Нове число  Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#10'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 34 (март 2003)

Бухгалтерский учет

Учет скидок в розничной торговле

В современной розничной торговле крупные супермаркеты и другие магазины розничной торговли со значительным выбором товаров все чаще прибегают к такому методу привлечения покупателей, как предоставление всевозможных торговых скидок. Применение данного метода часто дает возможность получать дополнительную прибыль за счет увеличения товарооборота. В данной публикации рассматриваются виды торговых скидок и порядок отражения операций предоставления скидок в бухгалтерском учете.

В розничной торговле в большинстве случаев применяются следующие скидки:

1) бонусная - предоставляется продавцом своим постоянным агентам за реализацию определенного количества изделий;

2) сезонные - применяются при приобретении товара в определенный сезон (например, зимние скидки на летнюю одежду и т.д.);

3) праздничные и скидки при распродаже - действуют только в течении праздничных дней и в период осуществления распродажи, сроки проведения которой утверждаются отдельным приказом;

4) скидки, предоставляемые в выходные дни - действуют только в течении выходных (нерабочих) дней которыми, как правило, считаются суббота и воскресенье. Однако предприятие имеет право определить только один выходной день, в который будут предоставляются скидки. В этом случае такие скидки будут субботними или воскресными, в зависимости от выбранного дня;

5) скидки за покупку товаров на определённую сумму или за покупку определённого количества единиц какого-либо товара - условия предоставления скидки могут предусматривать разные варианты достижения покупателям суммы или количества покупок, дающих право на льготу. Это может быть, например, достижение суммы в 100,00 грн. единоразовай покупки или приобретение некоего товара в течение месяца в количестве не менее 10 литров и т.д.;

6) скидки с предоставлением дисконтной карточки (покупатель должен приобрести такую карточку или закупить товар на определенную сумму).

Для обоснования предоставления покупателям скидок на предприятии должен быть издан приказ, регламентирующий порядок и условия предоставления скидок. Информирование покупателей о предоставляемых скидках может происходить как непосредственно в пунктах продажи через продавцов или вывески внутри помещения, так и с помощью специальных щитов или средств массовой информации.

Бухгалтерский учет торговли со скидками

Так как предприятия розничной торговли, учитывающие запасы по ценам продажи, предоставляют скидки в момент продажи товаров, то все критерии признания дохода согласно п. 8 П(С)БУ 15 применяются и для этих предприятий, т.е. доход отображается в сумме фактически полученной компенсации (выручки в кассу).

Поскольку в бухучете при передаче товаров в розничную торговую сеть на них была начислена торговая наценка, то и при их реализации должна быть списана точно такая же торговая наценка, чем обеспечится вычисление правильной суммы себестоимости реализованных товаров и остатка торговой наценки. Никаких перерасчётов и корректировок в связи с предоставлением скидки делать не нужно. Таким образом, расчеты нужно производить в соответствии п. 16 П(С)БУ 9 без учета предоставленных скидок. Предоставленные скидки должны учитываться только при уменьшении дохода от реализации и отображении валовых доходов (смотри приведенные ниже примеры).

Так как при применении скидок доход отображается в сумме фактически полученной компенсации, то для практического удобства при определении себестоимости реализованных товаров можно применять не продажную стоимость реализованных товаров, поскольку определение ее суммы с учетом скидок может занять определенное время, а величину дохода, т.е. оборот по кредиту счета 702 в сумме с предоставленными скидками. Это же касается и порядка определения суммы торговой наценки на реализованные товары. Методика бухучета не зависит от величины предоставляемых скидок.

Пример 1

Предприятие розничной торговли "Омега трейд" учитывает товары методом идентифицированной себестоимости. На начало февраля 2003 г. у предприятия находилось товаров на складе на сумму 130000,00 грн. (сальдо счета 281- 130000,00 грн.) В магазине остаток товаров отсутствовал (сальдо счета 282 - 0,00 грн.). В феврале со склада в магазин было передано товары первоначальной стоимостью 50000,00 грн., которые в течение февраля были реализованы. Продажная цена реализованных товаров составляла 72000,00 грн. (в т.ч. НДС - 12000,00 грн.). Так как на протяжении февраля предприятием были предоставлены скидки покупателям в размере 3600,00 грн. (5%), то сумма выручки в феврале составила 68400,00 грн. (в т.ч. НДС - 11400,00 грн.) (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п Содержание операции Бухгалтерский учет Сумма, грн.
Дебет Кредит
1. Переданы товары со склада в магазин 282 281 50000,00
2. Реализованы товары 301 702 68400,00
3. Отражены налоговые обязательства по НДС 702 641 11400,00
4. Списаны реализованные товары 902 282 5000,00
5. Определен финансовый результат от реализации 791

902

702

791

57000,00

50000,00

Пример 2

Предприятие "Омега трейд" для оценки выбытия товаров использует метод цен продажи. На 01.02.03 г. у предприятия находилось товаров на складе на сумму 100000,00 грн. (сальдо счета 281) и в магазине - на сумму 30000,00 грн. (сальдо счета 282). Сальдо кредитовое на 01.02.03 г. по счёту 285 равно 9167,00 грн. На протяжении февраля со склада в магазин было передано товаров стоимостью 20000,00 грн. Произведена торговая наценка на данный товар на сумму 8800,00 грн. Реализован товар, продажная цена которого не известна. Известно только, что выручка за февраль месяц составила 56000,00 грн. (в т.ч. НДС - 9333,33 грн.). Остаток товара в магазине на 01.03.03 г. по ценам продажи равен 1200,00 грн.

1. Определяем стоимость реализованных товаров без исключения предоставленной скидки, используя данные остатков товара на 01.02. и 01.03. и сумму поступивших товаров с учётом торговой наценки: (30000,00 грн. + (20000,00 грн. + 8800,00 грн.)) - 1200,00 грн. = 57600,00 грн. 1 

2. Определяем сумму предоставленных скидок: 57600,00 грн. - 56000,00 грн. = 1600,00 грн.

Вычисления согласно п. 16 П(С)БУ 9 будут следующие:

3. Определяем средний процент торговой наценки (Тнср): Тнср = (сальдо К-т 285 на начало месяца + оборот К-т 285 за месяц)/(сальдо Д-т 282 на начало месяца +оборот Д-т 282 за месяц) = (9167,00 грн. + 8800)/(30000,00 грн. + 28800,00 грн.) = 0,30556;

4. Сумма торговой наценки на реализованные товары (Тнрт) составит: Тнрт = Тнср*(оборот Кт 702 + сумма скидок) = 0,30556*(56000 + 1600) = 17600,26 грн.;

5. Себестоимость реализованных товаров (Срт) составит: Срт = (оборот К-т 702 + сумма скидок) - Тнрт = (56000 + 1600) - 17600,26 грн. = 39999,74 грн. (табл. 2).


1 Полученные данные необходимо сверить с данными кассовых чеков (кассовой книги) по полученной выручке и предоставленным скидкам.

Таблица 2

№ п/п Содержание операции Бухгалтерский учет Сумма, грн.
Дебет Кредит
1. Переданы товары со склада в магазин 282 281 20000,00
2. Произведена торговая наценка 282 285 88000,00
3. Отображен доход от реализации 301 702 56000,00
4. Отражены налоговые обязательства по НДС 702 641 9333,33
5. Списаны реализованные товары 902 282 39999,74
6. Списана торговая наценка, которая приходится на реализованные товары (сторно) 282 285 17600,26
7. Определен финансовый результат от реализации 791

902

702

791

46667,67

39999,74

При реализации товаров предприятия розничной торговли используют РРО. В случае реализации товаров со скидками, размер данных скидок отдельно фиксируется в кассовых чеках (см. рис. 1) и ежедневном отчете. Также в указанных документах отдельно выделяется стоимость проданных товаров в розничных ценах без учета предоставленных скидок, а также фактическая выручка - от реализации товаров с учетом скидок.

Рис. 1

Киев ООО "Омега трейд"
ул. П. Лумумбы, 15
ИНН 567742795751
Фиск. N 5654110030
Порошок BONUX 3,00
СКИДКА 10 %
0,30
ГРН. 2,70
Сума наличными 3,00
А=20% 0,45
1598 ЕН 001398 95
20-02-2003 17:51
**ФИСКАЛЬНЫЙ ЧЕК**

В связи с принятием Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 24.12.02 г. № 349-IV произошли существенные изменения в налогообложении прибыли предприятий. Одним из таких изменений является изменение в порядке учета прироста (убыли) балансовой стоимости товаров. Анализ данного изменения и возможных налоговых последствий для розничных предприятий (в т.ч. и при предоставлении скидок), в связи с его принятием будет рассмотрен в следующем номере "ШБ".

Олег Байдык

Продолжение следует


Нормативная база

1. Закон №168 - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97г., № 168/97-ВР.

2. Закон №283 - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятия" от 22.05.97г., № 283/97-ВР.

3. П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99г. № 246.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Автоуслуги: учет и налогообложение

Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua