ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 04 (24.1.2011)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Местные налоги и сборы по новому НКУ

Одной из легальных, то есть установленных законодательством, классификаций налогов и сборов является их классификация на общегосударственные и местные. Сегодня, в рамках изучения нового Налогового кодекса (далее — НКУ), мы знакомим наших читателей с основами обложения местными налогами и сборами по новому НКУ. В связи с изменениями в составе налоговой системы плата за приобретение торговых патентов теперь, по сути, относится к местным сборам. Таким образом, в рамках данной тематики мы отдельно остановимся на торговых патентах.

Система местных налогов и сборов

Со вступлением в силу НКУ с 1 января 2011 г. утратят силу, в частности, законы Украины «О системе налогообложения», «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» и Декрет КМУ «О местных налогах и сборах».

В соответствии со ст. 10 НКУ, к местным налогам относятся:

— налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (вводится с 01.01.2012 г.) (о нем мы подробнее напишем в следующих номерах);

— единый налог.

К местным сборам относятся:

— сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

— сбор за места для парковки транспортных средств;

— туристический сбор.

Каких местных налогов и сборов отныне не будет

Представители правительства и ГНА Украины неоднократно подчеркивали необходимость отмены налогов, взимаемых в низких объемах, на администрирование которых расходуется большая сумма денег. Как видно из вышеприведенного, отныне из системы налогообложения исключены следующие местные налоги и сборы:

— налог на рекламу;

— коммунальный налог;

— рыночный сбор;

— сбор за выдачу ордера на квартиру;

— сбор за участие в бегах на ипподроме;

— сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

— сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе и ипподроме;

— сбор за право использования местной символики;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок;

— сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

— сбор с владельцев собак;

— сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

— курортный сбор1;

— налог по продаже импортных товаров.

1 Вместо указанного последним курортного сбора будет введен туристический сбор.

Полномочия местных советов

Решения об установлении местных налогов и сборов как и ранее принимают сельские, поселковые, городские советы в рамках своих полномочий. Согласно п. 10.3 местные советы обязательно устанавливают налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, единый налог и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Местным советам теперь не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

Однако установление сбора за места для парковки транспортных средств и туристического сбора согласно п. 10.4 НКУ осуществляется по решению местных советов. То есть эти сборы не являются обязательными.

Согласно пп. 12.3.5 НКУ, в случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, являющихся обязательными (т. е. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, единого налога и сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности), такие налоги и сборы взимаются исходя из норм НКУ с применением минимальной ставки местных налогов и сборов.

Решение об установлении местных налогов и сборов

Официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам обложения местными налогами и сборами, вступающим в силу с начала бюджетного периода, следующего за периодом его принятия (пункты 12.4, 12.5 НКУ). Согласно п. 3.1 НКУ, решения Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятые по правилам, установленным НКУ, относятся к налоговому законодательству.

Бюджетный период

Бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, — один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря этого же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января соответствующего года не является основанием для установления другого бюджетного периода.

Пункт 1 ст. 3 Бюджетного кодекса

Формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам утверждает ГНА Украины, которая при необходимости предоставляет методические рекомендации по их заполнению.

Элементы налогообложения

Как известно, при введении определенных налогов, сборов обязательно устанавливаются некоторые элементы, в совокупности определяющие механизм обложения таким налогом, сбором. В соответствии со ст. 7 НКУ, в тексте НКУ обязательно определяются налогоплательщики; объект налогообложения; база налогообложения; ставка налога; порядок исчисления налога; налоговый период; срок и порядок уплаты налога; срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога. При установлении налога исключительно НКУ может предусматривать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности

Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности — это будто бы новый местный налог. Однако если исследовать его сущность, можем увидеть, что это старый, но по-новому «одетый». Этот новый местный налог вводится вместо общегосударственного налога — платы за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности. Указанное подтверждают подпункты 14.1.68, 14.1.250 НКУ.

Налогоплательщики — хозсубъекты (юридические лица и физические лица — предприниматели), их обособленные подразделения, которые получают в установленном порядке торговые патенты и осуществляют следующие виды предпринимательской деятельности:

а) торговая деятельность в пунктах продажи товаров;

б) деятельность по оказанию платных бытовых услуг по перечню, определенному Кабинетом Министров Украины;

в) торговля валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты;

г) деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей).

Ставка налогов устанавливается из расчета на календарный месяц в соответствующем размере от МЗП, установленной законом на 1 января календарного года, с учетом вида деятельности, местонахождения пункта продажи товаров и ассортимента товаров, пункта по оказанию платных услуг.

Ставка сбора устанавливается на месяц, квартал, год, в зависимости от вида деятельности.

За осуществление торговой деятельности (п. 267.3 НКУ):

— на территории города Киева и областных центров — от 0,08 до 0,4 МЗП;

— на территории города Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров — от 0,04 до 0,2 МЗП;

— на территории других населенных пунктов — до 0,1 МЗП;

— если пункты продажи товаров (оказания услуг, расположены в курортной местности или на территории, прилегающей к таможне, другим пунктам перемещения через таможенную границу, органы местного самоуправления могут принять решение об увеличении ставки сбора, но не более 0,4 МЗП.

При осуществлении торговой деятельности нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом на стационарных, малогабаритных и передвижных автозаправочных станциях, заправочных пунктах устанавливается в пределах от 0,08 до 0,4 МЗП в зависимости от места расположения таких пунктов продажи.

При осуществлении торговли валютными ценностями на календарный месяц составляет 1,2 МЗП.

При осуществлении деятельности в сфере развлечений на квартал:

— для использования игрового автомата (игрового автомата «кран-машина», игрового автомата, на котором проводятся детские игры, иного игрового автомата, предназначенного для проведения платных развлекательных игр) — 1 МЗП;

— для использования игровых желобов (дорожек) кегельбана, боулинга, которые вводятся в действие с помощью жетона, монеты или без них, — 2 МЗП за каждый игровой желоб (дорожку);

— для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие посредством жетона, монеты или без них, кроме столов для бильярда, которые используются для спортивных любительских соревнований, — 1 МЗП за каждый стол для бильярда;

— для проведения других платных развлекательных игр — МЗП за каждое отдельное игорное место.

При осуществлении торговой деятельности с приобретением льготного торгового патента (перечень видов деятельности установлен НКУ) — 0,05 размера МЗП ежегодно.

В соответствии с пп. 267.3.8 НКУ ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента за один день составляет 0,02 МЗП.

Торговые патенты

Торговый патент — государственное свидетельство с ограниченным сроком действия на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности, пользование которым предусматривает своевременное внесение в бюджет вышеупомянутого сбора.

Как и раньше, согласно пунктам 152.1 и 152.2 НКУ, налогоплательщик, осуществляющий деятельность, подлежащую патентованию, обязан отдельно определять налог на прибыль от каждого вида такой деятельности и отдельно определять налог от иной деятельности. С этой целью ведется отдельный учет доходов, полученных от деятельности, подлежащей патентованию, и расходов, связанных с ведением деятельности с учетом отрицательного значения как результата расчета объекта налогообложения. Налог, полученный от деятельности, подлежащей патентованию, подлежит уплате в бюджет в сумме, определенной в соответствии с установленным порядком и уменьшенной на стоимость приобретенных торговых патентов на право осуществления такого вида деятельности.

Будет ли идти речь о «кассовом методе» (т. е. когда плата за торговый патент будет уменьшать налог на прибыль в периоде оплаты), или о принципе бухучета — по начислению (т. е. в периоде, за который оплачен патент) — из текста кодекса не видно. Будем надеяться, что соответствующий вопрос будет выяснен в новой форме декларации по налогу на прибыль.

Заметим, что стоимость торговых патентов, которая учитывается в уменьшение налогового обязательства налогоплательщика, в соответствии с пп. 139.1.10 НКУ не включается в состав расходов.

Ответственность за нарушение порядка получения и использования торгового патента предусмотрена в ст. 125 НКУ.

При изучении норм НКУ о патентовании может сложиться первое впечатление о том, что патентованию будет подлежать не только торговля за наличные, а вся торговая деятельность. Но это не так. В соответствии с пп. 14.1.246 НКУ, в целях раздела XII «Местные налоги и сборы» этого Кодекса торговая деятельность — это розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (ресторанное хозяйство) сфере за наличность, прочие наличные платежные средства и с использованием платежных карточек.

Согласно подразделу 7 Переходных положений НКУ, торговые патенты, выданные согласно требованиям Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», срок действия которых не истек на момент вступления в силу данного Кодекса, подлежат возврату органам государственной налоговой службы по месту их приобретения в 3-месячный срок (но не позже окончания срока их действия). При этом субъекты хозяйствования несут ответственность за соблюдение порядка использования торговых патентов, выданных в соответствии с Законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», и за соблюдение срока уплаты за них, предусмотренную главой 11 раздела II данного Кодекса.

Сбор за места для парковки

Вместо сбора за парковку автотранспорта, плательщиками которого являлись юридические лица и граждане, паркующие автомобили в специально оборудованных или отведенных для этого местах, отныне будет сбор за места для парковки транспортных средств (ст. 266 НКУ), плательщиками которого будут выступать юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица — предприниматели, которые согласно решению сельского, поселкового или городского совета организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.

Объектом налогообложения является земельный участок, который согласно решению сельского, поселкового или городского совета специально отведен для обеспечения парковки транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, тротуарах или других местах, а также коммунальные гаражи, стоянки, паркинги (здания, сооружения, их части), построенные за счет средств местного бюджета. Базой налогообложения является площадь земельного участка, отведенная для парковки, а также площадь коммунальных гаражей, стоянок, паркингов (зданий, сооружений, их частей), которые построены за средства местного бюджета. Ставка налога за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнях за 1 кв. м площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, в размере от 0,03 до 0,15 процента МЗП, установленной на 1 января отчетного года.

Сбор исчисляется в соответствии с декларацией, которая подается за календарный квартал.

Сбор уплачивается в местные бюджеты авансовыми взносами по 30 число (включительно) каждого месяца (в феврале по 28 (29) включительно) по месту расположения специально отведенного места для парковки транспортных средств. Окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Туристический сбор

Налогоплательщиками являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством оставить место нахождения в указанный срок. База налогообложения исчисляется из стоимости всего периода проживания (ночевки) без НДС. Ставки налога — от 0,5 до 1% к базе взимания сбора.

Порядок исчисления налога. Сбор по решению местных советов может взиматься налоговыми агентами.

Они взимают сбор при оказании услуг, связанных со временным проживанием (ночевкой), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание.

Налоговыми агентами могут быть:

а) администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и других учреждений гостиничного типа, санаторно-курортные учреждения;

б) квартирно-посреднические организации, направляющие неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридические лица или физические лица — предприниматели, уполномоченные местным советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

По итогам отчетного периода — квартала подается налоговая декларация.

Сбор уплачивается в местные бюджеты авансовыми взносами по 30 число каждого месяца (в феврале по 28 (29) включительно). Суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов отражаются в квартальной налоговой декларации. Окончательная сумма сбора, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей), уплачивается в сроки, определенные для квартального налогового периода.

Плательщиками сбора не могут быть лица, которые:

а) постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;

б) лица, прибывшие в командировку;

в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы либо детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

г) ветераны войны;

ґ) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

д) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории и пансионаты.

Единый налог

Единый налог включен НКУ в систему налогообложения и предусмотрен в числе местных налогов и сборов. Однако его взимание будет осуществляться, как и ранее, в соответствии с Указом Президента №727. Заметим, что подразделом 8 Переходных положений НКУ предусмотрен ряд особенностей применения упрощенной системы налогообложения. Особенности уплаты единого налога будут рассматриваться отдельно на страницах «Дебета-Кредита».

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., аудитор



Следующая статья:  В начало статьи 



Ценнобумажные убытки — есть хорошие новости! Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
С 1 апреля вступают в силу нормы Налогового кодекса, касающиеся порядка обложения налогом на прибыль. Однако в течение I кв. плательщикам на общей системе налогообложения все же придется работать по действующему Закону о прибыли. Кроме того, и декларацию ...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.976349