(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 35 (2.9.2013)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Эконалог за утилизацию транспортных средств

С 01.09.2013 г. вступает в силу Закон №4221, которым добавлен новый объект для обложения эконалогом — это ряд операций с транспортными средствами (далее — ТС). Итак, выясним, какие это ТС и операции с ними, кто и в какой сумме должен будет уплачивать такой налог, какая отчетность по нему подается и какую ответственность несут плательщики нового налога.

Операции, облагаемые налогом

Согласно пп. 240.1.6 НКУ, обложению эконалогом подлежат операции по ввозу, производству или приобретению ТС и кузовов к ним, которые в дальнейшем подлежат утилизации.

Однако под обложение эконалогом попадают не все ТС, а только некоторые их категории. Это ТС с кодами товарных позиций 8702, 8703, 8704 и 8705 УКТ ВЭД:

— моторные ТС, предназначенные для перевозки 10 и более лиц, включая водителя;

— легковые автомобили и другие ТС, предназначенные, в основном, для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили;

— моторные ТС, предназначенные для перевозки грузов;

— моторные ТС специального назначения (аварийные и пожарные автомобили, автокраны, автобетономешалки, поливочные автомобили для дорог и т. д.).

Что же касается кузовов к ТС, то под объект обложения эконалогом попадают операции с кузовами с кодами товарной продукции 870710 УКТ ВЭД, которые относятся к моторным ТС с кодом товарной позиции 8703, т. е. для легковых автомобилей и других ТС, предназначенных, в основном, для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили. Исключены из объекта обложения кузова с кодом товарной продукции 87071010 УКТ ВЭД, т. е. предназначенные для промышленной сборки указанной категории ТС.

Плательщики налога

Перечень плательщиков нового эконалога за утилизацию ТС установлен п. 240.2-1 НКУ:

— импортеры (т. е. ввозящие в таможенном режиме импорта2) ТС и кузовов к ним (далее — импортеры);

1 Закон Украины от 04.07.2013 г. №422-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и усовершенствовании некоторых налоговых норм».

2 Определение таможенного режима импорта дано в ст. 74 Таможенного кодекса Украины. Соответственно все иные режимы ввоза ТС не являются импортом.

— производители ТС на территории Украины, изготовляющие ТС для их продажи на внутреннем рынке Украины (далее — производители);

— лица (далее — покупатели), которые приобретают ТС у лиц, не являющихся плательщиками такого эконалога согласно пп. 240.6.1 НКУ. К ним относятся лица, которые ввозят на таможенную территорию Украины ТС, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, которые пользуются привилегиями и иммунитетом согласно с общепринятыми принципами и нормами международного права, а также работникам таких представительств, учреждений и организаций и членам их семей.

Обратите внимание: благодаря внесенным в НКУ Законом №422 изменениям в разделе VIII НКУ появились две нормы, устанавливающие плательщиков нового эконалога!

Во-первых, это лица, перечень которых приведен в п. 240.2-1 НКУ (см. выше).

Во-вторых, были внесены изменения и в п. 240.1 НКУ (добавлен новый пп. 240.1.6), который также определяет перечень плательщиков эконалога! Но определяет уже более подробно, с описанием организационно-правовых форм лиц, которые ими являются.

Так что, хотя по данному вопросу, безусловно, стоит дождаться разъяснений со стороны Миндоходов, но, с точки зрения автора, есть основания полагать, что в перечень плательщиков такого эконалога не входят физлица: как рядовые граждане, так и самозанятые лица, как резиденты, так и нерезиденты (указанные в качестве плательщиков эконалога в пункте 240.2 НКУ, которому п. 240.2-1 НКУ подчиненным не является).

Неплательщики налога

Освобождены от уплаты эконалога за утилизацию ТС (п. 240.6 и 242.3 НКУ):

— импортеры, которые ввозят ТС, ранее вывезенные из Украины (факт вывоза должен быть документально подтвержден);

— импортеры, которые ввозят ТС, принадлежащие дипломатическим/консульским учреждениям, международным организациям, а также работникам таких организаций и учреждений и членам их семей;

— импортеры и/или продавцы ТС, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческой перевозки пассажиров или грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохраненные и отреставрированные до оригинального состояния, виды и категории которых КМУ отнесены к предметам коллекционирования или антиквариата;

— лица, которые ввозят ТС на таможенную территорию Украины в режиме, отличном от импорта;

— лица, которые ввозят ТС на таможенную территорию Украины в качестве гуманитарной помощи;

— производители ТС на территории Украины, принявшие на себя обязательство утилизировать такие ТС самостоятельно, но в порядке, установленном законодательством. Такие производители учитываются ГНС в специальном реестре1;

— производители ТС, реализующие их на экспорт2;

— продавцы ТС для инвалидов (детей-инвалидов), а также ТС специального назначения (машины скорой помощи, пожарные машины и т. д.), оплата за которые поступает из бюджета или государственных фондов соцстрахования;

— лица, приобретающие ТС, которые были зарегистрированы/перерегистрированы на территории Украины до 01.09.2013 г., или у производителей ТС, принявших на себя обязательство утилизировать произведенные и проданные ими ТС. В этом случае право не платить эконалог сохраняется за такими лицами и в случае дальнейшей перепродажи такого ТС.

Ставка налога

Ставка обложения эконалогом вышеуказанных операций установлена п. 246-1.1 НКУ(см. таблицу).

Таблица

Ставки эконалога по утилизации ТС

Транспортные средства (код товарной позиции 8703) и кузова к ним (код товарной подпозиции 870710, за исключением кузовов с кодом 87071010, ввезенных в Украину для промышленной сборки транспортных средств)
5500 грн
Транспортные средства (код товарной позиции 8702, 8704, 8705)
11000 грн

Но обратите внимание: к таким ставкам применяются коэффициенты, установленные п. 246-1.2 НКУ. И если по первой категории транспортных средств их величина зависит от объема двигателя и составляет до 5,5 для новых и до 11 для б/у, то для второй категории коэффициенты устанавливаются исходя из их массы и составляют до 1,34 для новых и 2,68 для б/у3 транспортных средств.

1 Порядок включения в такой реестр и формы документов (если они будут), подтверждающих факт включения производителя ТС в такой реестр, пока не утверждены.

2 Определение таможенного режима экспорта дано в ст. 82 Таможенного кодекса Украины.

3 Для применения данных коэффициентов, согласно пп. 246-1.2.3 НКУ, бывшими в эксплуатации ТС считаются ТС, на которые выданы госорганами (в т. ч. и иностранными) документы, разрешающие эксплуатировать такие ТС.

Дата налогового обязательства

Дата возникновения налогового обязательства по эконалогу за утилизацию ТС (п. 249.10 НКУ):

для импортеров — дата подачи таможенной декларации;

для производителей — дата реализации на внутреннем рынке Украины;

для покупателей (у лиц, освобожденных от уплаты эконалога по пп. 240.6.1 НКУ) — дата подачи заявления на перерегистрацию ТС в органы внутренних дел.

Справка и отчетность по эконалогу

Плательщики эконалога — производители ТС подают квартальную декларацию1, в которой указывают эконалог за утилизацию транспортных средств, начисленный за отчетный период. Подается такая декларация по месту учета плательщика налогов в ГНС в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода — т. е. в течение 40 календарных дней по окончании налогового квартала.

Обратите внимание: новая редакция ст. 250 НКУ предполагает оформление справок, освобождающих дальнейших покупателей ТС от уплаты эконалога. Заметим, что ни формы таких справок, ни порядок их оформления и выдачи на текущий момент законодательно четко не установлены. Поэтому сейчас можно говорить только об общих правилах использования справок, установленных пп. 250.13 — 250.18 НКУ.

Так, покупатели у производителей ТС (независимо от того, являются ли они плательщиками такого эконалога) также освобождаются от уплаты такого эконалога (поскольку они не внесены в состав плательщиков этого налога). Основанием для неуплаты эконалога за утилизацию ТС служит справка, полученная от такого производителя. В одном случае это справка об уплате производителем эконалога, в другом — об освобождении такого производителя от уплаты эконалога. Такие справки выписывает сам производитель, регистрирует их в реестре за квартал и подает такой реестр органу МВД Украины в сроки, установленные для подачи квартальной налоговой отчетности, а также в ГНС вместе с декларацией по эконалогу. С учетом того, что такой реестр должен остаться и у самого производителя, делать его нужно в трех экземплярах.

Импортеры ТС справки об уплате эконалога получают от таможенных органов. Тем же, кто ввозит ТС на таможенную территорию Украины в других таможенных режимах, а также лицам, освобожденным от уплаты эконалога, выдается справка об освобождении от его уплаты. Такие справки выдаются на каждое ТС для дальнейшей передачи лицом, ввозящим ТС, его владельцу.

При дальнейшей продаже ТС справка об уплате или об освобождении от уплаты эконалога переходит от старого владельца ТС к новому (п. 250.15 НКУ)2.

1 Форма и порядок составления декларации пока не утверждены.

2 Поскольку справка выдается в одном экземпляре, рекомендуем прежним владельцам ТС оставить у себя с информационной целью копию такой справки.

В случае же утери или порчи справки владельцу ТС нужно обратиться в орган внутренних дел по месту регистрации ТС — там ему бесплатно выдадут дубликат справки (пп. 250.18.2 НКУ).

Сроки уплаты налога

Импортеры уплачивают эконалог до или в день подачи таможенной декларации, а покупатели — до или в день подачи заявления на перерегистрацию.

Производители уплачивают эконалог на основании налоговой декларации, в сроки, установленные для квартального налогового периода, — т. е. 10 календарных дней со дня предельного срока подачи такой налоговой декларации.

Ответственность за нарушения

Помимо обычных финансовых санкций, установленных за налоговые нарушения главами 11 и 12 раздела II НКУ, стоит обратить внимание на еще два вида ответственности по эконалогу.

Во-первых, согласно пп. 250.13.3 НКУ, если производитель исключается из реестра лиц, которые самостоятельно осуществляют утилизацию произведенных ими ТС (будь то по собственному желанию или же за нарушение налогового законодательства по эконалогу за утилизацию ТС), то он обязан уплатить эконалог за каждое реализованное им, но не утилизированное ТС.

Во-вторых, в соответствии с пп. 250.19.6 НКУ, в случае установления факта выдачи справок об освобождении от уплаты эконалога лицами, не имеющим на то права или утратившими его вследствие нарушения налогового законодательства, плательщик налога будет обязан увеличить налоговое обязательство по эконалогу по результатам налогового периода, в котором было совершено такое нарушение (неуплата налога на основании «липовой» справки) на сумму эконалога, который должен был быть уплачен в соответствующем налоговом периоде. А поэтому покупателям ТС, которым выдается справка об освобождении от уплаты эконалога, нужно будет требовать от производителей-продавцов предъявить документы, подтверждающие освобождение таких продавцов от уплаты эконалога (включение их в указанный реестр).

Анна БЫКОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Предприниматель и финансовые расходы Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
Предприниматель на общей системе налогообложения решил взять кредит для увеличения оборотных средств. В дальнейшем эти средства были использованы для оплаты задолженности по поставленным товарам. Можно ли проценты по такому кредиту отнести к расходам? ...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.015593