Нове число  Дебет-Кредит
Украинский бухгалтерский еженедельник
#42'2002: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Цей урок українською - Все уроки школы

Школа бухгалтера. Урок 27 (октябрь 2002)

Социальные выплаты1


1Внимание! В материалах "Школы бухгалтера" на данную тему использована сквозная нумерация примеров и таблиц.

В сегодняшнем уроке рассмотрим взаимоотношения плательщиков единого налога с Фондом социального страхования (ФСС), а также ответственность страхователей и должностных лиц за нарушения законодательства по социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности.

Страховые взносы и социальные услуги плательщикам единого налога

После реформирования социальной сферы и принятия новых норм законодательства у многих "единщиков" возникли вопросы, касающиеся социальных выплат. Это связано с тем, что не были урегулированы нормы законодательства по социальному страхованию и нормы Указа № 746. В первую очередь, это касается начисления сборов в ФСС.

Должны ли плательщики единого налога начислять страховые взносы на сумму расходов на оплату труда наемных работников?

Пунктом 2 Указа № 746 предусмотрено, что Госказначейство, часть единого налога (11% от суммы единого налога) поступившую на его счет, перечисляет в соответствующие фонды для возмещения расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также в связи с погребением. В свою очередь, из п. 10 ст. 2 и п. 1 ст. 9 Закона № 2240 следует, что отчисления на социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности предназначены для финансирования материального обеспечения и социальных услуг членам ФСС (в частности пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение). Отсюда следует, что плательщики единого налога уплачивают страховые взносы в составе данного налога. Поэтому работодатели, которые относятся к страхователям, избравшим упрощенную систему налогообложения, не проводят начислений страховых взносов на сумму расходов на оплату труда, подлежащую обложению подоходным налогом.

Аналогичной точки зрения придерживается и ФСС по временной утрате трудоспособности в своем Письме № 01-16-511:

"…1. Согласиться с разъяснениями Министерства труда и социальной политики Украины, в соответствии с которыми до законодательного урегулирования порядка уплаты страховых взносов субъекты хозяйственной деятельности, использующие наемный труд и избравшие особый способ налогообложения своих доходов (уплачивают единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог или приобрели специальный торговый патент), не должны дополнительно платить в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности 2,5 %, а с 9 февраля 2002 года - 2,9 % на суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников..."

Должны ли предприятия и физические лица - "едищики" удерживать страховые взносы из сумм оплаты труда наемных работников, подлежащих обложению подоходным налогом?

В соответствии с п. 1(1) ст. 6 Закона № 2240, лица, работающие на условиях трудового договора, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. Согласно п. 2 ст. 2, они являются застрахованными лицами. В свою очередь, застрахованные лица являются плательщиками страховых взносов в ФСС по временной утрате трудоспособности (п. 1 ст. 22 Закона № 2240). Страховые взносы удерживаются работодателем - "единщиком" из суммы оплаты труда наемных работников, подлежащей обложению подоходным налогом. Однако обратим внимание на то, что в соответствии с п. 2 (абз. 5) Указа № 746 СПД - физические лица, являющиеся плательщиками единого налога и использующие труд наемных работников, освобождаются от проведения отчислений, связанных с выплатой заработной платы наемным работникам (куда относятся и страховые взносы). Но при этом ставка единого налога для физического лица - "единщика" увеличивается на 50% за каждого наемного работника.

Таким образом, предприятия, использующие труд наемных работников, должны в обязательном порядке проводить удержания страховых взносов из суммы оплаты труда своих работников. Это не распространяется на физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и уплачивающих единый налог.

Письмо ФСС № 01-16-511: "…Наемные работники, работодателями которых являются субъекты хозяйственной деятельности, избравшие особый способ налогообложения своих доходов, платят взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, в порядке и размерах, установленных Законом Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III…"

О возврате страховых взносов субъектам хозяйственной деятельности, избравших особый способ налогообложения своих доходов

В момент реформирования социальной сферы и принятия новых норм законодательства, регулирующего социальные выплаты, а также в связи с законодательной коллизией по поводу уплаты социальных взносов "единщиками" многие субъекты хозяйственной деятельности во избежание штрафных санкций начисляли на фонд оплаты труда социальные взносы в размерах 2,5%, а с 09.02.2002 г. - 2,9 %.

