ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 48 (2.12.2013)
Суть дела :: Бухгалтерский учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Неуловимые Методрекомендации

Среди бухгалтеров ходят чуть ли не легенды о каких-то Методических рекомендациях по формированию себестоимости продукции, о которых все слышали, но никто или почти никто их не видел. Что это за документ и где его взять?

Прежде всего, документов с похожими названиями было, по меньшей мере, два. Один из них — Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) — был утвержден приказом Госпромполитики от 02.02.2001 г. №47. Второй — Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности — приказом Минпромполитики от 09.07.2007 г. №373, которым был отменен предыдущий. Однако поиск по информационным системам как первых, так и вторых Методрекомендаций дает лишь следующий результат: «Доступ к тексту ограничен». И это при том, что Приказ №373 предусматривает распространить эти Методрекомендации на все предприятия, учреждения и организации сферы управления Минпромполитики, которые изготовляют продукцию (выполняют работы и услуги). Ссылается Министерство при этом на то, что разработчик Методрекомендаций — госинститут (госпредприятие), являющийся владельцем «авторских прав на Методрекомендации»! Соответственно упомянутые Методрекомендации можно приобрести в данном институте за деньги.

Имело ли Минпромполитики право заказать госинституту разработку Методрекомендаций? Конечно. Могло ли утвердить их своим приказом? Несомненно. Должно ли было ограничивать доступ к уже утвержденным Методрекомендациям, ссылаясь на «авторское право»? Никоим образом.

В соответствии со ст. 19 Конституции, органы государственной власти обязаны действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Какими же законами регулируется данная ситуация?

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Украины от 02.10.92 г. №2657-XII «Об информации», правовая информация — это «любые сведения о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними и их профилактике и т. п.». Согласно ч. 3 этой статьи «государство обеспечивает официальное издание данных актов массовыми тиражами в кратчайшие сроки после их принятия». Вот что должно было сделать Минпромполитики, а не ограничивать доступ. Это было бы возможно, если бы речь шла об информации с ограниченным доступом: конфиденциальной, секретной или служебной. Однако анализ ст. 21 упомянутых Закона и Приказа №373 показывает, что Методрекомендации не могут к ней относиться.

Неуместны и ссылки на авторское право. Статья 10 Закона Украины от 23.12.93 г. №3792-XII «Об авторском праве и смежных правах» прямо говорит, что не могут быть объектом авторского права «изданные органами государственной власти в пределах их полномочий официальные документы». Методрекомендации являются неотъемлемой частью Приказа №373, о чем свидетельствуют слова «утвердить» и «прилагаемые» в п. 1 Приказа. Поэтому у Методрекомендаций не может быть отдельного статуса с точки зрения прав интеллектуальной собственности.

Что любопытно, Министерству (тогда еще Госкомитету) промполитики уже указывали на неправомерность таких действий. Гостелерадио в письме от 03.07.2002 г. №72/9 отмечало, что «документ, утвержденный приказом центрального органа исполнительной власти, имеет статус официального». Ссылаясь на ст. 10 Закона об авторском праве, Госкомитет утверждал, что иск о защите авторских прав на Методрекомендации, утвержденные Приказом №47, «не может быть удовлетворен в судебном порядке». Однако Госкомитет — не суд, а письмо — не нормативно-правовой акт.

Так что же делать? Во-первых, требовать от Минпромполитики соблюсти нормы законов и обнародовать Методрекомендации. Во-вторых — это всего лишь рекомендации. Поэтому можно игнорировать их существование и при формировании себестоимости продукции руководствоваться национальными стандартами бухучета.

Андрей ПОРЫТКО, заместитель главного редактора «Дебета-Кредита»



Следующая статья:  В начало статьи 



Возвратная финпомощь в вопросах и ответах Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Бухгалтерский учет
В трудные времена предприятия часто обращаются к такому инструменту пополнения своих оборотных средств, как получение возвратной финансовой помощи. Именно о налоговых моментах получения такой финпомощи мы и поговорим далее, рассмотрев наиболее типичные во...

В рубрике: 


Вопросы учета запасов Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
С начала 2015 г. сумма налога на прибыль определяется на основании данных
бухгалтерского учета. В связи с этим налоговики получили право проверять
правильность ведения бухучета, правильность и полноту определения доходов,
расходов и финансовог...

Продажа автомобиля физлицу Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Бухгалтерский учет
Обычная хозяйственная операция: юрлицо продает легковой автомобиль —
основное средство — физлицу. Но в связи с ней у бухгалтеров возникает
множество вопросов, особенно в свете постоянно меняющегося законодательства.
Ответы на многие из таких в...

0.023298