Нове число Дебет-Кредит
Українською Украинский бухгалтерский еженедельник
#14'2004: Школа бухгалтера << >>

Содержание урока - Все уроки школы - Цей урок українською

Школа бухгалтера. Урок 6-2004 (апрель 2004)

Бухгалтерский учет

Учет в бюджетных учреждениях

Продолжение. Начало см. "ШБ" № 48/2003 р., 1, 2, 3, 4, 5/2004 р.


Ничто не исчезает бесследно, и основные средства тоже. То, что уже непригодно к эксплуатации, переходит в другое качество, например, в качество строительных материалов, запасных частей, учебных пособий, металлолома, наконец. И все это тоже ценности, которые требуют учета.


Учет необоротных активов

Ликвидация необоротных активов

На прошлом уроке мы приступили к рассмотрению темы списания необоротных активов и назвали три причины, по которым они могут быть списаны с баланса учреждения - это продажа, ликвидация и передача другим бюджетным учреждениям. Рассмотрев порядок осуществления продажи необоротных активов (смотри "ШБ" № 5/2004 р.), переходим к порядку их ликвидации.

Мы выяснили, что в соответствии с требованиями Инструкции № 142/181 необоротный актив может быть списан в случае, если он:

1) не пригоден к дальнейшей эксплуатации (по техническим причинам);

2) не может быть продан;

3) фактически отсутствует (в процессе инвентаризации выявлена его недостача1).

Еще раз подчеркиваем, что наличие по данным бухгалтерского учета стопроцентного начисленного износа не является основанием для списания необоротного актива. Если сумма начисленного износа соответствует первоначальной стоимости необоротного актива, но он находится в рабочем состоянии и выполняет свои функции - его списывать нельзя. По данному необоротному активу прекращается начисление износа, но он остается в эксплуатации. В то же время необоротный актив, по которому не начислен стопроцентный износ, так же не может быть списан2.

Основанием для списания3 необоротного актива может быть только наличие:

1) стопроцентного физического или морального износа и, как следствие, невозможность нормальной работы необоротного актива (выполнения им своих основных функций качественно и в полном объеме);

2) поломки в следствие аварии, стихийного бедствия и т.п., которую невозможно или нецелесообразно (по техническим, экономическим и т.д. причинам) устранять.

Поэтому, прежде чем приступить к списанию необоротного актива, необходимо определить, имеются ли основания для его списания. Такое определение дают, как правило, специалисты (инженерно-технические работники) учреждения еще до начала работы комиссии. Именно по их инициативе и начинает работу постоянно действующая комиссия4, в обязанности которой входит подтверждение или опровержение выводов специалистов относительно невозможности дальнейшей эксплуатации необоротного актива. Постоянно действующая комиссия ежегодно5 назначается руководителем учреждения6. В соответствии с требованиями Инструкции № 142/181 в состав комиссии обязательно должны быть включены:

- руководитель или его заместитель7;

- главный бухгалтер или его заместитель8;

- материально ответственное лицо9;

- прочие должностные лица учреждения10.

Кроме этого, в состав комиссии должны включатся работники соответствующих Государственных инспекций при списании необоротных активов, которые находятся под наблюдением (контролем) таких инспекций11.

Если комиссия не подтверждает выводы специалистов о невозможности дальнейшего использования (эксплуатации) необоротного актива, то он не списывается и остается в эксплуатации12, а работа комиссии на этом прекращается. Если же комиссия подтвердит выводы специалистов о невозможности восстановления и дальнейшего использования необоротного актива, то она продолжает свою работу и должна выполнить следующее:

1-й этап - установление причины, приведшей к фактически имеющемуся состоянию объекта, и определение лиц, виновных в этом (если они есть)13;

2-й этап - установление возможности дальнейшего использования узлов, деталей и материалов, полученных в результате списания необоротного актива, и осуществление их оценки14;

3-й этап - осуществление контроля за извлечением из списанного объекта пригодных к дальнейшему использованию узлов, деталей и материалов, а также непригодных к дальнейшему использованию узлов деталей и материалов, содержащих драгоценные металлы, и оприходование их на склад.

В случае, если в процессе осуществления первого этапа работы комиссии ей удается установить лицо, по вине которого необоротный актив пришел в негодность, то размер причиненного и подлежащего к возмещению данным лицом убытка определяется в соответствии с требованиям ПКМУ № 116. Не освобождаются от ответственности в соответствии с законодательством и должностные лица, которые нарушили порядок хранения необоротных активов или относились к ним бесхозяйственно. Если же виновное лицо не установлено, то все расходы, связанные со списанием объекта, осуществляются за счет учреждения.

На втором этапе главная роль отводится инженерно-техническим работникам, которые должны определить возможность использования входящих в состав ликвидируемого объекта узлов, деталей и материалов, а так же то, в каком качестве они могут быть использованы. Например, при списании автомобиля дается техническая характеристика всех его агрегатов и деталей и возможности их дальнейшего использования после демонтажа. Кроме этого определяются детали и узлы, которые содержат драгоценные и цветные металлы.

После того, как перечень узлов, деталей и материалов, пригодных к дальнейшему использованию, составлен (далее - перечень), переходить к их демонтажу (изъятию) из ликвидируемого объекта можно только после составления соответствующего акта и утверждения его в установленном порядке (смотри ниже). Таким образом получается, что после подписания комиссией акта списания объекта необоротных активов ее работа на этом не заканчивается. Она должна после утверждения акта собраться вновь и проконтролировать извлечение из ликвидируемого необоротного актива узлов, деталей и материалов в соответствии с перечнем. При этом все извлеченные узлы, детали и материалы должны быть оприходованы на склад. На основании приходных документов склада бухгалтерия отражает их на соответствующих счетах бухгалтерского учета. После этого извлекаются узлы и детали, имеющие драгоценные металлы, и в соответствии с Приказом № 54 передаются соответствующим учреждениям, осуществляющим прием и переработку драгоценных металлов. Следующими извлекаются (отделяются) узлы и детали, имеющие цветные металлы, которые так же как и оставшиеся узлы и детали из черного металла сдаются соответствующим учреждениям, собирающим и перерабатывающим цветные и черные металлы. Документы, подтверждающие сдачу драгоценных, цветных и черных металлов, должны прилагаться к акту списания необоротного актива и отражаться в расчетах результатов его списания (смотри акт ОЗ-3 (бюджет) "Акт о списании основных средств" в "ШБ" № 48/2003 г.).

В случае, если списываемый необоротный актив предполагается в дальнейшем продать, то комиссия имеет право определить стоимость его реализации с учетом справедливой стоимости на аналогичные необоротные активы, первоначальной стоимости списываемого объекта и его фактического физического и морального износа15.

В своей работе комиссия должна учитывать данные бухгалтерского учета и технической документации. Например, в документах на списание необоротных активов должна указываться их первоначальная стоимость и сумма износа.

По окончании своей работы комиссия составляет акт ОЗ-3 (бюджет) "Акт о списании основных средств" (см. "ШБ" № 48/2003 г.), ОЗ-4 (бюджет) "Акт о списании автотранспортных средств" (см. "ШБ" № 48/2003 г.), если осуществляется списание автотранспорта, или ОЗ-5 (бюджет) "Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организации изъятой из библиотеки литературы" (см. "ШБ" № 1/2004 г.). Акты на списание составляются в двух экземплярах и утверждаются руководителем учреждения16. Если в коммерческих структурах этого уже достаточно для списания необоротного актива, то в бюджетных учреждениях необходимо еще получить разрешение руководителя вышестоящей организации или главного распорядителя бюджетных средств (это зависит от стоимости необоротного актива и причин его списания (смотри таблицу 1 и 2))17 и только после этого можно приступать к ликвидации (разборке) объекта.

Таблица 1

Разрешение на списание необоротных активов, непригодных для дальнейшего использования, морально устаревших, физически изношенных,
поврежденных в следствие аварии или стихийного бедствия
(за исключением тех, которые выявлены в процессе инвентаризации как недостающие)

С баланса учреждений, которые содержатся за счет средств государственного бюджета
С баланса учреждений, которые содержатся за счет средств местных бюджетов
Стоимость за единицу (комплект), грн.
Кто имеет право давать разрешение на списание
Стоимость за единицу (комплект), грн.
Кто имеет право давать разрешение на списание
До 5000,00 Руководители учреждений До 2500,00 Руководители учреждений
От 5000,00 до 10000,00 Руководители вышестоящих учреждений От 2500,00 до 5000,00 Руководители вышестоящих учреждений
Свыше 10000,00 Центральный орган исполнительной власти или другой распорядитель бюджетных средств Свыше 5000,00 Местная госадминистрация или соответствующее решение органов местного самоуправления в рамках, определенных законодательством

Разрешение на списание необоротных активов, выявленных в процессе инвентаризации как недостающие, сверх норм естественной убыли, расходов от порчи, стихийных бедствий (наводнения, пожара и пр.), а так же когда конкретные виновники не установлены (расходы от нераскрытых краж и пр.)18

Таблица 2

Сумма материальных ценностей, приходящаяся на каждый случай (грн.)
Кто имеет право давать разрешение на списание
До 2500,00 Руководители учреждений
От 2500,00 до 5000,00 Руководители вышестоящих учреждений
Свыше 5000,00 Центральный орган исполнительной власти или другой главный распорядитель бюджетных средств, председатель местной государственной администрации

Пример1

ГП "Стройсервис" осуществило списание компрессорной установки (приобретенной за счет средств общего фонда) по причине ее полного физического износа. Первоначальная стоимость установки - 28900,00 грн. Сумма начисленного износа за весь срок ее эксплуатации - 28400,00 грн. В результате ликвидации установки были получены: запасные части на сумму 650,00 грн.; детали, имеющие драгоценный металл (серебро), на сумму 42,00 грн. (сданы ЗАО "Южный завод"); детали из черного металла на сумму 28,00 грн. (сданы ГП "Днепрвторчермет"). Данная операция отразится в бухгалтерском учете ГП "Стройсервис" следующим образом (смотри табл. 3).

Таблица 3

№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн.
Дт
Кт
1
Списана остаточная стоимость компрессорной установки
401
104
500,00
2
Списана сумма начисленного износа компрессорной установки
131
104
28400,00
3
Оприходованы запасные части, полученные в результате списания компрессорной установки
238
701
650,00
4
Оприходованы детали, имеющие драгоценные металлы
239
701
42,00
5
Часть дохода в размере 50% отнесена в доходы бюджета19
701
642
21,00
6
Оприходованы детали из черного металла
239
701
28,00
7
Переданы детали, имеющие драгоценный метал, ЗАО "Южный завод"
364
239
42,00
8
Сданы детали из черного металла ГП "Днепровторчермет"
364
239
28
9
Поступила оплата от ЗАО "Южный завод"
311
364
42,00
10
Поступила оплата от ГП "Днепровторчермет"
311
364
28,00
11
Перечислены денежные средства в бюджет
642
311
21,00

1 Что с основными средствами крайне редко, но все-таки случается.

2 Если только он не испорчен в следствие аварии, стихийного бедствия, не является морально устаревшим, физически изношенным или выявлен в процессе инвентаризации как недостающий.

3 В отношении зданий можно назвать еще несколько причин - это вынужденный снос в связи с перепланировкой самого здания или соответствующей территории, разрушение его в результате атмосферных воздействий и длительной эксплуатации.

4 Постоянно действующая комиссия не осуществляет списание музейных ценностей и материальных ценностей, имеющих специальное назначение. Осуществить такое списание имеет право комиссия, специально созданная отдельным приказом руководителя.

5 Или по мере необходимости, например, в результате изменения штатного расписания и увольнения работников, входивших в состав комиссии.

6 Права такой постоянно действующей комиссии в плане определения непригодности к дальнейшей эксплуатации необоротного актива по решению руководителя могут быть переданы ежегодной инвентаризационной комиссии.

7 Как правило, на него и возлагается обязанность руководить работой комиссии.

8 Если в штатном расписании учреждения не предусмотрена должность главного бухгалтера, то в состав комиссии должен быть включен работник учреждения, на которого возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета. Если учреждение находится на обслуживании централизованной бухгалтерии, то в состав комиссии включается руководитель учетной группы централизованной бухгалтерии, осуществляющей учет необоротных активов данного бюджетного учреждения.

9 В данном случае речь идет о материально-ответственном лице, в подотчете которого находится необоротный актив, подлежащий списанию.

10 Поскольку комиссия является постоянно действующей, то ее состав формируется таким образом, чтобы она могла начать свою работу в любое время. При этом учитывается, что входящие в ее состав работники учреждения могут определенное время находится в отпуске, командировке или по какой либо другой причине отсутствовать на работе и не иметь возможности участвовать в работе комиссии. Поэтому она формируется как бы с "резервом". Кроме этого, при формировании комиссии учитывается необходимость наличия в ней определенных специалистов (инженеров, технологов, механиков и т.п.) которые могли бы дать квалифицированную оценку состояния, причин выхода из строя (поломки) и возможного дальнейшего использования необоротных активов.

11 Например, при списании автомобилей, пассажирских и грузовых самолетов, речных и морских судов, предназначенных для грузо- или пасажиро- перевозок и т.д.

12 Возможно, по рекомендации комиссии необоротный актив подвергается ремонту, восстановлению и т.д.

13 Если объект пришел в состояние, непригодное для дальнейшей эксплуатации в результате естественных процессов (например, физического или морального износа) или чрезвычайных событий, которые не возможно было предотвратить (стихийного бедствия), то виновных в этом случае нет и не может быть.

14 По их оценке составляется дополнительно отдельный акт.

15 Данное право комиссии не распространяется на здания (в т. ч. помещения), сооружения, транспортные средства и полностью изношенные необоротные активы. Стоимость реализации указанных необоротных активов определяется экспертным путем (экспертом).

16 При списании необоротных активов, вышедших из строя по причине аварии, к указанным актам должен быть приложен еще один акт, а точнее, копия акта об аварии с указанием причин ее вызвавших, и мер, примененных к виновным лицам ее допустившим.

17 Разрешение на списание компьютеров с баланса учреждения, находящегося на содержании государственного или местного бюджета, для дальнейшей передачи их на баланс распорядителя бюджетных средств дается руководителем учреждения независимо от их стоимости за единицу (комплект).

18 Списание с баланса осуществляется только после тщательной проверки действительного отсутствия виновных лиц и осуществления необходимых мер по недопущению повторения подобных фактов.

19 В соответствии с п. 20 ст. 2 Госбюджета-2004 пятьдесят процентов средств, полученных учреждением за сданное в виде лома и отходов серебро, перечисляется в бюджет.

Продолжение следует

Дмитрий Грицай


Нормативная база

1. План счетов - Приказ ГУ ГКУ "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений" № 114 от 10.12.1999 г.

2. Инструкция № 61 - Приказ ГКУ № 61 от 10.07.2000 г. "Об утверждении Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений".

3. Бюджетный кодекс - "Бюджетный Кодекс Украины" от 21.06.2001 г № 2542-III.

4. Инструкция № 64 - Приказ ГКУ № 64 от 17.07.00 г. "Об утверждении Инструкции по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений"

5. Приказ № 125/70 - Приказ ГКУ и Государственного комитета статистики Украины № 125/70 от 02.12.97 г. "Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащихся за счет государственного или местного бюджетов и инструкции по их составлению".

6. Положение № 1477 - Приказ Фонда государственного имущества № 1477 от 30.06.1999 г. об утверждении "Положения о порядке отчуждения основных средств, являющихся государственной собственностью".

7. Инструкция № 142/181 - Приказ Государственного казначейства Украины от 10.08.2001 г. № 142/181 "Об утверждении Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений".

8. ПКМУ № 116 - Постановление КМУ от 22.01.1996 г. № 116 "Об утверждении Порядка определения размера убытка от кражи, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей".

9. Приказ № 54 - Приказ/Положение/Перечень Минфина / Минэкономики / Госресурсов / Нацбанк / Госреддрагмет от 23.06.1994 г № 54/11/161/91/15 "Об утверждении положений " О порядке приема и переработки отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, а так же о порядке расчета с сдатчиками за принятые от них драгоценные металлы и драгоценные камни в виде отходов и лома" и "О порядке сбора и сдачи отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней"".

10. Госбюджет-2004 - Закон Украины от 27.11.2003 г. № 1344-IV "О Государственном бюджете Украины на 2004 год".


Содержание урока

<<

>>

© 2004" "Дебет-Кредит"
Редакция: debet-kredit@gc.kiev.ua