Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#33'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 42 (август 2003)

Бухгалтерский учет

Автоуслуги: Учет и налогообложение

Продолжение. Начало см. в "Школе бухгалтера" №№ 5, 7, 10, 13, 16, 19, 23, 25, 27 , 29 за 2003 г.


Практически все автомобили, находящиеся в эксплуатации, рано или поздно нуждаются в ремонте и техобслуживании. Эти хозяйственные операции имеют свои характерные особенности при отражении как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. И кроме того, существует много спорных моментов в самих определениях ремонта и техобслуживания, их видов. Давайте попытаемся во всем этом разобраться.

Учет техобслуживания, ремонтов и модернизаций автомобилей

Виды техобслуживания

Состав работ по ремонтам и техническому обслуживанию транспортных средств (далее ТС) изложен в Положении № 102.

Под техническим обслуживанием ТС подразумевается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта во время его использования по назначению, хранения и транспортировки. К техническому обслуживанию ТС относится:

1. ежедневное обслуживание (ЕО);

2. первое техническое обслуживание ( ТО-1);

3. второе техническое обслуживание(ТО-2);

4. сезонное техническое обслуживание (СО).

ЕО производится после работы с целью подготовки ТС к дальнейшей эксплуатации.

ТО-1 проводится после определенного количества километров пробега, например, 5 тыс км.

ТО-2 проводится после ТО-1 и определенного количества км пробега, например 20 тыс км.

СО осуществляется два раза в год (весной и осенью), производится вместе с очередным ТО-2.


К ЕО относится:

1) проверка технического состояния;

2) выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида;

3) заправка эксплутационными жидкостями;

4) устранение выявленных неисправностей;

5) санитарная обработка ТС.


К ТО-1 относится:

1) смазка узлов трения и проверка уровней масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов; проверка уровня жидкости в гидроприводе тормозов, выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя стекла;

2) промывка воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, поддона и фильтрующего элемента воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтра грубой очистки топлива;

3) слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;

4) в автомобилях с дизелями - слив отстоя из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки; проверка уровня масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

5) в условиях большой запыленности - замена масла в поддоне картера двигателя, слив отстоя из корпусов фильтров очистки масла, очистка отложений внутренней поверхности крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла;

6) после обслуживания - проверка работы агрегатов, узлов и устройств автомобиля во время движения или на посту диагностики.


К ТО-2 относится:

1) очистка и промывка клапана вентиляции картера двигателя, замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла;

2) прочистка сапунов и добавку масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля;

3) после обслуживания проверка работы агрегатов, узлов, устройств автомобиля на ходу или на диагностическом стенде.


К СО относится:

1) промывка системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувка трубопроводов (осенью), радиаторов обогревателя кабины (кузова) и пускового подогревателя;

2) проверка состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;

3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировку плотности электролита;

4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывка и проверка состояния и их работы на стенде (осенью);

5) снятие топливного насоса высокого давления , промывка и проверка состояния и работы на стенде (осенью);

6) снятие прерывателя - распределителя, очистка, проверка его состояния и при необходимости регулировка на стенде;

7) снятие генератора и стартера, очистка, продувка внутренней полости, замена изношенных деталей и смазка подшипников;

8) замена масла в оборудовании спидометра, проверка правильности пломбирования спидометра и его привода;

9) проверка исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;

10) проверка работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон, установка (снятие) чехлов утепления;

11) осуществление сезонной замены масел в соответствии с химмотологической картой.

Положением предусмотрена периодичность проведения технического обслуживания ТС, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Тип ТС   Периодичность видов технического обслуживания, км
ЕО ТО-1 ТО-2
Автомобили легковые, автобусы Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен 5000 20000
Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов, автомобили полноприводные, прицепы и полуприцепы   4000 16000

Согласно пункту 3.8 Положения №102 работы в рамках ЕО, ТО и СО не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ТС.

Теперь, когда мы определились с понятием технического обслуживания, переходим к определению понятия ремонта. В Положении № 102 даны определения и для ремонтов.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности, восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей.

Ремонты бывают текущие и капитальные:

а) текущий ремонт - проводится для обеспечения или восстановления работоспособности ТС и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Замену шин и аккумуляторных батарей (п. 3.19 Положения №102) к ремонту (улучшению, модернизации) ТС не относят.

6) капитальный ремонт - проводится для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса ТС с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых.

Основной вывод, который следует сделать из приведенных выше определений состоит в том, что ТО заключается в проверке работы узлов автомобиля и их регулировке, наладке, а также замене технических жидкостей и масла. Если же проводится замена отдельных частей (запчастей) автомобиля (за исключением шин и аккумуляторов), это уже ремонт.

В бухучете расходы на ремонты и другие улучшения ТС относят согласно с П(С)БУ 7 на увеличение балансовой стоимости ТС, если такие расходы приводят к увеличению будущих экономических выгод от его использования. Если же указанные расходы не способствуют увеличению будущих экономических выгод - то на расходы периода.

Для того, чтобы не допустить ошибки в этом плане, бухгалтеру необходимо требовать от инженерно-технических служб информации о том, какие работы в период осуществления ремонта были произведены и как они повлияли на технические характеристики объекта. А уже, исходя из полученной информации, делать выводы об изменениях экономических показателей отремонтированного ТС.

В налоговом учете действует правило отнесения расходов на ремонты и другие виды улучшения ТС в валовые расходы предприятия пределах 10 % от балансовой стоимости групп основных фондов предприятия на начало года. Сумма, превышающая указанный лимит (10%) относится на увеличение балансовой стоимости группы основных фондов.

ТО и ремонт ТС могут производиться двумя способами: - подрядным, с привлечением станции технического обслуживания (далее СТО), и хозяйственным т.е. силами самого предприятия.

В первом случае (подрядный способ) в соответствии с требованиями статьи 28 Закона №2344 с СТО заключается договор (оформляется наряд-заказ, накладная, квитанция и др.) в письменной форме о техническом обслуживании и ремонте ТС. В договоре с СТО желательно заложить требование к выписке счетов (наряд-заказов, актов и т.д.) с разделением расходов связанных с техническим обслуживанием и ремонтом ТС.

С определением суммы расходов на ТО и ремонт ТС при подрядном способе, как правило, проблем не возникает. Достаточно подсчитать сумму оплаты за выполненные работы СТО и прибавить к ней стоимость запчастей, если в процессе ТО или ремонта ТС использовались запчасти, принадлежащие заказчику (автотранспортному предприятию). Расходы на ТО и ремонт хозяйственным методом включают в себя прямые затраты:

1) стоимость израсходованных запчастей и материалов,

2) зарплата рабочих (слесарей-ремонтников) по установленным норма и расценкам за выполненные работы,

3) отчисления в фонды соцстрахования и пенсионный фонд,

4) амортизация используемых в процессе осуществления работ по ТО и ремонту ТС,

5) общепроизводственные расходы (переменные в полной сумме и постоянные распределенные).

Запчасти на ремонт выдаются по лимитным карточкам, которые содержат информацию о количестве и стоимости запчастей, выданных для ремонта и технического обслуживания. Лимитные карточки могут быть разных форм. Более целесообразна такая, в которой в разрезе видов техобслуживание (ТО-1,ТО-2, СО), ремонтов (текущий, капитальный) указывают выданные запчасти, узлы, материалы в фактическом количестве по твердым учетным ценам. При этом отдельная карточка открывается на каждый ремонтируемый (обслуживаемый) автомобиль. Номер запчасти определяет кладовщик по соответствующему каталогу. Учетная цена формируется на уровне принятой на данный период (месяц, квартал) на предприятии твердой цены (цена каталога, прайс-листа).

В отношении твердой учетной цены следует отметить, что она традиционно применялась в "старом" учете. Сегодня ее применяют в основном те предприятия, у которых неавтоматизирован учет, а номенклатура запчастей и материалов достаточно велика (сотни, тысячи наименований).

В этих условиях твердая учетная цена материалов и запчастей устанавливается предприятием на определенный период (месяц, квартал) исходя из цен, указанных в каталогах или прайс-листах торгующих организаций. Такая цена выполняет функцию ценового норматива затрат. Установление твердой цены на материальные ресурсы позволяет применять элементы нормативного метода учета затрат в ремонтных цехах автопредприятий. Необходимо отметить, что данный подход несколько противоречит требованиям П(С)БУ 9, в котором отсутствует такое понятие, как твердая учетная цена. Этот нюанс требует пояснения. При данном варианте на уровне первичного и аналитического учета запчастей (субсчет 207) применяется твердая цена. Параллельно на отдельном субсчете, например, 2071 формируются отклонения от твердых цен. В эти отклонения могут входить как разница между твердой (учетной) ценой и фактической ценой приобретения, а также сумма траспортно-заготовительных расходов, которые не были изначально включены в твердую цену. По окончании месяца бухгалтерия определяет общую сумму отклонений (если таковая имеется по данным учета) и на основании методики указанной в приложении к П(С)БУ 9 (распределения ТЗР) проводит расчет распределения накопленных отклонений на остаток запчастей на складе и на запчасти списанные на произведенные работы по ремонту ТС.

Предприятием, которые стремятся ни на йоту не нарушать требования стандартов, можно посоветовать вести учет материальных ресурсов по одному из методов указанных в П(С)БУ 9. С точки зрения экономии времени и средств целесообразно ограничиться либо методом идентифицированной себестоимости, либо методом ФИФО, без которых не обойтись в налогом учете материалов.

Зарплата рабочим-ремонтникам отражается в наряд-заказе или в табеле учета рабочего времени согласно приятой на предприятии системе оплаты труда. Оформленные документы в течение месяца или по его окончании сдаются в бухгалтерию для начисления оплаты работникам и отнесения ее на затраты производства с дальнейшим распределением по отремонтированным объектам ТС. Отчисления в социальные фонды и в пенсионный фонд проводится непосредственно бухгалтерией по данным о сумме начисленной зарплаты. Расходы, связанные с отчислениями в фонды относятся на те же статьи (счета) затрат, на которые было отнесено начисление зарплаты.

Расходы, связанные с амортизацией объектов основных средств, использовавшихся при осуществлении ремонтных работ, определяются бухгалтерией предприятия с учетом выбранного метода начисления амортизации и периода времени (объемов работ) затраченных (выполненных) каждым конкретным объектом основных средств.

Распределение общепроизводственных расходов на ремонтируемые объекты (объекты калькуляции) производится в соответствии с П(С)БУ 16. При этом за базу распределения таких затрат на конкретный объект в ремонтных производствах целесообразно брать затраты на оплату труда, которая легко определяется по данным нарядов-заказов на каждый обслуженный (отремонтированный) объект. Возможность использования другой базы распределения, например, объем деятельности или прямые затраты.


Лимитная карточка № 361
на отпуск материалов и запасных частей со склада № 2 ОАО Сумское АТП 15927
(наименование организации)
за "__" февраль_ 2003_г.
марка автомобиля__Газ 31029 гаражный (инвентарный №) 2004
Отпуск производится через тов. Подшипникова И.И.

Дата   № за-
пи-
си
Материал, детали Ед. изме-
рения
 
Учет-
ная цена
 
Техни-
чес-
кое обслу-
жи-
вание
Теку-
щий ремонт
Капи-
тальный ремонт
Отпуск раз-
решил
 
Фактически отпущено со склада
  Наиме-
нова-
ние
Номенкл. номер к-
во
сум-
ма
к-во сум-
ма
к-
во
Сум-
ма
К-
во
Забо-
рная карта

Под-
пись кла-
дов-

щика

23.03 1 Ручки первой двери 527974 шт. 25,75     1 25,75     Под-
пись
1 15 Под-
пись
23.03 2 Подши-
пники 7305
400723 шт. 10,30     2 20,60     Под-
пись
1 20,6 Под-
пись
23.03 3 Вкла-дыши 522574 шт. 29,42     1 29,42     Под-
пись
1 29,42 Под-
пись
24.03 4 Раб. тормоз. ци-
линдр
527885 шт. 30,0     2 60,0     Под-
пись
2 60,0 Под-
пись
24.03 5 Главн. торм. ци-
линдр
523605 шт. 145,83     1 145,83     Под-
пись
1 145,83 Под-
пись
24.03 6 Тормо-
зная жидкость
017257 л 5,0 2 10,0         Под-
пись
2,0 10,0 Под-
пись
24.03 7 Масло мото-
рное
029132 л 8,0 2 16,0         Под-
пись
2 16,0 Под-
пись
24.03 8 Датчик 456247 шт. 16,0     1 16,0     Под-
пись
1 16,0 Под-
пись

Александр Малышкин, Наталия Кохтенко


Нормативная база

1. Положение № 102 - "Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта", утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.

2. Закон № 2344 - Закон Украины "Об автомобильном транспорте" от 05.04.2001 г. № 2344.

3. П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246.

4 П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Затраты", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в общественном питании

Содержание урока

<<

>>

© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua