(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 42 (21.10.2013)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Сезонная замена шин на автомобиле

Одна из мер, предпринимаемых для поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии, — это сезонное техническое обслуживание (далее — ТО). Сезонное оно потому, что выполняется для подготовки автомобиля к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. А одна из составляющих такого ТО — замена шин: зимних на летние и летних на зимние.

Общие вопросы

Согласно ст. 36 Закона о дорожном движении, на собственников ТС или эксплуатирующих их лиц (например, арендаторов) возложена обязанность обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Сезонное техническое обслуживание, как определено в п. 1.3 Положения №102, — это техническое обслуживание, которое выполняется для подготовки автомобиля к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. А текущий ремонт — это ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене и/или восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно либо по результатам диагностирования аг-регатным, обезличенным и другими методами).

Из этих двух определений не вытекает, к чему можно отнести сезонную замену шин. Но точно известно: операции по замене шин не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения ТС (п. 3.19 Положения №102). И исходя из перечня работ, проводимых в ходе капитального ремонта1, можно утвердительно сказать, что замена шин не является капремонтом.

1 К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов (п. 3.16 Положения №102).

Тем не менее, в п. 1.3 Положения №102 сказано, что к текущему ремонту относится замена отдельных частей. Но можно ли сезонную замену шин отнести к текущему ремонту? По мнению автора — нет. Ведь в п. 3.13 Положения №102 указано, что к текущему ремонту относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы), перечень базовых агрегатов приводится в приложении Г. Шин в этом перечне нет. Так что замена шин к текущему ремонту не имеет отношения.

Итак, логично было бы утверждать, что замена шин относится к техническому обслуживанию ТС — комплексу операций или операции по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению. Как сказано в Положении №102, ТО выполняется в планово-обязательном порядке (в частности сезонное ТО), включая определенный данным документом и инструкциями производителей перечень обязательных работ.

В примерный перечень операций по ТО (п. 13 приложения А) входит также проверка состояния шин. К сожалению, такого вида работ, как операция по замене шин на ТС, в приложениях нет, но логично, что если состояние шин будет неудовлетворительным или шины не будут соответствовать сезону, то при такой проверке они будут заменены. К тому же в приложениях А (Примерный перечень операций ТО-1), Б (Примерный перечень операций ТО-2) и В (Примерный перечень операций сезонного технического обслуживания) к Положению №102 сказано, что эти перечни примерные. А значит, приведенный в них перечень операций по ТО не исчерпывающий. Для большей уверенности рекомендуем руководителю предприятия — собственника или пользователя ТС — издать приказ на основе Положения №102, где определить перечень работ по сезонному техническому обслуживанию, в который будет входить и замена шин. Ведь выяснить, чем является замена автошин — техническим обслуживанием или ремонтом, — крайне важно для отражения расходов в налоговом учете.

Сразу заметим, что НКУ также не определено, чем именно следует считать операцию по замене шин для целей налогообложения. Если прислушаться к мнению Миндоходов, то списание шин в пределах норм пробега — это расходы на ТО, а если списание шин, ставших непригодными к эксплуатации, не соответствует нормам, — то это расходы на текущий ремонт с определенными налоговыми последствиями. Поэтому, составляя такой приказ, предприятие может учесть и рекомендации налоговиков. О последствиях применения обоих подходов читайте далее.

Учет автошин

Шины бывают зимними и летними, могут быть новыми или подержанными, но еще абсолютно пригодными, сниматься с автомобиля, возвращаться на склад, переходить с автомобиля на автомобиль. Все это требует скрупулезного учета и тщательного контроля за их использованием.

Автомобильные шины, находящиеся на колесах ТС и в запасе при автомобиле, которые учтены в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств (Инструкция №291, описание применения счета 20). Значит, если будет приобретаться транспортное средство, разумеется, с шинами на колесах, и в которое входит, к примеру, запасной комплект автошин, которые вместе составляют общую стоимость автомобиля, такие автошины относятся к стоимости автомобиля как объекта основных средств. В бухгалтерском и налоговом учете такой комплект шин составит часть первоначальной стоимости автомобиля как основного средства (п. 8 П(С)БУ 7) и будет учитываться на субсчете 105 «Транспортные средства» (в налоговом учете — как основное производственное средство группы 5). В случае если запас летних или зимних шин входил в первоначальную стоимость ТС, то замена зимних шин на летние и наоборот в учете не показывается (однако собственнику стоит вести аналитический учет движения таких шин). Стоимость таких запасных шин входит в первоначальную стоимость автомобиля, и понесенные расходы на их приобретение списываются в учете на расходы путем амортизации такого ТС.

Если же приобретен автомобиль и отдельно к нему — запасной комплект автошин (о чем будет свидетельствовать отдельная стоимость шин в первичной документации), шины в учете у покупателя признаются запасами. Напомним: запасы признаются активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена (п. 5 П(С)БУ 9). Учитываться такие запасы будут, согласно Инструкции №291, на субсчете 207 «Запасные части», на котором ведется учет автомобильных шин в запасе и обороте. Списываются шины в бухгалтерском учете тогда, когда их нельзя использовать по назначению (т. е. когда они перестают соответствовать признакам активов). До этого момента даже шины, уже бывшие в употреблении, учитываются по дебету субсчета 207. С точки зрения контроля за использованием шин, чтобы их не «потерять» при инвентаризации и контролировать процесс их эксплуатации, рекомендуем применять два субсчета второго порядка счета 207: 207.1 «Шины на складе» и 207.2 «Шины в эксплуатации».

Итак, операции с шинами, которые будут приобретаться отдельно от ТС, могут проходить следующие стадии:

1) приобретение: отражаются в составе запасов по первоначальной стоимости по дебету субсчета 207.1 «Шины на складе»;

2) при установке на автомобиль: отражаются по дебету субсчета 207.2 «Шины в эксплуатации»;

3) после замены на новую шину, если старая еще может быть использована в будущем, она приходуется на субсчете 207.1 «Шины на складе». При установке на другой автомобиль запчасть опять отражается на субсчете 207.2 «Шины в эксплуатации». Пока запасы могут быть использованы, они учитываются на балансе. Запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9). И если на дату баланса стоимость шин снизилась либо они испорчены, устарели или иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду, такие запасы нужно учитывать по чистой стоимости реализации1. Сумма, на которую первоначальная стоимость запасов — шин — превышает чистую стоимость их реализации, и стоимость полностью утраченных (испорченных или недостающих) запасов списывается на расходы отчетного периода. Это проводка: Д-т субсчета 946 «Потери от обесценения запасов» — К-т 207. Соответственно, на дату баланса только шины, ранее бывшие в эксплуатации и еще не списанные на расходы (о двух вариантах учета см. ниже), должны отражаться в бухучете исходя из приведенного;

4) автошина, замененная и уже не пригодная к эксплуатации, отражается в составе расходного счета (91, 92, 93), если стоимость не была отнесена на расходы при установке шины на автомобиль (о двух вариантах учета — ниже).

Для учета шин применяется карточка учета пробега (наработки) пневматической шины по форме приложения 5 к Нормам №488 по каждой шине отдельно. В случае достижения фактического пробега, который соответствует установленным Нормам №488, данный документ также является актом списания шин в будущем. В дальнейшем с помощью данного документа легче будет обосновать списание старых и приобретение новых шин. Каждая карточка учета фиксирует пробег, который послужит основанием для списания шин. Карточку подписывают члены комиссии по вопросам потери пневматическими шинами потребительских свойств (п. 7.1 Норм №488). Состав такой комиссии назначается руководителем предприятия и утверждается приказом.

Ниже мы более подробно отметим, что достижение шиной фактического пробега не всегда является основанием для списания. Шина для дальнейшей эксплуатации может быть не пригодна из-за естественного износа, эксплуатационных повреждений, производственных дефектов. Если она списывается по таким причинам, комиссия должна об этом указать в карточке учета.

Срок использования шин

Нормы №488 используются в случаях, когда определяются основания для списания изношенных пневматических шин. Эти нормы предназначены для применения предприятиями и организациями, эксплуатирующими, содержащими ТС2.

1 Чистая стоимость реализации запасов определяется как ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию (п. 4 П(С)БУ 9).

2 Нормы предназначены для применения предприятиями и организациями, эксплуатирующими, содержащими: колесные транспортные средства, специальные машины, выполненные на колесных шасси, которые передвигаются по улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации.

Но, по нашему мнению, Нормы №488 носят рекомендательный характер. Ведь в их п. 3.2 сказано: «Нормы применяют для списания пневматических шин, если фактический пробег пневматических шин достигает установленных норм. Однако это не обязательное и не единственное условие для списания». Если обнаружены эксплуатационные или производственные дефекты, с которыми пневматические шины не допускаются к эксплуатации ввиду их опасного технического состояния или не ремонтируются из-за неприемлемости расходов, шины списываются на основании акта (т. е. карточки учета пробега, приложения 5), независимо от того, соответствует ли их фактический ресурс нормам. Заключение комиссии о дальнейшей эксплуатации или непригодности в результате естественного износа, эксплуатационных повреждений, производственных дефектов указывается в карточке учета (приложение 5).

В основу Норм №488 положены статистические исследования среднего ресурса пневматических шин по их фактическому пробегу до списания в нормальных и особых условиях эксплуатации. Но нужно помнить, что существуют факторы, влияющие на сроки эксплуатации, например состояние дорог или климатические условия и пр. Соответственно, на наш взгляд, установление факта, что шины не могут продолжать использоваться по назначению, довольно субъективное. В п. 31.1 ПДД указано: «Техническое состояние транспортных средств и их оборудования должно соответствовать требованиям стандартов, относящихся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, а также правил технической эксплуатации, инструкций предприятий-производителей и другой нормативно-технической документации». Запрещается использование ТС при наличии технических неисправностей и несоответствия шин требованиям, приведенным в п. 31.4 ПДД. Так что, если комиссия по вопросам потери пневматическими шинами потребительских свойств установит факт дефектов, бухгалтер на основании заключения комиссии и карточки учета имеет все основания для списания шин.

Операция замены шин на ТС

Бухгалтерский учет

Выше мы уже говорили, что при приобретении новых шин отдельно от ТС такие шины отражаются в составе активов, относятся к запасам и в бухучете отражаются на субсчете 207 «Запасные части». Для предприятия важно выяснить, на какую дату признаются расходы по приобретению шин (в т. ч. при установке на автомобиль). Ведь появляется вопрос: когда возникают расходы — в момент передачи шин в эксплуатацию (установки на автомобиль) или когда будет пройден норматив? Влияет ли вообще нормативный пробег на возникновение расходов?

Здесь отметим, что по факту приобретения автошин расходы не признаются. Ведь они формируют первоначальную стоимость шин как запасов. А вот дальнейшее отражение расходов уже довольно давно (в течение многих лет) возможно в двух вариантах:

1) при передаче шин со склада и установке на автомобиль признаются расходы отчетного периода. Такие расходы осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение технического обслуживания) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от использования ОС (п. 15 П(С)БУ 7). Списываются они на счета 23, 91 — 94 в зависимости от направления использования ТС;

2) расходы признаются только в момент списания шины при износе. Причем замена автомобильных шин, ставших непригодными к эксплуатации, чей пробег не соответствует Нормам №488, относится не к ТО, а к ремонту.

Между тем, п. 29 Методрекомендаций по учету ОС уточняет, что: «решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, т. е., направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, осуществляются ли они для поддержания объекта в пригодном к использованию состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов». То есть то, как учитывать шины и когда признавать расходы при их замене, будет зависеть от того, какой вариант выберет предприятие — собственник или пользователь ТС.

Независимо от избранного варианта, отпуск автомобильных шин со склада должен быть оформлен первичным документом, например накладной на внутреннее перемещение. Типовой формы для учета внутреннего перемещения запчастей не существует, в качестве примера можно взять форму №М-11, утвержденную приказом Минстата Украины от 21.06.96 г. №193. Но в любом случае важно, чтобы в таком первичном документе были обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухучете. Ввод в эксплуатацию и возврат заменяемой шины нужно отразить в карточке учета пробега (наработки) соответствующей пневматической шины.

Временный возврат на склад шин, стоимость которых раньше, в момент установки на ТС, признавалась в расходах, отражается в учете только с точки зрения контроля за использованием шин. Операция отражается в аналитическом учете (если предприятие избрало первый вариант, соответственно расходы уже были отражены). В противном случае (если предприятие использует второй вариант списания расходов на приобретение шин) временный возврат на склад шин отразится по субсчетам второго порядка по дебету 207.1 «Шины на складе» в корреспонденции с 207.2 «Шины в эксплуатации». Ведь шины еще не списаны с баланса и учитываются в составе запасов.

Налоговый учет

Независимо от того, какой вариант признания расходов выберет предприятие, возврат на склад заменяемых шин к налоговым последствиям не приведет. Отражение понесенных расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете зависит от направления использования автомобиля. Расходы учитывают в составе админрасходов, расходов на сбыт, в составе общепроизводственных расходов или прочих расходов либо как расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Дата признания расходов зависит от направления расходов: если они формируют себестоимость, датой является отчетный период, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, оказанных услуг (п. 138.4 НКУ). Остальные расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ).

Проанализируем первый вариант признания расходов в учете — при передаче шин со склада и установке на автомобиль. Условия, что шины списываются на расходы только после прохождения нормы пробега в соответствии с Нормами №488, НКУ не выдвигает. Замена шин в первом варианте — это всегда ТО. То есть расходы на замену шин признаются в полной сумме, и то, когда будут признаны расходы на ТО, будет зависеть только от направления использования ТС.

Анализ второго варианта признания расходов в учете — расходы признаются только в момент списания шины при износе — требует объяснения. У Миндоходов свой взгляд на данный вопрос. По мнению контролирующего органа, к расходам по ТО относятся только расходы на замену шин после прохождения нормы пробега. Миндоходов (ЕБНЗ, подкатегория 102.07.20) считает, что только шины, срок эксплуатации которых истек в соответствии с нормами эксплуатационного пробега, дают право на признание расходов (но опять же, вид и дата признания таких расходов зависит от направления использования ТС). Замена шин, ставших не пригодными к эксплуатации, пробег которых не соответствует нормам, относится не к ТО, а к улучшению (ремонту) основных средств. В результате согласно нормам пунктов 146.11 и 146.12 НКУ расходы признаются по отдельным правилам.

Если поступать по рекомендациям контролирующего органа, такой подход может быть выгоден только тем предприятиям, у которых есть неиспользованный «ремонтный лимит 10%». Стоимость шин, списываемых не по нормативам, попавших в «ремонтный лимит», все же будет отнесена к расходам по нормам п. 146.12 НКУ. А вот если «ремонтный лимит» исчерпан, то их стоимость будет распределяться в составе ремонтных расходов и увеличивать стоимость группы 5 ОС — транспортные средства (согласно п. 146.11 НКУ).

Как правило, работы по замене шин проводятся на СТО. Подтверждением расходов по сезонной замене шин являются первичные документы, в частности акт выполненных работ (если замена шин проводится на СТО) или смета расходов (если сезонную замену шин, в частности операцию по регулированию развал-схождения, балансировке и пр., проводят на предприятии самостоятельно)1.

1 Дополнительно об учете ремонтов и ТО см. в «ДК» №39/2013.

Если при оплате работ за сезонную замену шин уплачен НДС, предприятие имеет право на НК по НДС по общим правилам: при условии использования автомобиля в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности и должным образом оформленной НН.

Бухгалтеры часто спрашивают: нужно ли платить экологический налог за размещение отходов в случае получения предприятием таких отходов, как шины? Напомним: отработанные автомобильные шины относятся к необоротным отходам предприятия, ведь от использования таких отходов в будущих периодах вряд ли можно извлечь экономическую выгоду. На основании норм пп. 240.1.3 и пп. 14.1.223 НКУ можно сделать вывод: предприятие, осуществляющее временное размещение (хранение) отходов, в т. ч. шин, до их передачи на утилизацию и захоронение, не является плательщиком экологического налога с 01.01.2013 г., при условии наличия договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования — специализированными предприятиями. Аналогичный вывод находим в ЕБНЗ в подкатегории 120.01.

Пример Предприятие — плательщик налога на прибыль и НДС — приобрело комплект зимних автошин для ТС Dodge Caliber, торговой марки Hankook, норма среднего ресурса (наработка) согласно Нормам №488 составляет 70 тыс. км. Стоимость комплекта — 2400,00 грн (в т. ч. НДС). Проведена сезонная замена шин на легковом автомобиле, который используется для решения административных вопросов. Стоимость замененных летних шин составила 1600 грн (без НДС). За балансировку и замену шин на СТО уплачено 250,00 грн (без НДС).

В примере рассмотрим оба варианта учета, о которых идет речь в статье. Бухгалтерский и налоговый учет приведен в таблице.

Таблица

Отражение операции по списанию шин в учете

№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Налоговый учет
Д-т
К-т
Доходы
Расходы
1.
Осуществлена предоплата продавцу за комплект зимних шин
377
311
2400,00
2.
Отражен НК по НДС
641/НДС
644
400,00
3.
Оприходован на склад комплект зимних шин
207.1 «Шины на складе»
631
2000,00
644
631
400,00
4.
Списана предоплата за счет задолженности перед продавцом
631
377
2400,00
Вариант 1. Списание автошин при их установке на автомобиль
1.
Шины установлены на автомобиль
92
207
2000,00
2000*
2.
Комплект летних шин, еще пригодный к эксплуатации, снят с автомобиля и возвращен на склад
2 шт.
3.
Оплачены работы СТО
685
311
250,00
4.
Подтверждены актом выполненные работы по замене шин
92
685
250,00
250**
Вариант 2. Списание автошин при их износе
1.
Приобретенные зимние шины переданы для установки (сезонной замены)
207.2 «Шины в эксплуатации»
207.1 «Шины на складе»
2000,00
2.
Оплачены работы СТО
685
311
250,00
3.
Подтверждены актом выполненные работы по замене шин
92
685
250,00
250**
4.
Возвращен на склад комплект летних шин
207.1 «Шины на складе»
207.2 «Шины в эксплуатации»
1600,00
5.
Комплектом летних шин наработана норма эксплуатационного пробега. Составлен акт о списании по форме карточки учета пробега
92
207.1 «Шины на складе»
1600,00
1600***
* При первом варианте это ТО, относящееся к административным расходам (согласно пп. «в» пп. 138.10.2 и п. 138.5 НКУ).
** ТО, относящееся к административным расходам (согласно пп. «в» пп. 138.10.2 и п. 138.5 НКУ).
*** По второму варианту это также ТО, относящееся к административным расходам, ведь шины списываются в соответствии с установленной нормой пробега.

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон о дорожном движении — Закон Украины от 30.06.93 г. №3353-XII «О дорожном движении».
  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • ПДР — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. №1306.
  • П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. №92.
  • П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. №246.
  • Положение №102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. №102.
  • Нормы №488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.2006 г. №488.
  • Инструкция №291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. №291.
  • Методрекомендации по учету ОС — Методические рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. №561.

Елена ВОДОПЬЯНОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Расходы на сертификацию продукции Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
Для реализации товаров (продукции) нужно провести их экспертизу, после проведения которой выдается сертификат. Для испытаний (проводимых для сертификации продукции) мы предоставляем образцы продукции, которые уничтожаются в ходе испытаний. Можно ли отнест...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.013992