Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#29'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 41 (июль 2003)

Бухгалтерский учет

Автоуслуги: Учет и налогообложение

Продолжение. Начало см. в "Школе бухгалтера" №№ 5, 7, 10, 13, 16, 19, 23, 25, 27 за 2003 год


Такой простой объект учета как запчасти, а сколько вопросов! Как списать запчасти, когда они еще пригодны к дальнейшей эксплуатации, но срок их полезного использования истек, или же наоборот - срок полезного использования не истек, но запчасти вышли из строя. На эти и другие вопросы дает ответ опубликованный ниже материал.

Отражение в бухучете результатов ликвидации запчастей автомобиля.

Снятые с автомобилей и непригодные для эксплуатации запасные части, передаются в кладовую с целью дальнейшей сдачи (продажи) в качестве металлолома. Первоначальная стоимость таких запчастей (металлолома) равна их справедливой стоимости (возможной стоимости реализации). Приходуют их как бесплатно полученные запасы (п. 12 П(С)БУ 9). Стоимость таких запчастей включают в состав дохода предприятия по кредиту субсчету 716 "Возмещение ранее списанных активов" и одновременно в качестве актива учитывают по дебету субсчета 209 "Прочие материалы" в составе производственных запасов (металлолома), предназначенных для продажи.

В налоговом учете у предприятия-продавца при реализации непригодных запасных частей как металлолома возникает валовой доход на сумму продажи (без НДС) в соответствии с пп. 4.1.1 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли и налоговые обязательства по НДС, входящего в цену продажи (пп. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона о НДС). Хочется предостеречь тех бухгалтеров, которые при оприходовании металлолома на склад отражают его стоимость в качестве валового дохода. В данном случае он не возникает, т.к. факт бесплатного получения активов от другого юридического лица отсутствует.

Рассмотрим порядок отражения в учете операций оприходования и реализации запчастей, непригодных для дальнейшего использования.

Валовые расходы не возникают, поскольку стоимость запчастей продолжает амортизироваться в составе балансовой стоимости группы 2 основных фондов или могла быть включена в валовые расходы предприятия в отчетном периоде, в котором предприятие проводило текущий ремонт автомобиля в пределах "лимита" в 10 % (до 01.01.2003 г.- 5%).

Таблица 1

№ п/п Содержание операции Бухгалтерский учет Сумма, грн. Налоговый учет
Дт Кт ВР ВД
1 Оприходованы в кладовую изношенные запчасти для сдачи как металлолом по цене возможной продажи (восстановительной стоимости) 209 716 80,00 - -
2 Реализован оприходованный металлолом 361 712 96,00 - 80,00
3 Отражен НДС на сумму реализации 712 641 16,00 - -
4 Списана себестоимость реализованного металлолома 943 209 80,00 * -
5 Получена оплата за металлолом 311 361 96,00 - -

Отнесение стоимости запчастей на валовые расходы

Запасные части включают в состав валовых расходов при получении и учитывают согласно правилам, оговоренным в п. 5.9 Закона о прибыли. По мере расхода на ту часть запчастей, которая увеличивает балансовую стоимость основных фондов, уменьшают значение графы "Остаток на начало периода" ведомости о балансовой стоимости материальных ресурсов и малоценных предметов за отчетный период.

Шины и аккумуляторные батареи: особый вид запасных частей

Операции по замене шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции , модернизации , техническому перево-оружению и другим видам улучшения дорожно-транспортных средств. В то же время эти операции не включены и в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, поэтому в налоговом учете затраты предприятия на замену автошин и аккумуляторных батарей относятся на валовые расходы в общем порядке на основании п.п. 5.2.1 ст. 5 Закона о прибыли.

Учет аккумуляторных батарей ведется по типам и маркам автомобилей, местам их хранения.

Аккумулятору, поступившему на склад, присваивается порядковый гаражный номер, под которым на него оформляется карточка. При отпуске аккумулятора со склада в учетной карточке указывается дата выдачи, номер автомобиля, на который будет поставлена аккумуляторная батарея, и номер документа, по которому осуществлен отпуск.

Выдача аккумуляторной батареи для постановки на автомобиль производится только в обмен на снятую, и при наличии акта, подтверждающего непригодность к дальнейшей эксплуатации снятой. Аккумулятор, установленный на автомобиле, исключается из обменного фонда и учитывается в дальнейшем в лицевой карточке автомобиля (в формуляре автомобиля). Вместо него в обменном фонде под своим номером учитывается аккумулятор, снятый с автомобиля. Замена аккумуляторов производится по истечении установленного на предприятии срока службы или до его истечения, но только с разрешения главного инженера (или специально созданной комиссии). В бухучете стоимость аккумуляторной батареи, поступающей вместе с новым автомобилем, включается в цену автомобиля и учитывается в составе основного средства на счете 105 "Транспортные средства".

Приобретаемые аккумуляторные батареи для замены требующих ремонта или пришедших в негодность учитываются на счете 207 "Запасные части". Установка аккумуляторной батареи на автомобиль отражается записью: Дт 23 Кт 207 по цене приобретения (первоначальной стоимости). Возврат на склад аккумуляторной батареи, которая может быть впоследствии использована для эксплуатации автомобиля, отражается записью: Дт 207 - Кт 716 - по цене возможной реализации или использования, если срок полезного использования ее истек, или же путем сторнирования проводки Дт 23 Кт 207 - на сумму недоиспользованной стоимости, если срок полезного использования ее не истек. Аккумуляторные батареи списывают с учета по истечении срока службы, при этом руководствуются Правилами № 417. Поступление на склад аккумуляторной батареи, не подлежащей дальнейшей эксплуатации, рекомендуется отражать на забалансовом счете 023 "Материальные ценности на ответственном хранении".

