Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#36'2003: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 43 (сентябрь 2003)

Бухгалтерский учет

Туризм: организация и учет

Продолжение. Начало см. в "ШБ" №№ 27, 29 , 33 за 2003 г.


Для потребителей, туризм - замечательный отдых; для тех, кто занимается этой деятельностью - неплохой заработок; а для государства, налогообложение туризма - весомый вклад в бюджет. Налоги с турфирм, их группы и особенности налогообложения - тема нашей сегодняшней публикации.

Классификация налогов

В зависимости от базы налогообложения налоги, сборы, обязательные платежи, которые обязан платить субъект турдеятельности можно поделить на следующие группы (см. таблицу 1):

Таблица 1

І группа (предусматривает включение налогов и сборов в цену турпродукта)1 ІІ группа (налоги, сборы и обязательные платежи, которые включаются в валовые затраты и в состав себестоимости турпродукта)2 ІІІ группа (налоги, которые платятся за счет прибыли)
НДС Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Налог на прибыль
Гостиничный сбор Сбор на общеобязательное государственное соцстрахование Экскурсионно-туристический сбор
        Сбор на обязательное госстрахование на случай безработицы        
Сбор на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Земельный налог (плата за землю)
Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства
Налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов
Сбор на загрязнение окружающей среды
Сбор на специальное использование водных ресурсов и прочие

1Они не зависят от финансового результата деятельности туристического предприятия, наличия прибылей или убытков.

2В п.п. 5.2.5 Закона о прибыли появилось уточнение, согласно которому налоги пополнят валовые затраты, лишь если они указаны в перечне налогов и сборов (обязательных платежей), определенных ст.ст. 14, 15 Закона №1251. Эта норма может стать принципиальной для субъектов хозяйствования АР Крым. Дело в том, что ст..39 Закона № 380 предоставила в 2003 г. Верховной Раде АРК полномочие вводить новые местные налоги и сборы сверх установленных Законом №1251. С учетом измененного п.п. 5.2.5 Закона о прибыли "новорожденные" налоги и сборы не войдут в валовые расходы у плательщиков налога на прибыль.

Турфирмы имеют свои особенности взыскания некоторых налогов (сборов). На них мы и сконцентрируем свое внимание.

Особенности обложения НДС туруслуг определяют такие факторы:

1) вид хозяйственного договора, на основании которого услуги предоставлены;

2) место предоставления таких услуг (на территории Украины или за ее пределами).

Статьей 3.1 Закона об НДС определено, что объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины. Эти операции облагаются налогами по ставке 20 % от базы налогообложения. Внутренний туризм можно смело отнести к этой категории плательщиков НДС, так как речь идет о предоставлении туристических услуг отечественным туристам на территории Украины. Как непосредственно турфирмой, так и через агентов-нерезидентов. В таком же порядке облагается налогами предоставление дополнительных услуг, связанных с туризмом.

Налоговые обязательства у туроператора или турагента возникают на дату поступления на расчетный счет или в кассу средств по оплате турпродукта. Если потребитель турпродукта является плательщиком НДС, то субъект турдеятельности выписывает налоговую накладную. При реализации турпутевки через посредника на дату поступления средств от турагента, туроператор выписывает налоговую накладную на общую стоимость реализованного турагентом турпродукта. Турагент в свою очередь предоставляет туроператору налоговую накладную на стоимость предоставленных им услуг, а другу налоговую накладную - на стоимость реализованной путевки, предоставляет покупателю, если он является плательщиком НДС.

Пример

Туроператор реализует три путевки стоимостью 3600,00 грн. (1200,00 х 3 пор). При этом первую он реализовал потребителю - плательщику НДС и получил средства на счет в банке, другу - агенту, комиссионное вознаграждение которого составляет 90,00 грн (в т.ч. НДС - 15,00 грн), третью - потребителю, который уплатил стоимость путевки в кассу и не является плательщиком НДС (см. таблицу 2).

Таблица 2

№ з/п Содержание хозяйственных операций Бухгалтерский учет Сумма, грн. Налоговый учет
Д-т К-т ВД ВР
1 Получена оплата стоимости путевки от потребителя - плательщика НДС 311 681 1200,00 1000,0 -
2 Начислено налоговые обязательства с НДС 643 641 200,00 - -
3 Получена от турагента оплата стоимости путевки (без вознаграждения) 311 681 1110,00 925,0 -
4 Отражена сумма вознаграждения, которое принадлежит турагенту 685 681 90,00 75 75
5 Начислено налоговые обязательства с НДС (185+15) 643 641 200,00 - -
6 Отнесено на затраты стоимость услуг турагента 93 685 75,00 - -
7 Отражен налоговый кредит 641 685 15,00 - -
8 Получена оплата стоимости путевки от физического лица 301 681 1200,00 1000,0 -
9 Начислено налоговые обязательства с НДС 643 641 200,00 - -
10 Отражена реализация турпродукта (1200х3) 681 703 3600,00 - -
11 Отражены расчеты за налоговыми обязательствами с НДС 703 643 600,00 - -

Валовый доход и налоговые обязательства по НДС у туроператора возникают на дату поступления на расчетный счет или в кассу денежных средств для оплаты турпродукта.

Особенности взыскания гостиничного сбора. Декретом № 56-93 четко определено, что плательщиками гостиничного сбора являются лица, которые проживают в отеле, то есть, его сумма включается в цену гостиничных услуг. Его предельный размер не должен превышать 20% суточной стоимости нанимаемого жилья (без дополнительных услуг).

К сожалению, до настоящего времени нет однозначного толкования ст. 2 Декрета № 56-93. Туристическая ассоциация Украины обращалась к Конституционному Суду Украины с ходатайством разъяснить: В каком размере взымается гостиничный сбор? Зависит ли его размер от продолжительности проживания, или сбор уплачивается лицом, независимо от срока проживания, в размере 20 % суточной стоимости нанимаемого жилья (без дополнительных услуг)? Свое обращение заявители обосновали тем, что отдельные органы государственной власти и местного самоуправления произвольно толкуют и применяют положение ст. 2 Декрета № 56-93. Так, Туристическая ассоциация Украины ссылается на позицию ГНАУ и на решение городских советов Донецка, Запорожья, Киева, Луцка, Львова, Одессы, Черновцов, других городов Украины, которыми установлено, что гостиничный сбор взымается с граждан за период проживания. Вместе с тем Госкомпредпринимательства считает, что по смыслу ст. 2 Декрета № 56-93 гостиничный сбор может взиматься из стоимости одних суток проживания, независимо от того, на какой период нанято жилье. Однозначного ответа плательщики гостиничного сбора не получили.

Особенности взыскания экскурсионно-туристического сбора. Плательщиками экскурсионно-туристического сбора определены субъекты турдеятельности, которые используют памятники с целью экскурсионного посещения. Предельный размер экскурсионно-туристического сбора не должен превышать 10 % прибыли субъектов турдеятельности.

Введение данного сбора породило ряд вопросов, которые требуют объяснений. В частности, как объект обложения сбором, определяется прибыль субъекта турдеятельности, которая неоднозначно трактуется. Кроме того не определено, учитывается ли при обложении экскурсионно-туристическим сбором прибыль от других видов деятельности данного субъекта. Закон о прибыли дает определение прибыли как уменьшенной суммы скорректированого валового дохода отчетного периода на сумму валовых затрат и сумму амортизационных отчислений.

В то же время:

1. Согласно П(С)БУ № 3 прибыль - это сумма, на которую доходы превышают связанные с ними затраты.

2. Субъекты малого предпринимательства согласно П(С)БУ № 25 определяют чистую прибыль.

3. Физлица - СПД в соответствии со ст. 13 Декретом № 13-92 с целью налогообложения определяют совокупный чистый доход, то есть, разность между валовыми доходами (выручкой в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными затратами, а не прибыль.

4. СПД, которые в соответствии с Указом № 727/98, перешли на упрощенную систему налогообложения, платят единый налог.

Как видно существует несколько значений термина "прибыль", поэтому ГНАУ считает целесообразным определить субъектом налогообложения экскурсионно-туристического сбора прибыль, которая определяется субъектом турдеятельности в соответствии с налоговым учетом и отчетностью, то есть в соответствии с Законом о прибыли , Декретом № 13-92 или Указом № 727/98 (письмо ГНА № 36/2/18 - 1110 от 05.02.2001 г.).

Людмила Грибова,
преподаватель Киевского университета туризма, экономики и права


Нормативная база

1. Закон про НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

2. Закон № 1251 - Закон Украины "О системе налогообложения" от 26.06.91 г. № 1251.

3. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

4. Закон № 380 - Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2003 год" от 26.12.2002 г. № 380-IV.

5. Декрет № 56-93 - Декрет КМУ "О местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. № 56-93.

6. П(С)БО № 25 - П(С)БО 25 "Финансовий отчет субъекта малого предпринимательства", утвержденое приказом МФУ от 25.02.2000 г. № 39.

7. П(С)БО № 3 - П(С)БО 3 "Отчет о финансовых результатах", утвержденное приказом МФУ от 31.03.99 г. № 87.

8. Указ № 727/98 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98.

9. Декрет № 13-92 - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92.

10. Закон № 1805 - Закон Украины "Об охране культурного наследия" от 08.06.2000 г. №1805-Ш.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"


Далее: Акцизный сбор с нефтепродуктов Содержание урока
<< >>
© 2003
"Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua