ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 22 (31.5.2004)
Суть дела :: Учет бюджетников

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

А что у нас в спецфонде?

(Окончание. Начало см. в "ДК" №20/2004)

Бухгалтерский учет

Учет поступлений. Для отражения в бухгалтерском учете собственных доходов бюджетных учреждений, которые они получают по видам в зависимости от источника поступления, Планом счетов №114 предусмотрены счета 7 класса "Доходы":

71 "Доходы специального фонда";

72 "Доходы от реализации продукции, изделий и выполнения работ";

73 "Доходы бюджетов";

74 "Прочие доходы".

Рассмотрим подробнее субсчета, на которых учитываются доходы специального фонда (см. таблицу 1).

Таблица 1

Субсчета, на которых учитываются доходы специального фонда

Субсчета
Краткая характеристика
711 "Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги" Учитываются средства, полученные учреждением согласно смете в качестве платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно функциональным полномочиям, средства от хозяйственной или производственной деятельности, плата за аренду имущества бюджетных учреждений, средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации имущества
712 "Доходы по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений" Учитываются средства, поступившие учреждению для выполнения отдельных поручений, а также гранты, подарки, благотворительные взносы, инвестиции, которые, согласно действующему законодательству, получают бюджетные учреждения
713 "Доходы по другим поступлениям специального фонда" Учитываются средства, поступившие учреждению, относящиеся к другим поступлениям специального фонда бюджета, для расхода согласно смете
714 "Средства родителей за предоставленные услуги" Поступления за счет средств родителей на содержание детей в детских заведениях и за другие услуги, кроме школ-интернатов
715 "Доходы, направленные на покрытие дефицита общего фонда" Средства специального фонда, направленные на покрытие дефицита бюджета
716 "Доходы по расходам будущих периодов" Суммы средств по договорам с физическими или юридическими лицами за предоставленные услуги, которые поступили в отчетном году и не использованы, но которые будут израсходованы в будущем году на расходы, предусмотренные договорами

По кредиту субсчетов 711 - 713, кроме доходов, непосредственно относящихся к этим счетам (см. выше), отражается стоимость ТМЦ, запчастей и МБП, полученных от ликвидации необоротных активов, а также остатки ТМЦ, обнаруженные и оприходованные при инвентаризации. На какой же конкретно субсчет относить такие ценности - на 711, 712 или 713? Это зависит от того, по какому субсчету отражалось приобретение ценностей. Например, приобретение основного средства, в результате ликвидации которого были оприходованы запасные части, отражалось по кредиту субсчета 711, по этому же субсчету следует отразить и полученные запасные части. По такому же принципу осуществляются аналогичные операции на других субсчетах специального фонда. Суммы от переоценки ТМЦ, а также списания курсовых разниц полученной инвалюты могут отражаться, например, проводкой Д-т 711 К-т 44 "Результаты переоценки".

Кроме того, другие собственные поступления бюджетных учреждений могут в зависимости от вида дохода отражаться и на других счетах: 72 "Доходы от реализации продукции, изделий и выполненных работ", 73 "Доходы бюджетов", 74 "Прочие доходы".

Но сегодня остановимся только на средствах специального фонда. О счетах, на которых учитываются другие собственные поступления бюджетных учреждений, речь пойдет в следующих публикациях. Сейчас рассмотрим счет 74, имеющий один субсчет 741 "Прочие доходы бюджетных учреждений". На этом субсчете осуществляется начисление за предоставленные услуги при условии, что такая плата не может быть полностью отнесена на определенный вид дохода специального фонда. Порядок его применения рассмотрим на примере (см. пример 2 ниже).

Учет расходов. Отметим, что, в отличие от расходов у субъектов предпринимательской деятельности, расходы в бюджетных организациях делятся на кассовые и фактические.

Недавно утвержденной Инструк­цией №242 четко определено понятиекассовыхрасходов. В соответствии с п. 1.2 этой Инструкции, кассовые расходы - это все суммы, проведенные органом Госказначейства или учреждением банка с регистрационного, специального регистрационного, текущего счета как наличностью, так и путем безналичной оплаты счетов. Но эти платежи проводятся только при наличии в учете Госказначейства обязательств учреждения и остатков средств на его счетах. Основанием для оплаты расходов являются платежные поручения учреждения и документы, подтверждающие целевое использование средств (накладные, товаротранспортные накладные, трудовые соглашения, договоры на исполнение работ (кроме договоров на оплату коммунальных услуг, услуг связи, охраны, аренды помещений), акты выполненных работ, тендерная документация, акцепты тендерных предложений, договоры о закупке и т. п.). Кассовые расходы отражаются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств с текущего бюджетного или регистрационного счета. А их возмещение - в момент зачисления на эти счета сумм согласно платежномупоручению. Для учета кассовых расходов используются счета класса 3: 31 "Счета в банках", 32 "Счета в казначействе".

Кассовые расходы (т. е. все, что учреждение израсходовало) отражаются по кредиту этих счетов, а по дебету записываются поступившие суммы финансирования и суммы, направленные на возобновление кассовых расходов, т. е. доходы.

Хотя в настоящее время понятие фактических расходов не определено, но исходя из сути бухгалтерского учета, по нашему мнению, фактические расходы - это приобретение товаров (работ, услуг), другие аналогичные операции в течение бюджетного периода, по которым учреждение должно осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем. Для отражения фактических расходов специального фонда используется счет 81 класса 8 "Расходы специального фонда", имеющий четыре субсчета. Их краткая характеристика приведена в таблице 2.

Таблица 2

Субсчета счета 81 "Расходы специального фонда"

Субсчета счета 81 "Расходы специального фонда"
Краткая характеристика
811 "Расходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги" Учитываются фактические расходы специального фонда, осуществленные за счет средств, полученных в качестве платы за услуги. На этом субсчете учитываются расходы для проведения хозяйственной и/или производственной деятельности. Также на нем отражаются суммы НДС
812 "Расходы по другим источникам собственных поступлений" Предназначен для учета фактических расходов, понесенных за счет других источников собственных поступлений специального фонда, которые отражаются на счете 712 в качестве доходов
813 "Расходы по другим поступлениям специального фонда" Учитываются фактические расходы, понесенные учреждением за счет других поступлений специального фонда. Например, расходы на подготовку производственных кадров для учреждений по договорам, осуществляемым сверх госзаказа и т. п.
814 "Расходы сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов по специальному фонду" Учитываются расходы сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов по специальному фонду

Соответственно, бухгалтер отражает фактические расходы в том периоде, в котором они были осуществлены, а кассовые - когда была проведена оплата средствами по осуществленным расходам, и поэтому для их отражения предусмотрены различные классы счетов. Это необходимо для того, чтобы контролировать выполнение сметы, поскольку в конце года при закрытии счетов суммы кассовых и фактических расходов должны соответствовать суммам, предусмотренным сметой расходов.

Но во времени и по суммам фактические и кассовые расходы могут не совпадать. Так, например, за полученные материалы средства поставщику могут быть перечислены 05.11.2003 г. (кассовые расходы), а оприходованы и списаны на фактические расходы 30.12.2003 г. или наоборот. Также, например, в июне могут быть списаны материалы (фактические расходы), приобретенные в январе или вообще в прошлом году. Кассовые и фактические расходы в сметах доходов и расходов отражаются по кодам экономической классификации расходов - КЭКР. Разъяснения о применении экономической классификации расходов бюджета изложены в Письме №07-07/92-353, в котором расходы четко разграничены по экономическим и предметным признакам (заработная плата, начисления, все виды хозяйственной деятельности и т. п.).

Рассмотрим на примерах, как отражать в бухгалтерском учете хозяйственные операции по средствам специального фонда.

Пример 1

Управлению культуры поступили средства от предоставления платных услуг, в т. ч.: арендная плата от сдачи помещений в аренду - 200 грн, средства от проведения концерта - 1400 грн, средства от родителей за обучение в музыкальной школе - 1600 грн. За счет этих средств был закуплен телефон-факс для бухгалтерии - 600 грн (в т. ч. НДС - 100 грн), канцелярские принадлежности - 120 грн (в т. ч. НДС - 20 грн). Проведен текущий ремонт фойе библиотеки подрядной организацией. Услуги за ремонт - 1800 грн (в т. ч. НДС - 300 грн). Управление культуры не является плательщиком НДС.

Бухгалтерские проводки по операциям примера приведены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п
КЭКР
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Д-т
К-т
1.
  Начислена арендная плата
364
711
200,00
2.
1136
Поступили средства за аренду
323
364
200,00
3.
  Начислены средства за проведение концерта
364
711
1400,00
4.
1139
Поступили средства от проведенного концерта
313
364
1400,00
5.
  Начислена плата за обучение детей в музыкальной школе
674
714
1600,00
6.
1139
Поступили средства в кассу учреждения от родителей
301
674
1600,00
7.
1139
Зачислены эти средства на регистрационный счет учреждения
321
301
1600,00
8.
  Получен телефон-факс
104
675
500,00
9.
2100
Одновременно списываем НДС на расходы
811
675
100,00
10.
2100
Увеличиваем фонд необоротных активов
811
401
500,00
11.
2100
Уплачены средства продавцу за телефон-факс
675
323
600,00
12.
1131
Перечислены средства за канцелярские принадлежности
364
323
120,00
13.
  Оприходованы канцпринадлежности на склад
221
364
100,00
14.
1131
Одновременно списываем сумму НДС на расходы учреждения
811
364
20,00
15.
1131
Одновременно увеличиваем фонд малоценных
811
411
100,00
16.
1137
Перечислены средства подрядчику за ремонт фойе на основании акта выполненных работ
631
321
1800,00
17.
1137
Списана на расходы стоимость выполненных работ
811
631
1500,00
18.
1137
Одновременно списываем сумму НДС
811
631
300,00

Пример 2

Начислена и внесена плата за проживание студентов в общежитии учебного заведения в сумме 1200 грн. Учебное заведение является плательщиком НДС. Как отразить эту хозяйственную операцию в бюджетном учете с применением субсчета 741, рассмотрим в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п
КЭКР
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Дт
Кт
1.
  Начислена плата за пользование общежитием
364
741
1200,00
2.
  Начислен НДС
812
641
200,00
3.
  Отделены доходы, относящиеся к другим собственным поступлениям
741
712
1000,00
4.
1160
Поступила в кассу учреждения плата от студентов
301
364
1200,00
5.
1160
Зачислены средства на регистрационный счет учреждения
326
301
1200,00
6.
1160
Осуществлены расходы за счет других собственных поступлений на оплату коммунальных услуг и энергоносителей
812
364, 675
1000,00
В конце года суммы НДС, накопившиеся на субсчете 741, списываются так:
7.
1160
Списываем сумму НДС на расходы учреждения
741
812
200,00
8.
  Списываем расходы по другим собственным поступлениям на результаты выполнения сметы по специальному фонду
432
812
1000,00
9.
  Списываем доходы по другим собственным поступлениям на результаты выполнения сметы по специальному фонду
712
432
1000,00

Аналитический учет средств специального фонда

Приказом Госказначейства №100 утверждены шесть документов, по которым отражаются операции, финансируемые из бюджета учреждения, как по общему, так и по специальному фонду (см. таблицу 5).

Таблица 5

Карточки и книги аналитического учета бюджетных учреждений

Карточка аналитического учета наличных операций Отражаются операции с наличностью в кассе бюджетного учреждения в разрезе кодов бюджетной классификации и видов средств (отдельно по общему и специальному фонду и видам средств специального фонда). Карточка открывается ежемесячно. Основание для записей - отчет кассира
Карточка аналитического учета кассовых расходов Ведется учет в разрезе кодов экономической классификации расходов (КЭКР), кодов программной классификации расходов (КПКР). По каждому виду средств специального фонда составляются отдельные карточки. Карточка открывается ежемесячно и ведется ежедневно. Основание для записи - выписки органа Госказначейства (учреждения банка). Суммы возмещенных кассовых расходов записываются на обратной стороне карточки
Карточка аналитического учета фактических расходов Карточка ведется в разрезе КЭКР ежемесячно. Аналогично предыдущей карточке по каждому КПКР составляются отдельные карточки. Основание для записи - данные мемориальных ордеров. Суммы возмещенных фактических расходов записываются на обратной стороне карточки
Карточка аналитического учета полученных ассигнований Карточка открывается на год. По строке "Утверждено сметой на год" заполняются сметные назначения, которые в течение года могут корректироваться на основании изменений, вносящихся в сметы. Основание для записи - выписки из регистрационных, лицевых (текущих) счетов учреждения. Если ассигнования отзываются, они записываются со знаком "минус" или чернилами красного цвета. В карточке ежемесячно подводится итог "Всего ассигнований за месяц", "Всего ассигнований за год" и "Остаток годовых бюджетных назначений"
Книга аналитического учета ассигнований, перечисленных подведомственным учреждениям Вышестоящие учреждения ведут аналитический учет ассигнований, перечисленных нижестоящим учреждениям. Книга открывается на год в разрезе подведомственных учреждений. По каждому КПКР заводится отдельная книга. Сметные назначения подведомственного учреждения записываются в строки "Утверждено сметой на год". Основание для записи - выписки Госказначейства (учреждения банка) из регистрационных, лицевых (текущих) счетов. Суммы отозванных ассигнований записываются чернилами красного цвета или со знаком "минус". Показатели "Всего ассигнований за месяц", "Всего ассигнований с начала года" и "Остаток годовых бюджетных назначений" выводятся ежемесячно. Для перечисления средств специального фонда подведомственным учреждениям ведется отдельная Книга
Книга учета ассигнований и принятых обязательств В книге регистрируются соглашения, заключенные бюджетными учреждениями в любой форме, по которым бюджетное учреждение должно уплатить средства за полученные услуги или материальные ценности, и в том числе долгосрочные соглашения прошлых лет, предусматривающие уплату бюджетных средств в текущем году. Книга открывается на год в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов в разрезе КЭКР, для каждого КПКР отводятся отдельные страницы. В течение года сметные назначения могут корректироваться. После регистрации соглашения в книге выводится остаток сметных назначений в разрезе КПКР и КЭКР, в пределах которых учреждение может принимать обязательства. Соглашения, по которым в текущем году обязательства не были оплачены, переносятся в Книгу учета ассигнований и принятых обязательств следующего года

Рассмотрим пример заполнения карточки аналитического учета кассовых расходов.

В декабре по средствам специального фонда были осуществлены следующие операции.

1. Израсходовано на приобретение бухгалтерских, статистических бланков: 07.12.2003 г. - 500 грн, 12.12.2003 г. - 300 грн.

2. Уплачены средства за аренду гаража для служебного автомобиля: 12.12.2003 г. - 500 грн.

3. Выплачены из кассы учреждения средства на командировку: 07.12.2003 г. - 75 грн, 12.12.2003 г. - 75 грн.

4. Уплачены средства за ремонт автомобиля: 07.12.2003 г. - 1000 грн.

5. Перечислены средства на приобретение горючего: 12.12.2003 г. - 500 грн.

6. Оплачен счет поставщика за приобретенный компьютер: 07.12.2003 г. - 5835 грн.

На возмещение расходов поступили следующие средства:

1. Средства от продажи изготовленных учебников: 12.12.2003 г. - 700 грн, 25.12.2003 г. - 300 грн.

2. Плата за предоставление помещения в аренду: 25.12.2003 г. - 1000 грн.

3. Внесена в кассу учреждения неиспользованная сумма средств, выданных под отчет: 25.12.2003 г. - 36 грн.

4. Поступили на счет учреждения средства от продажи автобуса: 12.12.2003 г. - 7500 грн.

Как явствует из примера, кассовые расходы не были профинансированы полностью. Соответственно, на начало нового месяца у учреждения будут следующие остатки (с учетом сумм возмещения): КЭКР 1131 - 800 грн, КЭКР 1136 - 0 грн, КЭКР 1140 - 614 грн, КЭКР 1150 - 2000 грн, КЭКР 2110 - 335 грн. Аналогично по КЭКВ отражаются и фактические расходы в карточке аналитического учета фактических расходов.

Проверенные и принятые к учету первичные документы систематизируются в хронологическом порядке и оформляются мемориальными ордерами. Для отражения в аналитическом учете операций по начислению доходов специального фонда (субсчета 711, 712, 713) ведется Мемориальный ордер №14 "Накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений (Форма №409 (бюджет)". На каждый вид доходов специального фонда открываются отдельные мемориальные ордера, которые нумеруются соответственно №14-1, 14-2, 14-3. В конце месяца сумма оборотов по Мемориальному ордеру №14 переносится в книгу "Журнал-главная" как корреспонденция соответствующих счетов. Кроме этой формы, для аналитического учета средств специального фонда бюджетные учреждения в зависимости от своей специфики ведут также Мемориальный ордер №15 "Свод ведомостей по расчетам с родителями на содержание детей (Форма №406 (бюджет)" и Мемориальный ордер №3 "Накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков) (Форма №382 (бюджет)".

Закрытие счетов

В конце бюджетного года при закрытии счетов 711 - 713, 714, 716, согласно Инструкции №238, полученные за текущий год доходы специального фонда списываются по дебету этих счетов в кредит субсчета 432 "Результаты выполнения сметы по специальному фонду". При выведении финансового результата для всех субсчетов счета 71 "Доходы средств специального фонда" (кроме 715) эта проводка является общей. Причем на конец года счет 71 сальдо не имеет. К слову, доходы по специальным средствам, относящиеся к следующему бюджетному году и не разграниченные в текущем бюджетном году (плата за обучение, перечисленная за весь срок обучения, и т. п.), в конце года списываются по дебету субсчета 711 в кредит субсчета 716. Фактические расходы, в свою очередь, списываются в дебет субсчета 432 по кредиту счета 81.

Отчетность

Отчеты по поступлению и использованию средств специального фонда бюджетные учреждения подают ежемесячно, ежеквартально и за год. Формы этих отчетов и инструкции о порядке их составления утверждены соответствующими приказами Госказначейства. Перечислять их нет необходимости, так как на каждый новый бюджетный год Госказначейство принимает новые инструкции о порядке их составления и заполнения. Заметим лишь, что при казначейской форме выполнения сметы отчеты проверяются на соответствие данных учета и визируются соответствующим органом Госказначейства. Порядок и сроки подачи отчетности определены постановлением КМУ от 28.02.2000 г. №419.

Обращаем внимание на отчет об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями, который приобрел ранг налогового отчета. Его подают учреждения, включенные в реестр неприбыльных организаций и учреждений с присвоением признака неприбыльности за каждый отчетный период, определяемый в соответствии со ст. 11 Закона о прибыли - календарный квартал, полугодие, три квартала и год. В отчете все показатели проставляются нарастающим итогом с начала календарного года, что соответствует отчетным периодам.

Отчет состоит из двух частей: в I части отражаются все доходы неприбыльных организаций, включенных в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, которые освобождаются от налогообложения (строки с 1-й по 7-ю) 1, и направления их использования в соответствии с уставными задачами и утвержденными в установленном порядке сметами (строки с 8-й по 9-ю).

1 Для бюджетных учреждений (признак неприбыльности 0001-0004) предусмотрены отдельные строки Отчета.

Расчет налога на прибыль от доходов, полученных неприбыльной организацией из других источников, чем определенные пп. 7.11.2 - 7.11.7 Закона о прибыли, отражается во II части Отчета (строки с 10-й по 15-ю). Профинансированные расходы, непосредственно связанные с получением таких доходов, понесенные в тот же отчетный период, в котором получены такие доходы, отражаются в строке 11 Отчета. Подробно о порядке составления отчета было рассказано во второй части спецприложения "Отчет 2003 без проблем", которую подписчики получили с "ДК" №4/2004.

Важно


Кассовые расходы отражаются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств с текущего бюджетного или регистрационного счета. А их возмещение - в момент зачисления на эти счета сумм согласно платежному поручению.


Фактические расходы отражаются в том периоде, в котором они были осуществлены, а кассовые - когда была проведена оплата средствами по осуществленным расходам. Во времени и по суммам фактические и кассовые расходы могут не совпадать.


Нормативная база

1. Бюджетный кодекс - Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. №2542-III.

2. Закон о Госбюджете-2004 - Закон Украины от 27.11.2003 г. №1344-IV "О Государственном бюджете Украины на 2004 год".

3. Порядок №228 - Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.2002 г. №228.

4. Постановление №659 - Постановление КМУ от 17.05.2002 г. №659 "Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования".

5. Бюджетная классификация - Приказ МФУ от 27.12.2001 г. №604 "О бюджетной классификации и ее утверждении".

6. Приказ №57 - Приказ МФУ от 28.01.02 г. №57 "Об утверждении документов, применяемых в процессе выполнения бюджета".

7. План счетов №114 - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденные приказом ГУГКУ от 10.12.99 г. №114.

8. Инструкция №61 - Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом ГКУ от 10.07.2000 г. №61.

9. Инструкция №63 - Инструкция о порядке использования и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений и отчетности о них, утвержденная приказом ГУГКУ от 11.08.98 г. №63.

10. Инструкция №242 - Инструкция по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом ГКУ от 26.12.2003 г. №242.

11. Приказ №100 - Приказ ГКУ от 06.10.2000 г. №100 "Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета бюджетных учреждений и порядка их составления".

12. Письмо №07-07/92-353 - Письмо ГКУ от 18.01.2002 г. №07-07/92-353 "О бюджетной классификации".

Алексей СЛИПАЧУК, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Что нового? Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Учет бюджетников
Приказом ГНА Украины 28.04.2004 г. №248 внесены изменения и дополнения в Порядок регистрации и применения РРО и Отчет об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек)....

В рубрике: 


Отчисление части прибыли в бюджет в 2008 году Фрагмент статьи (только начало)
№ 10 (10.3.2008) :: Суть дела :: Учет бюджетников
В «ДК» №7 мы рассматривали порядок отражения в бухгалтерском учете распределения прибыли государственных и коммунальных предприятий, указывая, что выплаты собственникам (государству — для государственных предприятий, соответствующей территориальной общине...

Распределение прибыли госпредприятий Фрагмент статьи (только начало)
№ 07 (18.2.2008) :: Суть дела :: Учет бюджетников
Положением №1213 Минфин поставил перед бухгалтерами ряд вопросов, при решении которых на практике возникают серьезные проблемы. В этой статье автор не только рассмотрит основные методологические принципы отражения в бухгалтерском учете и отчетности распре...

0.010118