(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...         
(полный план-график)









 : общий по сайту



Курсы валют на PROext

Дебет-Кредит № 48 (2.12.2013)
Жизнь :: Чувство долга

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Платежи в бюджет

Приказом №609 от 22.10.2013 г. Миндоходов утвердило новый порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных средств (далее — Порядок №609, см. «ДК» №48/2013). Данный приказ вступает в силу c 26.11.2013 г. — дня его официального опубликования1. Его предшественник, Порядок заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, утвержденный приказом МФУ от 07.07.2012 г. №817, утратил силу 26.11.2013 г. на основании приказа МФУ от 08.10.2013 г. №864.

Порядок заполнения полей реквизита «Призначення платежу»

Итак, Порядок №609 описывает правила заполнения реквизита «Призначення платежу» в документах, в том числе на перевод безналичных средств в бюджет, в случае осуществления наличных платежей в бюджет через кассы банков, при уплате таможенных платежей и ЕСВ.

1 Опубликован в «Официальном вестнике Украины» от 26.11.2013 г. №89.

Всего в реквизите «Призначення платежу», как и ранее, содержится семь полей (см. таблицу). Но изменения в заполнении поля «Призначення платежу» расчетного документа все-таки есть. Правила их заполнения установлены в п. 1 Порядка №609. Обратите внимание: не допускаются пропуски (пробелы) между словами и служебными знаками (п. 2 Порядка №609).

В поле №1 печатается служебный знак «*» — признак платежа.

В поле №2 указывается код вида уплаты. Список этих кодов приведен в приложении к Порядку №609. Однако не все из перечисленных там кодов используются СХ — плательщиками налогов, сборов и ЕСВ, а только те, которые отмечены «*». Начиная с поля №2 и до последнего поля №7, в начале каждого поля, перед его содержимым, необходимо печатать разделительный знак «;», который отделяет одно поле от другого.

В поле №3 печатается информация, посредством которой можно однозначно идентифицировать СХ, за которого уплачивается платеж. Это может быть:

а) код СХ — юрлица по ЕГРПОУ — 8 цифр. Если код ЕГРПОУ меньше 8 цифр, он дополняется слева нулями до требуемых 8 цифр;

б) регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (всегда 10 цифр), если СХ — физическое лицо. Если СХ по своим религиозным убеждениям отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомил об этом соответствующий орган Миндоходов и имеет соответствующую отметку в паспорте, то в данном поле указываются серия и номер паспорта гражданина Украины (слитно, без пробелов, например: АБ123456);

в) регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается Миндоходов согласно п. 2.4 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом МФУ от 09.12.2011 г. №1588. Этот номер всегда имеет 9 цифр.

Внимание: с 26.11.2013 г. в поле №3 обязательно должен указываться один из перечисленных кодов (номеров). Согласно предыдущему порядку эти коды (номера) указывались только в случае уплаты платежа СХ третьим лицом. Теперь же порядок стал единым для всех случаев.

В поле №4 приводится пояснительная информация о назначении платежа в произвольной форме. Количество знаков в этом поле ограничено только системой электронных платежей НБУ. Так как символ «;» используется в качестве служебного разделительного знака между полями, внутри поля №4 его не должно быть. Если платеж в бюджет осуществляется в иностранной валюте, в поле №4 обязательно должен содержаться соответствующий код классификации доходов бюджета. Хотя в п. 1 Порядка №609 разрешено заполнять поле №4 в произвольной форме, в п. 3 Порядка №609, в примерах «д» и «е» мы видим достаточно формализованный образец его заполнения при уплате в бюджет платежей за аренду государственного имущества. При уплате платежей по арендной плате за землю поле №4 заполняется согласно примеру «а» в п. 3 Порядка №609.

Поля №5 и №6 заполняются органами Госказначейства при перечислении сумм НДС, возмещаемых плательщику НДС, а также при возврате ошибочно или излишне зачисленных сумм в бюджет. В этих случаях в поле №5 мы можем увидеть дату заключения, согласно которому делается такое перечисление, а в поле №6 — его номер.

И наконец, поле №7 — это резервное поле, которое может заполняться плательщиками налогов или органами Госказначейства при расчетах согласно отдельным решениям КМУ, оплате налоговых векселей и т. п.

Пример 1 ООО «Мера» уплачивает налог с доходов физических лиц за наемных работников. Код ЕГРПОУ 11112222, период уплаты — ноябрь 2013 г. Поле «призначення платежу» будет заполнено следующим образом:

*;101;11112222;ПДФО з найманих працівників за листопад 2013 р.;;;

Пример 2 ООО «Мера» уплачивает НДС за дочернее предприятие ООО «Дельта». Код ЕГРПОУ ООО «Дельта» 88889999, период уплаты — ноябрь 2013 г. Поле «призначення платежу» будет заполнено следующим образом:

*;101;88889999;ПДВ за листопад 2013 р. по ТОВ «Дельта»;;;

Несмотря на то что данный платеж осуществляется со счета ООО «Мера», он будет учтен в счет погашения денежного обязательства ООО «Дельта».

Пример 3 Рассмотрим заполнение реквизита «Призначення платежу» в случае уплаты денежного обязательства по ЕСВ за ноябрь 2013 г. ООО «Альфа», код ЕГРПОУ 1112223 (см. таблицу).

Таблица

№ поля
1
2
3
4
5
6
7
Содержание поля
*
;101
;01112223
;ЄСВ за листопад 2013 р.
;
;
;

В платежном поручении реквизит «Призначення платежу» будет выглядеть так:

*;101;01112223;ЄСВ за листопад 2013 р.;;;

Поскольку код ЕГРПОУ ООО «Альфа» состоит из 7 цифр, слева был добавлен нуль для увеличения количества цифр до 8.

Пример 4 В декабре 2013 г. ООО «Мера» погашает налоговый долг по НДС за 2012 г. Код по ЕГРПОУ ООО «Мера» — 11112222. Поле «призначення платежу» будет заполнено следующим образом:

*;054;11112222;погашення податкового боргу з ПДВ за 2012 р.;;;

Если ООО «Мера» допустит ошибку в заполнении поля «призначення платежу», этот платеж будет зачислен по коду 101 в качестве текущего обязательства по НДС за ноябрь 2013 года, а не в счет погашения долга, образовавшегося в 2012 г.

В пункте 3 Порядка №609 приведены несколько примеров заполнения реквизита «Призначення платежу» для безналичных платежей в бюджет. По мнению автора, в данных примерах в отношении поля №4 приведена недостаточно подробная информация, в частности в примерах «а» и «б». Очевидно, что только указание отчетного периода полностью, в т. ч. и года, за который осуществляется оплата (чего не было указано в этих примерах) поможет налогоплательщику точнее идентифицировать платеж.

При уплате платежей наличными средствами через отделения банков реквизит заявления на перевод наличных «Призначення платежу» также заполняется указанным в п. 1 Порядка №609 образом (п. 4 Порядка №609). В этом случае указывать информацию в поле №3 также обязательно. К его заполнению следует отнестись особенно внимательно, так как именно это поле будет использоваться для идентификации плательщика. Если его заполнить с ошибками, платеж не будет перечислен по назначению.

В пункте 5 Приказа №609 приведены примеры заполнения назначения платежа при осуществлении таможенных платежей, в п. 6 Порядка №609 — при уплате ЕСВ. Как видим из примеров, и в этих случаях назначение платежа указывается в порядке, установленном п. 1 Порядка №609. При уплате ЕСВ мы также рекомендуем указывать в поле №4 отчетный период полностью, с указанием месяца и года.

Каждый вид платежа и каждый код вида уплаты следует оформлять отдельным платежным документом (п. 7 Порядка №609). В большинстве случаев это требование выполняется еще и потому, что для каждого вида платежа открыт отдельный бюджетный счет.

Ответственность за несоблюдение Порядка №609

Особый интерес вызывает пункт 8 Порядка №609. В нем указано, что при заполнении реквизита платежного документа «Призначення платежу» с нарушением требований Порядка №609 (таким нарушением может считаться даже проставление лишнего пробела) банк примет такой документ к исполнению, однако при этом будет считаться, что налогоплательщик уплачивает денежное обязательство с кодом вида уплаты «101». Очевидно (хотя это прямо не указано в Порядке №609), по тому виду бюджетного платежа, на счет которого сделан платеж. Например, плательщик уплачивает сумму налога на прибыль, доначисленную по результатам документальной проверки с кодом 132. В назначении платежа он делает ошибку (не печатает три последних символа «;»). В этом случае такой платеж должен быть зачислен как уплата налога на прибыль с кодом 101, даже если на момент уплаты начисленное обязательство по данному налогу отсутствует (оно не было определено налогоплательщиком самостоятельно в поданной декларации). При этом сумма налога, доначисленная по результатам проверки и указанная в полученном плательщиком налога уведомлении-решении, останется неуплаченной.

На практике эта норма может быть выполнена только в том случае, если на один и тот же бюджетный счет могут зачисляться платежи с разными кодами вида уплаты, в числе которых есть и 101. А как быть, если на какой-либо бюджетный счет платеж с кодом 101 не может быть зачислен, а СХ ошибся в заполнении назначения платежа? Например, СХ уплачивает авансовый платеж согласно ст. 299 ТКУ на счет таможни, открытый в органах Госказначейства. Код вида уплаты — 350. Если СХ допустит ошибку в заполнении назначения платежа, такой платеж не может быть зачислен с кодом 101. Аналогичная ситуация с уплатой административного штрафа (код 121), который уплачивается на отдельный бюджетный счет и текущих платежей по определению быть не может. Порядок №609 не дает ответа на данный вопрос, и что будет с такой ошибочно перечисленной суммой, на данный момент непонятно.

Кроме того, в п. 131.2 НКУ регламентирован порядок учета сумм налогового долга, которые уплачивает налогоплательщик. Так, при погашении суммы налогового долга (или его части) средства в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства, затем — в счет погашения штрафов и в последнюю очередь — в счет пени. Если СХ не соблюдает такую очередность платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением Порядка №609), контролирующий орган самостоятельно осуществляет распределение такой суммы в порядке, определенном п. 131.2 НКУ. Но в п. 8 Порядка №609 говорится о том, что при нарушении этого порядка платеж должен быть зачислен в счет текущих платежей с кодом «101». Как будет выполняться на практике эта норма, если, например, текущих платежей нет (СХ временно не ведет деятельность, но имеет налоговый долг)? Будет ли считаться такой платеж излишне уплаченной суммой налогов, при том, что налоговый долг не будет погашен? Такая же ситуация может возникнуть при уплате денежных обязательств, определенных по результатам проверки (коды 130 — 135), при уплате авансовых взносов на сумму дивидендов (код 125). В последнем случае ошибка в назначении платежа (в т. ч. лишний пробел) может привести к тому, что вместо авансового платежа на сумму дивидендов будет зачтена уплата текущего налога на прибыль. Это может привести к штрафным санкциям согласно ст. 126 НКУ.

Как видим, нет единства в применении п. 8 Порядка №609. В одних случаях он неприменим по объективным причинам, в других — может повлечь за собой довольно серьезные последствия в виде штрафных санкций. Однако настолько ли все печально, покажет практика применения Порядка №609. Также надеемся на разъяснения Миндоходов по указанным вопросам.

Юлия ЕГОРОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Возвратная финпомощь в вопросах и ответах Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Чувство долга
В трудные времена предприятия часто обращаются к такому инструменту пополнения своих оборотных средств, как получение возвратной финансовой помощи. Именно о налоговых моментах получения такой финпомощи мы и поговорим далее, рассмотрев наиболее типичные во...

В рубрике: 


Как миндоходов будет проверять ЕСВ Фрагмент статьи (только начало)
№ 48 (2.12.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
С октября этого года заработали изменения в части администратора ЕСВ: теперь этим взносом будет заниматься Миндоходов. В «ДК» №40/2013 мы уже анализировали основные изменения в данном вопросе, в частности то, что касается отчетности по ЕСВ и справок от ПФ...

Новый порядок опломбирования РРО Фрагмент статьи (только начало)
№ 47 (25.11.2013) :: Жизнь :: Чувство долга
В «ДК» №43/2013 мы уже анализировали обновление Госреестра РРО и ряда нормативных актов, регулирующих регистрацию и применение РРО при расчетах за товары, услуги и в операциях купли-продажи иностранной валюты. Сейчас проанализируем новый порядок опломбиро...

0.013369