Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#14'2004: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 6-2004 (апрель 2004)

Повторение пройденного

Произвольная форма расчетной квитанции СПД ФЛ


Право уважается, затруднение состоит только в том, чтобы знать, кто имеет какое право.

А. Тюрго


Имеют ли право субъекты предпринимательской деятельности - физические лица (далее - СПД ФЛ) при продаже товаров предоставлять покупателю документ, отличный от расчетной квитанции, форма которой утверждена приказом ГНАУ № 614 от 01.12.2000 г. при условии, что такой СПД ФЛ не осуществляет продажу подакцизных товаров, и налогообложение его доходов осуществляется по упрощенной системе налогообложения?

Следует учитывать, что не все субъекты предпринимательской деятельности обязаны применять регистраторы расчетных операций (далее - РРО), книги учета расчетных операций (далее - КУРО) и расчетные книжки (далее - РК). Следовательно, не на всех распространяется и действие Приказа № 614.

Статьи 9 и 10 Закона об РРО предусматривают право вовсе не применять ни РРО, ни КУРО, ни РК. Таким правом могут воспользоваться субъекты предпринимательства, являющиеся плательщиками единого и фиксированного налога, а также субъекты, которые приобрели специальный и льготный торговый патент. При этом условием освобождения указанных лиц от применения РРО, КУРО и РК является осуществление торговли неподакцизными товарами1.

В ст. 10 Закона об РРО указано, что

"перечень отдельных форм и условий проведения деятельности…без применения РРО устанавливается Кабинетом Министров Украины".

Постановлением КМУ "Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 23.08.2000 г. № 1336 утвержден Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций. К пункту 1 Перечня отнесены розничная торговля, общественное питание и предоставление услуг, которые осуществляются субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Кроме того, в отношении плательщиков единого налога п. 6 ст. 9 Закона об РРО предусмотрено еще одно дополнительное условие: такие лица должны вести книгу учета доходов и расходов в порядке, определенном КМУ по представлению государственного органа, уполномоченного проводить государственную регуляторную политику. На сегодняшний день таким документом является Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269. Невыполнение указанных требований является нарушением п. 5 ст. 3 Закона об РРО, за что на должностные лица может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ), а на лица, осуществляющие расчетные операции - от 2 до 5 НМДГ на основании ст. 155-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях как за нарушение порядка расчетов.

Таким образом, СПД - физические лица, не осуществляющие продажу подакцизных товаров, и налогообложение которых осуществляется по упрощенной системе, имеют право не применять расчетные квитанции установленного образца. При этом п. 15 ст. 3 Закона об РРО обязывает продавца предоставить покупателю товаров (услуг) чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности. Конечно, можно лишь выписать накладную, в которой будет сделана отметка о получении денег. Но в данном случае имеет смысл оформить документ о наличных расчетах. Форма такого документа законодательно не регламентирована, а действие Приказа № 614 (в котором установлена форма расчетной квитанции) на такие СПД не распространяется, как мы уже установили выше. Следовательно, СПД - продавец может самостоятельно разработать форму данного документа.


В случае, если выдача расчетной квитанции в произвольной форме возможна, укажите правила оформления и обязательные реквизиты, которые она должна содержать.

Для того, чтобы выданный документ о наличных расчетах, составленный субъектом предпринимательской деятельности в произвольной форме, мог рассматриваться в качестве первичного документа бухгалтерского учета, он должен соответствовать требованиям Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 г. № 88 (далее - Положение № 88).

Пункт 2.7 Положения № 88 устанавливает, что

"документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты типовых или специализированных форм".

В соответствии с п.2.4 Положения № 88 первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны содержать следующие реквизиты:

название предприятия, организации, от имени которых составляется документ, название документа (формы), код формы, дата и место составления, содержание хозяйственной операции и её измерители (в натуральном и стоимостном выражении), должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственных операций и составление первичного документа.

Отметим, что тот же перечень реквизитов, обязательных для любого первичного документа, содержится в п. 2 ст. 9 Закона Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон о бухучете). Таким образом, квитанция, составленная в произвольной форме (при наличии всех вышеперечисленных реквизитов) и подписанная СПД - физическим лицом является действительной и может удостоверять факт приема наличности2.


Возможно ли данные расчетной квитанции, составленной в произвольной форме, принять как обоснование фактически понесенных расходов подотчетным лицом и отнести расходы, отраженные таким документом, в состав валовых расходов?

Предприятие обеспечивает подотчетное лицо денежными средствами (авансом), использование которых должно быть документально подтверждено таким подотчетным лицом. Порядок организации расчетов предприятий между собой наличными, а также с предпринимателями и физическими лицами, установлен Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 г. № 72 (далее - Положение № 72). В частности, в п. 2.15 Положения № 73 четко указано, что

"подотчетные лица обязаны подать в бухгалтерию предприятия вместе с неиспользованным остатком наличных средств авансовый отчет о расходовании полученных в кассе сумм".

В случае же приобретения работником предприятия за собственные наличные денежные средства товаров (продукции, услуг) он должен отчитываться за израсходованные денежные средства в вышеуказанном порядке с предъявлением соответствующих документов, подтверждающих осуществленные расходы. При этом абзац 6 п. 2.3 Положения № 72 не содержит в себе строгих ограничений касательно документов, подтверждающих авансовый отчет подотчетного лица. В нем говорится, что

"расчеты наличностью предприятия (предприниматели) между собой и с физическими лицами проводят с применением кассовых ордеров, кассовых и товарных чеков, расчетных квитанций, проездных документов и так далее, которые подтверждали бы факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денег, а также счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов купли-продажи и так далее".

При этом особо отметим, что в Положении № 72 не указано, какой именно формы должна быть расчетная квитанция. Но даже если предположить, что в п. 2.3 Положения № 72 имеется в виду расчетная квитанция, образец которой установлен в Приказе № 614, то еще есть слова "так далее". А под ними можно подразумевать любые документы, лишь бы они подтверждали факт продажи (возврата) товаров.

Таким образом, документальным подтверждением фактически понесенных расходов является непосредственно авансовый отчет. Сам же авансовый отчет может быть подтвержден любым документом, фиксирующим факт расходования наличных средств. Как было сказано выше, законодательством разрешено СПД - физическим лицам выдавать расчетные квитанции, составленные в произвольной форме. Следовательно, такие расчетные квитанции могут прилагаться к авансовому отчету наряду с другими документами и служить подтверждением понесенных расходов. В соответствии с пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР правомерность отнесения командировочных расходов в состав валовых расходов должна быть подтверждена документально, то есть при предъявлении в бухгалтерию авансового отчета командированного работника и всех подтверждающих документов.


Подпадает ли выдача такого документа под нарушение порядка проведения кассовых операций?

Операции с наличностью граждан-предпринимателей, как и аналогичные операции юридических лиц и их обособленных подразделений, регулируются Положением № 72 и Инструкцией об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины, утвержденными постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 69 (далее - Инструкция).

Прежде всего отметим, что предприниматели не обязаны иметь счет в учреждениях банка. В случае отсутствия банковского счета все расчеты наличными осуществляются ими, минуя банковские учреждения, а, следовательно, действие Инструкции, регулирующей работу именно учреждений банков, на них не распространяется. Значит, и штрафные санкции, которые предусмотрены в связи с нарушением порядка работы с банками, к ним не применимы. Кроме того, выдача расчетной квитанции, составленной в произвольной форме, вообще не указана в перечне нарушений порядка проведения кассовых операций. Следовательно, невозможно и применение штрафных санкций.

К этому можно добавить следующее - по отношению к СПД физическим лицам невозможно применение термина "касса". Напомним, что в пунктах 1.2 и 4.1 Положения № 72 указывается термин "касса предприятия". При этом в соответствии с п. 1.1 Положения № 72 под предприятиями понимаются

"юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения, представительства иностранных организаций и фирм, осуществляющие предпринимательскую деятельность".

Пункт 3 Положения № 72, регулирующий порядок оформления кассовых операций, устанавливает обязательное оформление кассовых операций первичными документами, формы и порядок заполнения которых определены Приказом Министерства статистики от 15.02.1996 г. № 51. В п. 3.1 прямо указано, что такой порядок оформления должен применяться всеми предприятиями.

Таким образом, штрафные санкции, предусмотренные Положением № 72, касаются именно нарушений в "кассе предприятия", а не СПД ФЛ.

1 Напомним, что к подакцизным товарам относятся алкогольные напитки, спирт этиловый, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефтепродукты и транспортные средства.

2 Тому, кто не хочет никаких "разборок" с налоговиками и не имеет ни времени ни желания доказывать свою правоту остается только одно - использовать для отражения таких операций форму № РК-1.

Анна Николаева,
Виталий Шеломков


Содержание урока

<<

>>

© 2004" "Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua