Нове число  Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#13'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 35 (март 2003)

Бухгалтерский учет

Учет в общественном питании

  • Типы и классы заведений ОП
  • Согласования, разрешения и другие требования
  • Режим работы
  • Лицензирование
  • Сертификация
  • Патентование

    Торгово-производственная сфера (или другими словами сфера общественного питания) одна из стремительно развивающихся отраслей национальной экономики. И не удивительно, что как грибы после дождя вырастают на наших улицах всевозможные пиццерии, закусочные, престижные рестораны. Однако, чтобы успешно начать и развивать бизнес, необходимо знать и учитывать требования отечественного "многогранного" законодательства. В данной статье мы рассмотрим основные требования к организации деятельности в сфере общественного питания (ОП).

Типы и классы заведений ОП

Основные требования к организации работы заведений общественного питания регламентируются Правилами № 219. Согласно данному документу:

общественное питание - сфера производственно-торговой деятельности, в которой производят и продают продукцию собственного производства и покупные товары, как правило, предназначенные для потребления на месте, с организацией досуга или без него.

Деятельность в этой сфере осуществляется заведениями ОП, представляющими собой организационно-структурные единицы, которые, производят, доготовливают и продают кулинарную продукцию, булочные, мучные кондитерские изделия и покупные товары. Самостоятельное заведение ОП или совокупность таких заведений, входящих в состав одного субъекта хозяйствования (юридического лица), представляют собой предприятие ОП.

Заведения (предприятия) общественного питания можно классифицировать по типам и классам.

Тип заведения общественного питания - это категория заведений общественного питания, объединенных по характерным признакам ассортимента кулинарной продукции, контингентом потребителей и формам организации их обслуживания.

По этому признаку заведения ОП подразделяются на: фабрики-кухни; фабрики-заготовительные; рестораны; бары; кафе; столовые; закусочные; буфеты; магазины кулинарных изделий; кафетерии. Субъекты хозяйствования в сфере общественного питания для занятия торговой деятельностью могут иметь также мелкорозничную торговую сеть (открытые летние площадки, киоски и т. п.).

Класс заведения общественного питания - это совокупность отличительных признаков заведения определенного типа, которая характеризует степень предоставляемых потребителям удобств, уровень и условия продажи еды, предназначенной для потребления на месте.

На классы делятся рестораны и бары. Существуют следующие классы: первый, высший и люкс. Обращаем ваше внимание, что Правила предусматривают самостоятельный выбор типа и класса заведения ОП. Этим положения Правил выгодно отличаются от своего предшественника- Правил работы предприятий общественного питания, утвержденных приказом Министерства внешних экономических связей Украины от 03.071995 г. N 129, действовавших до 31 августа 2002 года (дата вступления в силу новых Правил). Ранее тип заведения ОП необходимо было согласовывать с местным органом исполнительной власти, а для подтверждения соответствия избранному классу следовало получить специальное Свидетельство. В настоящее время, такое подтверждение и согласование не требуются.

Информация о типе заведения ОП и его классе (для баров и ресторанов) должна быть отражена на вывеске, размещенной на фасаде помещения.

С требованиями к организации отдельных типов заведений ОП можно ознакомиться в Рекомендациях приведенных в письме № 15-03. В них даны отличительные особенности и классификацию отдельных типов заведения ОП, таких как: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, буфет. Безусловно, они носят рекомендательный характер, однако, могут быть полезны субъектам хозяйствования.

Согласования, разрешения и другие требования

Открытие заведения ОП согласовывается с органами местного самоуправления, учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Согласование с органами санэпидемнадзора осуществляется путем получения заключения о соответствии объекта санитарным нормам. Такое заключение выдается главным санитарным врачом по заявлению субъекта хозяйствования.

Необходимо помнить, что заведения ОП должны в обязательном порядке иметь в наличии Санитарные правила и выполнять их требования (определяют санитарные требования к территории, помещениям и их оснащению, транспортировке, приему и хранению пищевых продуктов, обработке сырья, производству и реализации продукции, а также к условиям труда и личной гигиене персонала предприятия). Отметим также, что все работники, занятые в общественном питании, должны иметь личные медицинские книжки, в которых отражаются результаты обязательных профилактических медицинских осмотров. Расходы на проведение таких обязательных осмотров предприятие вправе включить в состав валовых расходов.

Кроме того, в общем порядке заведения ОП для начала работы должны получить разрешение органов пожарного надзора, а также разрешение на размещение объекта торговли органов местного самоуправления.

За оформление и выдачу разрешения на размещение объектов торговли в специально отведенных для этого местах уплачивается сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли. Его взимание предусмотрено ст. 17 Декрета о местных налогах. Этот сбор взимается с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную, промышленную продукцию и другие товары, и его размер зависит от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции. На тот факт, что уплата этого сбора распространяется и на заведения ОП обращает внимание Госкомпредпринимательства в письме от 29.10.2001 г. N 4-46-1862/6423:

"сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли распространяется на сферу торгово-производственной деятельности (общественное питание ); срок действия разрешения, порядок выдачи, форма бланка и т.п. определяются органами местного самоуправления".

Предельный размер сбора не должен превышать 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (на сегодняшний день - 340 грн.) для субъектов, постоянно осуществляющих торговлю в специально отведенных для этого местах, и одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.) в день - за одноразовую торговлю (в письме от 08.02.2002 г. № 2-222/756 под единоразовой торговлей Госкомпредпринимательства рассматривает передвижную торговлю, для которой разрешение должно выдаваться на определенный срок и сбор должен взиматься каждый раз при выдаче разрешения)

При этом сбор не взимается относительно тех объектов торговли, которые созданы до вступления в силу Декрета о местных налогах.

Плательщики единого налога при получении разрешения на размещение объекта торговли сбор не уплачивают, что предусмотрено ст. 6 Указа №746.

Отметим, что на практике, как правило, местными органами устанавливаются временные рамки действия разрешения на размещение объектов торговли, и, соответственно, сбор взимается с определенной периодичностью, обычно- ежегодно.

Режим работы

Режим работы заведений ОП устанавливается субъектом хозяйствования, однако должен быть согласован с органом местного самоуправления. А заведения ОП, которые обслуживают потребителей на производственных предприятиях, в учреждениях, учебных, лечебных и оздоровительных заведениях устанавливают режим работы по договоренности с их администрацией. Обращаем внимание на то, что в настоящее время не установлены требования о согласовании режима работы с профсоюзами указанных предприятий, учреждений и заведений, что необходимо было делать ранее.

Лицензирование

Закон о лицензировании не предусматривает лицензирования деятельности в сфере общественного питания. Однако, если заведения ОП реализуют алкогольные напитки и табачные изделия они должны приобретать соответствующие лицензии. Лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется в соответствии Законом № 481. Лицензии приобретаются на каждое место торговли.

Стоимость лицензии составляет:

Место торговли Розничная торговля алкогольными напитками Розничная торговля табачными изделиями
В городах 1700 грн./год на каждое место торговли 850 грн./год на каждое место торговли
На территории сел и поселков, кроме находящихся в пределах территории городов 340 грн./год на каждое место торговли 170 грн./год на каждое место торговли

Срок действия лицензии составляет один год, при этом плательщики вносят плату за лицензию ежеквартально равными частями. Лицензии как документы на право проведения определенных видов деятельности признаются нематериальными активами на основании п. 5 П(С)БУ 8, и учитываются на субсчете 127 "Прочие нематериальные активы". Амортизировать приобретенные лицензии в бухгалтерском учете целесообразнее прямолинейным методом в течение срока их действия. При этом в налоговом учете расходы на приобретение лицензий включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.4.7 Закона о прибыли.

Пример отображения стоимости лицензии в бухучете

№ н/п Содержание операции Бухгалтерский учет Сумма, грн. Налоговый учет
Д-т К-т ВД ВР
1 27.06.2002 г. Оплата стоимости лицензии за ІІІ кв. 2002 г. 37 311 425,00 - 425,00
2 30.06.2002 р. Получение лицензии 39 37 1700,00 - -
3 31.07.2002 р. Списание части стоимости лицензии на затраты за июль месяц 2002 г. 84 39 141,67 - -

Для осуществления розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями в одном торговом помещении (здании) заведение ОП должно иметь одну лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и одну лицензию на розничную торговлю табачными изделиями. В настоящее время выдачу лицензии выдают региональные управления Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров.

Сертификация

Сертификации подлежат услуги общественного питания, предоставляемые субъектами туристической деятельности. Таким образом, услуги предприятий ОП, которые не относятся к таким субъектам, не подлежат обязательной сертификации. В связи с этим напомним, кто является субъектом туристической деятельности согласно Закону № 324:

"предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством Украины порядке и имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг"

Согласно Перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине1   сертификат соответствия указанным субъектам необходимо получить на услуги ресторанов, баров, кафе, столовых и закусочных.


1 Утвержден приказом № 498.

Обращаем также внимание, что на торгово-технологическое оборудование, инвентарь и посуду, подлежащие обязательной сертификации согласно указанному Перечню, субъект хозяйственной деятельности должен иметь сертификат соответствия. Следовательно, при приобретении указанных товаров предприятию ОП необходимо позаботиться о получении от поставщика заверенной им копии сертификата соответствия.

Патентование

Заведениям ОП необходимо приобретать торговый патент, поскольку деятельность в торгово-производственной сфере (общественное питание) относится к торговой деятельности в терминах Закона о патентовании. А торговая деятельность за наличные средства (другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек) подлежит патентованию. Торговый патент приобретается на каждый пункт продажи (если предприятие ОП имеет обособленные подразделения, то торговый патент приобретается за плату отдельно для каждого такого подразделения). При этом его стоимость за календарный месяц устанавливается органами местного самоуправления в пределах следующих уровней:

1. На территории города Киева, областных центров - от 60 до 320 грн.;

2. На территории города Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров - от 30 до 160 грн.;

3. На территории других населенных пунктов - до 80 грн.

Закон о патентовании предусматривает исключение для определенных заведений ОП, а именно: не подлежит патентованию деятельность в сфере общественного питания на предприятиях, в учреждениях, организациях, в том числе учебных заведениях, по обслуживанию исключительно работников таких предприятий, учреждений, организаций и учеников и студентов в учебных заведениях. Кроме того, от платы за торговый патент освобождены плательщики единого налога (ст. 6 Указа № 746).

Пример отображения стоимости патента в бухучете смотри ниже.

В следующих публикациях, посвященным деятельности в сфере общественного питания, мы остановимся на организации, оформлении и учете закупок продукции заведениями ОП.

Пример отображения стоимости патента в бухучете

№ п/п Содержание операции Сумма, грн. Бухгалтерский учет Налоговый учет
Дт Кт ВД ВР
1 Внесена плата за патенты 960 39 311 - -
2 Начислен налог на прибыль  240 981 641 - -
3 Уменьшен налог на прибыль за счет стоимости торговых патентов (в границах суммы налога на прибыль) 240 641 39 - -
4 Списана стоимость торгового патента на сумму, что превышает начисленный налог на прибыль  720 92 39 - -

Сергей Новиков


Нормативная база

1. Правила № 219 - "Правила работы заведений (предприятий) общественного питания", утвержденными приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 219.

2. Письмо № 15-03 - "Характеристики предприятий общественного питания по типам и классам", доведенных письмом МВЭСторга от 09.09.98 г. № 15-03/29-577а.

3. Санитарные правила - "Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПин)", утвержденные МЗО СССР и Минторга СССР 19.03.1991 г.

4. Декрет о местных налогах - Декрет КМУ "О местных налогахи сборах" от 20.05.1993 г. № 56-93.

5. Указ № 746 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа от 28.06.1999 г. № 746/99

6. Закон № 481 - Закон Украины "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодного, алкогольных напитков и табачных изделий" от 19.12.1995 г. № 481/95-BP.

7. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.

8. П(С)БУ 8 - П(С)БУ 8 "Нематериальные активы", утвержденный приказом Минфина Украины от 18.10.99 г. № 242.

9. Закон № 324 - Закон Украины "О туризме" от 15.09.1995 г. № 324/95-ВР.

10. Закон о патентовании - Закон Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР.

11. Приказ № 498 - "Перечнь продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине", утвержден приказом Госкомитета стандартизации метрология и сертификации Украины от 30.08.2002 г. № 498.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в бюджетных учреждениях

Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua