Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#16'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - ">Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 36 (апрель 2003)

Бухгалтерский учет

Порядок открытия счетов в органах госказначейства

Этой публикацией мы продолжаем тему бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В прошлом номере "ШБ" мы рассмотрели виды счетов, которые открываются бюджетным учреждениям. Теперь попробуем выяснить, какие документы необходимо подавать для открытия счетов. А также рассмотрим план счетов и учет доходов бюджетных учреждений.

Перечень документов, необходимых для открытия счетов

Распорядители и получатели средств для открытия бюджетных счетов согласно с Порядком № 221 подают в орган Госказначейства (далее - ГКУ) следующие документы1  :


1 Поскольку порядок открытия счетов у бюджетных предприятий похож с "обычными" предприятиями, мы только перечислим документы, которые они обязаны подавать.

1) заявление об открытии счетов установленного образца за подписью руководителя и главного бухгалтера или другого должностного лица, на которого возложено должностной инструкцией ведение бухучета и составление отчетности;

2) копию справки о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенную нотариально или органом, который выдал справку;

3) копию, зарегистрированного положения о бюджетном учреждении, удостоверенную нотариусом или регистрирующим органом. Если организация является получателем денежных средств2 , для осуществления какой-либо программы (например, управление ЖКХ, проводит благоустройство города и получает бюджетные средства из горсовета) предоставляется копия устава. Положения, которые утверждаются постановлениями КМУ или указами Президента Украины, нотариального засвидетельствования не требуют (например, постановлением КМУ от 17.11.2001 г. № 1520 утверждено Положение о Государственной экологической инспекции, и оно, соответственно, нотариально не удостоверяется). Учреждения и организации, которые действуют на основании законов, уставы (положение) не подают (МВД, СБУ и т.п.);


2 Получателем денежных средств является любое предприятие, которое получает деньги из бюджетов всех уровней для выполнения каких-либо конкретных программ (работ) предусмотренных законом о Госбюджете на соответствующий год.

4) копию документа, который подтверждает, что организация, учреждение состоит на учете в ГНИ, и является налогоплательщиком (так как бюджетные учреждения платят подоходный налог, сбор за загрязнение окружающей среды, налог на собственников транспортных средств, то, соответственно, они являются плательщиками данных налогов и сборов). Даная копия удостоверяется налоговым органом;

5) карточку с образцами подписей лиц, которым согласно положению (уставу) предоставлено право распоряжаться счетом и подписывать рассчетные документы (в двух экземплярах). Данная карточка заверяется вышестоящим учреждением. Если вышестоящего органа нет, карточка заверяется нотариально. В карточку включается также образец оттиска печати. Указанная карточка оформляется соответственно требованиям Инструкции о порядке открытия и использование счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 18.12.98 г. № 527. В случае временного предоставления лицу права первой или второй подписи нужно предоставить также копию приказа, протокола и т.п., который подтверждает данные полномочия;

6) справку о регистрации в органах Пенсионного фонда. В справке в обязательном порядке указывается орган ГКУ, в котором открывается счет. Работник ГКУ, который принимает документы на открытие счета, обязан оформить отрывную часть справки и возвратить ее клиенту для предоставления в орган Пенсионного фонда;

7) документ, который подтверждает, что организация, учреждение зарегистрировано как плательщик социальных страховых взносов, или его копию, удостоверенную нотариально или органом, который его выдал;

8) утвержденную смету учреждения. В период до утверждения смет3   предоставляется временная смета, утвержденная руководителем учреждения.


3 Не больше 30 календарных дней со дня утверждения годового расписания назначений и помесячного расписания ассигнований общего фонда бюджета.

Бюджетные счета распорядителям и получателям денежных средств открываются ежегодно на начало нового бюджетного периода4  . При этом учреждения, личные дела которых уже были зарегистрированы в органах ГКУ в прошлые бюджетные периоды, подают только утвержденную смету на соответствующий год, а получатели - обязательно предоставляют план использования бюджетных средств.


4 Согласно со ст.3 Бюджетного кодекса бюджетный период длится 1 календарный год, начиная с 1 января и заканчивается 31 декабря этого же года.

План счетов бюджетных учреждений

Приказом ГУГКУ № 114 утвержден план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и порядок ведения бухучета (далее - План счетов № 114). При этом инструкции5  , которые использовалось до введения данного Плана счетов сохраняют свое действие в части, которая не противоречит его требованиям. Требования Плана счетов № 114 являются обязательными для всех учреждений и организаций, основная деятельность6   которых ведется за счет средств государственного и местных бюджетов. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти по согласованию с ГКУ, в случае необходимости, имеют право давать указания о порядке применения положений бухгалтерского учета и плана счетов в учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности. Такое право дано министерствам и другим центральным органам вполне оправдано, поскольку бюджетных учреждений очень много и они по своим функциям, назначению и пр. отличаются, иногда принципиальным образом. Понятно, что все это разнообразие в полном обьёме и сразу изложить в плане счетов довольно сложно. Вот и было принято такое решение, дающее возможность учесть специфику отдельных бюдженых учереждений и в то же время не выпустить процесс из под контроля ГКУ. Мы также должны учесть этот фактор и в дальнейшем не рассматривать учет в бюджетных учреждениях в целом, поскольку это очень сложно, а рассмотрим его по отдельным категориям (сферам деятельности) бюджетных учереждений. И начнём мы с наиболее универсальной и распространенной, по нашему мнению, сферы деятельности - образования и науки.


5 "Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государственном бюджете СССР", утвержденная приказом МФ СССР от 10.03.87 № 61, Инструкция о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений и отчетности о них, утвержденная приказом ГУГКУ от 11.08.98 № 63, и Инструкция по учету основных средств бюджетных учреждений, утвержденная общим приказом ГУГКУ, Минэкономики и Госкомстата от 02.12.97 № 124/136/71.

6 Основная деятельность бюджетных учреждений направлена на выполнение общегосударственных функций и не приносит им прибыли. Предоставление платных услуг, выполнение работ, доходы от которых согласно смете направляются на покрытие затрат учреждения не могут рассматриваться как основная деятельностью.


План счетов бюджетных учреждений, в том числе учреждений образования и науки, состоит из двух разделов и 8 классов7 :


7 В отличии от комерческих предприятий, бюджетники счета 9 класса не применяют.

Раздел I. Балансовые счета

Класс 1. Необоротные активы

Класс 2. Запасы

Класс 3. Средства, расчеты и прочие активы

Класс 4. Собственный капитал

Класс 5. Долгосрочные обязательства

Класс 6. Текущие обязательства

Класс 7. Доходы

Класс 8. Затраты

Раздел II. Внебалансовые счета

Класс 0. Внебалансовые счета

С планом счетов мы начнем знакомится не с первого класса счетов, а с седьмого - "Доходы"

Учет доходов

Для учета доходов бюджетных учреждений, которые они получают за счет общего и специального фонда8 государственного бюджета, а также с сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетов, а также за счет предоставление коммерческих услуг) по их видам в зависимости от источника поступления, Планом счетов №114 предусмотрены следующие счета 7 класса:


8 Более подробно о денежных средствах, которые поступают в общий и специальный фонды мы рассматривали в "Школе бухгалтера" № 10, 2003.

70 "Доходы общего фонда";

71 "Доходы специального фонда";

72 "Доходы от реализации продукции, изделий и выполнения работ";

73 "Доходы бюджетов";

74 "Другие доходы".

Рассмотрим более подробно каждый из этих счетов.

Счет 70 "Доходы общего фонда"

Учет доходов, которые в смете учреждений относятся к общему фонду, у главного распорядителя бюджетных средств ведется на счете 70 , имеющем два субсчета:

701 "Ассигнование из государственного бюджета на расходы учреждения и прочие мероприятия";

702 "Ассигнование из местного бюджета на расходы учреждения и прочие мероприятия".

В кредит субсчетов 701 - 702 записываются:

- суммы бюджетных средств, которые поступили на расходы, предусмотренные сметой, в соответствии с утвержденным бюджетом. То есть на этом субсчете бухгалтер отражает все средства, которые поступили как ассигнования от вышестоящего учреждения (в т.ч. полученные векселя) согласно общему фонду сметы. Например, получение ассигнований учреждениями, которые содержатся за счет средств государственного бюджета отражается следующим образом: Дт 311 "Текущие счета на затраты учреждений", 321 "Регистрационные счета" и Кт 701, за счет средств местного бюджета по Дт 311,321 и Кт 702;

- суммы выявленных при проведении инвентаризации излишков материалов и денег в кассе, а также дооценка материалов. Например, оприходование излишков материалов и продуктов питания, выявленных при инвентаризации отражается по Дт 23 "Материалы и продукты питания" и Кт 701, 702.

В дебет субсчетов 701 - 702 записываются:

- суммы отозванных средств. Например, вышестоящее учреждение, может заставить возвратить деньги, которые были предоставлены нижестоящему учреждению по ошибке, или же оно не использовало их до конца года (что почти не возможно с учетом сегодняшнего финансирования). Например, списание со счетов остатков средств полученых ассигнований отражается проводкой Дт 701, 702 Кт 311" Текущие счета на расходы учреждений", 312 "Текущие счета для перевода подведомственным учреждениям", 321"Регистрационные счета", 322 "Текущие счета". Аналогичной проводкой проводится отзыв средств;

- суммы списанных недостач материалов и безнадежных к получению долгов отражаются по Дт 701, 702 и по Кт 23 "Материалы и продукты питания".

- суммы фактических расходов, которые списываются в конце года на основании годовых отчетов отражаются по Дт 701, 702 и Кт 431 "Результат выполнения сметы по общему фонду"

Сальдо на конец отчетного года данный счет не имеет, так как все полученные доходы текущего года списываются на результат выполнения сметы за год и отражаются аналогичной проводкой Д701, 702 К431. Это предусмотрено Инструкцией о порядке составления квартальной финансовой отчетности организациями, которые получают средства государственного или местного бюджетов.

Продолжение следует

Алексей Слипачук


Нормативная база

1. Порядок № 221 - Приказ ГКУ от 02.12.2002 г. №221 "Об утверждении Порядка открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства";

2. План счетов № 114 - Приказ ГУГКУ от 10.12.1999 г. № 114 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применение Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений";

3. Инструкция № 61 - Приказ ГКУ от 10.07.2000 г. № 61 "Об утверждении Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отображения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений".

4. Инструкция о порядке составления квартальной отчетности - Приказ ГКУ от 29.03.2002 г. № 54 "Об утверждении Инструкции о порядке составления квартальной финансовой отчетности учреждениями и организациями, которые получают средства государственного или местного бюджетов в 2002 году.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее: Акцизный сбор на спирт этиловый и алкогольные напитки Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua