(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 48 (2.12.2013)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Как миндоходов будет проверять ЕСВ

С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФУ. В «ДК» №48/2013 вы сможете узнать, как правильно заполнять платежки, в т. ч. и по ЕСВ. А сейчас поговорим об основных видах и процедурных аспектах проверок ЕСВ.

Виды проверок и состав проверяющих

В соответствии с нормами ст. 13 Закона о ЕСВ1, органы доходов и сборов имеют право, в частности, проводить проверки на предприятиях и у физических лиц — предпринимателей. Такие проверки касаются бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате единого взноса, достоверности сведений, поданных в Госреестр2. Также налоговики имеют право получать необходимые объяснения, справки и сведения (в частности письменные) по вопросам, возникающим в ходе такой проверки.

1 Закон Украины от 08.07.2010 г. №2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

2 Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

Такие проверки могут быть как документальными (плановые или внеплановые; выездные или невыездные), так и камеральными (п. 75.1 НКУ и п. 2 ч.1 ст. 13 Закона о ЕСВ). Обратите внимание: фактические проверки в части ЕСВ для налоговиков действующим законодательством пока не предусмотрены.

Однако, учитывая, что для налогового регулятора администрирование и проверки этого взноса — дело новое и определенных профессиональных навыков сотрудникам на местах поначалу будет не хватать, законодатель предусмотрел им в помощь опытных специалистов территориальных отделений ПФУ. Так, ч. 2 п. 1 ст. 13-1 Закона о ЕСВ предусмотрено, что Пенсионный фонд и его территориальные органы имеют право:

принимать участие в плановых проверках, проводимых органами доходов и сборов, для проверки достоверности сведений, поданных в реестр застрахованных лиц Госреестра;

— в случаях, предусмотренных законом, проводить внеплановые проверки бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов страхователей в части достоверности сведений, поданных в реестр застрахованных лиц или для назначения пенсий, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе таких проверок.

Как это будет работать на практике, пока неизвестно, однако сомнительным выглядит тезис, что сотрудники ПФУ самостоятельно будут инициировать собственное участие в проверке СХД. Особенно учитывая тот факт, что поступлений на счета ПФУ в результате таких проверок не будет. Ведь в проверках от Миндоходов ПФУ только «принимает участие» — других прав на таких проверках у него нет. Скорее всего, проверки в части ЕСВ от Миндоходов и ПФУ будут проводиться совместно, и Миндоходов будет налагать свои штрафы, а ПФУ — свои.

Условия допуска к проверкам и сроки их проведения

В общем порядке, определенном п. 81.1 НКУ, должностные лица Миндоходов имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, в частности, при условии предъявления или направления следующих документов:

— направления на проведение такой проверки;

— копии приказа о проведении проверки;

— служебных удостоверений лиц, указанных в направлении на проверку.

Если перечень предъявленных плательщику налогов документов неполный, СХД имеет право отказать в допуске проверяющим.

Сроки проведения документальных выездных проверок в разрезе разных категорий налогоплательщиков см. в таблице. Периодичность проверок определяется степенью риска СХД (высокий, средний и незначительный). Налогоплательщики (а теперь также и ЕСВ) с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, со средним — не чаще одного раза в два календарных года, с высоким — не чаще одного раза в календарный год.

Таблица

Сроки проведения документальных выездных проверок по ЕСВ

Категория СХД
Плановая проверка
Внеплановая проверка
Срок проведения проверки, рабочие дни
Срок продления проверки, рабочие дни
Срок проведения проверки, рабочие дни
Срок продления проверки, рабочие дни
Крупные налогоплательщики
30
15
15
10
Субъекты малого предпринимательства
10
5
5*
2
Другие СХД
20
10
10
5
* Для физлиц, не имеющих наемных работников, — 3 рабочих дня.

Процедурные аспекты проведения проверок

Поскольку проверки ЕСВ будут проводиться по общим алгоритмам тех или иных видов проверок, прописанным нормами НКУ, именно ими и стоит руководствоваться при анализе процедурных вопросов проверок.

Так, камеральная проверка, как известно, проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

Предметом документальной проверки является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства в части заключения трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Опять же, по аналогии с камеральной, документальная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в т. ч. по результатам проверок других налогоплательщиков.

Как видим, и документальные, и камеральные проверки проводятся при условии использования в роботе налоговых деклараций (расчетов). Норма п. 46.1 НКУ определяет налоговую декларацию (расчет) в качестве документа, который подается налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, либо документа, свидетельствующего о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков-физлиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога. Является ли отчет по ЕСВ1 декларацией?

1 Форма отчетности утверждена приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. №454 «Об утверждении Порядка формирования и представления страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

С одной стороны, название отчета не содержит слово «декларация», которое видим в другой налоговой отчетности. С другой стороны, название «Звіт про суми нарахованої заробітної плати (доходу, грошового забезпечення, допомоги, компенсації) застрахованих осіб та суми нарахованого єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування до органів доходів і зборів» четко указывает, что такой отчет содержит показатели сумм начисленной заработной платы (дохода, денежного довольствия, пособия, компенсации) застрахованных лиц, на которые начислены и с которых уплачены суммы единого взноса в органы доходов и сборов. Таким образом, этот отчет является формой извещения налогового органа о суммах дохода, выплачиваемого физическим лицам, и суммах удержанного/начисленного ЕСВ — т. е. имеет некоторые признаки налоговой декларации.

Главный критерий, позволяющий четко определить, что отчет по ЕСВ не является налоговой декларацией, — то, что налоговую декларацию обязаны подавать плательщики налога (по которому она подается). А кто такие плательщики налогов? Согласно п. 15.1 НКУ, ими признаются лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу. Пока что ЕСВ не указан в статьях 9 — 10 НКУ в составе налогов и сборов. Так что, безусловно, отчет по ЕСВ — это отчет, который подается в органы Миндоходов, но по взносу, а не налогу или сбору, и не плательщиками налогов, а плательщиками ЕСВ (страхователями). И статуса налоговой декларации у отчета по ЕСВ нет (во всяком случае, пока не будут внесены соответствующие изменения в НКУ и Закон о ЕСВ). К тому же на данное время ответственность за нарушения в части представления и составления отчета по ЕСВ и налоговых деклараций разная, ведь регулируются они разными законодательными актами. Был бы отчет по ЕСВ налоговой декларацией — за такие ошибки пришлось бы отвечать согласно гл. 11 НКУ, а не по ст. 25 — 26 Закона о ЕСВ.

Однако, учитывая тот факт, что Миндоходов стал администратором ЕСВ не так давно, вполне возможно, что эти изменения не за горами. Поэтому как бы нам этого не хотелось, спокойно вздохнуть и однозначно сказать, что проверять отчетность по ЕСВ налоговики будут иначе, чем налоговые декларации, нельзя. Ведь и виды проверок, и их алгоритмы сейчас законодатели видят именно в общих нормах НКУ, определенных для всех других налогов и сборов. Кстати, это прямо сказано в ст. 13 Закона о ЕСВ. В противном случае им бы пришлось все общие принципы, сроки проведения и основания таких проверок по ЕСВ выписывать отдельными нормами.

Так что основания для внеплановой документальной проверки по ЕСВ также определены общей нормой п. 78.1 НКУ (поскольку других в НКУ и в Законе о ЕСВ нет). В частности, основаниями проведения такой проверки могут быть следующие ситуации:

— обнаружена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если он не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

— плательщик налогов не подал в установленный законом срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

— получена информация об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в т. ч. без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению;

— получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом.

Об отчете по ЕСВ в п. 78.1 НКУ нет ни слова. Но означает ли это, что внеплановых проверок по ЕСВ не будет? Разумеется, нет. Органы Миндоходов просто будут применять эту норму, заменяя термин «налоговая декларация» термином «отчет по ЕСВ», а поскольку существует такая необходимость, скорее всего, в обозримом будущем соответствующие изменения будут внесены и в законодательные акты.

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебета-Кредита»



Следующая статья:  В начало статьи 



Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

В рубрике: 


Платежи в бюджет Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возвр...

Новый порядок опломбирования РРО Фрагмент статьи (только начало)
№ 47 (25.11.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
В «ДК» №43/2013 мы уже анализировали обновление Госреестра РРО и ряда нормативных актов, регулирующих регистрацию и применение РРО при расчетах за товары, услуги и в операциях купли-продажи иностранной валюты. Сейчас проанализируем новый порядок опломбиро...

0.020259