Исходя из этого хотим сообщить, что ФСС по временной потере трудоспособности в письме от 08.04.2002 г. № 01-16-511 указал следующее:

"…2. С целью устранения двойного налогообложения в случае начисления страховых взносов в размере 2,5 % (с 09.02.2002 г. - 2,9 %) на суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников субъектами хозяйственной деятельности, избравшими упрощенную систему налогообложения, такие взносы в отчетных формах № Ф4 ФСС с ТВП должны сторнировать в установленном порядке.

В случае перечисления таких страховых взносов на счета рабочих органов Фонда учитывать их в счет будущих платежей. В случае значительных сумм (более квартальной суммы страховых взносов, которые должны быть оплачены застрахованными лицами), при наличии финансовых возможностей отделения Фонда, они могут быть возвращены страхователю в порядке, установленном Инструкцией о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда от 26.06.2001 г. № 16…"

В следующем уроке, который будет посвящен отчетности, предоставляемой в ФСС, мы расскажем, как правильно сторнировать в отчетности излишне начисленные страховые взносы.

Какие виды материального обеспечения и социальных услуг предоставляются ФСС по временной утрате трудоспособности наемным работникам плательщиков единого налога?

Перечень видов материального обеспечения застрахованным лицам, которыми, в частности, являются и наемные работники "единщиков", определен в ст. 34 Закона № 22402. То есть плательщикам единого налога предоставляются те же виды материального обеспечения, что и СПД, находящихся на общей системе налогообложения:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
  • пособие при рождении ребенка;
  • пособие на погребение;
  • обеспечение оздоровительных мероприятий.


2 Перечень видов материального обеспечения и социальных услуг, предоставляемых "единщикам", определен и Постановлением № 1352. Однако в данном перечне приведены не все виды пособий, определенные Законом № 2240. Это связано с тем, что Постановление № 1352 принято раньше, чем вступил в силу Закон № 2240. Со вступлением в силу Закона № 2240 положения Постановления № 1352 действуют только в части, не противоречащей данному Закону.

Порядок выплаты и размер пособий по социальному страхованию субъектам предпринимательской деятельности - физическим лицам, а также юридическим лицам, избравшим особый способ налогообложения своих доходов, определяется соответственно Постановлениями № 1266 и № 1352.

Указанные "единщики" (физические и юридические лица) для получения вышеперечисленных пособий обязательно должны быть зарегистрированы в соответствующих органах ФСС или профсоюзных органах. В случае наступления страхового случая они обязаны обратиться по месту регистрации в исполнительную дирекцию отделения ФСС или профсоюзный орган со следующими документами:

  • заявлением о перечислении ими денежных средств;
  • копиями документов, подтверждающими данный страховой случай (листок нетрудоспоспособности и др.);
  • справкой об уплате установленного размера единого налога.

На основании указанных документов исполнительные дирекции отделений Фонда и профсоюзные органы осуществляют возмещение расходов, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления такого заявления.

Ответственность страхователей и должностных лиц за нарушение норм законодательства по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности

Виды нарушений, связанных с несоблюдением законодательства по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и взысканий за такие нарушения приведены в таблице № 44.

Таблица №44.

Виды санкций, применяемые к страхователю за нарушение им обязанностей по социальному страхованию

№ п/п Вид нарушений Вид и размер санкций Нормативный документ
Ответственность страхователя
1. Нарушение срока регистрации как плательщика страховых взносов или несвоевременность уплаты страховых взносов 1. Перечисление неуплаченных взносов на счет ФСС плюс пеня, которая определяется исходя из 120% учетной ставки НБУ на момент уплаты недоимки, без учета штрафов за весь ее срок
2. Штраф в размере 50% от сумм, подлежащих уплате, но не перечисленных на счет ФСС страховых взносов за весь период, в течение которого страхователь не был зарегистрирован
Ст. 30 Закона № 2240
2. Неполная уплата страховых взносов Штраф в размере 100% скрытой (заниженной) суммы заработной платы, на которую начисляются страховые взносы. За повторное нарушение - 300% указанной суммы.
Пеня, определяемая исходя из 120% учетной ставки НБУ на момент уплаты недоимки, без учета штрафов за весь ее срок
Ст. 30 Закона № 2240
3. Нарушение порядка использования страховых средств 1. Штраф в размере 50% подлежащих уплате страховых взносов, использованных с нарушением установленного порядка.
2. Пеня, определяемая исходя из 120% учетной ставки НБУ на момент уплаты недоимки, без учета штрафов за весь ее срок
Закон № 2240, ст. 30, ч. 1, абз. 5
Ответственность должностных лиц
4. Уклонение от регистрации в ФСС, сокрытие (занижение) фонда оплаты труда (дохода), нарушение порядка использования средств и сроков перечисления взносов, несвоевременная подача или неподача по установленной форме бухгалтерской отчетности или иных документов о начислении и уплате взносов на социальное страхование На виновное должностное лицо налагается штраф в размере от 8 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн), а за повторное нарушение в течение года - в размере от 10 до 20 необлагаемых налогом минимумов доходов, то есть от 170 до 340 грн КУАП, ст. 165-1, 244-2
5. Умышленное уклонение от уплаты сборов, совершенное должностным лицом (предпринимателем), если эти действия привели к фактическому непоступлению средств в бюджет и государственные целевые фонды в значительных размерах 1 На виновное должностное лицо (предпринимателя) налагается штраф от 300 до 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 8500 грн), или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет УКУ, ст. 212
6. Безосновательная невыплата установленной законом выплаты более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия или организации независимо от форм собственности3 На виновного руководителя предприятия налагается штраф от 100 до 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 - 5100 грн), или лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью на срок от пяти лет, или привлечение к исправительным работам на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет УКУ, ст. 175

3См. "Школу бухгалтера" № 36 за 02.09.2002 г.


Органы ФСС по временной утрате трудоспособности имеют право останавливать расходные операции предприятий, организаций, учреждений и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, использующих наемный труд, по их банковским счетам (п. 5 ст. 28 Закона № 2240). В соответствии с Порядком № 84, основаниями для остановки расходных операций являются следующие нарушения: отказ от регистрации таких юридических и физических лиц в органах ФСС в качестве плательщиков страховых взносов; отказ от уплаты страховых взносов лиц, зарегистрированных в ФСС.

Право принятия решения о приостановке операций по банковским счетам предоставлено рабочим органам ФСС по местонахождению учреждения банка или месту государственной регистрации плательщика страховых взносов в ФСС.

Основанием для приостановки операций является распоряжение рабочего органа ФСС, принятое по результатам рассмотрения акта проверки такого нарушителя или служебной записки. В данных документах содержатся мотивированные доказательства факта указанных выше нарушений.

На основании такого распоряжения учреждение банка прекращает выполнение всех поручений плательщика страховых взносов по его расходам, кроме уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов в ФСС, других платежей (в том числе пени и финансовых санкций) в бюджеты и государственные целевые фонды. Подлежат немедленному и безусловному выполнению только решения суда о направлении взыскания на средства, находящиеся на счетах юридических или физических лиц, расходные операции, по которым приостановлены органом ФСС. Действует такое распоряжение органа ФСС до устранения установленного нарушения.

В день устранения страхователем нарушения орган ФСС, выдавший распоряжение о приостановке расходных операций, выдает другое распоряжение - о возобновлении расходных операций на банковском счете. Распоряжение о возобновлении операций выдается отдельно по каждому принятому органом ФСС распоряжению.

Как правильно отразить на счетах бухгалтерского учета уплату штрафов и пени за несоблюдение законодательства по социальному страхованию на случай безработицы?

В соответствии с положениями П(С)БУ 16, суммы штрафов и пени, уплачиваемые предприятиями, учреждениями, организациями за нарушение норм законодательства, являются их расходами. Поэтому уплаченные суммы штрафов и пени в бухгалтерском учете необходимо отражать на расходных счетах. Рассмотрим условный пример.

Пример 30. По результатам проверки, проведенной органами ФСС по временной утрате трудоспособности на предприятии "Сатурн", выявлено, что предприятие не было своевременно зарегистрировано в органах ФСС. Предположим, в результате данного нарушения в ФСС не доплачено за июль, август 2002 г. 1000,00 грн. В связи с выявленным нарушением на предприятие наложен штраф в размере 500,00 грн (согласно ст. 30 Закона № 2240).

Кроме штрафа и суммы недоимки, предприятие должно уплатить пеню. Она рассчитывается исходя из 120% ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты недоимки, к сумме недоимки. Период, за который необходимо начислить пеню, - июль - август 2002 года. Учетная ставка НБУ на данный период составляла 0,67% в месяц.

Пеня будет рассчитана следующим образом.

1. Определим 120% от существующей ставки:

0,67% : 100% х 120% = 0,804%

2. Сумма пени составит:

1000,00 грн х 0,804% : 100% х 2 (месяц) = 16,08 грн.

Корреспонденция счетов по данному примеру приведена в таблице 45.

Таблица 45.

Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по уплате штрафов и пени за несоблюдение законодательства по социальному страхованию на случай временной утраты трудоспособности

№ п/п Название хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, грн
Д-т К-т
1 2 3 4 5
Если для учета затрат предприятие использует 8 класс счетов
1. Проведено доначисление страховых взносов по временной утрате трудоспособности 822 652 1000,00
2. Перечислена доначисленная сумма страховых взносов в ФСС по временной утрате трудоспособности 652 311 1000,00
3. Перечислена сумма штрафа органам ФСС 84 311 500,00
4. Перечислена пеня органам ФСС 84 311 16,08
5. Сумма уплаченного штрафа и пени отнесенная на уменьшение финансового результата предприятия 79 84 516,08
6. Списана сумма доначисленных страховых взносов 23,
26
79,
79
822
23
23
1000,00
Если для учета затрат предприятие использует 9 класс счетов
7. Проведено доначисление страховых взносов по временной утрате трудоспособности 23 652 1000,00
8. Перечислена доначисленная сумма страховых взносов в ФСС по временной утрате трудоспособности 652 311 1000,00
9. Перечислена сумма штрафа органам ФСС 948 311 500,00
10. Перечислена пеня органам ФСС 948 311 16,08
11. Сумма уплаченного штрафа и пени отнесенная на уменьшение финансового результата предприятия 79 948 516,08
Если для учета затрат предприятие использует счета как 8, так и 9 классов
12. Проведено доначисление страховых взносов по временной утрате трудоспособности 822 652 1000,00
13. Перечислена доначисленная сумма страховых взносов в ФСС по временной утрате трудоспособности 652 311 1000,00
14. Перечислена сумма штрафа органам ФСС 84 311 500,00
15. Перечислена пеня органам ФСС 84 311 16,08
16. Списана сумма доначисленных страховых взносов 23,90
91,
92
822 1000,00
17. Сумма уплаченного штрафа и пени списанная на расходы, связанные с уплатой штрафов 948 84 516,08
18. Сумма штрафа и пени отнесенная на уменьшение финансового результата предприятия 79 948 516,08
Если для учета затрат предприятие использует упрощенный план счетов
19. Проведено доначисление страховых взносов по временной утрате трудоспособности 23,84 645 1000,00
20. Перечислена доначисленная сумма страховых взносов в ФСС по временной утрате трудоспособности 645 311 1000,00
21. Перечислена сумма штрафа органам ФСС 84 311 500,00
22. Перечислена пеня органам ФСС 84 311 16,08
23. Списана сумма доначисленных страховых взносов 26(79)
23
79
79
23
84
84
1000,00
24. Сумма штрафа и пени отнесенная на уменьшение финансового результата предприятия 79 84 516,08

Нормативная база

Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Закон № 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением".

Закон № 2213 - Закон Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования".

Указ № 746 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа от 28.06.1999 г. № 746/99 .

Постановление № 1266 - Постановление КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 "О начислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию".

Постановление № 1352 - Постановление КМУ от 30.08.2000 г. № 1352 "Об утверждении Порядка поступления в Фонд социального страхования средств, полученных от сумм фиксированного сельскохозяйственного налога, единого налога и от продажи специальных торговых патентов, их учета и использования".

Порядок № 84 - Порядок приостановления органами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности расходных операций предприятий, учреждений, организаций и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, использующих наемный труд, по счетам в банковских учреждениях, утвержденный распоряжением председателя правления ФСС по временной потере трудоспособности от 7.11.2001 г. № 84.

Письмо № 01-16-511 - Письмо ФСС по временной потере трудоспособности от 08.04.2002 г. № 01-16-511 "О возвращении страховых взносов субъектам хозяйственной деятельности, избравшим особенный способ налогообложения своих доходов".

Виктория МУСИЕНКО, бухгалтер-эксперт "ДК"


Далее:

Учет товарных операций на предприятиях розничной торговли

Содержание урока

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
<< >>
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua