(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 25 (20.6.2011)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Внимание! Снова изменения в НКУ

Короткое время, которое было отведено законодателям и бизнес-сообществу на обсуждение норм НКУ, теперь дает о себе знать. Как следствие, часть норм НКУ уже претерпела изменения, а часть — на подходе. Комментируемый Закон №33871 предлагает, в частности, изменить большинство ставок платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (в сторону увеличения), вводит экспортную (вывозную) пошлину в отношении некоторых зерновых культур. Но и это еще не все — претерпел изменения и порядок обложения НДС некоторых операций. Рассмотрим подробнее.

Закон №3387 вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором он будет опубликован. На момент подготовки номера в печать Закон №3387 не был опубликован. Скорее всего, он вступит в силу с 1 июля, что позволит плательщикам по крайней мере полугодие закрывать с нормами, которые начали действовать только с 01.01.2011 г., а уже изменяются. Краткий анализ нововведений читайте в настоящем материале.

1 Закон от 19.05.2011 г. №3387-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и о ставках вывозной (экспортной) пошлины на некоторые виды зерновых культур».

Нововведения относительно НДС

В соответствии с нормой пп. 196.1.14 НКУ с 1 января текущего года не были объектом обложения НДС операции по поставке следующих услуг:

— консультационных;

— инжиниринговых, инженерных;

— юридических (в том числе адвокатских);

— бухгалтерских, аудиторских;

— актуарных и других подобных услуг консультационного характера;

— по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения;

— по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации;

— предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.

Комментируемый закон возвращает обложение НДС поставки всех этих услуг по основной ставке, но с учетом места поставки их в соответствии с п. 186.3 НКУ. Это заставит предприятия, оказывающие все упомянутые услуги, пересмотреть бюджеты своих компаний на этот год и внести изменения в действующие договоры со своими контрагентами, ведь в них не предусматривалось начисление НДС по поставке этих услуг в соответствии с пп. 196.1.14 НКУ.

Следующее изменение, возможно, не такое общее, но вместе с тем также очень важное. Это исключение п. 197.9 из статьи 197 раздела V НКУ. Как следствие, операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным судам и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов, и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами, больше не будут льготируемыми. Следовательно, для таких субъектов услуги, которые предоставляются ими и которые перечислены либо в пп. «в» п. 186.3, либо в п. 197.9 НКУ, снова будут облагаться НДС. Это, в свою очередь, отразится, конечно, на стоимости оказываемых услуг.

В свете этих новшеств пора вспомнить о таком понятии, как «принцип стабильности системы налогообложения». В соответствии с пп. 4.1.9 НКУ «изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года». Возникает вполне резонный вопрос: где стабильность? Как можно вести бизнес и что-то планировать, когда не знаешь, в каком правовом поле твой бизнес будет работать завтра?!

Экспортная (вывозная) пошлина на зерновые культуры

Пункт II Закона 3387 вводит вывозную (экспортную) пошлину на некоторые виды зерновых культур. В перечень таких зерновых культур попали пшеница и смесь пшеницы и ржи (меслин), полба; ячмень; кукуруза.

Напомним, что 09.08.2010 г.1 Украина принятием Закона №2439 «О присоединении к Конвенции о торговле зерном» присоединилась к Конвенции о торговле зерном 1995 года.

Одной из задач данного документа является «содействие расширению международной торговли зерном и обеспечение как можно более свободного развития такой торговли, в том числе устранение торговых барьеров, а также нечестной и дискриминационной практики, в интересах всех членов, в частности членов, которые развиваются». Понятно, что введение вывозной пошлины никак не может трактоваться международными партнерами как введение мер по содействию расширению международной торговли зерном со стороны Украины. Кроме того, Конвенция о торговле зерном определяет «зерно» как целый перечень культур:

— ячмень, кукуруза, просо, овес, рожь, сорго, тритикале, пшеница и их продукты, а также другие зерновые культуры и продукты.

Почему только пшеница, смесь пшеницы и ржи (меслин), полба, ячмень и кукуруза попались на глаза законодателям для ввода на них вывозной (экспортной) пошлины? Вопрос пока остается открытым. Очевидно только одно: на часть зерна и зерновых продуктов введена экспортная пошлина, что ввиду роста цен и оттока оборотных средств субъектов зернового рынка Украины и их иностранных партнеров вряд ли будет способствовать укреплению торговых связей и увеличению международного товарооборота зерна.

Обратите внимание, что норма о введении пошлины на зерновые культуры является временной и будет действовать до 1 января 2012 г. Однако субъектам зернового рынка необходимо помнить, что ничто не мешает законодателю пролонгировать эту норму и в дальнейшем.

Прочее

Закон №3387 дополняет пп. 263.2.3 НКУ еще одним абзацем (ч. «є»), тем самым дополняя перечень полезных ископаемых, не относящихся к объекту налогообложения платы за пользование недрами, новой составляющей. Так, к этому перечню теперь будут подпадать «объемы запасов полезных ископаемых, которые согласно утвержденным в установленном законодательством порядке техническим проектам (планам) их разработки оставлены в отчетном (налоговом) периоде в охранных и барьерных целиках (между шахтами), в том числе в целиках общешахтного назначения, для предотвращения обрушения земной поверхности, прорыва воды в горные выработки и сохранения наземных или подземных объектов».

Ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых для подавляющего большинства видов увеличены (п. 263.9 НКУ изложен в новой редакции). Введены также ставки для ванадия, гафния, барита. Целью данного закона является, как сказано в объяснительной записке к законопроекту, увеличение поступлений в госбюджет, и это понятно. Однако обратите внимание, в объяснительной записке нет никаких расчетов, никакого обоснования, почему именно на такие показатели должны быть увеличены действующие ставки, сколько в денежном эквиваленте это позволит привлечь в госбюджет в этом году, — нет ни одного расчета, никакого объяснения, почему именно таковы ставки на будущее, каков порог допустимости роста ставок, каков экономический эффект от роста ставок будет ожидать ту или иную отрасль в будущем.

Вместо заключения

Вполне логично допустить, что положительное влияние данного закона на бизнес-среду будет минимальным, если вообще будет. Может, и правда, за счет повышения ставок поступления в бюджет вырастут, однако этот эффект будет очень краткосрочным, поскольку приведет к вымыванию оборотных средств субъектов хозяйствования.

Так, например, ради того, чтобы минимизировать отрицательное влияние пп. 139.1.12 НКУ, многие субъекты предпринимательства ФЛ — «единоналожников» аудиторов, юристов, бухгалтеров, консультантов2 перешли на общую систему налогообложения, желая не потерять наработанные годами бизнес-отношения3.

1 Дата вступления в силу Закона №2439.

2 Кроме ФЛ-«единоналожников», работающих в сфере информатизации.

3 Речь идет о запрете юрлицам относить к составу расходов в налоговом учете затраты на приобретение товаров, работ, услуг у ФЛ-«единоналожников» (кроме услуг информатизации).

А когда они перешли на общую систему налогообложения, отсутствие объекта обложения по НДС на их услуги убирается, следовательно, на них будет распространяться обязанность отслеживать предел оказанных ими услуг в 300 тыс. грн с соответствующей обязанностью регистрации в качестве плательщика НДС.

Юлия КЛОВСКАЯ, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Что писать на НН Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
Контрагент прислал письмо с требованием, чтобы на расходной накладной были наименование должности подписывающего лица и расшифровка его фамилии. Правомочны ли такие требования?...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Коммунальные платежи у «единоналожника» Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
ФЛП — плательщик единого налога второй группы (в свидетельстве плательщика
единого налога указан вид деятельности с кодом 68.20 «предоставление в
аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества»)
получает доход по до...

0.022116