Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#33'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 42 (август 2003)

Бухгалтерский учет

Бытовые услуги

Продолжение. Начало смотрите в "ШБ" № 23, 25, 27 , 29 за 2003 г.


На заключительном этапе хозяйственных отношений между исполнителем и заказчиком важнейшими являются вопросы, связанные с передачей отремонтированной бытовой техники, проведением расчетов, а также с гарантийными обязательствами исполнителя и его ответственностью.

Ремонт бытовой техники

Передача бытовой техники

Основанием для выдачи отремонтированной бытовой техники может быть предъявленный заказчиком кассовый (товарный) чек, договор, квитанция в зависимости от того, как оформлялись договорные отношения между исполнителем и заказчиком. Как ранее отмечалось, предприятия бытового обслуживания, не использующие РРО, должны применять квитанции формы № ПО-Р1 (документы строгой отчетности), которые утверждены приказом № 8, и порядок оформления и заполнения которых регулируется Инструкцией № 8. Второй экземпляр формы (квитанция) выдается заказчику при приеме заказа, именно он и предъявляется заказчиком исполнителю для получения бытовой техники после устранения неисправностей. При передаче заказа оформляется гарантийный талон на услуги по ремонту (в случае применения квитанций по форме № ПО-Р1 такой гарантийный талон является составной частью этой квитанции).

Разумеется, если ремонт бытовой техники осуществлялся на дому у заказчика передача заказа и оформление гарантийного талона осуществляется непосредственно после окончания ремонта представителем исполнителя.

В случае потери заказчиком документа, который предоставляет ему право на получение заказа, последний выдается по письменному заявлению заказчика и представлению документа, удостоверяющего его личность.

Безусловно, бывают ситуации, когда по вине исполнителя происходит повреждение бытовой техники. Что по этому поводу говорит законодательство?

Как следует из п.9 ст.15 Закона о защите прав потребителей и п.25 Правил бытового обслуживания, исполнитель обязан в течение месяца возместить убытки, возникшие в связи с потерей, порчей или повреждением вещей, принятых им от потребителя для выполнения ремонтных работ. При этом исполнитель не освобождается от ответственности, если уровень его научных и технических знаний не дал возможности выявить особые свойства вещи, принятой им от потребителя, что и явилось причиной повреждения бытовой техники.

Пример 1

Мастерская по ремонту бытовой техники приняла заказ от гражданина на ремонт телевизора, который оценен в 1200 грн. При осуществлении ремонта исполнителем произошло повреждение техники, не поддающееся исправлению, что подтверждается соответствующим актом исполнителя. Убытки заказчику возмещены в размере оцененной стоимости телевизора.

Таблица 1

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
Дт Кт ВД ВР
1 Принят на ремонт телевизор от гражданина 023 - 1200    
2 В процессе ремонта произошло повреждение техники, не поддающееся исправлению 84

948

685

84

1200    
3 Возмещены заказчику убытки 685 311 1200    

Пример 2

Несколько изменим условие примера 1 и допустим, что по соглашению с заказчиком, взамен поврежденного телевизора исполнитель выдает заказчику телевизор с аналогичными потребительскими свойствами по стоимости, равняющейся оценке принятого телевизора .Кроме того, по соглашению с заказчиком, поврежденный телевизор остается у исполнителя. Комплектующие, полученные от разборки телевизора, оприходованы по справедливой стоимости 300 грн.

Таблица 2

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
Дт Кт ВД ВР
1 Принят на ремонт телевизор от гражданина 023 - 1200    
2 В процессе ремонта произошло повреждение техники, не поддающееся исправлению 84

948

685

84

1200    
3 Списан переданный заказчику телевизор взамен поврежденного 685 104 1200    
4 Начислен доход по реализации телевизора, выданного заказчику 361 702 1200 1000  
5 Начислены налоговые обязательства по НДС 702 641 200    
6 Оприходованы по справедливой стоимости комплектующие, полученные от разборки поврежденного телевизора 202 718 300    
7 Закрыты расчеты с клиентом 903 361 1200    

Кроме того, недостатки могут быть обнаружены и непосредственно в качестве выполненной работы. В этом случае потребитель имеет право по своему выбору требовать:

1) бесплатного устранения недостатков в выполненной работе;

2) соответствующего уменьшения цены;

3) бесплатного повторного выполнения работы;

4) возмещения нанесенных ему убытков с устранением недостатков выполненной работы своими силами или с привлечением третьего лица.

Данные требования подлежат удовлетворению. В случае невозможности выявления недостатков при приемке - данные требования подлежат удовлетворению на протяжении гарантийного или другого срока, установленного договором, а если такой срок не установлен - на протяжении шести месяцев со дня принятия выполненной работы.

Пример 3

Предприятием бытового обслуживания предоставлены услуги по ремонту бытовой техники, стоимость которых составила 360 грн. (в том числе НДС-60 грн.). В дальнейшем в течение гарантийного срока были приняты притензии заказчика к качеству ремонта, в результате чего цена услуги пересмотрена в сторону уменьшения до 240 грн. (в том числе НДС-40 грн.).

Таблица 3

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
Дт Кт ВД ВР
1 Отражены доходы от предоставленных услуг 361 703 360 300  
2 Начислены налоговые обязательства по НДС 703 641 60    
3 Отражена себестоимость реализованных услуг 903 23 180    
4 Определен финансовый результат 703
791
791
903
300
180
   
5 Получена оплата за услуги 301 361 360    
6 Пересмотрена цена услуги 704 361 120 -100  
7 Уменьшены налоговые обязательства по НДС (сторно) 704 641 20    
7 Откорректирован финансовый результат 791 704 100    
8 Возвращена заказчику часть стоимости услуг 361 301 120    

Обращаем внимание, что в примере предприятие бытового обслуживания корректирует налоговые обязательства по НДС, несмотря на то обстоятельство, что заказчик не является плательщиком НДС. Как известно, согласно требованиям п.4.5 Закона об НДС, корректировка налоговых обязательств по НДС не осуществляется продавцом при пересмотре цен по операциям с неплательщиком НДС. В то же время уменьшать налоговые обязательства правомерно, если пересмотр цен связан с исполнением продавцом гарантийных обязательств. В нашем примере, уменьшение цены осуществляется именно в рамках гарантийных обязательств исполнителя.

Пример 4

Предприятием бытового обслуживания осуществлен ремонт холодильника стоимостью 240 грн. (в том числе НДС-40 грн.). В процессе ремонта произошло повреждение одного из агрегатов. По требованию заказчика исполнитель устраняет повреждение путем замены агрегата, балансовая стоимость которого составляет 50 грн.

Таблица 4

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
дебет Кредит ВД ВР
1 Отражены доходы от предоставленных услуг 361 703 240 200  
2 Начислены налоговые обязательства по НДС 703 641 40    
3 Отражена себестоимость реализованных услуг 903 23 150    
4 Определен финансовый результат 703
791
791
903
200
150
   
5 Приняты претензии заказчика относительно повреждения агрегата и осуществлена замена поврежденного агрегата 84
948
202
84
50    
6 Получена оплата за услуги 301 361 240    

Остановимся также на ответственности исполнителя, установленной Законом о защите прав потребителей за просрочку в выполнении работ. Если исполнитель не выполняет, просрочивает выполнение работы (услуги) согласно договору, он за каждый день (час, если длительность выполнения определена в часах) просрочки уплачивает потребителю пеню в размере трех процентов стоимости работы (услуги) (если другое не предусмотрено законодательством). При этом уплата исполнителем неустойки (пени) за невыполнение, просрочку в выполнении или другое ненадлежащее выполнению обязательства, не освобождает его от выполнения обязательства в натуре.

Проведение расчетов

Согласно ст.9 Закона об РРО, могут не применятся регистраторы расчетных операций и расчетные книжки при предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. Таким образом, предприятия бытового обслуживания, предоставляющие услуги по ремонту бытовой техники, могут не применять РРО и РК. Однако еще раз напомним, что в этом случае для них обязательно применение квитанций-документов строгой отчетности, в которых отражаются, в том числе, расчеты между исполнителем и заказчиком.

Иногда возникает вопрос, необходимо ли применять РРО в том случае, если исполнитель осуществляет ремонт из собственных комплектующих (например, осуществляет замену узлов, деталей, агрегатов). Говорим категорическое "нет". Такие комплектующие являются составной частью расходов по ремонту, поэтому расчеты осуществляются именно за бытовое обслуживание, а не за продажу комплектующих. О применении РРО можно говорить только в том случае, когда предприятие бытового обслуживания попутно осуществляет продажу комплектующих, т.е. занимается торговой деятельностью.

Гарантийное обслуживание

Гарантийные обязательства исполнителя, связанные с предоставлением услуг по ремонту бытовой техники, определяются Законом Украины о защите прав потребителей. По общему правилу, документами, которые предоставляют право заказчику на устранение недостатков в гарантийный срок, является кассовый (товарный) чек, договор, квитанция или гарантийный талон.

Напомним, что исполнитель должен обеспечить нормальную работу (применение, использование) товара (работы, услуги) на протяжении гарантийного срока, который может быть указан в договоре (в случае установления гарантийного срока, исполнитель услуг по ремонту бытовой техники, как правило, указывает его в гарантийном талоне).

Когда же гарантийные сроки на бытовую услугу не установлены, потребитель имеет право предъявить исполнителю соответствующие требования, если недостатки были выявлены на протяжении шести месяцев.

Обращаем ваше внимание, что ограничения по включению в валовые расходы затрат на гарантийный ремонт и гарантийные замены, предусмотренные п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, распространяются на гарантийные обязательства плательщика в отношении проданных товаров. Таким образом, этот подпункт не регулирует налоговый учет расходов по гарантийным обязательствам относительно предоставленных услуг. Поэтому такие расходы правомерно относить на валовые расходы в полном объеме на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как расходы, непосредственно связанные с продажей услуг.

Пример 5

В течение гарантийного срока (по ранее выполненным ремонтным работам), установленного исполнителем, заказчик обращается к нему за устранением дефектов в работе стиральной машины, которая оценена на сумму 1200 грн. Стоимость комплектующих, использованных на выполнение гарантийных обязательств по ранее предоставленным ремонтным работам, составила 80 грн.

Таблица 5

№ п/п   Содержание хозяйственной операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
Дт Кт ВД ВР
1 Принята на гарантийное обслуживание бытовая техника 023 - 1200    
2 Использованы комплектующие на гарантийный ремонт 93 (или 473 1) 202 80   802
3 Возвращена бытовая техника заказчику после гарантийного ремонта - 023 1200    

1 В том случае если предприятие формирует резерв на обеспечение гарантийных обязательств (Дт93 Кт473).

2 Валовые расходы отражаются через перерасчет согласно п.5.9 Закона о налоге на прибыль.


Елена Шевердина


Нормативная база

1. Приказ № 8 - Приказ Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.1995 г. N 8.

2. Инструкция № 8 - Инструкция по использованию форм документов строгой отчетности, использующихся для оформления заказов и расчетов с потребителями за бытовые услуги, утвержденная приказом Украинского союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения от 29.09.1995 г. N 8.

3. Закон о защите прав потребителей - Закон Украины "О защите прав потребителей" от 15.12.1993 г. N 3682-XII.

4. Правила бытового обслуживания - Правила бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 04.06.1999 г. N 974. 

5. Закон об НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 № 168/97-ВР.

6. Закон об РРО - Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 01.06.2000 г. N 1776-III.

7. Закон о налоге на прибыль - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 № 283/97-ВР.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в бюджетных учреждениях

Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua