ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 07 (18.2.2008)
Суть дела :: Учет бюджетников

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Распределение прибыли госпредприятий

Положением №1213 Минфин поставил перед бухгалтерами ряд вопросов, при решении которых на практике возникают серьезные проблемы. В этой статье автор не только рассмотрит основные методологические принципы отражения в бухгалтерском учете и отчетности распределения прибыли государственных и коммунальных предприятий, но и попробует разработать практические предложения.1

Юридическая справка

Порядок распределения прибыли любого предприятия, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ХК, должен быть определен его учредительными документами. Согласно ч. 3 ст. 142 ХК, порядок использования прибыли субъекта хозяйствования определяет собственник или уполномоченный им орган в соответствии с законодательством и учредительными документами.

1От редакции: существует и другая позиция относительно описываемых в статье операций, в частности см. «ДК» № 9/2007. Поэтому решение о применении предлагаемых автором схем остается за читателем.

Согласно ч. 9 ст. 75 ХК, прибыль государственных коммерческих предприятий распределяется в соответствии с утвержденным финансовым планом с учетом требований действующего законодательства. (В соответствии с ч. 9 ст. 78 ХК, особенности деятельности коммунальных предприятий в основном определяются особенностями деятельности государственных и казенных предприятий, а это значит, что определенные правовые нормы их деятельности распространяются и на коммунальные коммерческие предприятия.)

Таким образом, государственные и коммунальные коммерческие предприятия, согласно ч. 8 ст. 75 и ч. 9 ст. 78 ХК, создают за счет прибыли (дохода) специальные (целевые) фонды, предназначенные для покрытия расходов, связанных с их деятельностью. Перечень спецфондов определяется в соответствии с утвержденным финансовым планом:

1) амортизационный фонд;

2) фонд развития производства;

3) фонд потребления (оплаты труда);

4) резервный фонд;

5) другие фонды, предусмотренные уставом.

Создание за счет прибыли амортизационного фонда не нашло отражения в Положении №1213, наверное, потому, что оно полностью противоречит национальным и международным стандартам учета и отчетности и не имеет экономического содержания. Однако другие фонды Минфин попытался вписать в правовой механизм учета. При этом фонд потребления (оплаты труда) превратился в Положении №1213 в направление прибыли на материальное поощрение.

Перечень и размер фондов

Разделом ІV Положения №1213 предусматривается возможность направления прибыли государственных и коммунальных предприятий:

1) на уплату в бюджет надлежащей суммы прибыли;

2) на развитие производства;

3) на материальное поощрение;

4) на создание других фондов;

5) на отчисления в централизованный фонд.

Однако это не означает, что предприятия обязаны все эти фонды формировать. Формирование является обязательным, если оно предусмотрено в отношении конкретных фондов уставными документами и/или финансовым планом. Конечно, подлежащая уплате в бюджет сумма прибыли отражается как ее использование (распределение) в обязательном порядке.

Порядок составления финплана государственным предприятием и его форма установлены приказом Минэкономики от 21.06.2005 г. №173 (с изменениями). Коммунальные предприятия планируют свою деятельность согласно решениям соответствующих местных советов или их исполкомов. Но на практике должна распределяться именно фактическая прибыль, а не плановая, и показатели последней обычно довольно далеки от реальной картины. Между тем бухгалтера интересует основание для отражения в учете и раскрытия в отчетности распределения конкретной полученной за год прибыли. Попробуем выяснить это.

Итак, на практике, определяя размер средств, направляемых на формирование целевых фондов, стоит исходить из нормативов, установленных уставными документами (у некоторых предприятий положения о формировании фондов остались в уставах (положениях), утвержденных до 2000 года). Именно в соответствии с этими показателями планируется распределение прибыли при составлении финансового плана.

Если же ни финансовым планом, ни уставными документами формирование фондов и их конкретный размер не предусмотрены, предприятие может такие фонды не создавать. При желании их сформировать, учитывая ч. 3 ст. 142 ХК, стоит получить разрешение органа управления на формирование соответствующих фондов в установленных размерах.

Фонд развития производства и его использование

По экономической сути направление прибыли на развитие производства с формированием фонда развития производства (субсчет 4261 «Фонд развития производства») представляет собой реинвестирование собственником (государством или территориальным обществом) в капитал предприятия части чистой прибыли. В результате этого ее сумма «закрепляется» в собственном капитале предприятия и отражается по статье «Прочий дополнительный капитал» его баланса.

Таким образом, направление прибыли в этот фонд — сугубо техническая операция, как и отражение ее использования. И хотя предназначен фонд развития производства (далее — ФРП) для финансирования капитальных инвестиций предприятия, при каждой инвестиционной операции (приобретении каждого конкретного объекта ОС) отражать в учете использование этого фонда, по нашему мнению, не стоит.

Другим источником финансирования инвестиционных операций обычно признается амортизация. Она хотя и не отражается в балансе в виде фонда, но является источником формирования имущества предприятия. Ведь условно увеличивая расходы отчетного периода на сумму амортизации, предприятие отражает ее сумму по кредиту контрактивного счета, который уменьшает сумму активов предприятия в балансе. Если предприятие инвестирует в приобретение ОС (и других необоротных активов) на уровне их износа (амортизации), такой процесс производства в экономике называется простым воспроизводством (т. е. производство каждый раз будет воспроизводиться на том же уровне). Если же инвестирует большую сумму, то это — расширенное воспроизводство, при котором имеет место производственное развитие. Исходя из этого использование ФРП, по мнению автора, необходимо отражать в учете только тогда, когда сумма капитальных инвестиций превышает сумму начисленной за этот же период амортизации (ведь только тогда имеет место развитие производства). При этом не следует учитывать капитальные инвестиции, осуществляемые за бюджетные средства, и их амортизацию, поскольку их источником являются средства целевого финансирования.

Пример 1

Случай 1.

Чистая прибыль — 50000 грн. Уставом предусмотрено направление 40% чистой прибыли (20000 грн) на производственное развитие (на начало года неиспользованный ФРП не существует). Амортизация ОС за год — 60000 грн. Приобретены необоротные активы в течение года (оборот по дебету сч. 15) — 40000 грн. Использование ФРП отсутствует.

Случай 2.

При тех же условиях приобретение необоротных активов составило 70000 грн. На развитие производства (капитальные инвестиции сверх амортизации) направлено: 70000 - 60000 = 10000 грн — это и есть использование ФРП.

Случай 3.

При тех же условиях приобретение необоротных активов составило 100000 грн. На развитие производства (капитальные инвестиции сверх амортизации) направлено: 100000 - 60000 = 40000 грн, что превышает сформированный ФРП. Считаем, что он использован в полном объеме (20000 грн): Д-т 4261 К-т 4262 на сумму 20000.

В этом случае предприятие использовало на приобретение необоротных активов также другие источники (например нераспределенную прибыль или заемные средства).

Отражение в бухучете использования ФРП (Д-т 4261 К-т 4262) — сугубо техническая операция, ведь изменений в балансе (активах, капитале или обязательствах) при этом не происходит. В финансовой отчетности такая операция не отражается. Поэтому, по мнению автора, ее следует отражать в учете один раз в год — 31 декабря, при реформации баланса, когда сумма осуществленных инвестиций сопоставляется с суммой начисленной амортизации. Однако несмотря на ее технический характер, эта операция, как и любая другая, требует подтверждения первичным документом. С этой целью предлагаем составлять расчет так, как показано в образце 1 (образец заполнен в соответствии с условиями случая 3 в примере 1).

Образец 1

Расчет суммы использования ФРП в 2007 году

1.
Остаток фонда развития производства на начало года Сальдо по кредиту сч. 4261
0
2.
Направлена чистая прибыль в фонд развития производства в течение года
20000
3.
Начислена амортизация необоротных активов за год Оборот по кредиту сч. 13
60000
4.
В т. ч. амортизация необоротных активов, приобретенных за счет средств целевого финансирования
0*
5.
Капитальные инвестиции (приобретение необоротных активов) за год Оборот по дебету сч. 15
100000
6.
В т. ч. за счет средств целевого финансирования
0*
7.
Использование фонда развития производства (5 - 6) - (3 - 4)**
20000
** Сумма капитальных инвестиций, осуществляемых за средства целевого финансирования, и их амортизация определяются по данным аналитического учета. ** Сумма использования не может быть больше имеющейся суммы фонда (1 + 2).

Резервный и другие фонды

Отчисление прибыли в резервный и другие фонды (например прочий дополнительный капитал), если это предусмотрено учредительными документами и/или финансовым планом, предприятие отражает как использование прибыли, подлежащей синтетическому учету по дебету сч. 443 в корреспонденции с кредитом сч. 43.

Как правило, вопросов по формированию резервного и дополнительного капитала не возникает. Они могут возникнуть по поводу использования средств этих фондов — если учредительными документами и решениями уполномоченных органов порядок их использования не определен, эти фонды остаются источником финансирования имущества предприятия, что также свидетельствует о фактическом реинвестировании средств.

Резервный фонд (капитал), как правило, используется на покрытие возможных убытков, что отражается в синтетическом учете записью Д-т 43 К-т 442.

Уплата прибыли в бюджет

Отражая в учете распределение прибыли, не следует забывать о необходимости отражения ее использования на суммы начисленных «госдивидендов» (доли прибыли, подлежащей уплате в бюджет). Начисление этих «госдивидендов», в соответствии с Положением №1213, проводится записью Д-т 443 К-т 67 (подробно их выплату рассмотрим в одном из следующих номеров «ДК»).

Вопрос заключается в том, что сумма «госдивидендов», уплаченных в течение года, может оказаться больше, чем сумма полученной чистой прибыли (если, к примеру, деятельность предприятия, в отличие от I квартала, в следующих кварталах была убыточной). Тогда формирование фондов в размерах, определенных учредительными документами, в процентах от чистой прибыли невозможно. В этой ситуации автор советует согласовывать с органом управления другую сумму формирования фондов исходя, например, из суммы остатка чистой прибыли после уплаты «госдивидендов» (см. пример 2).

Пример 2 Чистая прибыль за год — 50000 грн (в т. ч. прибыль I квартала — 300000 грн, в ІІ — ІV кварталах получен общий убыток 250000 грн).

Часть прибыли за год — 45000 грн.

Уставом предусмотрено направление 40% чистой прибыли (20000 грн) на развитие производства. Однако это невозможно, так как остаток чистой прибыли после уплаты доли прибыли составил: 50000 - 45000 = 5000 грн.

Если исходить из остатка чистой прибыли, то сумма сформированного фонда развития производства: 5000 грн х 40% = 2000 грн.

Материальное поощрение

Согласно Положению №1213, направление прибыли на материальное поощрение отражается в учете записью Д-т 443 К-т 66 «Расчеты по выплатам работникам». Это направление распределения прибыли, на взгляд автора, наиболее сомнительно с точки зрения П(С)БУ. Ведь, в частности, согласно п. 5 — 8 П(С)БУ 26 «Выплаты работникам», поощрительные выплаты относятся к текущим выплатам работникам и признаются обязательствами или обеспечениями. А согласно п. 23 П(С)БУ 16 «Расходы», заработная плата по окладам и тарифам, премии и поощрения, материальная помощь включаются в состав экономического элемента «Расходы на оплату труды», которые подлежат группировке и учету по месту их образования (себестоимость, административные расходы, расходы на сбыт и другие операционные расходы в установленном порядке). Следовательно, все выплаты работникам являются текущими и согласно действующим П(С)БУ подлежат включению в состав расходов отчетного периода.

Кстати, привычка некоторых бухгалтеров в нарушение указанных П(С)БУ относить «неваловорасходные» расходы в дебет счета 443 лишь сейчас начала забываться (на практике такие ошибки уже почти не встречаются), — вот как Минфин меняет для предприятий госсектора «правила игры», предусматривая возможность начисления обязательств по выплатам работникам за счет прибыли!

При этом практическую позицию Минфина понять можно: не отнесенные к составу расходов отчетного периода начисления выплат работникам приводят к завышению чистой прибыли, а значит, к увеличению сумм «госдивидендов» (это следует иметь в виду бухгалтерам при применении фонда матпоощрения). Однако Минфин почему-то забыл о начислениях на заработную плату (ПФ и фонды социального страхования), возникающих при признании обязательств перед работниками по оплате труда. Ведь на практике все выплаты, отраженные на сч. 66, воспринимаются представителями этих фондов как объект обложения соответствующими сборами.

Какие же выплаты работникам можно начислять за счет прибыли? Допуская, что Положение №1213 является специальным нормативным актом, который содержит нормы для ограниченного круга субъектов, а поэтому имеет приоритет перед национальными стандартами (проще говоря, закрыв глаза на вышеприведенные положения П(С)БУ), автор предлагает считать таковыми выплаты работникам, которые в налоговом учете не относятся к составу валовых расходов (например необлагаемой нецелевой благотворительной материальной помощи, НДФЛ, оплаты предусмотренных коллективным договором дополнительных отпусков сверх продолжительности, определенной действующим законодательством, и т. п.). В случае если на эти выплаты следует начислить взносы в фонды, то, по нашему мнению, их нужно относить также в дебет сч. 443. Ведь взносы на выплаты, не включаемые в состав валовых расходов, также нельзя относить к их составу (пп. 5.7.1 Закона о прибыли)2.

При осуществлении этих операций возникают и другие неясности, ведь предложенная Минфином проводка, по сути, означает увеличение обязательств перед работниками. Во-первых, такие начисления могут быть только персонифицированными, во-вторых, автоматизация учета приведет к тому, что их суммы «вылезут» во всех зарплатных отчетах (ПФ, ФСС и т. п.). Неясно исходя из этого и то, какая прибыль подлежит распределению — текущего или предыдущего года3. Поэтому возможный практический выход из ситуации — игнорируя минфиновскую проводку, отражать за счет использования прибыли создание неперсонифицированного фонда — резерва (Д-т 443 К-т 474), и только после этого, по мере необходимости, — использование путем начисления обязательств по выплатам работникам (Д-т 474 К-т 663) и перед ПФ и фондами социального страхования (Д-т 474 К-т 65).

2Отнести взносы в ПФ и соцфонды к составу расходов отчетного периода в бухучете не представляется возможным, так как возникает «замкнутый круг»: использовать чистую прибыль следует уже после ее определения в бухучете, а ее исчисление может быть проведено только после накопления всех расходов.

3Действительно, если отражать начисление выплат из прибыли текущего года, то можно «перебрать» определенный учредительными документами или финпланом размер лимита фонда материального стимулирования. Если же начислить фонд в конце года, он появится в балансе и «фондовой» отчетности как обязательство по оплате труда.

Отражение в отчетности

Информация о распределении прибыли отражается в финансовой отчетности предприятия в отчете о собственном капитале (форма №4) годовой финансовой отчетности (строки 140 — 170: графа 8 — уменьшение прибыли, графы 3 — 7 — увеличение соответствующих показателей). Конечно, приведенные операции влияют и на показатели баланса предприятия:

— направление прибыли на формирование ФРП, увеличение резервного и прочего дополнительного капитала увеличивает соответствующую статью раздела I пассива «Собственный капитал» за счет уменьшения строки «Нераспределенная прибыль»;

— направление прибыли на выплату «госдивидендов» и материальное поощрение уменьшает только показатель неиспользованной прибыли (при условии, что платежи не уплачены, в балансе предприятия отражаются обязательства перед работниками или участниками (бюджетом) на соответствующую сумму).

Информация о назначении и условиях использования каждого элемента собственного капитала, согласно п. 18 П(С)БУ 5 «Отчет о собственном капитале», раскрывается в примечаниях (объяснительных записках) к финансовым отчетам.

В налоговой отчетности распределение прибыли не отражается (кроме начисления и выплат «госдивидендов», информация о которых приводится в Декларации о прибыли и специальном расчете (подробнее читайте в одном из следующих номеров «ДК»).

Пример 3

1. Остатки на счетах бухучета на 31.12.2006 г. (и 01.01.2007 г.) и их отражение в балансе (раздел I «Собственный капитал» пассива) составили (см. таблицу 1).

Таблица 1

Отражение в балансе остатков на счетах бухучета на 31.12.2006 г. и 01.01.2007 г.
(условие к примеру 3)

(тыс. грн)

Счет бухучета
Статья баланса
Код строки баланса
Сумма
40
Уставный капитал
300
13000
 
Паевой капитал
310
-
 
Дополнительный вложенный капитал
320
-
42
Другой дополнительный капитал
330
1600
 
Резервный капитал
340
-
44
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
350
160
 
Неоплаченный капитал
360
-
 
Изъятый капитал
370
-
  Всего по разделу I пассива баланса:
380
14760

2. За 2007 год получена чистая прибыль — 20000 грн, в т. ч. по кварталам: I — 19000 грн, ІІ — 6000 грн, ІІІ — 2000 грн, ІV — убыток 7000 грн.

3. В течение года начисленная по результатам ежеквартальной хозяйственной деятельности доля прибыли за год — 4050 грн, в т. ч. по кварталам: I — 2850 грн, ІІ — 900 грн, ІІІ — 300 грн.

4. В течение года по разрешению органа управления начислены за счет прибыли выплаты работникам, которые в налоговом учете не включаются в ВР (материальное стимулирование), — 1000 грн, взносы в ПФ и фонды социального страхования — 368,60 грн.

5. Уставом предусмотрено направление 40% чистой прибыли (8000 грн) на производственное развитие (на начало года неиспользованный ФРП не существует).

Амортизация необоротных активов за год — 14000 грн.

Приобретены необоротные активы в течение года (оборот по сч. 15) — 15000 грн.

Использование ФРП: 15000 - 14000 = 1000 грн.

Бухгалтерские проводки приведены в таблице 2. Отражение результатов вышеупомянутых операций в Отчете о собственном капитале приведено на образце 2.

Таблица 2

Определение и использование прибыли по условиям примера 3

№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Расчет суммы
Сумма, грн
Бухгалтерский учет
Д-т
К-т
1.
По результатам определения финансового результата за 2007 год отнесена сумма прибыли на нераспределенную прибыль
19000 + 6000 + 2000 - 7000
20000
79
441
2.
Начисление обязательств по отчислениям доли прибыли, подлежащей уплате в соответствующий бюджет в течение года (проводка осуществляется ежеквартально)
2850 + 900 + 300
4050 - сумма за год
443
671
3.
Направление прибыли в ФРП
20000 х 40%
8000
443
4261
4.
Направление средств на материальное поощрение
-
1000
443
663
5.
Начисление взносов в ПФ и ФСС со средств, направленных на материальное стимулирование
-
368,60
443
65
6.
Удержаны налоги и взносы в ФСС из сумм материального поощрения
Условно
170
663
641, 65
7.
Выплачено материальное поощрение через кассу или платежные карточки
1000 - 170
830
663
301, 311
8.
Перечислены из текущего счета взносы в ФСС и налоги из сумм материального поощрения
368,60 + 170
538,60
641, 65
311
9.
Перечислена в бюджет доля прибыли
-
4050
671
311
10.
Перечислен в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов
4050 х 25%
1012,50
641
311
11.
Отражены в учете результаты использования прибыли в 2007 году
4050 + 8000 + 1000 + 368,60
13418,60
441
443
12.
Отражено в учете использование ФРП
-
1000
4261
4262

Образец 2

Отчет о собственном капитале за 2007 год (форма №4, извлечение)

(тыс. грн)

Стаття
Код рядка
Статутний капітал
Інший додатковий капітал
Резервний капітал
Нерозподілений прибуток
Разом
1
2
3
6
7
8
11
Скоригований залишок на початок року
050
13000
1600
 
160
14760
...
Чистий прибуток (збиток) за звітний період
130
 
 
 
20,0
20
Розподіл прибутку:
 
 
 
 
 
 
Виплати власникам (дивіденди)
140
 
 
 
-4,0
-4,0
Спрямування прибутку до статутного капіталу
150
 
 
 
 
 
Відрахування до резервного капіталу
160
 
 
 
 
 
Формування іншого додаткового капіталу (фонд розвитку виробництва) та спрямування прибутку на матеріальне заохочення
170
 
8,0
 
-9,4
-1,4
...
Разом змін в капіталі
290
 
8,0
 
6,5
14,5
Залишок на кінець року
300
13000
1608,0
 
166,5
14774,5

Нормативная база

ХК — Хозяйственный кодекс Украины.

Положение №1213 — Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. №1213.

Алексей КРАВЧУК, аудитор



Следующая статья:  В начало статьи 



Если в лизинге — квартира предприятия Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Учет бюджетников
В редакцию «ДК» поступил вопрос об отражении юридическими лицами — плательщиками налога на прибыль операций по предоставлению в аренду квартир в свете Закона о прибыли. Об особенностях такого налогообложения читайте в данной статье.
...

В рубрике: 


Отчисление части прибыли в бюджет в 2008 году Фрагмент статьи (только начало)
№ 10 (10.3.2008) :: Суть дела :: Учет бюджетников
В «ДК» №7 мы рассматривали порядок отражения в бухгалтерском учете распределения прибыли государственных и коммунальных предприятий, указывая, что выплаты собственникам (государству — для государственных предприятий, соответствующей территориальной общине...

За границу - за госсредства Фрагмент статьи (только начало)
№ 50 (13.12.2004) :: Суть дела :: Учет бюджетников
В командировку за границу нынче ездят не только служебные лица предприятий негосударственной формы собственности. Все чаще в новостях можно слышать: "Делегация министерства или должностное лицо осуществило поездку за границу…". Конечно, "за свои" по загра...

0.01362