Учет автомобильных шин, в отличие от учета запасных частей автомобиля, имеет ряд особенностей. Автомобильные шины в комплекте (покрышка, камера, ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, которые учтены в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются на счете 105 "Транспортные средства" в составе объекта основного средства. Учет автошин, находящихся на складе, ведется по видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам, размерам, а также раздельно по новым, бывшим в употреблении, требующим ремонта и подлежащим ликвидации. В крупных автохозяйствах (в парках, имеющих 10 и более машин) с целью систематического наблюдения за правильным использованием автомобильных шин на каждую шину, находящуюся в эксплуатации или в запасе, ведется карточки учета использования автомобильных покрышек (шин), которая оформляется зав.гаражом (мастером), либо бухгалтером. Карточка открывается на каждую автомашину (автобус) сразу после получения автошин и предназначается для учета использования каждой автошины, учета ее пробега с момента приобретения до полною износа. В карточку записывают каждую шину отдельной позицией.

Периодически - раз в месяц (квартал) в карточку заносят данные о фактическом пробеге шин на колесах. Пробег запасных шин не отмечают. По достижении нормы (например, 60 тыс. км) пробега шину меняют на новую (реставрированную). Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин по типам и порядок их корректировки, в зависимости от условий эксплуатации, изложены в нормативном документе Нормы № 420. Автошины, снятые с автомобиля для ремонта или списания в утиль, приходуются по накладной с приложением карточки учета работы автошины (если все шины снимают одновременно) или копии карточки (если снимают не все шины одновременно). Отпуск автошины для замены снятой с автомобиля производится по требованию-накладной с приложением карточки (копии карточки) учета работы автомобильной шины.

В бухучете операции по приобретению, замене и списанию автомобильных шин и аккумуляторных батарей отражаются следующими записями:

Таким образом, в аналитическом учете на субсчете 207 отражают не только новые автошины, но и снятые с автомобиля, бывшие в эксплуатации (пригодные для восстановления). Операции восстановления шин не увеличивают первоначальную стоимость шин, поскольку таковые не относятся к основным средствам. В то же время, если предприятие тратит достаточно много средств на восстановление шин, оно имеет право обособить такие затраты для их контроля. С этой целью целесообразно учитывать не на субсчете 207, а на субсчете 112 в качестве МНМА. В этом случае, по правилам П(С)БУ 7, возможно накапливать указанные затраты на отдельном аналитическом счете, например 1122 "Автошины, бывшие в эксплуатации" как увеличивающие их первоначальную оценку1 . В целях упрощения учета мы не рекомендуем отражать в бухучете стоимость приходуемых на склад снятых с автомобилей шин (возможная корреспонденция Дт 1122 (207), Кт 716). На указанном субсчете счета 112 в данном случае будут накапливаться только затраты по восстановлению шин. При этом, шины как объект учета, числятся только в оперативном учете в карточке учета автошин.


1 Кстати, в старом бухучете существовал порядок учета автошин именно на счете "МБП", а не на счете "Запасные части", что вполне может служить аналогом новому порядку учета.

Субсчет 1122 может иметь сальдо (если часть шин осталась на складе) на стоимость самих восстановленных автошин и часть стоимости их восстановления. Отражение такого сальдо на конец квартала (полугодия, 9 месяцев, года) в расчете прироста-убыли запасов по п. 5.9 Закона о прибыли будет означать уменьшение суммы валовых расходов. Получается, что предприятие само себя лишает части валовых расходов на определенную сумму. Если эта сумма незначительна, ей можно пренебречь (для налогового учета). При значительности таких сумм, можно также не включать сальдо субсчета 1122 в расчет прироста-убыли. Поскольку стоимость ранее приобретенных шин уже была включена в состав ВЗ и в расчет прироста-убыли запасов предыдущих периодов, предприятие вправе повторно не включать сумму сальдо в расчет корректировок ВЗ.

В составе калькуляционных статей автопарка целесообразно выделить в качестве отдельной статью "Ремонт и замена авторезины", на которую и будут списаны как стоимость новой резины, так и стоимость восстановления автошин. При такой затратной аналитике возможно отказаться от варианта накопления затрат по восстановлению шин на субсчете 1122. Однако нужно иметь ввиду, что в этом случае статья "Ремонт и замена авторезины", будет отражать не только списанные фактически расходы, но и затраты, остающиеся на складе в виде восстановленной авторезины.

Таблица 2

Содержание операции Дт Кт
Приобретение шин (аккумуляторов) 2071 631
Отражен налоговый кредит 641 631
Отпуск шин (аккумуляторов) в эксплуатацию 232 (авто-
транспорт)
2071
Поступление на склад из эксплуатации шин (аккумуляторов) пригодных для восстановления по цене возможного использования при условии, что срок полезного использования истек 2075 716
Восстановление шин (аккумуляторов) сторонними организациями 232 (авто-
транспорт)
631,685
Отражение затрат на восстановление шин (аккумуляторов) собственными силами 232 (авто-
транспорт)
661,201

Продолжение цикла публикаций

А.Малышкин, Н. Кохтенко


Нормативная база

1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" 28.12.94 г. № 334/94-ВР

2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР

3. П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом МФУ от 20.10.99 г. № 246

4. Правила № 417 - Правила надзора и поддержания в рабочем состоянии стартерных свинцово- кислотных батарей НД7214 у 95120-157-97, утвержденными приказом Минтранса Украины от 08.12.97 г. № 417.

5. Нормы № 420 - Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Минтранса Украины от 12.12.97 г. № 420

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в общественном питании

Содержание урока

<<

>>

© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua