимание также несовершенно, поскольку, согласно Инструкции №389, в состав розничного товарооборота должна включаться, например, стоимость проданных по безналичному расчету продуктов питания в порядке мелкого опта отдельным учреждением здравоохранения, социального обеспечения и образования.

Итак, в дальнейшем под розничной торговлей будем понимать осуществление субъектом хозяйствования операций, которые, согласно Инструкции №389, включаются в состав розничного товарооборота, например продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа за наличный расчет, продажа товаров подарочного ассортимента к праздникам и для новогодних подарков детям с оплатой по безналичному расчету и пр.

2. Товары

Субъекту розничной торговли необходимо побеспокоится о неотъемлемой и главной составляющей процесса торговли - товаре.

Законом №283 определено, что товарами являются материальные и нематериальные активы, ценные бумаги и деривативы, используемые в любых операциях, кроме их эмиссии и погашения. Такая трактовка несколько искажает экономическую сущность товаров, которая заключается в том, что товарами являются любые объекты (материальные и нематериальные активы, услуги, земля, труд и пр.), которые имеют потребительскую стоимость и предлагаются для продажи (а не для "...любых операций..."!!!).

! С точки зрения розничной торговли, под товарами будем понимать продукты труда, предназначенные для последующей их перепродажи конечным потребителям без дополнительного вложения труда (например расфасовка, предпродажная подготовка) или с таковым. Согласно П(С)БУ 9, товары включаются в состав запасов предприятий розничной торговли.

Минстат Украины разработал номенклатуру товаров (см. Приказ №12), которые учитываются в розничной и оптовой торговле. Указанная номенклатура в определенной степени влияет на организацию учета торговых операций и порядок их налогообложения. Так, в случае если физические лица (частные предприниматели) осуществляют торговлю таким видом товаров, как горюче-смазочные материалы, то, согласно Указу №727, они не имеют права перейти на упрощенную систему налогообложения.

3. Субъекты продажи товаров в розницу

Осуществлять розничную торговлю могут юридические лица и граждане (физические лица), определенные согласно ст. 2 Закона №698 в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Чтобы получить статус юридического1  или физического лица - субъекта предпринимательской деятельности, необходимо пройти государственную регистрацию в органах исполнительной власти.


1 Порядок регистрации юридического лица детально рассмотрен в "Школе" №6 за 2002 год.

При этом для юридического лица в числе прочих документов, предоставляемых в органы исполнительной власти для регистрации, обязателен документ, подтверждающий право собственности или пользования помещением (договор купли-продажи, дарения, договор аренды и пр.), адрес которого будет являться юридическим адресом данного юридического лица. Это может быть дом или квартира, в которой проживает один из учредителей, либо офисные помещения или помещения, в которых в последующем будет осуществляться продажа товаров.

Государственная регистрация физических лиц осуществляется по месту их проживания.

! Чтобы юридическое лицо имело право осуществлять розничную торговлю, такой вид деятельности, согласно п. 2 ст. 1 Закона №887, должен быть предусмотрен в его учредительных документах (уставе). Если розничной торговлей планирует заниматься субъект предпринимательской деятельности - физическое лицо, то при его государственной регистрации в органах исполнительной власти устав не требуется, соответственно возможные виды деятельности заранее не определяются.

Кроме того, субъект предпринимательской деятельности должен пройти регистрацию в налоговых органах, социальных фондах, органах статистики, выполнить установленные требования санитарного и пожарного законодательства и получить соответствующее письменное согласие указанных органов* .


Тут и дальше символ (*), встреченный по тексту, означает, что дополнительная информация по этому вопросу будет изложена в "Методичке", посвященной розничной торговле, выпуск которой планируется в октябре 2002 г.

В органах статистики ему будут присвоены статистические коды, например, согласно Приказу №288 - формы собственности и т. п. И самое главное - согласно Приказу №441 присваиваются коды видов экономической деятельности (КВЭД), на которые будут ориентироваться контролирующие органы при установлении правомерности осуществления субъектом предпринимательства того или иного вида деятельности (например, код 50.10.2 подразумевает, что предприятие имеет право осуществлять розничную торговлю новыми и подержанными автомобилями, код - 52.21.0 розничную торговлю фруктами и овощами и пр.).

4. Условия легализации розничной торговли

После того как субъект розничной торговли зарегистрировался в установленном порядке, ему необходимо определить место, где предполагается осуществлять торговлю. Напомним, что юридическое лицо могло это сделать еще при государственной регистрации, избрав для указания юридического адреса помещение, пригодное для торговли (например будущего магазина).

Если же это не было сделано, то субъект розничной торговли для последующего получения государственных разрешений должен определить, каким образом будет осуществляться торговля: в стационарных пунктах (магазинах, павильонах) или пунктах передвижной торговли (автомагазинах, авторазвозках и пр.).

Следующий этап - приобретение (или получение в аренду и т.д.) пункта продажи товаров. При этом необходимо помнить, что пункты продажи товаров должны соответствовать требованиям, которые предъявляет законодательство, действующим в сфере санитарной* и пожарной безопасности (например, согласно пп. 4.1.16 Правил №400, временные сооружения, киоски, ларьки и пр. должны размещаться на расстоянии не менее 10 м от других зданий). Если пункт продажи товаров не будет соответствовать указанным требованиям, то субъект розничной торговли не получит соответствующего разрешения и не сможет осуществлять торговлю. Поэтому, прежде чем приобретать или заключать договор аренды пункта продажи товаров, проверьте, соответствует ли он требованиям Правил №400.

После того как субъект розничной торговли определил для себя пункт продажи товаров, ему необходимо получить разрешение органов исполнительной власти на осуществление розничной торговли. Его получение сопровождается, согласно Декрету №56-93, уплатой сбора за размещение объектов торговли, предусмотренного Законом №1251 в числе местных налогов и сборов. В бухгалтерском учете сумма уплаченного сбора отразится в составе административных расходов предприятий (на дебете счета 92 "Административные расходы"), в налоговом учете - в составе валовых расходов.

! Учитывая, что покупатели за товары, приобретенные у субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную торговлю2 , рассчитываются наличными, продавцу, согласно Закону №98/96, необходимо иметь торговый патент - государственное свидетельство, удостоверяющее его право заниматься продажей товаров за наличные средства, с использованием безналичных пластиковых карточек, чеков3 .

2 При изложении вопросов, касающихся и юридических, и физических лиц - СПД, будем использовать термин "субъекты розничной торговли". Если какой-либо вопрос будет затрагивать только юридических или только физических лиц, то будем, соответственно, упоминать: предприятие розничной торговли или физическое лицо.  
3 Осуществление наличных и безналичных расчетов детально рассмотрено в "Школе" №22, 26, 29, 36, 42, 45 за 2000 год, №5, 8-9, 13, 16, 24, 32, 50, 51 за 2001 г., №6 за 2002 г.

Для получения патента субъект розничной торговли подает в налоговые органы по месту нахождения пункта продажи заявление по установленной Постановлением №1077 форме и платежное поручение, свидетельствующее об оплате патента. При приобретении патента вносится:

1. Единовременная оплата стоимости патента, которая будет учтена в последнем месяце срока действия патента (срок действия 12 месяцев).

2. Оплата стоимости патента за отчетный месяц.

Кроме прочей информации, в заявлении должна содержаться информация о имеющемся разрешении на осуществление розничной торговли.

Законом №98/96 предусмотрен ряд случаев и условий*, которые дают право субъектам розничной торговли работать без патента, например уплата физическим лицом рыночного сбора или фиксированного налога и пр.

Без приобретения торгового патента могут продаваться некоторые виды товаров исключительного отечественного производства: хлебобулочные изделия, молоко и молочные изделия и некоторые другие*.

Торговый патент следует приобретать на каждое структурное обособленное подразделение субъекта розничной торговли (например, магазин, лоток, киоск, палатку и пр.), в котором осуществляется продажа товаров.

Оплачивается стоимость патента ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному.

Согласно ст. 9 Закона №98/96, сумма налога на прибыль, подлежащая перечислению в бюджет за отчетный период, полежит уменьшению на стоимость приобретенных торговых патентов, действующих в отчетном периоде. Однако если сумма налога на прибыль отчетного года не превысила оплаченной стоимости торговых патентов, действующих в отчетном году, то на следующий год такая стоимость не переносится (в бухгалтерском учете она увеличит сумму расходов на сбыт (счет 93) соответствующего отчетного периода, а в налоговом учете отражения не найдет). Стоимости оплаченных патентов и суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, не сопоставляются ежемесячно и ежеквартально - только ежегодно, поскольку срок действия патента, как упоминалось выше, - 12 месяцев.

Таблица 1

Бухгалтерский учет стоимости патента у субъектов предпринимательской деятельности, находящихся на общей системе налогообложения

№ п/п Дата операции Содержание операции Сумма Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 10.03.2002 Оплата стоимости патента за август 240,00 39 311
2 27.06.2002 Отнесена стоимость патента за август на расчеты с бюджетом 240,00 641/Расчеты по налогу на прибыль 39
3 27.06.2002 Начислен налог на прибыль за третий квартал отчетного года 1000,00 98 641/ Расчеты по налогу на прибыль

Таблица 2

Бухгалтерский учет стоимости патента у субъектов предпринимательской деятельности, находящихся на упрощенной системе налогообложения

№ п/п Дата операции Содержание операции Сумма Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 10.03.2002 Оплата стоимости патента за август 240,00 39 311
2 01.04.2002 Отнесена стоимость патента за апрель на расчеты с бюджетом 240,00 641/Расчеты по патентам 39
3 01.04.2002 Стоимость апрельского патента включена в состав расходов 240,00 93 641/Расчеты по патентам

Однако, согласно Указу Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98, субъекты хозяйственной деятельности, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, освобождены от уплаты патентов.

В зависимости от вида товаров (например, алкогольные напитки и табачные изделия, медицинские препараты*), которые планируется продавать, у субъекта предпринимательской деятельности, согласно Закону №1775, может возникнуть необходимость в приобретении лицензии*.

Закон №1775
Лицензия - документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий4 .


4 Подробно порядок получения лицензий субъектами предпринимательской деятельности, в том числе осуществляющими розничную торговлю, рассмотрен в "Школе" №22, 26, 29, 40, 42 за 2000 год.

Лицензия выдается уполномоченным на то государственным органом (в зависимости от вида товаров). Перечень таких органов предусмотрен Постановлением №1698 (например лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками выдает Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров). Для того чтобы получить лицензию, субъект розничной торговли, должен не только оплатить ее стоимость, но и подать в соответствующий орган перечень документов.

Общий перечень указанных документов предусмотрен ст. 10 Закона №1775 (заявление, копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, заверенная нотариально или органом, выдавшим оригинал документа)*.

В бухгалтерском учете стоимость приобретенных лицензий отразится, согласно п. 5 П(С)БУ 8, в составе нематериальных активов как право на осуществление определенных видов деятельности на дебете счета 12 "Нематериальные активы" и, соответственно, будет амортизироваться по избранному на предприятии методу (как правило, при помощи линейного метода). Суть линейного метода заключается в том, что стоимость приобретения лицензии будет ежемесячно включаться в состав расходов пропорционально количеству месяцев ее действия (например, срок действия лицензии на продажу алкогольных напитков составляет 5 лет, следовательно, ежемесячно к составу расходов будет отнесена 1/60 стоимости лицензии). Соответственно, ежемесячно в учете будет производиться запись по дебету счета 93 "Расходы на сбыт" и по кредиту счета 133 "Износ нематериальных активов".

В налоговом учете, согласно пп. 5.4.7. Закона №283, стоимость лицензий включается в состав валовых расходов однократно, при их приобретении.

Кроме всего перечисленного, осуществление торговли за наличные денежные средства подразумевает использование регистратора расчетных операций (РРО)5 .


5 Порядок регистрации и использования РРО детально рассмотрен в "Школе" №6 за 2002

5. Элементы розничной торговой сети

Розничная торговля осуществляется в розничной торговой сети.

Письмo №15-03
Розничная торговая сеть - совокупность стационарных, временных и передвижных пунктов розничной торговли, торговых автоматов, торговых мест на рынках, пунктов продажи по почте и по заказу...

Исходя из изложенного, элементы розничной торговой сети классифицируются по нескольким критериям. Например, степень постоянности местонахождения (по этому критерию определяется стационарная и передвижная торговля), характер капитальности сооружений, наличие торгового зала и его размер (позволяет классифицировать магазины по типам) (см. табл. 3).

Таблица 3

Элементы розничной торговой сети

Некоторые элементы розничной торговой сети  
Пункты стационарной торговли Пункты передвижной торговли** с:
Магазины: автомагазинов
— гипермаркет — магазин самообслуживания общегородского значения, торговой площадью более 3000 кв. м с ассортиментом более 15 тысяч позиций продовольственных и непродовольственных товаров автозаправок
— универмаг — магазин общегородского значения, торговой площадью более 1500 кв. м, с ассортиментом более 5000 позиций непродовольственных товаров мотоколясок
— универсам, супермаркет — магазин самообслуживания жилой зоны торговой площадью более 400 кв. м, с ассортиментом более 5000 позиций продовольственных и непродовольственных товаров велоколясок
— мини-маркет — магазин самообслуживания, торговой площадью до 200 кв. м, с ограниченным ассортиментом (500 ассортиментных позиций) продовольственных товаров ручных колясок
Павильон — пункт розничной продажи товаров, занимающий отдельное сооружение облегченной конструкции и имеющий торговый зал для покупателей торговля на разнос и пр.
Палатка — объект мелкорозничной торговой сети сборно-разборной конструкции, занимающий обособленное торговое место, не имеющий торгового зала для покупателей  
Киоск — объект мелкорозничной сети стационарного типа, пункт продажи товаров, занимающий обособленное помещение для организации продажи товаров без доступа в него покупателей  

** Действующими нормативно-правовыми документами не дана трактовка терминов "автомагазин", "авторазвозка", "мотоколяска", "велоколяска", "ручная коляска".


Розничная торговля осуществляется также со складов-магазинов, независимо от того, что они Правилами №108 отнесены к пунктам оптовой торговли. Склады-магазины - это пункты продажи товаров, имеющие функциональные площади, в которые входят торговые и складские площади закрытых и полуоткрытых помещений для хранения и продажи крупногабаритных товаров (мебели, строительных материалов и пр.).

Пункты розничной продажи товаров также могут классифицироваться по специализации (продовольственные, непродовольственные, смешанные) по формам продажи товаров (обычного типа, магазины самообслуживания и пр.), по товарному ассортименту (специализированные, неспециализированные и пр.).

6. Особенности формирования учетной политики1  на предприятиях розничной торговли


1 Требования Закона №996, в том числе относительно формирования учетной политики, не распространяются на физических лиц.

Операции по учету товаров на предприятиях розничной торговли являются объектами бухгалтерского учета. Порядок бухгалтерского учета регламентируется Законом №996 и национальными Положениями (стандартами) учета. Согласно указанному закону, предприятия розничной торговли должны сформировать учетную политику и зафиксировать ее в соответствующем приказе.

Закон №996
Учетная политика - совокупность принципов (установленных ст. 4 Закона №996. - Прим. авт.), методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

Учетная политика должна быть сформирована:

1. По состоянию на 01.01.2000 г. - дата ввода в действие национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета.

2. На момент создания предприятия розничной торговли (если оно происходило после 01.01.2000 г.).

3. На момент, когда предприятие розничной торговли начинает новый вид деятельности, ранее не осуществлявшийся.

Таблица 4

Основные элементы учетной политики относительно учета товаров

№ п/п Наиболее важные элементы учетной политики по учету товаров Что представляет собой элемент учетной политики На что влияет элемент учетной политики*
1 Правила документо-
оборота
Правила документооборота включают в себя перечень первичных документов, используемых на предприятии (как по утвержденной законодательно, так и по разработанной и утвержденной предприятием самостоятельно форме), даты составления таких документов, перечень должностей материально ответственных лиц и лиц, имеющих право оформлять и подписывать первичные документы, сроки передачи документов в бухгалтерию предприятия для соответствующе обработки и пр. Позволит повысить эффективность контроля за сохранностью товаров, определить и адекватно возложить ответственность, согласно ст. 8 Закона №996, на лиц, виновных в несвоевременном, неправильном составлении, несанкционированном подписании первичных документов
2 Рабочая система счетов аналитического учета товаров Состоит из совокупности аналитических счетов (n-го порядка), открываемых на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности2 (например, при наличии на предприятии трех магазинов, в аналитическом учете к счету 282 «Товары в продаже» целесообразно открыть три субсчета (2821, 2822, 2823 — для учета движения товаров в каждом из таких магазинов) Позволяет учесть товары и операции с ними в нужных ракурсах: по структурным подразделениям предприятия, где осуществляется учет, хранение, использование (продажа) товаров; по видам товаров с разными методами оценки их выбытия; по товарным группам с разной торговой наценкой; по видам торговли (по самообслу-
живанию, по почте...) и пр.
3 Метод учета элементов себестоимости товаров, кроме стоимости их приобретения Предполагает порядок учета транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) на протяжении отчетного месяца: на счете 282 «Товары в торговле» или на специально открытом счете, например, 289 «ТЗР» От избранного метода учета элементов себестоимости зависит механизм определения размера торговой наценки (должна ли она покрывать ТЗР или их сумма возмещается покупателем в составе себестоимости товаров), порядок оперативного учета товаров (по цене приобретения или по себестоимости), распределение функциональных обязанностей по расчету себестоимости реализованных товаров (бухгалтер или продавец, составляющий товарный отчет)
4 Метод оценки выбытия товаров Предполагается, что предприятие избирает один из следующих методов: идентифицированной себестоимости, средневзвешенной себестоимости, ФИФО, ЛИФО, метод по ценам продажи Влияет на временное распределение расходов, связанных с приобретением товаров между отчетными периодами (на основании принципа соответствия доходов и расходов)
5 Разработка должностных инструкций работников, имеющих отношение к товарным операциям и их учету Предполагает разработку внутреннего документа для каждой единицы штатного расписания (должности) с указанием круга обязанностей работника, занимающего соответствующую должность, его подчиненности и пр. Позволяет четко распределить функциональные обязанности между работниками, чем повышает сохранность товаров и пр.
6 Периодичность оценки выбытия товаров Реализует право предприятия относительно выбора периодичности отражения продажи товаров в учете: по каждой трансакции или в установленные сроки, например, при обработке товарного отчета, в конце месяца При меньшей продолжительности периода времени между отражением списания товаров повышается оперативность получения информации об объеме реализации, доходах, расходах и прочих важных показателях деятельности предприятия

2 Право на разработку системы аналитических счетов предоставлено предприятию Инструкцией №291.


Дальше:

Нормативная база

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua