Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#14'2004: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 6-2004 (апрель 2004)

Бухгалтерский учет

Автоуслуги: учет и налогообложение

Окончание. Начало см."ШБ" 48 за 2003 р., 1, 2, 3, 4, 5 за 2003 р.


Работа бухгалтера начинается с составления первичной документации, а заканчивается сдачей отчетности, последним и, может быть, самым важным этапом. По отчетности будут судить о всей проделанной работе и бухгалтера, и предприятия. Потому так важно, чтобы она была достоверной, полной и грамотно составленной.


Отчетность по автоуслугам: специфика

Внешняя отчетность автотранспортных предприятий состоит из таких же видов отчетности, как и на других предприятиях: финансовой, налоговой, статистической, ведомственной.

Финансовая и налоговая отчетность нами рассматриваться не будут, поскольку составляются по общим правилам, как и на других предприятиях. Напомним только, что в составе налоговой отчетности для АТП естественно важными формами являются Расчет налога с собственников транспортных средств (см. "ШБ" № 29/2003 г.) и Расчет сбора за загрязнение окружающей среды (см. "ШБ" № 33/2003 г.).

Ведомственная отчетность

Всегда дополнительным бременем для АТП была ведомственная отчетность. В последнее время, когда подавляющее большинство АТП Украины приватизировано, исчезает как понятие и основной потребитель ведомственной отчетности - вышестоящая организация. Тем не менее на практике все еще используется (в качестве ведомственной статистической отчетности) отмененная форма № 23-АВТ "Отчет о доходах и затратах на автомобильные перевозки" (месячная). Основное назначение формы состоит в том, что с ее помощью экономисты облавтоуправлений рассчитывают тарифы на автоперевозки. Важность такой формы не вызывает сомнения, поскольку в пассажирских перевозках сегодня используется тарифное регулирование стоимости проезда со стороны государства. Более того, тариф необходим для получения из бюджета дотаций на льготный проезд отдельных категорий пассажиров1. С этой целью из формы № 23-АВТ экономисты набирают данные о затратах АТП по статьям и элементам. Используется также информация о доходах АТП. Это важно для анализа результатов их деятельности (доходов, расходов, прибыли, убытка), для наблюдения тенденций развития предприятий автотранспорта. Получается, что Госкомстат, отменяя форму № 23-АВТ, оказал "медвежью услугу" экономическим службам облавтоуправлений. Последние в условиях нелегитимности ф. № 23-АВТ вынуждены добывать ее у АТП методом "кнута и пряника": если предоставите нам такую форму - будем делать для вас расчет тарифа или дотаций из бюджета, если нет - никто вас не пустит на маршрут без утвержденных тарифов.

Статистическая отчетность

Приказом Госкомстата № 218 в 2003 г. упразднены три прежде действующих формы отчетности2:

- № 2-тр (авто.в.) "Отчет о работе грузового автотранспорта";

- № 2-тр (авто.п.) "Отчет о работе пассажирского транспорта";

- № 51-авто (пас) "Отчет о пассажирских перевозках маршрутными таксомоторами (таксобусами) субъектами малого бизнеса".

Вместо них будут действовать две формы:

- № 2-тр "Отчет о работе автотранспорта" (годовая);

- № 51-авто "Отчет о перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом" (месячная)3 .

Что отображается в новых статформах?

В форме № 51-авто отображают количественные показатели перевозок за каждый месяц. Не приводится ни одного стоимостного показателя. Относительно пассажирских перевозок следует отметить, что в отдельности выделяют показатели по маршрутным перевозкам (перевезено пассажиров и пасажирооборот).

В форме № 2-тр итогами за год также обобщают только количественные показатели (по соответствующим разделам). Поэтому указанные формы составляют на основании оперативных данных АТП о выполненных перевозках без привлечения информации с бухгалтерских счетов. На практике обязанность заполнения статистических форм возлагается, как правило, на рабочих экономической службы.

Кто составляет?

В соответствии с Инструкцией № 319 указанные формы составляют лишь юридические лица. То есть частные предприниматели лишены "радости" общения со статистиками.

На какой транспорт распространяется отчетность?

В соответствии с Инструкцией № 319 в новые формы включают показатели эксплуатации собственных и арендованных транспортных средств (далее - ТС). Что касается сданных в аренду ТС, следует иметь в виду, что переданные в операционную аренду ТС продолжают считаться собственными. Поэтому показатели их работы тоже включают в указанную форму. Напротив, ТС, предоставленные в финансовую аренду, не входят в расчеты статформ, поскольку по правилам бухгалтерского учета объект финансовой аренды относится на баланс арендатора с даты получения объекта в аренду в соответствии с актом приема-передачи.

Документы первичного учета

Основанием для составления отчета № 51-авто являются документы первичного учета:

- путевой лист грузового автомобиля (типовая форма № 1 (международная);

- путевой лист грузового автомобиля (типовая форма № 2 (действующая в пределах Украины);

- товарно-транспортная накладная (типовая форма № 1-ТН);

- талон заказчика при работе автомобиля с почасовой формой оплаты транспортных услуг (типовая форма № 1-ТЗ);

- путевой лист служебного легкового автомобиля (типовая форма № 3).

Форма № 51-авто

Звіт
про перевезення вантажів та пасажирів автомобільним транспортом
за лютий 2004 р.
по АТП 15678

Наймінування показників
Код рядка
За місяць
За січень - лютий
Контрольна сума
А
Б
1
2
3
Перевезено вантажів - тис.тонн
01
-
-
 
Вантажооборот
02
-
-
 
Перевезено пасажирів, тис.
03
18,4
44,4
 
У т.ч:        
Маршрутні перевезення, тис.
04
16,4
36,4
 
Пасажирооборот - всього, тис.пас.км
05
7234,9
1566,1
 
У т.ч:        
Маршрутні перевезення
06
688,4
1455,7
 

1 Более подробно про порядок расчета тарифа на пассажирские перевозки см. в ШБ № 46/2003 г., и дотации из бюджета - ШБ № 4/2004 г.

2 Форма № 23-АВТ была отменена еще в 2002 г.

3 Полный текст Инструкции № 319 приведен в "Документах для работы" ДК № 43/2003 г.

Александр Малышкин


Нормативная база

1. Инструкция № 217 - Инструкция о порядке учета пассажиров, перевозимых общественным транспортом на маршрутах. Приказ Минстата Украины от 20.08.97 г. № 217.

2. Приказ № 218 - Приказ Госкомстата Украины "Об утверждении формы государственного статистического наблюдения по автомобильному транспорту" от 14.07.03 г. № 218.

3. Инструкция № 319 - Инструкция по составлению форм государственных статистических наблюдений ф. № 2-тр (годовая) и ф. № 51-авто (месячная) от 29.09.2003 г. № 319.

4. Приказ № 74 - Приказ Госкомстатистики Украины "Об утверждении типовой формы первичного учета работы служебного легкового автомобиля и Инструкции о порядке ее применения" от 17.02.98 г. № 74.

5. Приказ № 488/346 - Приказ Минтранспорта Украины и Минстатистики Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля" от 29.12.95 г. № 488/346.


Содержание урока

<<

>>

© 2004" "Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua