Нове число  Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#07'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы- Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 33 (февраль 2003)

А знаете ли вы, что...

Из истории налоговой отчетности

В предыдущих статьях мы ознакомились с развитием отчетности вплоть до окончания 19 века. Но одно судьбоносное событие конца 19 века, без которого рассматривать 20 век по меньшей мере не этично, требует отдельного, более детального рассмотрения.

А помнишь, как все начиналось?

Именно этими словами хотелось бы продолжить наш экскурс в историю отчетности.

В России в 1885 году по инициативе министра финансов Н.Х.Бунге вводится институт податных инспекторов как финансовых работников на местах. Летом 1885 года состоялись назначения первых 222 податных инспекторов, которые немедленно приступили к исполнению новых для них и для страны обязанностей.

Государственным советом на податных инспекторов возлагались следующие обязанности:

1) контроль за соблюдением правил торговли;

2) участие, в качестве чиновников Казенных палат, в генеральных проверках торговли;

3) председательство в уездных податных собраниях, созываемых для раскладки дополнительного сбора с торговли и промыслов;

4) содействие Казенным палатам в приведении в известность ценности и доходности имуществ;

5) исполнение поручений Казенных палат;

6) исполнение других обязанностей, возложенных законом.

Министр финансов Н.Х.Бунге снабдил инспекторов подробной инструкцией - "Наказом", который был, пожалуй, шире обязанностей, возложенных на податных инспекторов Госсоветом.

Так, податной инспектор обязан был:

  • для определения стоимости недвижимых имуществ в городах и посадах, проверять данные по сборам страховых и залоговых оценок, а также продажными ценами на дома и наемными платежами за квартиры;
  • собирать и представлять Казенной палате подробные сведения о состоянии торговли и промышленности в данной губернии. Наблюдать, чтобы своевременно принимались меры по взысканию недоимок;
  • определять, в какое время года крестьяне отдельных селений располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов, и соответствует ли это время установленным срокам платежа;
  • возбуждать дела о нарушениях при установлении пошлин на право торговли и промыслов;
  • ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности, включающий краткое обозрение истекшего года в податном отношении. Отчет отражал степень успешности поступления казенных сборов, и обстоятельства, влиявшие в данном году на платежеспособность населения. В отчет входили сведения об обеспечении крестьянского населения хлебом, урожая данного года, как для продовольствия, так и для засева полей; об источниках дохода в крестьянских хозяйствах, включая дальние и местные промыслы; о мирских расходах и сборах; мирских капиталах; средствах сельских банков; условиях пользования кредитами и т.д.

За работу в новой должности люди взялись "горячо", о чем свидетельствуют конкретные результаты их деятельности. За три года (1882-1884гг.), предшествовавших созданию податной инспеции, торговые пошлины составляли 61248 тыс. руб., а за три года после её создания (1886-1888гг.) они возросли до 72243 тыс. руб. Существенных изменений в экономике России в эти годы не происходило. Рост поступлений в казну государства на 11 млн. руб. (или 17.9%) может быть отнесен на счет деятельности податной инспеции. Крупной работой стала переоценка в 1892 г. городского недвижимого имущества. На основании данных податных инспекторов в 1893 г. общая сумма налога увеличилась против предыдущего года на 12 %. При этом в ряде губерний, пострадавших от неурожая, налог был снижен. Для сравнения скажем, что ранее рост этого налога на 12 % был достигнут за восемь лет, с 1884 по 1892 г.

Заканчивая описание становления налоговой службы в современном понимании в России, а Украина большей частью своей территории входила в состав Российской империи, хотелось бы привести характеристику начального этапа работы налоговикоы, которую дают авторы книги "Податная инспекция в России (1885-1910 годы)" (С.-Петербург, 1910 г.): "Отличительной чертой деятельности податной инспекции, благодаря самой постановке этого института и характеру деятельности органов податного надзора, является не формальное исполнение служебных обязанностей, а живое, разумное отношение к ним и к экономическим явлениям народной жизни. Постоянно непосредственно соприкасающиеся с населением, обязанные не только сохранять интересы, но и оберегать платежные силы народа, чины податной инспекции, проникнутые добрым нравственным духом, приобрели доверие населения и сделались видными участниками уездной жизни".

Интересно и отношение населения (описанное в данной книге) к этой службе: "Не сбылись опасения Государственного совета, сомневавшегося в том, что податные инспектора в качестве строгих блюстителей интересов казны, почти всегда расходящихся с частными интересами, не будут пользоваться расположением общества, среди которого они будут действовать. Чины податной инспекции, напротив, являются, несомненно, культурным элементом в провинции и приобрели почетное положение в местном обществе".

Продолжение следует

При написании статьи использованы материалы "Энциклопедии налогов" www.tax-nalog.km.ru

Рустам Вахитов, эксперт IBFD, менеджер по международным связям российского отделения IFA LLM по международному налогообложению
Андрей Репа, директор департамента внутреннего аудита, концерна "Madaen Ukraine-Jordan"


Далее: Памятка бухгалтеру Содержание урока
Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua