ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 48 (2.12.2013)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Возвратная финпомощь в вопросах и ответах

В трудные времена предприятия часто обращаются к такому инструменту пополнения своих оборотных средств, как получение возвратной финансовой помощи. Именно о налоговых моментах получения такой финпомощи мы и поговорим далее, рассмотрев наиболее типичные вопросы.

1. Получена возвратная финпомощь от юрлица (не учредителя) — плательщика налога на прибыль на общих основаниях. Каковы налоговые последствия?

Согласно пп. 14.1.257 НКУ, возвратная финпомощь — это денежные средства, которые поступили налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в виде платы за пользование такими денежными средствами, и которые обязательно подлежат возврату.

Исходя из норм пп. 135.5.5 НКУ, поступление и возврат суммы возвратной финпомощи, полученной от плательщика налога на прибыль на общих основаниях (лица, не имеющие льгот по налогу на прибыль, в т. ч. право применять более низкие ставки налога на прибыль), не отражаются в налоговом учете.

Но если на конец отчетного периода у предприятия существует долг по такой возвратной финпомощи, то следует рассчитать условные проценты на сумму возвратной финансовой помощи, оставшуюся невозвращенной на конец отчетного периода. Их предприятия определяют в размере учетной ставки НБУ, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи (пп. 14.1.257 НКУ).

Здесь отметим, что на данный момент для определения налогооблагаемой прибыли применяются следующие налоговые периоды: календарный квартал, полугодие, три квартала, год. Но вот базовым налоговым (отчетным) периодом, в соответствии с предписаниями п. 152.9 НКУ, до 01.01.2014 г. является календарный квартал или календарный год, если предприятие — плательщик ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль в порядке, определенном п. 57.1 НКУ.

Вот и получается, что предприятия — плательщики налога на прибыль, уплачивающие ежемесячные авансовой взносы по налогу на прибыль, налоговые последствия по возвратной финпомощи определяют по итогам года.

Те же плательщики, которые подают отчетность по прибыли раз в год, но не уплачивают ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль, и, соответственно, те, которые должны отчитываться каждый квартал (случаи, приведенные в абз. 9 и 10 п. 57.1 НКУ), для определения налоговых последствий, в частности, по использованию возвратной финпомощи, должны ориентироваться на квартальный период.

Такое же мнение высказали и налоговики в ЕБНЗ — см. подкатегорию 102.06.03.

Поэтому если вы даже подаете годовую декларацию по прибыли1, но согласно п. 152.9 НКУ базовым налоговым периодом для вас является квартал (потому что вы не являетесь плательщиком ежемесячных авансовых взносов по налогу на прибыль), то в случае невозврата финпомощи в периоде ее получения (квартале) следует показать начисление условных процентов.

1 Налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия, форма которой утверждена приказом Минфина Украины от 28.09.2011 г. №1213.

Кстати, условные проценты начисляются именно на долг, оставшийся непогашенным на конец квартала. Так что в случае возврата возвратной финпомощи в периоде ее получения начислять условные проценты не нужно.

Теперь об начислении условных процентов — см. формулу:

СП = ВФП х (Ст : КГ х К) : 100 ,

где СП — сумма условно начисленных процентов за соответствующий отчетный квартал или год;

ВФП — сумма возвратной финпомощи, оставшаяся не возвращенной на конец отчетного квартала или года;

Ст — учетная ставка НБУ, действовавшая в отчетном периоде1;

1 Внимание! Если учетная ставка НБУ изменялась за отчетный период, то необходимо отдельно рассчитать сумму условно начисленных процентов за каждый из периодов действия соответствующей ставки НБУ за отчетный период (квартал или год).

КГ — количество дней в году 365 или 366 в случае с високосным отчетным годом (кварталом в году);

К — количество дней пользования ВФП в пределах отчетного квартала или года. При определении количества дней пользования финпомощи следует учесть и день ее получения.

Теперь опять заглянем в пп. 14.1.257 НКУ — там сказано, что к безвозвратной финпомощи относится сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи.

А вот в прочие доходы включаются суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде (см. пп. 135.5.4 НКУ).

Полагаем, что для фиксации начисленных условных процентов стоит составить бухгалтерскую справку с их расчетом (п. 135.2 НКУ). Поскольку, по мнению автора, по своей сути бухсправка будет первичным документом, то она должна быть оформлена с учетом обязательных реквизитов, определенных ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения №88.

В декларации по налогу на прибыль такой доход отражается в строке 03.10.1 «умовно нараховані проценти на суму поворотної фінансової допомоги, що залишилась неповернутою на кінець звітного (податкового) періоду» приложения IД. Затем он показывается в строке 03 основной части декларации.

2. Возвратная финпомощь поступила от неплательщика налога на прибыль или лица, пользующихся в соответствии с нормами НКУ определенными льготами по начислению и уплате налога на прибыль (в частности применение ставки налога, ниже 19%), не от учредителей. Каковы налоговые последствия?

Этот вопрос в целом регулирует пп. 135.5.5 НКУ. Так, суммы возвратной финпомощи, полученные в отчетном налоговом периоде от упомянутых заимодателей и не возвращенные на конец такого периода, включаются в доход плательщика налога на прибыль.

Здесь учтите, что данное правило действует только в случае, если вы получили финпомощь от лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль (в т. ч. нерезидентов), или лиц, пользующихся согласно НКУ льготами по налогу на прибыль, в т. ч. право применять ставки налога ниже установленных пунктом 151.1 НКУ.

В декларации по налогу на прибыль доход на сумму невозвращенной возвратной финпомощи показывается в строке 03.12 «Суми поворотної фінансової допомоги, отриманої у звітному (податковому) періоді» приложения IД. Затем показатель упомянутой строки найдет свое место в строке 03 основной части декларации.

А вот когда плательщик налога на прибыль будет возвращать такую финпомощь (или ее часть), он вправе увеличить свои расходы на сумму возвращенной финпомощи, в периоде такого возврата. Разумеется, это правило действует при условии, что вы сначала признали в одном из предыдущих налоговых периодов доход.

Такие расходы показывают в строке 06.4.34 «Сума фактично повернутої поворотної фінансової допомоги» приложения IВ к декларации по налогу на прибыль. Суммы из этой строки попадут в строку 06.4 основной части декларации.

Здесь стоит учесть, что для части плательщиков налога базовым налоговым (отчетным) периодом будет календарный год (см. об этом выше, ответ на вопрос 1). Поэтому такие налогоплательщики, которые на протяжении отчетного года получили и вернули финпомощь, показывать ее в декларации по прибыли не должны.

Если же базовый налоговый (отчетный) период для вас — календарный квартал, но отчетность подаете за год, то в случае действия абз. 1 и 2 пп. 135.5.5 НКУ (помощь не вернули до окончания отчетного (базового) квартала, но отдали до окончания отчетного года), налогоплательщику, по мнению автора, нужно будет показать соответственно и доход, и расходы на сумму такой финпомощи.

Внимание! В рассматриваемой ситуации не начисляются условные проценты на остатки займа на конец периода.

3. Наша компания получила возвратную финпомощь от учредителя. Каковы налоговые последствия?

Прежде всего стоит упомянуть, что в соответствии с абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ на суммы возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя/участника (в т. ч. нерезидента) такого плательщика налога, в случае возврата такой помощи не позже 365 календарных дней со дня ее получения не распространяются нормы п. 135.5 НКУ.

Но вот возникает вопрос: какими будут налоговые последствия, если истекли 365 дней с даты получения помощи? Здесь все зависит от того, на какой системе налогообложения находится учредитель-заимодатель.

Сначала выясним, распространяются ли нормы абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ на возвратную финпомощь, полученную от учредителя плательщиком налога на прибыль? По мнению автора, да, распространяются. Ведь несмотря на то, что первые три абзаца не относятся к плательщикам налога на прибыль на общих основаниях, однако абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ никаких ограничений в применении не содержит и распространяется на всех учредителей. Так что получатель помощи имеет право воспользоваться его нормами. Во всяком случае никаких возражений по поводу этого в НКУ нет, да и большинство бухгалтеров придерживаются такой же позиции. Кроме того, и специалисты Миндоходов в ЕБНЗ, подкатегория 102.06.03, указывают, что нормы абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ касаются и учредителей плательщиков налога на прибыль на общих основаниях. При этом ни одного упоминания о начислении в этот период условных процентов в ЕБНЗ не содержится.

Дополнительно отметим, что в целом в абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ четко сказано: «Положения настоящего пункта не распространяются на суммы возвратной финансовой помощи, полученной от учредителя/участника (в том числе нерезидента) такого плательщика налога, в случае возврата такой помощи не позже 365 календарных дней со дня ее получения». А значит, получается, что нормы всего п. 135.5 НКУ в таком случае не работают (именно в течение 365 календарных дней со дня получения помощи). Следовательно, в пределах 365 дней не должно быть начисления ни доходов, ни условных процентов.

Так, если учредитель является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях, то после того как истекут 365 дней с даты получения финпомощи, по мнению автора, на сумму невозвращенной помощи следует начислить условные проценты и включить их в доход. Почему так? Посудите сами. Абзац 4 пп. 135.5.5 НКУ на 365 дней освобождает нас от норм п. 135.5 НКУ. Но по окончании такой льготы, по логике, должны действовать общие правила учета возвратной финпомощи (пп. 135.5.4, 135.5.5 НКУ). Значит, нужно будет начислить условные проценты (об этом см. выше, в ответе на вопрос 1).

Если же учредитель не является плательщиком налога на прибыль (в т. ч. нерезидент) или согласно НКУ пользуется льготами по налогу на прибыль, в т. ч. имеет право применять ставки налога ниже установленных пунктом 151.1 НКУ, то по окончании 365 дней с даты получения финпомощи необходимо признать доход на сумму невозвращенной помощи. Соответственно, при возврате финпомощи можно будет признать расходы. Это все потому, что после того как исчезает льгота абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ (по окончании льготного периода в 365 дней), начинают действовать остальные нормы пп. 135.5.5 НКУ (см. ответ на вопрос 2).

4. Заемщик — плательщик налога на прибыль узнал, что заимодатель-учредитель переходит с уплаты налога на прибыль на уплату единого налога. Повлияет ли это на налоговый учет полученной плательщиком налога на прибыль возвратной финпомощи?

Разумеется, здесь нас интересует только тот случай, когда мы не возвращаем заимодателю возвратную финпомощь в течение отчетного (базового) периода ее получения (квартала или года) либо в течение 365 дней (в определенных случаях).

Так, если заемщик имеет дело с учредителем, то применяются предписания абз. 4 пп. 135.5.5 НКУ, освобождающие от начисления дохода на сумму помощи в течение 365 дней. Но когда истекут 365 дней с даты получения финпомощи, на сумму невозвращенной помощи следует начислить условные проценты за все 365 дней и включить их в доход (см. пп. 14.1.257 и пп. 135.5.4 НКУ).

Если же после этих событий учредитель — плательщик налога на прибыль переходит на уплату единого налога, тогда, получается, на заемщика должны распространяться уже предписания пп. 135.5.5 НКУ. При этом, по мнению автора, нормы пп. 135.5.5 НКУ к нему применяются начиная с периода, когда заимодатель стал плательщиком ЕН. И если финпомощь в периоде перехода на ЕН не будет возвращена, заемщику следует начислить доход по правилам абз. 1 пп. 135.5.5 НКУ (доход на сумму не возвращенной на конец базового (отчетного) периода финпомощи).

5. Предприятие получило возвратную финпомощь от физлица, а теперь ее возвращает. Нужно ли показывать в форме №1ДФ такие операции?

Налоговые последствия отношений между физлицом-заимодателем и заемщиком — налоговым агентом регулируются пп. 165.1.31 НКУ. В нем сказано, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физлица не включаются основные суммы возвратной финпомощи, предоставленной другим лицам, которая возвращается ему, и основные суммы возвратной финпомощи, получаемой физлицом.

Теперь стоит обратиться к письму Комитета ВРУ по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики от 23.06.2011 г. №04-39/10-634 (см. «ДК» №29/2011), где сказано, что суммы доходов, указанных в п. 165.1 НКУ, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога, в форме №1ДФ не отражаются.

Но вот в приложении «Справочник признаков доходов» к Порядку №1020 содержится признак доходов «153» — Основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной плательщиком налога другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая плательщиком налога (пп. 165.1.31 статьи 165 раздела IV НКУ).

Получается, что именно возврат юрлицом финпомощи, полученной от физлица, следует показывать в форме №1ДФ. Такое же мнение высказали и специалисты Миндоходов в ЕБНЗ, подкатегория 103.25. В частности, они подчеркнули: в случае если возвратную финансовую помощь получает юрлицо от физлица и в соответствии со сроками, указываемыми в договоре займа, юрлицо возвращает часть полученной помощи физлицу, то в налоговом расчете по ф. №1ДФ отражается только часть возвращенной помощи.

Кстати, как следует из Порядка №1020, получение предприятием возвратной финпомощи от физлица показывать в форме №1ДФ не нужно.

Как видите, не все здесь однозначно, а поэтому выбор за вами, уважаемые бухгалтеры. Разумеется, за дополнительным разъяснением этой ситуации стоит обратиться в свою налоговую.

Нормативная база

  • 3акон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • Положение №88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. №88.
  • Порядок №1020 — Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1020.

Василий РОРАТ, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



НДФЛ при прощении долга Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Налоговый учет
Предприятие выдало сотруднику беспроцентный заем. Сотрудник погасил только часть задолженности по этому займу, а потом по некоторым причинам руководство предприятия приняло решение простить работнику эту задолженность. Срок исковой давности по данному дол...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.022506