Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#36'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 43 (сентябрь 2003)

Бухгалтерский учет

Автоуслуги: Учет и налогообложение

Продолжение. Начало см. в "Школе бухгалтера" №№ 5, 7, 10, 13, 16, 19, 23, 25, 27 , 29 , 33 за 2003 г.


Картина стоящего у обочины автомобиля с поднятым капотом, знакома всем, кому приходится сидеть за рулем. Непредвиденная неисправность в пути, иногда - случайность, но чаще всего - результат игнорирования простых правил техобслуживания. Чтобы избежать ее, следует уделять должное внимание ремонту и техобслуживанию автомобиля.

Улучшение автомобилей

К улучшению автомобилей приводят операции, осуществляемые в процессе их модернизации, впрочем как и операции по реконструкции, модификации, достройки, до оборудования и т.п. (далее расходы на улучшение). Это, в свою очередь, приводит к увеличению будущих экономических выгод, ожидаемых от эксплуатации таких автотранспортных средств. Что дает нам основание относить расходы на улучшение на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости автомобиля1.

1 Как правило, так и происходит. Но мы знаем, что любое правило имеет исключение, в том числе и это.

Первичный учет

Бухгалтер предприятия, оперируя всеми выше перечисленными понятиями (см. также "ШБ" № 33/2003 г.), должен проконтролировать документальное оформление операций, которое позволяло бы уже на уровне первичного учета четко разделить расходы на поддержание автомобилей в рабочем состоянии (текущий ремонт и техническое обслуживание) и расходы на улучшение автомобилей. Такими первичными документами могут быть:

1) наряд-заказ;

2) акты выполненных работ;

3) наряды на проведение ремонтных работ;

4) акты на списание запасных частей и ГСМ при выполнении технического обслуживания;

5) лимитно-заборные карты или требования на отпуск материалов со склада.

Оформленный должным образом документ, за подписью механика (мастера, или заведующего гаражом) и экономиста по нормированию труда поступает в бухгалтерию. Бухгалтеру после этого уже не составляет большого труда отразить данный документ в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет расходов

В бухучете, согласно п. 15 П(С)БУ 7, мероприятия, направленные на поддержание объекта в рабочем состоянии , включаются в состав расходов текущего периода. Их учет ведется согласно П(С)БУ 16. Выбор счета, по дебету которого должны отражаться такие расходы зависит от того, для каких целей используется автомобиль:

23 "Производство" - используется в производственных процессах. Для автотранспортного предприятия - это перевозка пассажиров или грузов.

91 "Общепроизводственные расходы" - используется в процессе управления цехами, участками, отделениями, и другими подразделениями основного и вспомогательного производства. Например, транспортное обслуживание руководителей цехов, участков и т.д.

92 "Административные расходы - используется в процессе управления предприятием в целом. Транспортное обслуживание руководителя, главного бухгалтера, кассира и т.д.

93 "Расходы на сбыт" - используется в процессе осуществления работ по сбыту. Например, транспортное обслуживание менеджера по сбыту.

Выше указанные счета при отражении операций по учету техобслуживания, могут корреспондировать с кредитом счетов: 203 "Топливо", 207 "Запасные части", 661 "Расходы по заработной плате". В случае получения услуг по ремонту подрядным способом, используется счет 631 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Расходы на улучшение автомобилей предприятие может учитывать на счете 15 "Капитальные инвестиции" с последующим отнесением их на счет 105 "Транспортные средства". Такое направление списания затрат следует указать в упомянутых выше первичных документах.

Налоговый учет

В налоговом учете расходы, связанные с техобслуживанием автомобилей, относятся на валовые расходы предприятия по первому событию без ограничений на основании п.п. 5.2.1. ст. 5 Закона о прибыли как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности. Однако нужно быть осторожным, если речь идет о техобслуживании легкового автомобиля. В счетах СТО, как правило, в общую сумму к оплате по техобслуживанию включают моторное и трансмиссионное масла, которые относятся к ГСМ. В этом случае нужно помнить об ограничениях, которые содержатся в п.п. 5.4.10 Закона о прибыли: запрещающие включать в валовые расходы затраты на ГСМ для легковых автомобилей2, которые превышают 50% таких расходов. В соответствующей доле включается в налоговый кредит сумма НДС от стоимости ГСМ.

2 За исключением случаев, когда легковой автомобиль используется для предоставления транспортных услуг заказчикам, т.е. используется в основной деятельности предприятия.

Расходы на улучшение автомобиля относятся в налоговом учете к затратам по улучшению основных фондов. Согласно норм Закона о прибыли, они частично включаются в валовые расходы3, а частично - относятся на увеличение балансовой стоимости гр. 2, 3, 4 или отдельных объектов основных фондов гр. 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости таких групп и отдельных объектов основных фондов гр. 1 на начало отчетного квартала. Получается, что не важно в какую группу входит объект на ремонт которого понесены затраты, главное правильно включить эту сумму затрат пропорционально их стоимости в каждую из гр. 2, 3, 4.

3 Не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости, всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода. До 2003 года лимит был в размере не более 5 % балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало отчетного года.

В связи с тем, что все показатели в декларации о прибыли приводятся нарастающим итогом с начала года, таким началом отчетного периода было и остается начало отчетного года (то есть, 1 января). Поэтому рассчитанный "лимит" в 10 % является единым на весь год4.

4 Для расчета совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало 2003 г., Б4 - балансовая стоимость гр. 4 ёще не применяется.

При этом стоимость запасных частей и других ТМЦ, использованных на улучшение автомобиля и увеличение совокупной балансовой стоимости групп основных фондов, не включается в валовые расходы по первому событию. Напомним, что право на налоговый кредит по НДС со стоимости запасных частей и другим ТМЦ, использованных для ремонта автотранспорта, предприятия имеют в полном объеме, независимо от того, вошли или нет затраты по ремонту в 10% лимит.

Пример

В налоговом учете балансовая стоимость основных фондов на 01.01.2003 г. составляла 100000,00 грн., 10% "лимит" на улучшение основных фондов составляет 10000,00 грн. В 1 квартале 2003 г. на СТО проведены работы по ремонту и ТО микроавтобуса на сумму 2605,00 грн., кроме того, НДС - 521,00 грн. Затраты распределились следующим образом:

1) установка газового оборудования 1000,00 грн, в результате чего используется более дешевое топливо, плюс НДС - 200,00 грн.;

2) установка покрышек - 100,00 грн., кроме того, НДС - 20,00 грн.;

3) стоимость покрышек - 1200,00 грн., кроме того, НДС - 240,00 грн.;

4) приобретение аккумулятора - 300,00 грн., кроме того, НДС - 60,00 грн.;

5) установка аккумулятора - 5 грн., плюс НДС 1,00 грн.

К увеличению экономических выгод от эксплуатации микроавтобуса приводит только установка газового оборудования, поэтому в бухучете первоначальную стоимость микроавтобуса следует увеличить на 1000,00 грн. Покрышки и расходы на их установку не считаются улучшением автомобиля и включают в состав расходов предприятия. Замена шин и аккумуляторов направлена на поддержание автомобиля в рабочем состоянии, поэтому её можно рассматривать как один из видов технического обслуживания (см. таблицу 1).

Таблица 1

№ п/п   Содержание операции   Бухгалтерский учет Сумма, грн.   Налоговый учет
Дт Кт ВР ВД
1 Произведена установка газового оборудования на автомобиль 152 631 1000,00 1000,00 -
2 Отражается налоговый кредит по приобретенному газобалонному оборудованию 641 631 200,00    
2 Оприходованы автопокрышки и аккумулятора 207 631 1500,00 1500,00 -
3 Отражается налоговый кредит по приобретенным автопокрышкам и аккумулятору 641 631 300,00    
3 Произведена установка покрышек и аккумулятора на автомобиль 23 207 1500,00 -  
4 Отражаются расходы, связанные с установкой покрышек и аккумулятора 23 631 105,00 105,00 -
5 Отражена сумма налогового кредита за проведенные работы 641 631 21,00 - -
6 Оплачено СТО за выполненные работы, газобалонное оборудование, покрышки и аккумулятор 631 311 3126,00 - -
7 Увеличена стоимость автомобиля на сумму улучшений, которые приводят к увеличению экономических выгод 105 152 1000,00 - -

В данном варианте отделимые предметы (аккумуляторы, шины) списаны на затраты по дате установки на автомобиль. Возможен и иной вариант учета, когда предприятие желает контролировать данные предметы до момента их полного износа и списания. В этом случае с водителями заключаются договора о полной материальной ответственности и указанные ценности ставятся им в подотчет. Такая передача отражается проводками внутри субсчета 207 (например, по дебету 2071 "Шины в подотчете" и кредиту субсчета 2072 "Шины в складе"). Списание на производство будет проведено по дате представления в бухгалтерию акта на списание шин, аккумуляторов по причине выхода из строя (поломки) или полного износа.

Александр Малышкин, Наталия Кохтенко


Нормативная база

1. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92

2. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Затраты", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. № 318

3. Инструкция № 291 - "Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций", утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291

4. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее:

Учет в общественном питании

Содержание урока

<<

>>

© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua