(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 22 (30.5.2011)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Суточные с 1 апреля: два учета, два варианта

С 01.04.2011 г. вступили в силу изменения налогового законодательства, существенно отразившиеся на нормативных актах законодательства, регулирующего вопросы командировок.
Мы рассмотрели тему командировок в «ДК» №16/2011. Но на горячую линию редакции поступают многочисленные вопросы по этой теме. Так что мы решили еще раз уделить внимание вопросам, связанным с командировками.

Как было до 31.03.2011 г.

До 31.03.2011 г. (и начиная еще с 1997 года, периода вступления в силу Закона о прибыли) все это время действовали нормы налогового и бухгалтерского законодательства, определявшие свои условия для командировок. Так, в налоговом законодательстве налогообложение сумм командировочных расходов (включение в состав валовых расходов) проводилось в соответствии с пп. 5.4.8 Закона о прибыли. Выполняя условия данного подпункта, к составу ВР относились суммы суточных, которые:

1) имели предельные размеры, определенные Постановлением КМУ №663;

2) исчислялись в соответствии с отметками, проставленными в командировочном удостоверении типовой формы, утвержденной Приказом №260.

Как видим, для норм налогового законодательства действовали одновременно три документа: Закон о прибыли, Постановление №663 и Приказ №260.

Порядок определения расходов в бухучете был отдельно прописан в Инструкции №59, которую разработал Минфин, но которая не имела никакого значения для норм налогового законодательства. Ведь Закон о прибыли не требовал наличия такого документа и не содержал ссылок на признание отдельных расходов, не учтенных в пп. 5.4.8 Закона о прибыли как командировочные расходы.

Следовательно, все прошлое время (с 1997 года по 31.03.2011 г.) порядок исчисления сумм командировочных расходов, предельные не облагаемые налогом размеры суточных, документирование командировок, ну и собственно определение «служебная командировка» были четко определены в нормативных актах, которыми пользовались все: как коммерческие, частные предприятия и предприниматели, так и предприятия, которые полностью или частично финансируются из бюджета или на которых работают госслужащие. Но с 01.04.2011 г. все изменилось.

Что изменилось с 01.04.2011 г.

С 01.04.2011 г. вступил в силу раздел III НКУ, заменивший Закон о прибыли. А значит, все нормативные документы, разработанные по требованию Закона о прибыли, с 01.04.2011 г. уже не действуют, поскольку не действует и сам Закон о прибыли. При этом в разделе III НКУ отдельным подпунктом определяются состав, условия и размеры сумм командировочных расходов — это пп. 140.1.7 НКУ. Изучая его, видим, что условия о суммах и составе расходов, суммах суточных, документировании командировок касаются всех предприятий.

При этом в отношении сумм суточных не определены требования к оформлению командировочных удостоверений, срокам командировки и т. п.

Зато Кабмин должен отдельно определять предельные нормы суточных для командировки:

1) членов экипажей судов/других транспортных средств или суммы, направляемые на питание таких членов экипажей вместо суточных (это Постановление №73);

2) госслужащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств (это Постановление №98, заменившее ранее Постановление №663).

Что касается предельных норм суточных и других командировочных расходов для коммерческих, частных предприятий, то теперь НКУ не требует наличия отдельного постановления КМУ, поскольку все такие предприятия обязаны руководствоваться исключительно нормами НКУ!

Постановление №98, вступившее в силу с 01.04.2011 г., является обязательным только для бюджетных учреждений и учреждений, где работают госслужащие, а для всех обычных коммерческих, частных предприятий носит рекомендательный характер (кроме минимальных сумм суточных, но об этом см. далее). Но у читателей возникает следующий вопрос: какова судьба Инструкции №59 с 01.04.2011 г.? Будет ли она по-прежнему действовать в привычном для всех порядке?

В новой редакции1 Инструкция №59 изложена совсем по-новому, и, главное, она становится обязательной для использования только предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Следовательно, и этот документ для частных предприятий переходит из обязательного в рекомендательный статус.

1 Установленной приказом Минфина от 17.03.2011 г. №362.

Чтобы подытожить вышеизложенное, мы составили таблицу, которая поможет наглядно понять изменения в нормативных актах по вопросам командировок (см. таблицу 1).

Таблица 1

Нормативная база по вопросам командировок

С 1997 года по 31.03.2011 г.
Начиная с 01.04.2011 г.
1. Налоговый учет:
а) пп. 5.4.8 Закона о прибыли;
б) Постановление КМУ №663;
в) Приказ ГНАУ №260.
2. Бухгалтерский учет:
а) Инструкция №59
1. Налоговый учет:
а) пп. 140.1.7 НКУ;
б) Постановление КМУ №98 — обязательно для предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Для всех остальных предприятий носит рекомендательный характер.
2. Бухгалтерский учет:
а) Инструкция №59 — обязательна для предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Для всех остальных предприятий носит рекомендательный характер

Получается, что для частных предприятий отсутствуют нормативные документы, которые четко рассматривали бы вопросы командировок. Поэтому советуем всем таким предприятиям на 2011 год разработать и утвердить свои положения о командировке, которые охватывали бы все вопросы командировок работников по Украине и за границу.

Документальное оформление командировок для определения сумм суточных

Приказ о командировке. Как определяет п. 1 раздела II Инструкции №59, направление работника предприятия в командировкувпределах Украины осуществляется руководителем этого предприятия или его заместителем и оформляется приказом (распоряжением) с указанием: пункта назначения, наименования предприятия, куда командирован работник, срока и цели командировки.

А вот в соответствии с п. 1 раздела III Инструкции №59 командировка за границу осуществляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя предприятия после утверждения технического задания, в котором определяются цель выезда, задачи и ожидаемые результаты командировки, срок, условия нахождения за границей (при поездке по приглашению подается его копия с переводом), и сметы расходов.

Поскольку руководитель предприятия может устанавливать дополнительные ограничения, касающиеся сумм и цели использования средств на командировку, расходов на наем жилого помещения, на бытовые услуги, транспортные и прочие расходы, то все подобные ограничения вводятся приказом руководителя предприятия или в положением о командировке.

Образец приказа на командировку.

Образец

Командировочное удостоверение

Как мы указывали выше, до 31.03.2011 г. действовали условия пп. 5.4.8 Закона о прибыли, во исполнение которого ГНАУ в 1997 году Приказом №260 утвердила типовую форму командировочного удостоверения. И типовая форма удостоверения, и наличие отметок в нем были главными критериями, определявшими «валоворасходность» сумм суточных. Но с 01.04.2011 г. благодаря нормам пп. 140.1.7 НКУ требования о наличии отметок в удостоверении, как и о типовой форме командировочного удостоверения уже отсутствуют. Значит, с 01.04.2011 г. для налоговых расходов суммы суточных в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), определяются согласно:

1) приказу о командировке;

2) соответствующим первичным документам.

Первичные документы в бухучете, которые с 01.04.2011 г. являются определяющим условием расходов и доходов по НКУ, устанавливают Закон о бухучете и Положение №88: первичный документ — это документ, содержащий сведения о хозоперации и подтверждающий ее осуществление.

Обратите внимание, что в пп. 140.1.7 НКУ используются два определения документов: подтверждающие и первичные. Например, если работник направлен в командировку в г. Львов в ООО «Персик» со служебным заданием на определенный срок, то подтверждающими документами в данном случае будут документы, подтверждающие стоимость понесенных расходов (это транспортные билеты, документы о проживании и т. п.), а также то, что работник действительно был во Львове.

А вот первичным документом, который содержал бы сведения о хозоперации (приказа о командировке в данном случае недостаточно) и подтверждал выполнение служебного поручения в ООО «Персик» (то, что работник действительно был на предприятии), по мнению автора, будет так называемое командировочное удостоверение. Но! До 31.03.2011 г. удостоверение должно было быть обязательно типовой формы. А вот с 01.04.2011 г. типовая форма отсутствует, поэтому можно разработать любую удобную для предприятия форму командировочного удостоверения как первичный документ с выполнением условий по обязательным реквизитам (п. 2 Положения №88), в т. ч. использовать старую форму удостоверения как образец или вообще продолжать его выписывать.

Кстати, наши выводы о наличии командировочного удостоверения подтверждаются в Единой базе налоговых знаний на веб-сайте ГНАУ (sta.gov.ua) в разделе «Комментарии и разъяснения».

ГНАУ о подтверждающих документах при командировках

Вопрос. Какие документы являются подтверждающими для включения в состав расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, сумм суточных при командировке в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы?

Ответ. Действует с 01.04.2011 г. В соответствии с пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года №2755-VI (далее — НКУ) при определении объекта налогообложения учитываются командировочные расходы физических лиц, в частности расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более 0,2 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки, а для командировок за границу — не более 0,75 размера минимальной заработной платы, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки. Сумма суточных определяется при командировке: в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам (наличие отметок командирующей и принимающей стороны на командировочном удостоверении); в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе. <...>

В. ЗАХАРЧЕНКО, председатель ГНАУ

Отметки в загранпаспорте. В предыдущем разделе мы уже выяснили необходимость оформления командировочного удостоверения, если работник направлен в командировку по Украине или в страну, куда не нужно оформлять визу (безвизовые страны).

Если работник направляется в командировку за границу в страны, где наличие визы является обязательным условием пересечения границы (визовые страны), то в этом случае пп. 140.1.7 НКУ определяет условия признания налоговых расходов относительно сумм суточных в такие страны согласно:

1) приказу о командировке;

2) отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе.

Ранее, до 31.03.2011 г., пп. 5.4.8 Закона о прибыли признавал право на валовые расходы сумм суточных при наличии отметок в загранпаспорте, проставленных пограничниками. А какого государства, Закон не уточнял, поэтому до 31.03.2011 г. и не было особых проблем с отсутствием отметок пограничников Украины, например, при выезде из Украины.

С 01.04.2011 г. требование об отметках при пересечении границы Украины осталось, но отныне их должны проставлять в загранпаспорте при выезде и въезде именно пограничники Украины. Интересно, что проставление таких отметок для самих пограничников так и не стало обязательным: они продолжают ставить отметки только по требованию путешествующих.

Кстати, в разделе III новой редакции Инструкции №59 условие об отметках прописано следующим образом:

«16.1. Фактическое время нахождения в командировке определяется:

а) в случае командировки из Украины в государства, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и отметкам о пересечении государственной границы Украины в паспортном документе (загранпаспорте или заменяющем его документе), которые проставляются уполномоченным служебным лицом Государственной пограничной службы Украины, осуществляющей пограничный контроль, по личному обращению командированного лица о проставлении такой отметки».

Поэтому советуем в приказе о направлении работника в командировку за границу в визовые страны вписывать обязательное требование о получении отметок о пересечении государственной границы Украины во время выезда и въезда непосредственно по личному обращению к пограничникам Украины.

Суточные: в пределах норм и сверхнормативные

Суточные расходы — это расходы на питание и финансирование других собственных нужд физлица, понесенные им в связи с его командировкой.

В период с 1997 г. по 31.03.2011 г. суммы суточных формировались в соответствии с пп. 5.4.8 Закона о прибыли и п. 1 Постановления №663, в которых указывались предельные размеры сумм суточных для ВР и условия их начисления — за каждый день командировки, включая день выезда и приезда.

Начиная с 01.04.2011 г., как мы уже указывали выше, Постановление №663 не действует. Суммы суточных, выплачиваемых предприятием работнику с 01.04.2011 г., для налоговых расходов не могут превышать:

1) для командировок по Украине — 0,2 размера минимальной зарплаты, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (188,20 грн);

2) для командировок за границу — не более 0,75 размера минимальной зарплаты, действовавшего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, в расчете на сутки (705,75 грн).

Суточные расходы с 01.04.2011 г.

Во-первых, отсутствуют фиксированные предельные размеры суточных расходов! Обратите внимание, что в пп. 140.1.7 НКУ указано только условие непревышения определенных сумм, а не четко указаны такие ограниченные суммы (которые, кстати, исчисляются от любопытного показателя — «минимальной зарплаты для трудоспособного лица на 1 января»1). Учитывая, что размер минимальной зарплаты на 1 января 2011 г. составлял 941 грн, к налоговым расходам разрешено относить суммы суточных:

1) по Украине — не более 188,20 грн из расчета на сутки;

2) за границей — не более 705,75 грн из расчета на сутки.

1 Напомним, что в Украине есть минимальная зарплата и прожиточный минимум, в т. ч. на трудоспособное лицо. А вот «минимальной зарплаты для трудоспособного лица» не существует (это предусматривало бы, по меньшей мере, наличие «минимальной зарплаты для нетрудоспособного лица», а это нонсенс).

И такие размеры сумм, которые нельзя превышать в составе налоговых расходов, будут действовать в течение 2011 г. Но они не являются фиксированными и могут быть меньше.

Во-вторых, минимальные размеры суточных существуют! Так, в ст. 121 КЗоТ предусмотрено, что работникам, направляемым в командировку, выплачиваются суточные за время нахождения в командировке в порядке и размерах, установленных законодательством. С 01.04.2011 г. предельные суммы суточных определены в Постановлении №98 для предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. При этом, в соответствии со ст. 12 Закона об оплате труда, гарантии и компенсации работникам во время служебных командировок, установленные КЗоТ и другими законодательными актами, являются минимальными государственными гарантиями! Учитывая вышеупомянутое, а также письмо Минфина от 11.07.2002 г. №041-407-627/13-5683, размер суточных расходов, возмещаемых работникам, направленным в командировку предприятиями всех форм собственности, по мнению автора, не может быть ниже норм суточных расходов, установленных Постановлением №98.

Поэтому для командированных работников любого предприятия минимальная сумма суточных по Украине составляет 30 грн, а для командировок за границу минимальные суммы суточных расписаны для каждой страны отдельно в приложении 1 к Постановлению №98 (см. в «ДК» №11/2011).

В-третьих, суточные расходы списываются в налоговом учете из расчета на сутки! Хотя Инструкция №59 в новой редакции пишет о командировке в днях. И это наибольший каламбур, который мог прописать законодатель в части командировочных расходов.

Как мы уже указывали, до 31.03.2011 г. в пп. 5.4.8 Закона о прибыли предусматривалось списание в составе ВР сумм суточных из расчета за каждый день командировки, включая день выезда и приезда. Но с 01.04.2011 г. в налоговом учете списание сумм суточных в составе налоговых расходов производится в соответствии с пп. 140.1.7 НКУ из расчета на сутки, поэтому автор считает, что суммы суточных в составе налоговых расходов списываются не по дням, а по суткам командировки!

Чаще всего читатели задают следующий вопрос: «Если прочитать Инструкцию №59 в новой редакции, то, как и ранее, командировка считается по дням. Как быть?».

Ответ на этот вопрос очень простой: НКУ описывает условия формирования налоговых расходов, а Инструкция №59 описывает условия командировки, в т. ч. в ее бухучете (поскольку Инструкция утверждена Минфином).

При этом предприятие как направляло работника в командировку на срок в днях, так и продолжает направлять в днях. Только, по мнению автора, в этих днях есть определенное количество суток, которое необходимо определить для налогового учета.

Каких только вариантов автор не наслушалась на семинарах в части определения «суток» командировки... И время, когда работник вышел из офиса и вернулся в него из командировки. И время, когда у него отбывает транспорт (поезд или самолет) и прибывает назад. И это время является стартом и финишем при исчислении количества часов для подсчета суток командировки. Даже были предложения по исчислению среднечасовой суммы суточных.

Но оставим все эти догадки.

Обратимся к Инструкции №59. Хотя она касается только госпредприятий, но применять ее как рекомендательную можно всем предприятиям. Порядок определения суток командировки нам подсказывает сама Инструкции №59 в п. 8 раздела I: «Днем выбытия в командировку считается день (а не час, поэтому никаких среднечасовых суточных! — Прим. автора) отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства с места постоянной работы командированного работника, а днем прибытия из командировки — день прибытия транспортного средства в место постоянной работы командированного работника. При отправлении транспортного средства до 24-х часов включительно днем выбытия в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — следующие сутки».

Все четко: день командировки — это день, указанный в приказе о командировке. И сутки этого дня начинаются в 00:00 часов и заканчиваются в 24:00 часа, вторые сутки начинаются уже в 00:00 часов следующего дня, и так далее — до дня возвращения. Обратите внимание: для определения суток должна учитываться ночь — переход часов на 00:00 часов следующего дня. И здесь начинается самое интересное!

Поскольку ГНАУ до сих пор не предоставила официальных разъяснений, определение суток можно условно разделить на два варианта.

Вариант 1. Для смелых бухгалтеров «сутки = день командировки».

Вариант 2. Для осторожныхбухгалтеров (к ним относится и автор статьи) количество суток лучше всего определять по количеству ночей в командировке, поскольку пп. 140.1.7 НКУ не определяет порядок исчисления суток для сумм суточных. Становится понятно, что день выезда и день приезда охватывают одну ночь. А значит, одни сутки. Все остальные дни командировки с ночами охватывают полные сутки.

Рассмотрим примеры с осторожной точкой зрения на формирование налоговых расходов по суммам суточных.

Пример 1 Командировка на 5 дней. В этих 5-ти днях командировки имеют место только 4 ночи командировки. Следовательно, это и есть 4 суток для определения сумм суточных в составе налоговых расходов.

Или можно считать по-другому: день приезда и день отъезда — 1 сутки (как это считалось до 1997 года!), все остальные полноценные 3 дня командировки являются полноценными тремя сутками командировка. Итого 4 суток.

Пример 2 Работник направлен на 2 дня в командировку. В этом случае суточные считаются в составе налоговых расходов с ограничением суммы в расчете одних суток.

Подытоживая, делаем вывод, что суммы суточных по Украине не могут быть меньше 30 грн в день и больше 188,20 грн из расчета на сутки.

В-четвертых, предельные нормы суточных для каждой командировки фиксируются в приказе о такой командировке! Почему? Потому, что бухгалтер не может опираться на суммы «не более чем 188,20 грн и 705,75 грн», поскольку они не зафиксированы в НКУ (о чем мы писали в начале этого раздела). Предельные фиксированные суточные в законодательстве отсутствуют. Поэтому для каждой командировки сумма суточных может быть разной, но в целях налоговых расходов не должна превышать вышеупомянутых сумм для Украины и заграницы.

Обратимся еще раз к пп. 140.1.7 НКУ: «суммы суточных определяются в случае командировки:

— в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;

— в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или заменяющем его документе».

Поскольку фиксированные суммы суточных, которые признавались бы в составе налоговых расходов для каждой командировки, отсутствуют, такие суммы должны определяться согласно приказу о командировке. Обратите внимание: именно на приказе о командировке делается акцент в НКУ. Поэтому советуем в каждом приказе о командировке фиксировать сумму суточных расходов, которая и будет той фиксированной предельной суммой, по которой будут исчисляться суммы суточных из расчета на сутки в целях налогового учета.

Некоторые предельные суммы суточных можно установить и в однократном приказе, в положении о командировке, но эти документы определяют условия, порядок и правила. О них, к сожалению, в пп. 140.1.7 НКУ не упоминается.

Подытоживая все четыре отличия, заметим, что одновременно с указанием продолжительности командировки в днях полезно было бы также указывать такую продолжительность в сутках, а также в приказе о командировке фиксировать четкую сумму суточных из расчета на сутки (а не на день, чтобы бухгалтер не путался). Образец такого приказа для осторожных бухгалтеров.

В пункте 16.2 раздела II Инструкции №59 приведены рекомендаци и для определения суточных сумм за время нахождения в командировке за границей в зависимости от визового или безвизового статуса страны, пересечения разных стран с разными суммами суточных и т. п.

В-пятых, суммы суточных могут зависеть или не зависеть от количества раз питания в командировке!

Помним, что до 31.03.2011 г. предельные суммы суточных, определенные в Постановлении №663, уменьшались от количества раз питания, о котором указывалось в документах на проживание или проездных документах. И эти уменьшения сумм суточных касались предприятий всех форм собственности. Теперь в п. 2 Постановления №98 (являющегося обязательным для предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств) об уменьшении сумм суточных в зависимости от питания указано: «Установить, что в случае если работники, командированные за границу, по условиям приглашения бесплатно обеспечиваются питанием принимающей стороной или если работники, командированные в пределах Украины для участия в переговорах, конференциях, симпозиумах по вопросам, касающимся основной деятельности предприятия, учреждения и организации, которые командируют работников, по условиям приглашения бесплатно обеспечиваются питанием организаторами таких мероприятий, суточные расходы возмещаются в размерах, определяемых в процентах сумм суточных расходов для соответствующего государства согласно приложению 1 к настоящему постановлению, в частности 80 процентов при одноразовом, 55 процентов — двухразовом, 35 процентов — трехразовом питании.

Расходы на питание, стоимость которого включена в счета на оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), других жилых помещениях или в проездные документы, оплачиваются командированным работникам за счет суточных расходов».

Но такие ограничения для частных предприятий НКУ не установлены. Тем более, что расходы на питание, указанные в подтверждающих документах на проживание, являются командировочными расходами в соответствии с абз. 1 пп. 140.1.7 НКУ. Поэтому руководитель оставляет за собой право уменьшать суммы суточных в командировке в зависимости от количества раз питания, указанных в документах на проживание, или не уменьшать такие суммы.

При этом стоит помнить, что какое бы количество раз питания не было указано в документах на проживание, сумму суточных уменьшить до 0,00 грн нельзя! Потому что сумма суточных — это расходы не только на питание, но и на личные нужды командированного работника. Если для предприятия актуально уменьшение суммы суточных в зависимости от количества раз питания, то мы советуем использовать процентные уменьшения, указанные выше в цитате из п. 2 Постановления №98.

Повышенные суточные. О каких суммах пойдет речь? О суммах суточных, превышающих суммы, разрешенные в составе расходов: для Украины — 188,20 грн в сутки, за границей — 705,75 грн в сутки.

Понятно, что в целях налогового учета суммы суточных, превышающие указанные ограничения, не будут включаться в состав налоговых расходов. Но как до 31.03.2011 г., так и с 01.04.2011 г. все суммы суточных и суммы командировочных расходов, не признанные налоговыми расходы, являются объектом для обложения НДФЛ на основании пп. 170.9.1 НКУ: «Налоговым агентом налогоплательщика во время налогообложения суммы, выданной налогоплательщику под отчет,... является лицо, выдавшее такую сумму, а именно на командировку — в сумме, превышающей сумму расходов налогоплательщика на такую командировку, рассчитанной согласно разделу III настоящего Кодекса».

Относительно начисления и удержания ЕСВ из сумм суточных заметим, что на основании п. 6 раздела I Перечня №1170 командировочные расходы, а именно — суточные в полном объеме, стоимость проезда, расходы на наем жилого помещения не являются объектом для обложения ЕСВ.

Пример 3 По приказу руководителя в командировку направляется менеджер Чубайс Н. В. с 18.05.2011 г. по 21.05.2011 г. на 4 дня (3 суток) для подписания договора поставки оборудования из ООО «Персик» в г. Львов. Командированному предоставляется аванс 1000 грн на командировку, учитывая суточные в размере 200,00 грн в сутки (т. е. сверхпредельные суточные составляют 11,80 грн в сутки). По возвращении командированного 23.05.2011 г. он предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, утверждаемый руководителем в сумме 390,00 грн. Остальные 10 грн Чубайс Н. В. вернул в кассу в тот же день. В таблице 2 приведен бухгалтерский и налоговый учет такой хозоперации.

Таблица 2

Бухгалтерский и налоговый учет выплаты суточных (к примеру 3)

Содержание хозяйственной операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Налоговые расходы
Д-т
К-т
Выдан аванс на командировку Чубайсу Н. В.
372
301
1000,00
После утверждения авансового отчета списываются расходы на проезд и проживание в гостинице
92
372
325,00
325,00
Отражается налоговый кредит по расходам на проезд и проживание в гостинице
641
372
65,00
Списываются суточные:
— в границах предельной нормы, которые не должны быть больше 188,20 грн из расчета на сутки (188,20 х 3 суток)
— сверх предельных норм (11,80 х 3 суток)
92
949
372
372
564,60
35,40
564,60
Удержан налог с доходов из сверхпредельных суточных
661
641
5,31
Возвращены в кассу предприятия остальные деньги
301
372
10,00

В соответствии с пп. 138.10.2 НКУ, в части налоговых расходов расходы на командировку относятся к составу админрасходов в случае командировки аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала, а командировочные расходы работников, занятых сбытом, признаются расходами на сбыт согласно пп. 138.10.3 НКУ.

Нормативная база

  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • Закон об оплате труда — Закон Украины от 24.03.95 г. №108/95-ВР «Об оплате труда».
  • Постановление №73 — Постановление КМУ от 02.02.2011 г. №73 «О предельных нормах суточных расходов для командировки членов экипажей судов, других транспортных средств и суммах, которые направляются на их питание вместо суточных расходов».
  • Постановление №98 — Постановление КМУ от 02.02.2011 г. №98 «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств».
  • Постановление №663 — Постановление КМУ от 23.04.99 г. №663 «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу» (с 01.04.2011 г. утратило силу).
  • Перечень №1170 — Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Постановление КМУ от 22.12.2010 г. №1170.
  • Инструкция №59 — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу. Приказ Минфина от 13.03.98 г. №59.
  • Приказ №260 — Приказ ГНАУ от 28.07.97 г. №260 «Об утверждении формы командировочного удостоверения».

Татьяна МОЙСЕЕНКО, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Определяем себестоимость по налоговому кодексу Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
До вступления в силу раздела III НКУ существовал определенный алгоритм налогового учета материальных (и в т. ч. производственных) расходов, который был описан в п. 5.9 Закона о прибыли. Порядок учета этих расходов согласно нормам НКУ претерпел существенны...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.013352