Нове число  Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#48'2002: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы- Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 29 (ноябрь 2002)

А знаете ли вы, что...

Стандартизация Европы

У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой,
что ничто хорошее не успевает прижиться.

Хенрик Ягодзинский


Процессы унификации правил и стандартов в Европе интенсивно продолжаются. Вслед за введением единой валюты, значительно облегчающим движение капитала, встает вопрос о единых стандартах отчетности, которые позволят инвесторам оценивать финансовое состояние компаний из различных стран без анализа особенностей правил бухгалтерского учета той или иной страны. Особенно это важно для крупных компаний, ведущих коммерческие дела в нескольких странах. Ситуация может существенно усложниться в 2004 г., поскольку 10 стран ожидают принятия в члены ЕС в ближайшее время.

Нашумевшие скандалы в корпоративном секторе США показали, что до недавнего времени согласно отчетности можно было оставаться инвестиционно привлекательным для инвесторов даже будучи фактически безнадежным банкротом. Введением более прозрачных стандартов в ЕС преследуются две основные цели: использование на територии ЕС единых принципов по составлению отчетности; облегчение инвесторам анализа финансового состояния компаний разных стран.

Введение обязательности применения с 2005 года единых стандартов отчетности IAS член Еврокомиссии Фритц Болкештайн сравнил с устранением вавилонских башен из финансовой отчетности, что позволит компаниям бороться за инвестиции на мировых рынках по единым правилам.

Европейские стандарты будут основываться на правилах Коллегии по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB), которая размещается в Лондоне. Публикуемые Правила определяют механизм и сроки введения существующих стандартов применительно к отчетности крупных европейских компаний (в 2001 году из 7000 таких компаний, только 275 использовали IAS ). Для тех, кто использует другие стандарты - преимущественно US GAAP (его в 2001 году использовало 300 крупных европейских компаний) - предоставляется отсрочка до 2007 года для такого перехода. Также будет определен специальный орган, функции которого будут заключатся в оценке и рекомендации к принятию в Евросоюзе существующих, новых и измененных IASB стандартов и разъяснений, так как отдавать полномочия по установлению и изменению в ЕС стандартов бухучета в руки частной организации, не контролируемой ЕС, неразумно. Чтобы применяться в ЕС, стандарты должны быть опубликованы в Официальном журнале Европейского Сообщества.

Для восточноевропейских стран (Казахстан переходит на эти стандарты с 2003 г., Россия планирует их ввести с 2005 г.) это означает введение одинаковых или похожих с применяемыми в Западной Европой стандартов. Это облегчает оценку для инвесторов, а также позволяет допустить, что финансовая отчетность компаний восточноевропейских стран будет, возможно, более широко признаваться на Западе.

С другой стороны, новые стандарты представляют собой скорее набор не правил, а определенных принципов. Насколько такой подход будет эффективен в странах с совершенно другими традициями налогообложения (жесткий, иногда агрессивный подход к налогоплательщику - с одной стороны, и ответная реaкция - часто сверхагрессивное налоговое планирование, иногда переходящее в налоговые преступления) - пока неясно.

Относительно Украины отметим, что она уже законодательно ввела у себя Национальные стандарты бухгалтерского учета (НСБУ), хотя, по нашему мнению, их правильнее было бы назвать Национальными принципами предоставления финансовой отчетности (поскольку словосочетание "бухгалтерского учета" вызвало у большинства бухгалтеров панику). Поспешность с которой вводились НСБУ (в течении полутора лет) еще раз показала, насколько наш законодатель далек от проблем бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Обратите внимание, в Европе на это же самое мероприятие отводится пять лет и только для компаний, котируемых на биржах. У нас на единые правила подачи финансовой информации "подсадили" всех. Надеемся все же , что в дальнейшем и в Украине возобладает более цивилизованный подход к реформам.

Авторы перевода и комментария

Рустам Вахитов,
эксперт IBFD, менеджер по международным связям российского отделения IFA. LLM по Международному налогообложению;

Андрей Репа,
директор Департамента внутреннего аудита концерна "Madaen Ukraine-Jordan"

Материал подготовлен при содействии

Международного бюро фискальной документации (International Bureau of Fiscal Documentation) [веб-сайт www.ibfd.org] - крупнейшего независимого некоммерческого информационно-аналитического центра налоговой и фискальной информации, ведущего постоянный мониторинг налогового законодательства 140 стран1


1 Учрежден в 1938 году одновременно с Международной фискальной ассоциацией (International Fiscal Association) [веб-сайт www.ifa.nl], объединяющей более 10 000 налоговых исследователей и практиков из 85 стран.

ПРАВИЛА (ЕС) № 1606/2002 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ОТ 19 ИЮЛЯ 2002
О ПРИМЕНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА [IAS]
(НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД)

Европейский Парламент и Совет Министров ЕС,
принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества, в частности ст.95 (1),
принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
принимая во внимание предложение Экономического и Социального Комитета,
действуя в соответствии с процедурой, изложенной в ст. 251 Договора1,
ПРИНЯЛ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

Статья 1

Цель.

Эти Правила имеют своей целью адаптацию и использование международных стандартов бухгалтерского учета в Сообществе с целью гармонизации финансовой информации, предоставляемой компаниями, которые упоминаются в ст.4, для обеспечения высокой степени прозрачности и сравнимости финансовых отчетов и, как следствие, эффективного функционирования рынка капиталов Сообщества и его внутреннего рынка.

Статья 2

Определения.

Для целей данных Правил "Международные стандарты бухгалтерского учета" означают международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ [IAS]), международные стандарты финансовой отчетности (МСФО [IFRS]) и соответствующие разъяснения (разъяснения ПИК-КИМФО [SIC-IFRIC]2 ), последующие изменения этих стандартов и соответствующих разъяснений, выпущенных или принятых Коллегией по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ [IASB]).

Статья 3

Принятие и использование международных стандартов бухгалтерского учета.

1. В соответствии с процедурой, изложенной в ст. 6(2), Европейская Комиссия должна решить вопрос применимости внутри Сообщества международных стандартов бухгалтерского учета.

2. Международные стандарты бухгалтерского учета могут быть приняты только если:

- они не противоречат принципам, изложенным в ст.2(3) Директивы 78/600/EEC и ст. 16(3) Директивы 83/349/ EEC, и способствуют европейскому общественному благу;

- соответствуют критериям ясности, релевантности3 , надежности и сравнимости, требуемым от финансовой информации, необходимой для принятия экономических решений и оценки управленческой деятельности менеджмента.

3. Не позднее 31 декабря 2002 года Европейская Комиссия должна в соответствии с процедурой, изложенной в ст. 6(2), решить вопрос о применимости внутри Сообщества международных стандартов бухгалтерского учета, существующих на момент вступления в силу настоящих Правил.

4. Принятые международные стандарты бухгалтерского учета должны быть опубликованы полностью, на официальных языках Сообщества как документ Европейской Комиссии в Официальном журнале Европейского Сообщества.

Статья 4

Консолидированные отчеты публично котируемых компаний4

Для каждого финансового года, начиная с 1 января 2005 года, компании, подчиненные законам государства-участника, должны готовить их консолидированные отчеты в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, принятыми в соответствии с процедурой, изложенной в ст. 6(2), если на дату закрытия баланса их ценные бумаги допущены для торговли на регулируемом рынке любого государства-участника в значении статьи 1(13) Директивы Совета Министров ЕС 93/22/EEC от 10 мая 1993 года по инвестиционным услугам в сфере ценных бумаг.

Статья 5

Возможности в отношении ежегодных отчетов и не публично котируемых компаний.

Государства-участники могут разрешить или требовать:

а) от компаний, указанных в ст.4, готовить свои ежегодные отчеты;

б) от иных компаний, чем указанные в ст.4, готовить свои консолидированные и/или ежегодные отчеты

в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, принятыми в соответствии с процедурой, изложенной в ст.6 (2).

Статья 6

Процедура в Комитете.

Европейская Комиссия воспользуется помощью Комитета по регулированию бухгалтерского учета [Accounting Regulatory Committee], впоследствии именуемого "Комитет".

При ссылке на данный параграф должны применяться статьи 5 и 7 Решения 1999/468/EC5  с учетом положений статьи 8. Период, установленный ст.5(6) Решения 1999/468/EC составит 3 месяца.

Комитет должен определить правила своей работы.

Статья 7

Доклады и координация.

Европейская Комиссия должна обмениваться мнениями с Комитетом относительно статуса ведущихся КМСБУ [IASB]6  проектов и любых сопутствующих документов, выпущенных КМСБУ для координации позиций и способствования обсуждению относительно принятия стандартов, которые могут быть приняты как следствие этих проектов и дискуссий7 .

Европейская Комиссия должна надлежащим образом проинформировать Комитет заблаговременно, если она намерена не предлагать принятие какого-либо стандарта.

Статья 8

Уведомление.

Когда государства-участники принимают меры согласно ст.5, они должны незамедлительно уведомить об этом Европейскую Комиссию и другие государства - участники.

Статья 9

Переходные положения.

В рамках отступлений от ст. 4 государства-участники могу предусмотреть, что требования ст.4 будут применяться с каждого финансового года, начиная с 1 января 2007, для тех компаний:

а) долговые ценные бумаги которых допущены на регулируемый рынок любого государства-участника в соответствии со ст.1(13) Директивы 93/22/EEC;

б) чьи ценные бумаги допущены к публичным торгам не в государстве-участнике, и которые для этой цели используют [иные] международно принятые стандарты с финансового года, начавшегося до публикации настоящих Правил в Официальном журнале Европейского Сообщества.

Статья 10

Информация и обзоры.

Европейская Комиссия должна следить за выполнением настоящих Правил и подготовить доклад для Европейского Парламента и Совета не позднее 1 июля 2007 года.

Статья 11

Вступление в силу.

Эти Правила вступят в силу на третий день после их публикации в Официальном журнале Европейского Сообщества8 .

Эти Правила являются обязательными и прямо применимы во всех государствах-участниках.

Брюссель
19 июля 2002 года
От Европейского Парламента
Президент П.Кокс
От Совета
Президент Т.Педерсен


1Пояснение из 18 пунктов опущено. - Прим. перев.

2Постоянная интерпретационная комиссия/Комитет по интерпретации международной финансовой отчетности (Standing Interpretations Committee/International Financial Reporting Interpretations Committee). - Прим.перев.

3Смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

4Сокращение от "публично котируемые компании" (publicly traded companies), т.е. компании, чьи акции и долговые ценные бумаги допущены к свободной торговле на биржах. - Прим.перев.

5Решение Совета Министров ЕС от 28 июня 1999 года, излагающее процедуры осуществления полномочий, делегированных Европейской Комиссии. В статьях 5, 7 и 8 данного Решения излагаются процедурные вопросы взаимодействия Совета Министров ЕС, Европейской Комиссии и Европейского Парламента при работе Европейской Комиссии над законодательными предложениями. Срок в 3 месяца устанавливается для рассмотрения законодательного предложения Европейской Комиссии, направляемого в Совет Министров ЕС. - Прим.перев.

6Коллегия по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board) Прим.перев.

7Пояснения к данному абзацу ст. 7 - Комитет при расшифровке определенных стандартов и их проектов по введению новых стандартов КМСБУ координирует свои действия с Европейской Комиссией. В свою очередь Европейская Комиссия обязана заблаговременно проинформировать Комитет о своей позиции о каких либо изменениях или нововведениях.

8Опубликованы 11 сентября 2002 года. - Прим. перев.


Далее: Справочник Содержание урока
Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
<< >>
© 2002
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua