(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 16 (18.4.2011)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Командировка по-новому

С утратой силы Закона о прибыли1 утратили силу те нормы и правила, которые до этого регулировали вопросы налогового учета расходов, связанных с командировками (пп. 5.4.8). Им на смену пришли новые нормы и правила (пп. 140.1.7 НКУ). Нельзя сказать, что изменения коренные (скорее — существенные), но они есть. И эти изменения требуют не только коррекции в учете предприятия, но и подготовки новых внутренних распорядительных документов. Причем касаются они не только плательщиков налога на прибыль. НКУ требует от любого работодателя удержать НДФЛ из суммы, израсходованной командированным работником сверх размеров, определенных разделом III «Налог на прибыль предприятий» (п. 170.9).

Основные изменения

1. Закон о прибыли (пп. 5.4.8) при определении размера суточных ссылался на соответствующее постановление КМУ для всех налогоплательщиков. Отныне постановлением КМУ суточные устанавливаются исключительно для государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств (далее — бюджетные организации), а также членов экипажей судов (других транспортных средств), осуществляющих свою деятельность за пределами таможенной границы Украины. Для всех остальных налогоплательщиков размер суточных отныне определяется непосредственно в НКУ и отличается от предельных границ, установленных когда-то Постановлением №6632.

1 Закон Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий». Утратил силу с 1 апреля 2011 года.

2 Постановление КМУ от 23.04.99 г. №663 «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу». Утратило силу с 1 апреля 2011 года. Вместо него есть Постановление КМУ от 02.02.2011 г. №98.

2. Кабинет Министров Постановлением №98 установил предельные нормы суточных и расходов на наем жилого помещения для бюджетных организаций, а также поручил Минфину внести изменения в Инструкцию о служебных командировках.

3. Министерство финансов Украины приказом от 17.03.2011 г. №362 внесло изменения в свою Инструкцию №59 и изложило ее в новой редакции, но (!) только для бюджетных организаций. С текстом Инструкции можно ознакомиться в «ДК» №16/2011. Остальные предприятия могут использовать ее нормы для разработки и введения собственной инструкции, положения, приказа о командировке или приложения к коллективному соглашению.

Суточные расходы: как их определить

Дело в том, что НКУ хотя и определяет непосредственно размер суточных, но устанавливает только их максимальный размер(см. таблицу). При этом размер суточных не уменьшается в зависимости от указанных в счетах гостиниц расходов на питание.

Таблица

Максимальный размер суточных, установленных пп. 140.1.7 НКУ для небюджетных организаций

Страна командировки
Максимальное ограничение суточных расходов
Максимальный размер суточных расходов
Украина Не более 0,2 мин. з/п на 1 января отчетного года* Не более 188,20 грн
Заграница Не более 0,75 мин. з/п на 1 января отчетного года Не более 705,75 грн
* Минимальная заработная плата установлена на 1 января 2011 года согласно ст. 22 Закона Украины от 23.12.2010 г. №2857-VI «О государственном бюджете на 2011 год» и составила 941 грн.

На наш взгляд, у предприятий теперь есть, по меньшей мере, несколько вариантов действий относительно определения размера суточных.

1. До появления каких-либо разъяснений оставить размер суточных на уровне, установленном для бюджетных организаций Постановлением №98, а это 30 грн по Украине и от 25 до 50 долл. США за границу — в зависимости от страны командировки.

2. Приказом по предприятию, коллективным договором, другими распорядительными документами установить свой размер суточных.

Второй подход дает предприятию возможность выбрать несколько вариантов решений.

Во-первых, размер суточных не обязательно должен быть максимальным.

Во-вторых, можно установить несколько размеров суточных в зависимости от ранга наемных работников.

Пример 1 Для работников руководящего состава командировочные расходы по Украине можно установить на уровне 180 грн, для сотрудников среднего звена руководства — 150 грн, для всех остальных сотрудников — 80 грн.

В-третьих, размер суточных может быть и минимально приемлемым для предприятия.

Пример 2 В руководство предприятия входят несколько иностранцев, которые выезжают за границу в командировку самое малое раз в месяц продолжительностью не менее 10 — 14 суток. Обязательная выплата суточных в установленном до 1 апреля с. г. Постановлением №663 размере — 50 долл. США — была финансово обременительной для предприятия. Отныне приказом по предприятию для такой категории лиц может быть установлен значительно меньший размер суточных.

В-четвертых, размер суточных может устанавливаться для каждой командировки отдельно соответствующим приказом о такой командировке.

В-пятых, выплата максимального размера суточных работникам, работа которых носит передвижной характер: торговые представители, менеджеры по заготовке и закупке сырья и др., — станет хорошей возможностью экономии на уплате НДФЛ и единого социального взноса.

Обращаем внимание на то, что невыплата суточных вообще будет противоречить ст. 121 Кодекса законов о труде Украины. Также по-прежнему предприятие может установить и больший размер суточных, чем определенный пп. 140.1.7 НКУ, но относить к составу расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно только суточные в предельных размерах, установленных указанным подпунктом НКУ.

Другие командировочные расходы

Кардинальных изменений в перечне расходов, относящихся к командировочным расходам, не произошло. Правда, он немного расширен и уточнен, и вопросы, которые ранее регулировались разъяснениями и письмами государственных органов или же вовсе не были урегулированы, отныне прямо прописаны в кодексе. Так:

1) разрешается подтверждение расходов на транспорт электронными билетами при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта;

Виды командировочных расходов, предусмотренные пп. 140.1.7 НКУ

  • расходы на проезд (в т. ч. перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки, в т. ч. на арендованном транспорте; чартерными рейсами; а также проезд, который подтверждается электронным билетом (при наличии посадочного талона и документа об уплате) по всем видам транспорта*;
  • оплата стоимости проживания в гостиницах (мотелях);
  • расходы на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и глажка одежды, обуви или белья), которые включены в гостиничные счета;
  • расходы на наем других жилых помещений;
  • расходы на бронирование мест в местах проживания;
  • оплата телефонных разговоров;
  • оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз);
  • расходы на обязательное страхование, в т. ч. расходы на страхование жизни или здоровья командированного лица или его гражданской ответственности (в случае использования транспортных средств), если согласно законам страны командировки или стран, по территории которых осуществляется транзитное следование в страну командировки, такое страхование является обязательным;
  • другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в т. ч. любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

* Жирным шрифтом выделены нормы, которых не было в редакции пп. 5.4.8 Закона о прибыли.

2) прямо прописано, что проезд может осуществляться на арендованном транспорте;

3) в расходы на проезд включаются и расходы на чартерные рейсы;

4) уточнено, что расходы на проезд и проживание могут, помимо прочего, включать расходы на бронирование;

5) разъяснено, что под обязательным страхованием имеется в виду не только страхование, обязательное в соответствии с законодательством Украины, но и страхование, обязательное для стран командировки или стран, по территории которых осуществляется транзитное движение в страну командировки.

Подтверждающие документы, или Нужно ли выписывать командировочное удостоверение

Кроме разрешения подтверждать расходы на транспорт электронными билетами, НКУ принес еще одно довольно существенное нововведение в части документов, которое, без преувеличения, многих озадачило.

Дело в том, что раньше, в соответствии с пп. 5.4.8 Закона о прибыли, сумма суточных в пределах Украины и стран, с которыми не установлен или упрощен пограничный контроль, устанавливалась в соответствии с отметками отправляющей и принимающей стороны на командировочном удостоверении, форма которого была утверждена ГНАУ.

Вспомните только, сколько бухгалтерские службы потратили сил и времени на эти удостоверения, соблюдение их соответствующей формы (с Трезубом и без), печати в них (круглые и не круглые)! И вот на тебе: обязательность применения командировочного удостоверения в качестве подтверждающего документа отменена.

Обратите внимание! Как и в соответствии с Законом о прибыли, согласно ст. 140 НКУ расходы на командировку носят характер расходов двойного назначения, т. е. расходов, которые учитываются для расчета налоговой прибыли только в какой-то части. Для этого налогоплательщик должен документально доказать принадлежность таких расходов, во-первых, к собственной хозяйственной деятельности, во-вторых, их соответствие требованиям норм указанной статьи.

Напомним, что «хозяйственная деятельность» — это деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам» (ст. 14.1.36 ГКУ).

При этом НКУ относит к соответствующим первичным документам, которые должны подтверждать сумму суточных:

1) приказ о командировке;

Определение суточных во время командировки:

в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;

в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе.

2) другие соответствующие первичные документы.

К приказу о командировке нам не привыкать: его необходимость и содержание были предусмотрены нормами Инструкции №59 в прежней ее редакции. Но его наличия и определения в нем срока командировки недостаточно. Что это за «другие соответствующие первичные документы» должны быть?

Во-первых, очевидно, что законодатель требует от нас, так сказать, комплексного подхода. А именно: приказ о командировке в качестве подтверждающего документа должен рассматриваться в совокупности с такими документами, как:

1) транспортные билеты и сроки прибытия/убытия в/из места командировки;

2) гостиничные счета и сроки пребывания, указанные в них;

3) путевой лист автомобиля с указанными в нем сроками и маршрутом.

Во-вторых, само командировочное удостоверение, как таковое, никто не отменял. Предприятие может разработать его форму и утвердить отдельным приказом в соответствии с внутренними нормами (процедурами) или нормами (процедурами) группы (ассоциации), в которую оно входит.

В-третьих, командировочное удостоверение можно заменить Отчетом о результатах командировки1, который бы, помимо прочего, содержал отметки принимающей стороны (см. образец) и своим содержанием доказывал бы бесспорную связь командировки с хозяйственной деятельностью предприятия.

1 Просьба не путать с Отчетом об использовании средств, выданных на командировку или под отчет. О его новой форме, которая вступила в силу с 31.01.2011 г., «ДК» писал в №8/2011 (статья Татьяны Мойсеенко «Новый авансовый отчет, новые сроки отчетности»).

Образец

В отношении командировок в страны с визовым режимом ничего не изменилось: по-прежнему срок командировки определяется по отметкам пограничников в загранпаспорте командированного работника. Правда, стоит напомнить, что Закон Украины от 05.11.2009 г. №1710-IV «О пограничном контроле» устанавливает необязательность таких отметок. Их проставляют только по требованию командированного. Поэтому в распорядительном документе о командировке на предприятии стоит прописать напоминание командированным работникам о необходимости обращения в пограничные службы за проставлением таких отметок.

Нормативная база

  • Постановление №98 — Постановление КМУ от 02.02.2011 г. №98 «О суммах и составе командировочных расходов, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, государственных служащих».
  • Инструкция №59 — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. №59.

Ирина ЗУБРИЦКАЯ, аудитор, налоговый консультант



Следующая статья:  В начало статьи 



НДС в посреднических операциях Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Плательщики НДС по новым правилам налогообложения посреднических операций, установленным НКУ, работают несколько месяцев. Некоторые нормы Кодекса проанализированы самостоятельно, некоторые вызывают вопрос и сегодня.
Наконец письмом ГНАУ от 25.03.2011 г...

В рубрике: 


Уступка права требования «единщику» Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ООО на общей системе хочет уступить право требования долга в 10 тыс. грн.
Уступает ООО на едином налоге. Варианта два: уступка за 3 тыс. гривень или
уступка бесплатно. Какой вариант выгоднее с точки зрения налогообложения?
Когда возникает дохо...

Конечные бенефициары — продолжение истории Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
Ажиотаж, поднявшийся вокруг предоставления госрегистраторам информации о
конечных бенефициарных собственниках (контролерах) юрлиц, вынудил
законодателей принять 21.05.2015 г. Закон Украины №475-VIII «О внесении
изменений в некоторые законы Укр...

0.017094