Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#25'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 39 (июнь 2003)

Бухгалтерский учет

Бытовые услуги

Продолжение. Начало смотрите в "ШБ" № 23 за 2003 год


По мере того, как полки наших магазинов пополняются различной электробытовой техникой, повышается спрос на такой вид услуг, как ремонт. Разнообразие бытовой техники с преобладающей долей импортной, требует от предприятий бытового обслуживания ответственной работы уже на этапе закупки комплектующих для ремонта. О том, как это осуществляется и отражается в учете мы сегодня и поговорим.

Ремонт бытовой техники. Закупка и учет комплектующих

Приобретение комплектующих у поставщиков (производители и предприятия торговли)

Это основная форма закупок комплектующих для предприятий бытового обслуживания. Такие предприятия оприходуют комплектующие по их первоначальной стоимости1   и учитывают на субсчете 202 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия". Учет транспортно-заготовительных расходов, (далее ТЗР) включаемых в первоначальную стоимость комплектующих, может, в зависимости от выбранной учетной политики предприятия, отражаться на субсчете учитывающем комплектующие (смотри пример 1) или на отдельном субсчете (смотри пример 2).


1 О формировании первоначальная стоимость запасов, а в их состав входят и комплектующие, в рамках школы мы говорили неоднократно (смотри №23/2003 г.).

Пример 1

Предприятие "Альфа", осуществляющее ремонт бытовой техники, приобрело комплектующие запчасти (5 моторов) к холодильным установкам "Норд" по цене 240,00 грн. за 1 шт. (в т.ч. НДС 40,00 грн.). Транспортные расходы по доставке моторов составили 120,00 грн. (в т.ч. НДС 20,00 грн.). Исходя из этого, первоначальная стоимость (5 моторов) составляет 1100,00 грн., при этом, согласно учетной политике предприятия, ТЗР учитывается в стоимости комплектующих, то есть на том же счете (субсчете), где и учет комплектующих. В дальнейшем, предприятием на ремонт было использовано 3 мотора. Проводки по данному примеру приведены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Содержание хозяйственной операции Бухгал-
терский

учет

Сумма, грн. Налоговый учет
Дебет Кредит ВД ВР
1 Произведена предоплата поставщику 371 311 1200,00 - 1000,00
2 Начислен налоговый кредит по НДС 641 644 200,00 - -
3 Получены комплектующие (моторы) от поставщика:
- стоимость товаров
- НДС

2021
644

631
631

1000,00
200,00
- -
4 Произведен зачет задолженностей 631 371 1200,00 - -
5 Транспортные расходы, отнесены в стоимость полученых моторов 2021 631 100,00 - 100,00
6 Начислен налоговый кредит по НДС 641 631 20,00 - -
7 Произведена оплата транспортной организации за доставку моторов 631 311 120,00 - -
8 Списаны три мотора на ремонт холодильных установок 23 2021 660,00    

Пример 2

Возьмем те же условия, что и в примере 1, при этом, согласно учетной политике предприятия "Альфа", учет ТЗР ведется на отдельном субсчете (в нашем случае это может быть субсчет 2029). Бухгалтерские проводки по данному примеру приведены в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п Содержание хозяйственной операции Бухгал-
терский
учет
Сумма, грн. Налоговый учет
Дебет Кредит ВД ВР
1 Произведена предоплата поставщику 371 311 1200,00 - 1000,00
2 Начислен налоговый кредит по НДС 641 644 200,00 - -
3 Получены комплектующие (моторы) от поставщика:
- стоимость товаров
- НДС

2021
644

631
631

1000,00
200,00
- -
4 Произведен зачет задолженностей 631 371 1200,00 - -
5 Транспортные расходы, отнесены на отдельный счет 2029 631 100,00 - 100,00
6 Начислен налоговый кредит по НДС 641 631 20,00 - -
7 Произведена предоплата транспортной организации за доставку моторов 631 311 120,00 - -
8 Списаны три мотора на ремонт холодильных установок 23 2021 600,00 - -
9 Списано сумму ТЗР, которые приходятся на списанные три мотора 23 2029 60,00 - -

Основанием для оприходования комплектующих являются соответствующие документы: накладные или товарно-транспортные накладные (при доставке продукции автотранспортом), а также сопроводительные документы (счета-фактуры, описи, упаковочные ярлыки и т.д.). На документальном оформлении приемки комплектующих мы не будем останавливаться, поскольку оно идентично любому оприходованию ТМЦ (как пример вы можете посмотреть порядок оприходования товаров и сырья в статье "Общественное питание" "ШБ" № 23/2003 г.). Приемка по количеству и качеству осуществляется согласно Инструкции № П-6 и Инструкции № П-7 (подробнее смотри "ШБ" № 23).

Комплектующие могут приобретаться непосредственно у зарубежных производителей.

Пример 3

Предприятием получены по внешнеэкономическому договору от нерезидента комплектующие на сумму $5000. Курс НБУ на эту дату составил 5,45 грн. за $1 (по этому же курсу в налоговом учете определена балансовая стоимость валюты). При таможенном оформлении оплачены таможенные сборы (0,2 % от таможенной стоимости, что составляет 54,50 грн.), таможенная пошлина (5 % от таможенной стоимости, что составляет 1362,50 грн.), а также "импортные"НДС ((27250 + 1362,50) х 20 : 100 = 5722,50 грн.). Оплата товара осуществлена в этом же отчетном периоде, при этом курс НБУ на дату оплаты составил 5,5 грн. за $1. Бухгалтерские проводки приведены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгал-
терский
учет
Сумма, грн.   Налоговый учет
Дебет Кредит ВД ВР
1 Оприходованы комплектующие, приобретенные у нерезидента (5,45х$5000) 202 632 $5000
27250
  27250
2 Уплачены таможенные сборы и пошлина (54,50 + 1362,50) 377

202

311

377

1417

1417

  1417
3 Уплачен "импортный" НДС 641 311 5722,50    
4 Перечислена поставщику оплата за полученные комплектующие (5,5х$5000) 632 311 $5000
27500
  250 2
5 Отражена курсовая разница, возникшая при погашении задолженности (5,5-5,45)х$5000) 632 714 250    

2 1 (5,5-5,45) х$5000, осуществляется "догонка" валовых расходов, отраженных, исходя из таможенной стоимости, товаров, до балансовой стоимости валюты, уплаченной за приобретенные запасы.


Закупка комплектующих может осуществляться через подотчетное лицо.

В этом случае необходимо помнить об ограничении на осуществление наличных расчетов, установленное п. 2.3 Положения кассовых операциях (до 10 тыс. грн. в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам).

Пример 4

Предприятие приобретает комплектующие через подотчетное лицо на сумму 2400 грн. Бухгалтерские проводки приведены в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгал-
терский
учет
Сумма, грн.   Налоговый учет
Дебет Кредит ВД ВР
1 Выданы подотчетному лицу денежные средства на закупку комплектующих 372 301 3000    
2 Оприходованы комплектующие, закупленные подотчетным лицом 202 372 2000   20002
3 Начислен налоговый кредит по НДС 641 372 400    
4 Возвращены подотчетным лицом неиспользованные средства 301 372 600    

Если поставщиком является частный предприниматель, то может возникнуть вопрос о необходимости удержания подоходного налога при выплате ему дохода в виде оплаты за приобретенные товары. Согласно Декрету о подоходном налоге, его не нужно удерживать в том случае, когда частный предприниматель подтвердил свой статус СПД соответсвующими документами. Для подтверждения освобождения от подоходного налога предприятию целесообразно получить от частного предпринимателя копии документов подтверждающих статус СПД. Однако и в этом случае, данные о выплаченных доходах частному предпринимателю необходимо отразить в Сведениях по ф. № 8ДР.

Продолжение следует

Елена Шевердина


Нормативная база

1. Правил присвоения категорий - Правила присвоение категорий предприятиям по ремонту бытовых машин и приборов, утвержденные приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 20.10.1995 г. N 11.

2. П(С)БУ 9 - П(С)БУ 9 "Запасы", утвержденный приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246.

3. Инструкция № П-6 - Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража от 15.06.1965 г. № П-6.

4. Инструкция № П-7 - Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 г. N П-7.

5. ГК - Гражданский кодекс Украинской ССР от 18.07.1963 г.

6. Положение кассовых операциях - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. N 72.

7. Декрет о подоходном налоге - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.1992 г. № 13-92.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в бюджетных учреждениях

Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua