Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#23'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 38 (июнь 2003)

Бухгалтерский учет

Бытовые услуги

Сфера бытового обслуживания выполняет важную функцию предоставления населению широкого спектра высококачественных бытовых услуг, "приближения" их к месту жительства и трудовой деятельности граждан, путем оптимизации сети объектов бытового обслуживания. По мере роста доходов населения, данная область деятельности становится все более привлекательной для субъектов хозяйствования, и, как следствие, сегодня повышается качество услуг, культура обслуживания, наращиваются объемы обслуживания. В данной вступительной статье мы рассмотрим основные требования к организации деятельности в сфере бытового обслуживания населения.

Основы организации деятельности

Требования к бытовому обслуживанию населения установлены Правилами бытового обслуживания, а также целым рядом других законодательных и нормативно-правовых актов. Приведем основные определения, которые понадобятся нам в дальнейшем. Пунктом 2 Правил бытового обслуживания, определено, что:

бытовое обслуживание населения - организованная деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанная с предоставлением бытовых услуг;

бытовая услуга - вид деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального заказчика

заказчики - лица, которым предоставляются бытовые услуги;

исполнители - субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, независимо от формы собственности и физические лица), которые предоставляют бытовые услуги;

Остановимся на основных требованиях к организации деятельности по бытовому обслуживанию населения, которые выдвигает действующее законодательство. Однако прежде определимся, какие виды услуг относятся к бытовым.

Виды бытовых услуг

Виды продукции и услуг в сфере бытового обслуживания населения приведены в отраслевом классификаторе ГК 201-01-2001, который содержит их единую классификацию. В данном документе бытовые услуги классифицируются по следующей схеме:

ХХ - общий код "Услуги и продукция в сфере бытового обслуживания" (принят 01)

ХХХ - группа услуг /продукции/1  

ХХ - вид услуги /продукции/


1 Группы услуг и их коды приведены в конце статьи.

Например, "Услуги по мелкому ремонту верха обуви" имеют кодовое обозначение 01.011.01 (относятся к группе 01.011.00 "Услуги по ремонту обуви").

Аттестация

Согласно Положению о порядке присвоения категорий, ново созданные и действующие субъекты хозяйственной деятельности, предоставляющие бытовые услуги, подлежат обязательной аттестации. По результатам аттестации им присваивается соответствующая категория: высшая, первая или вторая 2  . Аттестация (переаттестация) проводится аттестационной комиссией, созданной районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрацией, горисполкомами, райисполкомами в населенных пунктах, на территории которых расположен субъект хозяйствования. Ново созданные субъекты обращаются с представлением о проведении аттестации в течение трех месяцев после их регистрации, поскольку только после аттестации они имеют право предоставлять соответствующие услуги. Что касается переаттестации, то она осуществляется в случае появления изменений в показателях деятельности исполнителя, учитываемых при присвоении категории. Переаттестация проводится не реже одного раза в три года. При этом контроль аттестованных предприятий осуществляет орган, который осуществил последнюю аттестацию (переаттестацию) такого субъекта.


2 Категории присваиваются для повышение уровня защиты прав и интересов потребителей относительно качества услуг и культуры обслуживания, а также влияние на формирование и внедрение цен, соответствующих качеству и сложности работ (чем выше категория, тем сложнее работы (услуги) могут выполнять такие предприятия, и устанавливать более высокие цены).

Патентование

Деятельность по предоставлению бытовых услуг подлежит патентованию согласно Закону о патентовании. Однако, не всякая деятельность, связанная с бытовыми услугами, требует приобретения патента. Патент необходим лишь в том случае, если субъект предпринимательства осуществляет те виды услуг, которые включены в Перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию3 .


3 Перечень бытовых услуг, которые подлежат патентованию приведены в конце статьи.

Стоимость патента на осуществление определенных видов деятельности устанавливается органами местного самоуправления в расчете на календарный месяц в следующих пределах (в зависимости от местонахождения объекта предоставления бытовых услуг и вида таких услуг).

Таблица 1

на территории города Киева, областных центров от 60 до 320 грн.
на территории города Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров от 30 до 160 грн.
на территории других населенных пунктов до 80 грн.

Необходимо помнить, что:

1)если исполнитель имеет структурные (обособленные) подразделения, то торговый патент приобретается отдельно для каждого такого подразделения;

2) патентование бытовых услуг не ставится в зависимость от формы расчетов с заказчиками, т.е. торговый патент необходим как в случае наличных, так и безналичных расчетов.

Обращаем внимание на то, что субъекты предпринимательской деятельности - плательщики единого налога освобождены от платы за торговый патент (ст. 6 Указа № 746). Ниже приведен пример отражения стоимости патента в бухучете (см. таблицу 2).

Таблица 2

№ п/п Содержание операции Сумма, грн. Бухгалтерский учет Налоговый учет
Дт Кт ВД ВР
1 Внесена плата за торговые патенты за месяцы отчетного периода 600 39 311 - -
2 Начислен налог на прибыль за отчетный период 700 981 641 - -
3 Уменьшен налог на прибыль в пределах начисленной суммы за счет стоимости торговых патентов 600 641 39 - -

Лицензирование

Предоставление некоторых видов бытовых услуг может осуществляться только после получения специального разрешения-лицензии. В таблице 3 приведена информация о лицензируемых видах услуг.

Таблица 3

№ п/п Вид услуг Орган лицен-
зирования
Норматив-
ные документы, устанав-
ливающие
требования
Примечания
1 Изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полу-
драгоценных камней
Минфин П.8 ст.9 Закона о лицен-
зировании.
Лицен-
зионные условия изготов-
ления ювелирных изделий
Ремонт ювелирных изделий подлежит лицен-
зированию, если в его процессе изготав-
ливаются полуфаб-
рикаты и элементы ювелирных изделий.
2 Строительная деятельность (изыска-
тельские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транс-
портных сетей);
Госстрой, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастополь-
ская городские государ-
ственные админи-
страции 
П.30 ст.9 Закона о лицен-
зировании.
Лицен-
зионные условия строитель-
ной деятель-
ности
На основании лицензии, выданной центральным органом исполни-
тельной власти, хозяй-
ственная деятельность осущест-
вляется на всей территории Украины, а на основании лицензии, выданной местным органом исполни-
тельной власти, - на территории соответ-
ствующей админи-
стративно-территори-
альной единицы.
3 Предостав-
ление услуг по перевозке грузов автомо-
бильным транспортом общего пользования
Укравтотранс  П.33 ст.9 Закона о лицен-
зировании.
Лицен-
зионные условия автомо-
бильных перевозок
На услугах по перевозке пассажиров (в частности, услуги такси) мы не акцентируем внимание, поскольку они не относятся к бытовым. Бытовые услуги имеют место в случае перевозки грузов населению по индиви-
дуальным заказам (см. раздел "Виды бытовых услуг")
4 Деятельность по предо-
ставлению любых финансовых услуг, преду-
сматривающих прямое или опосред-
ствованное привлечение финансовых активов от физических лиц.
Специальный уполно-
моченный орган исполни-
тельной власти в сфере регули-
рования рынков финансовых услуг.
Ст.34 Закона о финансовых услугах Под этот лиценз-
ируемый вид услуг попадают, в том числе услуги ломбардов (они относятся не только к бытовым, но и финансовым услугам). Однако на сегодняшний день не созданы необходимые условия для осущест-
вления лицен-
зирования данных услуг, поэтому ломбарды работают пока без соответ-
ствующей лицензии.

Размещение объекта бытового обслуживания

Несмотря на то, что Закон о системе налогообложения определяет соответствующий обязательный платеж как сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, Декрет о местных налогах и сборах в качестве объекта для данного сбора устанавливает выдачу разрешения только за размещение объектов торговли. Таким образом, субъекты хозяйствования, предоставляющие бытовые услуги, этот сбор уплачивать не должны. Это подтверждает Госкомпредпринимательства в письме от 30.10.2002 г. N 2-222/5812, в котором отмечается, что Декретом о местных налогах и сборах не предусмотрено взимание такого сбора, как сбор за размещение объекта сферы услуг.

Ценовое регулирование

Исполнители самостоятельно устанавливают уровень цен на бытовые услуги при их формировании в отношении большинства видов услуг.

Исключение составляют только тарифы на ритуальные услуги. которые в соответствии с постановлением № 1548 регулируется Советом министров Автономной Республики Крым, областные, Киевской и Севастопольской городской государственной администрацией.

Требования к организации объекта бытового обслуживания

Исполнители в зависимости от специфики предоставляемых бытовых услуг могут осуществлять свою деятельность в отдельных помещениях или зданиях, павильонах, киосках, передвижных мастерских и приемных пунктах, оборудованных соответствующим образом. При этом исполнитель обеспечивает соответствие производственных помещений, зданий, рабочих мест необходимым экологическим и санитарно-гигиеническим условиям и требованиям нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

В помещении, где проводится прием и выдача заказов, на видном и доступном для заказчиков месте ("Уголок покупателя") должны размещаться:

1. Правила бытового обслуживания;

2. Выдержка из Закона Украины "О защите прав потребителей" в части предоставления услуг;

3. Перечень предоставляемых бытовых услуг;

4. Информация о наименовании исполнителя (полном), его адрес, номера телефонов, фамилия, имя и отчество руководителя (владельца);

5. Копии свидетельств о государственной регистрации, сертификатов соответствия на услуги, подлежащие обязательной сертификации, а также копии торговых (специальных торговых) патентов, специальных разрешений (лицензий) по видам услуг, подлежащих патентованию, лицензированию;

6. Образцы материалов и изделий;

7. Цены и тарифы на услуги, материалы и изделия;

8. Перечень нормативно-технических документов, требованиям которых должны отвечать услуги;

9. Гарантийные обязательства исполнителя услуг;

10. Информация о работниках, обслуживающих заказчиков, номера телефонов местных органов исполнительной власти, территориальных органов Госстандарта, перечень категорий граждан, пользующихся льготами при получении бытовых услуг;

11. Книга жалоб и предложений.

В случае предоставления услуг вне пределов помещения, исполнитель должен обеспечить возможность ознакомления заказчика с Правилами бытового обслуживания, предоставление заказчику на рабочем месте информации о наименовании, расположении, номера телефона исполнителя, организовавшего предоставление бытовых услуг, номер свидетельства о государственной регистрации и названии органа, который осуществил государственную регистрацию.

Обеспечение расчетов с заказчиками

Согласно п.13 Правил бытового обслуживания расчетными документами, которые выдаются заказчикам могут быть:

1. Кассовый чек - для исполнителей, которые в расчетах с заказчиками используют регистраторы расчетных операций (расчетные квитанции в случае выхода такого регистратора из строя или временного отключения электроэнергии), требования к нему определены в Положении № 614.

2. Квитанция, являющаяся документом строгой отчетности для исполнителей, которые не применяют РРО.

Формы документов строгой отчетности, которые должны применяться при расчетах с заказчиками за бытовые услуги (в зависимости от их назначения), утверждены в приложении к Положению 614, в котором изложен и порядок их оформления, заполнения (на порядке применения этих форм мы остановимся в следующих публикациях).

Напомним, что согласно статье 9 Закона об РРО, регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания. Они не применяются в случае проведения расчетов в кассах предприятий с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. Таким образом, исполнитель имеет полное право не использовать РРО и РК.

Возникает вопрос, противоречат ли Закону об РРО положения Правил бытового обслуживания в части того, что соответствующие квитанции-документы строгой отчетности заменяют собой другие расчетные документы? Необходимо ли дополнительно выдавать квитанцию от приходного кассового ордера? По нашему мнению, использование "строгих" квитанций, в которых отражаются данные о расчетах с заказчиком, заменяют собой приходные кассовые ордера. Ведь такие квитанции являются не только документами, подтверждающими факт выполнения бытовых услуг, но и расчетными документами. Поэтому нормы Правил бытового обслуживания, которые позволяют ограничиться выдачей заказчику соответствующей квитанции, подтверждающей, в том числе, расчеты с заказчиком, правомерны. Однако, обращаем внимание на то, что данные о получении оплаты от заказчиков, отражаемые в квитанции, необходимо заверять печатью исполнителя, как того требует Закон об РРО.

В заключение отметим, что Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в действующей на сегодняшний день редакции не включает бытовые услуги. Таким образом, предоставление услуг по бытовому обслуживанию не требует от исполнителя обязательной сертификации таких услуг.

В следующей публикации, посвященной бытовому обслуживанию, мы подробно остановимся на учете услуг по ремонту бытовой техники.

Сергей Новиков


Виды услуг, подлежащие патентованию:

1. Пошив тентов, чехлов, штор, драпировок;

2. Ремонт радиотелевизионной, аудио- и видеоаппаратуры (кроме подразделений, расположенных в сельской местности);

3. Замена элементов питания;

4. Ремонт и изготовление ювелирных изделий;

5. Ремонт и изготовление металлоизделий;

6. Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам;

7. Ремонт и строительство индивидуального жилья (квартир), садовых домиков, гаражей;

8. Парикмахерские услуги (только на территории городов Киева и Севастополя, областных центров);

9. Прокат аудио-, видеокассет CD-дисков;

10. Прокат автотранспортных средств;

11. Прокат свадебного наряда и одежды для торжественных событий;

12. Услуги ломбардов;

13. Фотоуслуги и услуги фотокинолабораторий;

14. Услуги аудио-, видеозаписи.


Некоторые группы услуг (продукции) в сфере бытового обслуживания (в скобках код группы услуг (продукции) согласно ГК 201-01-2001):

1. Изготовление и ремонт обуви (010);

2. Изготовление и ремонт швейных, кожных, пушных, трикотажных, текстильных изделий и головных уборов (020);

3. Изготовление и ремонт мебели (050);

4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов (070);

5. Услуги по ремонту радиотелевизионной и др. аудио- и видеоаппаратуры (080);

6. Услуги по ремонту электробытовой техники, бытовых приборов, музыкальных инструментов и металлоизделий (090);

7. Услуги по ремонту ювелирных изделий (110);

8. Прокат вещей личного пользования и бытовых товаров (130);

9. Услуги по выполнению фоторабот (140);

10. Услуги по стирке, обработке белья (150);

11. Услуги парикмахерских (180);

12. Ритуальные услуги (190);

13. Услуги ломбардов (200).


Нормативная база

1. Закон о лицензировании - Закон Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III.

2. Закон о финансовых услугах - Закон Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" от 12.07.2001 г. № 2664-III.

3. Закон о системе налогообложения - Закон Украины "О системе налогообложения" в редакции Закона Украины от 18.02.1997 г. № 77/97-ВР.

4. Декрет о местных налогах и сборах - Декрет Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах" от 20.05.1993 г. № 56-93.

5. Закон об РРО - Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III.

6. Правила бытового обслуживания - Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.1994 г. № 313.

7. ГК 201-01-2001- Отраслевой классификатор "Классификация услуг и продукции в сфере бытового обслуживания" (ГК 201-01-2001), утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 19.02.2002 г. № 51. 

8. Положение о порядке присвоения категорий - Положение о порядке присвоения категорий субъектам хозяйственной деятельности, предоставляющим бытовые услуги населению, утвержденное постановлением КМУ от 23.08.1995 г. № 674.

9. Положение № 614 - "Положение о форме и содержании расчетных документов", утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614

10. Закон о патентовании - Закон Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР.

11. Перечень бытовых услуг, подлежащих патентованию - Перечень услуг, которые принадлежат к бытовым и подлежат патентованию, утвержденный постановлением КМУ от 27.04.1998 г. № 576.

12. Указ № 746 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 28.06.1999 г. № 746/99.

13. Лицензионные условия изготовления ювелирных изделий - Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по изготовлению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Министерства финансов Украины от 26.12.2000 г. № 82/350

14. Лицензионные условия строительной деятельности - Лицензионные условия осуществлении строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и ограждающих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.09.2001 г. № 112/182.

15. Лицензионные условия автомобильных перевозок - Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Министерства транспорта Украины от 16.01.2001 г. № 6/18.

16. Постановление № 1548 - Постановление КМУ от 25.12.1996 г. № 1548 "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)".

17. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации - Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 30.08.2002 г. № 498.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в бюджетных учреждениях

Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua