Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#27'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 40 (июль 2003)

Бухгалтерский учет

Бытовые услуги

Продолжение. Начало смотрите в "ШБ" № 23, 25 за 2003 год


  • Прием и оформление заказа
  • Бухгалтерский учет приема заказа

    Договорные отношения с заказчиком начинаются с оформления и приема заказа на ремонт бытовой техники. Этот этап требует серьезного и ответственного подхода. Ведь он часто сопровождается передачей материальных ценностей от заказчика к исполнителю, за которые последний отвечает, что называется "головой". Как правильно оформляется и принимается заказ на ремонт бытовой техники и какие существуют особенности учета этой операции - мы рассмотрим в данной статье.

Ремонт бытовой техники

Прием и оформление заказа

Прежде всего остановимся на основных требованиях и нормах, установленных Правилами бытового обслуживания и Закона № 3682, о которых необходимо помнить исполнителю при вступлении в договорные отношения с заказчиком.

1. Бытовые услуги предоставляются заказчикам согласно договору, документальным подтверждением заключения которого являются такие документы: договор, расчетный документ установленной формы (в дальнейшем вы убедитесь, что функции договора и расчетного документа может выполнять квитанция установленной формы).

2. Исполнитель имеет право отказать в принятии заказов на бытовые услуги, если он не может обеспечить надлежащее их выполнение или, если заказчика не устраивает способ, объем или сроки выполнения услуг (например, заказчик не согласен с необходимостью полной замены каких-то узлов бытовой техники, которую, по мнению исполнителя, необходимо осуществить).

3. Заказы на услуги принимаются как в помещении исполнителя, так и вне его пределов с обязательным оформлением соглашения, как это предусмотрено в пункте 1.

4. Расчетными документами, подтверждающими факт предоставления услуги, могут быть: кассовый чек - для исполнителей, которые в расчетах с заказчиками используют регистраторы расчетных операций (расчетная квитанция в случае выхода такого регистратора из строя или временного отключения электроэнергии), квитанция, которая является документом строгой отчетности, - для исполнителей, которые, согласно законодательству, не применяют таких регистраторов.

5. Стоимость услуг и материалов исполнителя оплачивается заказчиком по цене, действующей на день оформление заказа, если другое не предусмотрено условиями соглашения. В случае предоставления исполнителем по просьбе заказчика дополнительных услуг, не предусмотренных заказом, их стоимость оплачивается заказчиком также по цене, действовавшей на день оформления заказа на эти дополнительные услуги.

6. Заказы на услуги могут выполняться как из комплектующих изделий и других материалов исполнителя, так и комплектующих заказчика.

7. Стоимость материалов заказчика определяется и оформляется документально по согласованию сторон (в форме акта) или на основе поданных документов, подтверждающих их цену (например, на основании расчетных документов о покупке комплектующих).

8. Виды, количество и качество материалов, необходимых для предоставления услуг, определяются исполнителем в соответствии с нормативно-техническими документами по согласованию с заказчиком. В случае отсутствия материалов (комплектующих, деталей) или невозможности при оформлении заказа определить необходимый для предоставления бытовой услуги объем материалов, их использование предварительно оговаривается с заказчиком, а стоимость оплачивается им после выполнения услуг по цене, действовавшей на день поступления таких материалов.

9. На предоставленные услуги по ремонту бытовой техники устанавливаются гарантийные обязательства исполнителя, которые определяются Законом № 3682 и соответствующими Инструкциями о предоставлении услуг по ремонту определенной бытовой техники1 .


1 Например, к таким инструкциям, могут относится Инструкцией по предоставлению услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, Инструкция по предоставлению услуг по ремонту бытовых машин и приборов и т.д. (все такие инструкции утверждены приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 27.08.2000 г. N 20).

10. Исполнитель обязан в течение месяца возместить убытки, возникшие в связи с потерей, порчей или повреждением вещей, принятых им от потребителя для выполнения ремонтных работ. При этом исполнитель не освобождается от ответственности, если уровень его научных и технических знаний не дал возможности выявить особые свойства вещи, принятой им от потребителя для выполнения работ, что и явилось причиной повреждения бытовой техники.

Особенности приема и оформления заказа на ремонт бытовой техники регулируются Инструкцией по предоставлению услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры и Инструкцией по предоставлению услуг по ремонту бытовых машин и приборов.

Не зависимо от того, где осуществляется ремонт, в мастерской или на дому, заказ на ремонт оформляется договором (квитанцией о приеме (далее - квитанция)). При приеме заказа определяются признаки изделия, его оценочная стоимость, которые согласовываются с заказчиком и отражаются в договоре (квитанции), которая подтверждается подписью заказчика. Стоимость принятых в ремонт изделий устанавливается по согласованию с заказчиком и указывается в договоре (квитанции). Для ремонта могут быть использованы составные части, блоки, узлы и комплектующие изделия, предоставленные заказчиком, если они отвечают требованиям нормативных документов.

Как отмечалось, расчеты с заказчиком могут осуществляться через РРО с выдачей кассового чека либо путем выдачи квитанции (документ строгой отчетности). То есть, предприятие бытового обслуживания имеет право выбрать: использовать квитанции-строгой отчетности или нет. Если расчеты осуществляются через РРО и при этом квитанции не используются, то между исполнителем и заказчиком необходимо оформить договор, который будет содержать условия выполнения заказа. Если предприятие бытового обслуживания применяет квитанции, то оно должно помнить, что такие квитанции являются формами строгой отчетности, которые утверждены приказом № 8. Порядок оформления и заполнения квитанций регулируется Инструкцией № 8.

При оформлении заказа исполнитель заполняет все необходимые реквизиты (смотри стр. 6). При этом стоимость заказа подтверждается подписью заказчика, а сумма полученных средств подтверждается подписью представителя исполнителя ремонтных работ. Для оформления заказа на ремонт бытовой техники используется форма № ПО-Р1. Она заполняется в трех экземплярах под копировальную бумагу. Второй экземпляр формы (квитанция) выдается заказчику, а первый (заказ) и третий (копия квитанции) - остается у исполнителя. При этом в форму № ПО-Р1 вносятся данные об использованных комплектующих изделиях, запасных частях, материалах (заказчика или исполнителя) и их стоимость, а в случаях, когда ремонт выполняется не по месту жительства заказчика, - указываются признаки изделия и его оценочная стоимость (см. бланк на следующей странице).

Бухгалтерский учет приема заказа

Если услуги по ремонту предоставляются из комплектующих заказчика, то при оформлении заказа необходимо указать наименование, описание и стоимость деталей, которая определяется по согласованию сторон. При этом полученные от заказчика комплектующие исполнитель отражает в бухгалтерском учете на забалансовом счете 022 "Материала, принятые для переработки". Бытовая техника, принятая на ремонт, отражается также на забалансовом счете 023 "Материальных ценности на ответственном хранении".

При этом необходимо помнить, что перечень материалов и комплектующих, которые предоставляются заказчиком, а также их оценочная стоимость указывается в заявке на ремонт. Под оценочной стоимостью подразумевается, стоимость:

а) указанная в предоставленных заказчиком документах о покупке таких материалов и комплектующих, при условии, что цены указанные в таких документах отвечают рыночным;

б) указанная в прайс-листах на аналогичные материалы и комплектующие, при условии, что заказчиком не были предоставлены документы о их покупке, или цена указанная в таких документах не равна рыночной цене на аналогичные материалы и комплектующие.

Пример 1

Мастерская по ремонту бытовой техники приняла от гражданина заказ на ремонт телевизора, который оценен в 1000 грн. Осмотр телевизора показал, что необходимо заменить кинескоп. Кинескоп приобретен исполнителем у поставщика по цене 300 грн. (в том числе НДС 50 грн.).

Таблица 1

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
дебет Кредит ВД ВР
1 Принят на ремонт телевизор от гражданина 023 - 1000    
2 Произведена предоплата поставщику2 371 311 300 - 250
3 Начислен налоговый кредит по НДС 641 644 50 - -
4 Получен кинескоп от поставщика 202 631 250 - -
5 Сумма НДС, по полученному кинескопу 644 631 50 - -


2 В договоре с поставщиком указано, что он уплачивает налог на прибыль на общих основаниях, поэтому по предоплате предприятие бытового обслуживания получает право на валовые расходы.

Пример 2

Предприятие бытового обслуживания приняло от гражданина заказ на ремонт холодильника (оценен стоимостью 1500 грн.), а также часть, комплектующих необходимых для замены, которые оценены общей стоимостью 150 грн.. Остальные комплектующие закуплены у поставщика на сумму 120 грн. (в том числе НДС 20 грн.).

Если мастерская после принятия техники на ремонт отказывается его ремонтировать (например, выявлен непоправимый брак), то в таком случае стоимость такого объекта просто списывается с позабаланса (с К-т 023).

Таблица 2

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
дебет Кредит ВД ВР
1 Принят на ремонт холодильник от гражданина 023 - 1500    
2 Приняты комплектующие от гражданина 022 - 150    
3 Получены комплектующие от поставщика 202 631 100 - 100
4 Начислен налоговый кредит по НДС 641 631 20 - -
5 Произведена оплата поставщику 631 311 120 - -

______ООО "Техніка"_____
(господарюючий суб'єкт)

Ідентифікаційний код ДРЗОУ
1111111

Адреса ___м.Донецьк, вул Шахтарська, 3

Телефон N __301254______

Серія ХХХХХ 

Форма N ПО-Р1
Затверджена наказом Укрсоюзсервіс
від 29.09.95 р. N 8
код за УКУД 22222
Заповнюється в 3-х прим. під копіювальний папір 

ЗАМОВЛЕННЯ N ХХХХХ
_30 липня_____ 2003 р.  Термін виконання  4 серпня 2003 р. 
  Дата видачі  4 серпня 2003 р. 

Замовник _Богатирьов Н.П., м.Донецьк, вул.Перемоги 2, кв.34_______________
(прізвище, адреса, телефон)

Найменування замовлення _____ремонт телевізора______________________
Найменування та ознаки виробу _телевізор кольорового зображення "Берізка Ц281Д", 7 років експлуатації, задовільний технічний стан_
Оціночна вартість виробу ___П'ятсот гривень грн._________________________
(прописом)
Найменування (характеристика) робіт Вартість
заміна кінескопа 50,00 грн.
   
   
   
Всього  50 грн.

П'ятдесят грн. 00 коп.
(прописом)
Найменування комплектувальних виробів, запасних частин, матеріалів Кількість Оціночна вартість матеріалів замовника Вартість матеріалів виконавця
 Кінескоп до телевізора Берізка Ц281Д 1 - 150,00 грн.
       
       
       
Всього  150,00 грн.
Вартість замовлення, всього  200,00 грн.

Двісті грн.00 коп.
(прописом)

Погоджено із замовником _______________
(підпис)

П'ятдесят грн. 00 коп.
(прописом)

Отримано від замовника під час приймання замовлення  50,00 грн.
Представник господарюючого суб'єкта  ___________
(підпис) 
Петренко М.В
(прізвище) 

РОЗРАХУНОК З ЗАМОВНИКОМ ПРИ ВИДАЧІ ВИКОНАНОГО ЗАМОВЛЕННЯ
Вартість замовлення  200,00 грн.
Отримано від замовника під час приймання замовлення  50,00 грн.
Сума за зберігання ___ днів понад термін виконання  -
Сума пені за прострочення виконання замовлення на ___ днів  -
Отримано при остаточному розрахунку  150 грн.
Представник господарюючого суб'єкта  ___________
(підпис) 
Петренко М.В
(прізвище) 

Продолжение цикла публикаций

Елена Шевердина


Нормативная база

1. Закон № 3682 - Закон Украины "О защите прав потребителей" от 15.12.1993 г. № 3682-XII.

2. Правила бытового обслуживания - Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 16.05.1994 г. № 313.

3. Инструкцией по предоставлению услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры - Инструкция по предоставлению услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 27.08.2000 г. № 20.

4. Инструкция по предоставлению услуг по ремонту бытовых машин и приборов - Инструкция по предоставлению услуг по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 27.08.2000 г. № 20.

5. Приказ № 8 - Приказ Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.1995 г. № 8.

6. Инструкцией № 8 - Инструкция по использованию форм документов строгой отчетности, используемых для оформления заказов и расчетов с потребителями за бытовые услуги, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.1995 г. № 8.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в бюджетных учреждениях

Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua