Нове число  Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#10'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 34 (март 2003)

Бухгалтерский учет

Удержания из заработной платы работников

Вопрос удержаний и отчислений с заработной платы волнует многих, и в каждом случае - не менее трех: плательщика, получателя и исполнителя-бухгалтера, служащего их интересам. Получать - приятно, отдавать - нелегко, но иначе нельзя. Цель нашей консультации - помочь уважаемому "третьему" осуществить правильно расчеты…

С момента последнего и подробного рассмотрения порядка начисления заработной платы, а также ее составляющих прошло довольно много времени (см. "ДК" № 12, 15, 17, 20, 22, 29, 40/2000 г.), поэтому не лишним, на наш взгляд, будет напомнить составные элементы оплаты труда согласно требованиям Инструкции 323 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Оплата труда
Фонд оплаты труда Другие выплаты, не входящие в фонд оплаты труда
Основная зарплата Дополнительная зарплата Другие поощрительные и компенсационные выплаты
Вознаграждение за выполненную работу согласно установленным нормам труда (нормам времени, выработки, обслуживания, служебным обязанностям). Оно устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок Вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретения, за особенные условия труда. А так же доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, непосредственно связанные с выполнением производственных заданий и функций Выплаты в форме вознаграждения по итогам работы за год, премии , а также компенсационные и прочие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или выплачиваемые сверх установленных норм Выплаты, которые не зависят от трудового вклада работника, но предусмотрены либо законодательством, либо коллективным договором. К данным выплатам относятся суммы выходного пособия, надбавки за передвижной, разъездной характер работы, выплаты полевого обеспечения, пособие по социальному страхованию, по беременности и родам, одноразовая помощь при рождении ребенка, денежные выплаты матерям, занятым уходом за тремя и более детьми в возрасте до 16 лет, выплаты лицам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, выплаты на подготовку и переподготовку кадров и др.

Далее мы перейдем уже непосредственно к удержаниям из заработной платы работников. Так, согласно ст. 127 КЗоТ Украины отчисления из зарплаты могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством.

Следует отметить, что все отчисления из зарплаты и прочих доходов, начисленных работникам предприятий, можно условно разделить на две группы:

1. Общегосударственные (обязательные) налоги и сборы;

2. Другие удержания и отчисления.

Общегосударственные (обязательные) налоги и сборы

Общегосударственные (обязательные) налоги и сборы предусмотрены ст. 14 Закона № 77. К ним, в частности, относятся: налог на доходы физлиц, сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

В связи с изменениями, внесенными 16.01.2003 г. Законом № 429 в статью 14 Закона № 77, сбор на обязательное социальное страхование исключен из системы налогообложения. Как и прежде, упомянутый сбор является обязательным для начисления и удержания, разница лишь в том, что теперь налоговые правоотношения на него не распространяются.

Порядок удержания каждого из налогов и сборов регламентируется специальными законами, о которых сказано ниже.

Итак, к обязательным налогам и сборам (взносам), которые удерживаются из зарплаты и прочих доходов, начисленных работникам предприятий, относятся:

1) подоходный налог;

2) сборы (взносы) в социальные фонды:

а) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

б) взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;

в) взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

1. Подоходный налог

Порядок расчета подоходного налога нами подробно освещался на страницах "ШБ" (см. "ШБ" №№ 44, 48/2002 г., №№5 и 7/2003 г.). Поэтому разъяснения о порядке взимания данного налога опускаем, напомним только, что порядок его исчисления предусмотрен Декретом № 13-92 и Инструкцией 12.

2. Сборы (взносы) в социальные фонды

Виды общеобязательного государственного социального страхования установлены статьей 4 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании. Специальными законами определены плательщики сборов (взносов), объекты налогообложения и размеры сборов (взносов), в зависимости от вида государственного социального страхования.

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона № 400 плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются физлица, которые работают на условиях трудового договора и физлица, которые выполняют работы (услуги) согласно гражданско-правовым договорам (в том числе члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов и т. п.).

Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 400 для указанных физлиц объектом налогообложения является совокупный налогооблагаемый доход (далее СНД), исчисленный в соответствии с Декретом 13-92 и Инструкцией № 12, то есть тот же самый объект налогообложения, что и в случае взимания подоходного налога.

Следует заметить, что в соответствии с письмом ПФУ от 23.01.2002 г. № 04/323 пенсионный сбор удерживается и с одноразовой помощи работникам преклонного возраста, которые выходят на пенсию (см. таблицу 3).

Ставки сбора установлены в % к месячному СНД в таких размерах (п. 4 ст. 4 Закона № 400):

1) 1 %, если СНД не превышает 150 гривен;

2) 2 %, если СНД превышает 150 гривен.

Для некоторых категорий работников установлены специальные ставки сбора, которые дифференцированы в зависимости от суммы совокупного облагаемого налогом дохода, в частности:

а) для плательщиков сбора, из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-надзирателей) и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах:

1) 1%, если СНД составляет меньше 150 гривен;

2) 2%, если СНД составляет от 150 до 250 гривен;

3) 3%, если СНД составляет от 250 до 350 гривен;

4) 4%, если СНД составляет от 350 до 500 гривен;

5) 5%, если СНД превышает 500 гривен.

б) для плательщиков сбора, имеющих статус государственного служащего или работающих на должностях, работа на которых зачисляется в трудовой стаж, дающий право на получение пенсии согласно законам Украины: "О государственной службе", "О прокуратуре", "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов", "О научной и научно-технической деятельности", "О статусе народного депутата Украины", "О Национальном банке Украины", Таможенному кодексу Украины, Положению о помощнике-консультанте народного депутата Украины:

1) 1% из части СНД, который не превышает 150 гривен;

2) 2% из части СНД в размере от 151 до 250 гривен;

3) 3% из части СНД в размере от 251 до 350 гривен;

4) 4% из части СНД в размере от 351 до 500 гривен;

5) 5% из части СНД в размере свыше 501 гривны.

В случае если между предприятием и физлицом - СПД заключен договор, в рамках которого СПД изготавливает для предприятия какую-либо продукцию, выполняет работы или оказывает услуги, а предприятие осуществляет ему за это оплату (выплачивает доход) и если такой СПД предоставил предприятию, выплачивающему ему доходы, оригинал свидетельства о госрегистрации СПД, платежное поручение об уплате авансовых взносов по подоходному налогу, патент, подтверждающий уплату фиксированного налога, или свидетельство об уплате единого налога, то при выплате СПД дохода производить удержания из такого дохода не нужно, так как в этом случае на СПД возложена обязанность самостоятельно уплачивать такие сборы (смотри ст. 2 Указа № 746).

В случае если физлицо - СПД является работником предприятия (зачислено в его штат), то с начисленной ему зарплаты производятся удержания в пенсионный фонд в общем порядке.

В соответствии со ст. 6 Указа № 746 СПД - физлицо, которое платит единый налог, не является плательщиком сборов в государственные целевые фонды в части их начисления, связанных с выплатой зарплаты работникам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, так как суммы единого налога подлежат распределению, в т.ч. и в Пенсионный фонд.

В тоже время, согласно пп. 8.5 Инструкции № 16-6 СПД, которые избрали способ налогообложения в виде фиксированного, единого налога, специального торгового патента и фиксированного сельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанности удержания и перечисления в Пенсионный фонд 1 % или 2 % из СНД наемных работников, которые находятся с ними в трудовых отношениях. При подаче расчета обязательства с уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по форме в соответствии с приложением 22 этой Инструкции.

Суммы удержаний в Пенсионный фонд не включаются в валовые расходы предприятия на основании ст. 5. п. 5.3. п.п. 5.3.3 Закона о прибыли.

Операции по осуществлению удержаний в Пенсионный фонд и перечислению их на счета Пенсионного фонда отражаются, соответственно, по кредиту и дебету субсчета 651 "Расчеты по пенсионному обеспечению".

В соответствии со ст. 5 Закона № 400 сбор на государственное обязательное пенсионное страхование уплачивается одновременно с получением средств в учреждениях банков на оплату труда.

Инструкцией № 16-6 предусмотрена подача отчетности по форме приложения № 22 к Инструкции № 16-6 на протяжении 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Пример

На предприятии была начислена заработная плата административному персоналу в сумме 10000,00 грн. Кроме этого было произведено удержание в Пенсионный фонд в сумме 200,00 грн. и перечисление сбора в Пенсионный фонд. Бухгалтерский учет этих операций показан в таблице 2

Таблица 2

№/ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, грн.
Дт Кт
1. Начислено заработную плату админперсоналу 92 661 10000,00
2. Произведено удержание в пенсионный фонд 661 651 200,00
3. Перечислено сбор в пенсионный фонд 651 311 200,00

Взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением или погребением

Порядок расчета данного сбора нами подробно освещался на страницах "ШБ" (см. "ШБ" №№ 11, 15, 21, 27, 36, 39, 42, 44/2002 г.). Поэтому мы не будем останавливаться на описании данного сбора, а только напомним, что порядок его исчисления предусмотрен Законами № 2240 и № 2213.

Взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы

Порядок удержания и перечисления страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы регламентируется Законом №1533.

Плательщиками сбора на страхование на случай безработицы являются наемные работники1 .


1 Наемными работниками считаются физлица, которые работают на предприятии и являются его штатными сотрудниками.

Согласно ст. 5 указанного Закона не подлежат страхованию на случай безработицы и, следовательно, не являются плательщиками страховых взносов:

1. Работающие пенсионеры и лица, у которых согласно действующему законодательству возникло право на пенсию;

2. Иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают по найму в Украине.

Кроме того, в соответствии со статьей 18 Закона №1533 от уплаты страховых взносов освобождаются:

3. Застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком и до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста по медицинскому заключению;

4. Застрахованные лица в части полученного пособия по частичной безработице.

Аналогично социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, могут страховаться на случай безработицы только на добровольных началах. Таким образом, на предприятии при начислении выплат за выполненные работы или предоставленные услуги согласно упомянутым договорам (например, договору подряда) сбор на социальное страхование на случай безработицы не удерживается.

Для наемных работников объектом обложения сбором на социальное страхование на случай безработицы являются аналогичные объекты обложения сбором в Пенсионный фонд.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона № 2213 ставка сбора на социальное страхование на случай безработицы составляет 0,5 % от объекта налогообложения, т.е. от суммы фонда оплаты труда, облагаемого подоходным налогом с граждан.

В соответствии со ст. 6 Указа № 746 СПД - физлицо, которое платит единый налог, не является плательщиком сбора в фонд социального страхования на случай безработицы, в части его начисления, связанного с выплатой зарплаты работникам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.

В случае если между предприятием и физлицом - СПД заключен договор, в рамках которого СПД изготавливает для предприятия какую либо-продукцию, выполняет работы или оказывает услуги, а предприятие осуществляет ему за это оплату (выплачивает доход) и если такой СПД предоставил предприятию, выплачивающему ему доходы, оригинал свидетельства о госрегистрации СПД, платежное поручение об уплате авансовых взносов по подоходному налогу, патент, подтверждающий уплату фиксированного налога, или свидетельство об уплате единого налога, то при выплате СПД дохода производить удержания из такого дохода не нужно, так как в этом случае на СПД возложена обязанность самостоятельно уплачивать такие сборы (смотри ст. 2 Указа № 746).

В случае если физлицо - СПД является работником предприятия (зачислено в его штат), то с начисленной ему зарплаты производятся удержания данного сбора в общем порядке.

Суммы удержаний в фонд страхования на случай безработицы в валовые расходы предприятия не включаются на основании ст. 5. п. 5.3. п.п. 5.3.3 Закона о прибыли.

Операции по осуществлению удержаний в фонд страхования на случай безработицы и перечислений их на счета фонда отражаются, соответственно, по кредиту и дебету субсчета 653 "Расчеты по страхованию на случай безработицы". 

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона № 2213 застрахованные лица платят страховые взносы один раз в месяц в день получения работодателями в учреждениях банков средств на оплату работы.

Согласно Инструкции № 16 предприятия должны подавать в органы фонда отчет по ф. "Ф4-ФСС с ТВП" до 12 числа месяца (а годовой - до 15), следующего за последним месяцем квартала.

Анализируя особенности каждого из сборов (взносов) в социальные фонды, нетрудно заметить, что при определении базы налогообложения у них имеется много общего. В частности, это касается размера максимальной величины совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы), с которых удерживаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды.

Постановлением № 225 (с учетом изменений, внесенных Постановлением № 494) с 01.05.2002 г. эта величина на одно лицо установлена в размере 2200 гривен. Из этого следует, что с части заработка работника, превышающего указанную сумму, страховые взносы в социальные фонды не удерживаются.

Допустим, месячный заработок работника (облагаемый подоходным налогом и входящий в ФОТ) составляет сумму 2400 грн. В таком случае в объект обложения страховыми сборами не включается сумма 200 грн. (2400 - 2200).

Порядок удержания сборов в социальные фонды и отражение этих операций в бухучете рассмотрим на примере.

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1. Начислены доходы за месяц:      
1.1 заработная плата 300,00 500,00 400,00
1.2 премия по результатам работы 100,00 150,00 200,00
1.3 пособие по временной нетрудоспособности - 120,00 -
1.4 одноразовая материальная помощь, выплаченная в пределах прожиточного минимума - 300,00 -
1.5 вознаграждение по итогам работы за год 250,00 - 320,00
1.6 отпускные 280,00 -  
1.7 одноразовая денежная выплата гражданам преклонного возраста в связи с выходом на пенсию - - 600,00
2. Стоимость выданной работнику путевки на лечение - - 400,00
3. Сумма аванса, выданная на командировочные расходы и не возвращенная в кассу предприятия 50,00 - -
4. Совокупный налогооблагаемый доход (сумма строк 1.1, 1.2, 1.5, 1.6 и 3) 980,00 770,00 920,00
5. Выплаты, входящие в фонд оплаты труда 2 980,00 950,00 1920,00
6. Сумма выплат, которые входят в ФОТ и облагаются подоходным налогом (сумма строк №1.1-1.3 и 1.5-1.7) 980,00 650,00 920,00
7. Сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (стр 6 * 2% /100) 19,60 15,40 18,40
8. Сумма взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности (стр 6 * 0,5% /100) 4,90 3,25 4,60
9. Сумма взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (стр 6 * 0,5% /100) 4,90 3,25 4,60

2 На практике мы эти выплаты не суммируем. В таблице сумму выплат из ФОТ показано справочно для сравнения выплат, входящих в ФОТ, и налогооблагаемых выплат.


Продолжение следует

Руслана Смалийчук


Нормативная база

1. КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины, утвержденный ВР УССР 10.12.1971 г.

2. Закон № 77 - Закон Украины от 18.02.1997 г. № 77/97- ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения".

3. Закон № 400 - Закон Украины от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР "О сборе на обязательное пенсионное страхование".

4. Закон №1533 - Закон Украины от 02.03.2000 г. №1533-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы".

5. Закон №2213 - Закон Украины от 11.01.2001 г. №2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования".

6. Закон № 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением".

7. Закон № 429 - Закон Украины от 16.01.2003 г. № 429-IV "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об общеобязательном государственном социальном страховании".

8. Закон №283 - Закон Украины от 22.05.97г. №283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятия".

9. Декрет № 13-92 - Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.1992 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан".

10. Постановление № 225 - Постановление Кабинета Министров Украины от 07.03.2001 г. № 225 "О максимальной величине фактических расходов на оплату труда наемных работников, облагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых удерживаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды (с изменениями и дополнениями).

11. Инструкция № 12 - Инструкция "О подоходном налоге с граждан", утвержденная приказом ГГНИ Украины от 21. 04.1993 г. № 12.

12. Инструкция № 323 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Министерства статистики Украины от 11.12.1995 г. № 323.

13. Инструкция №16-6 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19 октября 2001 года № 16-6.

14. Инструкция №16 - Постановление/Инструкция ФСС по временной потере трудоспособности "Об утверждении Инструкции о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда" от 26.06.2001 г. №16.

15. Указа № 746 - Указ Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 (с изменениями, внесенными Указом Президента от 28.06.99 г. № 746/99).

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет скидок в розничной торговле

Содержание урока

<<

>>

© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua