ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 48 (2.12.2013)
Суть дела :: Практика

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Новогодние вечеринки

Проведение новогодних вечеринок, честно говоря, не для всех праздник. Бухгалтеры не только празднуют в кругу коллег, но и обдумывают разные варианты учета такого мероприятия.

Общие правила

По норме пп. 139.1.1 НКУ, организация и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков считаются расходами, не связанными с осуществлением хозяйственной деятельности. А это значит, что все расходы на проведение таких мероприятий не относятся к налоговым и оплачиваются за счет собственных средств плательщика налога на прибыль.

Правда, в пп. 139.1.1 Кодекса предусмотрено исключение — есть право на расходы, связанные с осуществлением рекламной деятельности, которые регулируются нормами пп. 140.1.5 НКУ. Как следствие, если предприятие проводит прием или праздник с приобретением и распространением подарков и, главное, может доказать, что такое мероприятие проводится в рамках рекламной кампании — соответственно доказана связь с хозяйственной деятельностью, — есть шанс отнести расходы к налоговым. Но следует внимательно отнестись к оформлению подтверждающих документов, ведь контролирующие органы внимательно проверяют операции такого вида. Кроме того, не следует забывать о норме абз. «а» пп. 138.10.2 НКУ, по которой к составу административных расходов можно отнести: общие корпоративные расходы, в т. ч. организационные расходы, расходы на проведения годовых и прочих собраний органов управления, представительские расходы1.

Следовательно, для возможности отражения сумм, израсходованных на проведение праздника и приобретение подарков, прежде всего нужно доказать связь с хоздеятельностью предприятия. Исходя из вышеупомянутых вариантов, к налоговым расходам могут относиться: расходы на проведение рекламного мероприятия, в частности приобретение и распространение подарков2, корпоративные расходы или расходы на проведение годовых и прочих собраний органов управления и представительские расходы (подробно о каждой составляющей — далее). Если прием или праздник не относятся к вышеперечисленным мероприятиям или отсутствуют подтверждающие первичные документы, то, по нормам НКУ, проведение праздников, в частности новогодних вечеринок, нельзя отражать в составе налоговых расходов плательщика.

1 В ВРУ зарегистрирован проект закона от 02.07.2013 г. №2488а, в котором предусмотрены изменения к п. 138.2 НКУ: «Для признания расходов, указанных в подпункте «а» подпункта 138.10.2, достаточно одного любого первичного документа, подтверждающего осуществление налогоплательщиком расходов, только когда сумма расходов, которая учитывается для определения объекта налогообложения, не превышает 1000 гривень в день (без учета налога). Положения этого абзаца не применяются к предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым из государственного бюджета». Но если закон на основании этого проекта будет принят, в любом случае он вступит в силу не ранее даты его опубликования.

2 Учет подарков работникам и партнерам предприятия см. в следующих номерах «ДК».

Корпоративные расходы

Исходя из норм абз. «а» пп. 138.10.2 НКУ, общие корпоративные расходы, в т. ч. расходы на проведение годовых и прочих собраний органов управления, можно отнести к административным расходам. В соответствии со ст. 89 ХКУ, управление деятельностью хозяйственного общества осуществляют его органы и должностные лица. В состав органов управления входят учредители (собственники) и члены руководящих органов плательщика налога на прибыль — исполнительный орган (дирекция, правление, ректорат, президиум и пр.).

Главное условие отнесения любых расходов к налоговым — это доказательство связи с хоздеятельностью предприятия. А такая связь будет доказана только подтверждающими документами, оформленными должным образом. Для этого вышестоящий орган управления юрлицом принимает решение о проведении годового собрания, которое должно быть оформлено документально (например, уведомлением или приглашением, которое отсылается всем участникам лицом, имеющим право быть инициатором такого собрания). Следует издать приказ, утвержденный руководителем предприятия, на проведение собрания органов управления. В этом документе нужно предусмотреть порядок проведения собрания (дата, место, программа и пр.) и лиц, ответственных за его организацию и проведение. Следующим документом (или даже приложением к такому приказу) должна быть утвержденная смета расходов на проведение собрания. Типовая форма приказа и сметы отсутствует, поэтому ее можно составить в произвольной форме, принятой на предприятии. Но от себя рекомендуем в этих документах подробно прописать составляющие предполагаемых расходов.

Собрание оформляется протоколом, к которому можно приложить выступления его участников и принятые на собраниях решения. А ответственным лицам стоит оформить отчеты о выполнении приказа руководителя предприятия. Такой отчет можно составить в произвольной форме. В нем ответственное лицо должно отчитаться, что именно по плану мероприятия оно сделало, а что — нет и по какой причине (если какая-либо часть мероприятия не была проведена). К отчету нужно приложить первичные документы, связанные с проведением мероприятия. Например: акты услуг, оказанных сторонними организациями для проведения мероприятия, договор аренды помещения (выбор помещения остается за предприятием, никаких ограничений нет) и пр.

Понятно, что оплата развлекательной программы и алкогольных напитков не может быть составляющей таких расходов. Более того, такие расходы вообще не следует упоминать в смете расходов на проведение мероприятия. Ведь проведенное собрание должно носить сугубо деловой характер. При наличии вышеуказанных документов расходы на проведение собрания органов управления будут связаны с хоздеятельностью предприятия и признаны административными расходами. Датой признания таких расходов является период понесения согласно правилам ведения бухгалтерского учета1 (п. 138.5 НКУ).

1 Напомним, что согласно пунктам 5 — 7 П(С)БУ 16 «Расходы», расходы отражаются в бухучете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств. Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

В этом случае в сумме НДС, уплаченного в составе расходов на приобретение товаров и услуг для проведения такого мероприятия, предприятие будет иметь и право на НК по НДС (пп. «а» п. 198.1 НКУ).

Представительские расходы

Для расширения круга покупателей на празднование можно пригласить потенциальных покупателей или партнеров предприятия для проведения переговоров в целях установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества. Расходы, понесенные на прием, могут классифицироваться как представительские расходы и, в соответствии с пп. 138.10.2 НКУ, относиться к административным расходам предприятия.

Но заметим, что определение термина «представительские расходы» в НКУ отсутствует. По норме п. 5.3 НКУ, если термины, которые применяются в Кодексе, не определяются им, то они употребляются в значении, установленном другими законами. Единственным документом на сегодня, в котором предусмотрены нормы и порядок расходования средств с представительской целью, являются Нормы №1026 (документ применяется бюджетными учреждениями). Но письмом от 22.11.2012 г. №5743/0/61-12/15-1415 относительно налогообложения представительских расходов ГНСУ указала: «Требования Приказа №1026, то есть нормы денежных средств на представительские цели, являются обязательными исключительно для бюджетных учреждений, другие предприятия данный документ могут использовать в качестве вспомогательного (справочного)». Поэтому считаем, что расходы, упомянутые в Нормах №1026, небюджетные предприятия могут использовать для применения пп. 138.10.2 НКУ.

Согласно п. 2 Норм №1026, к представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) представителей, транспортным обеспечением, мероприятиями культурной программы, буфетным обслуживанием в ходе переговоров, оплатой услуг переводчика, не состоящего в штате учреждения, оплатой номеров в гостиницах. То есть Нормы №1026 содержат довольно широкий круг расходов, которые плательщик налога на прибыль может отразить как представительские.

Но в этом документе установлен ряд ограничений, касающихся размера представительских расходов, в частности бронирование номеров в гостиницах, расходы на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций. Распространяются ли такие ограничения на небюджетные предприятия? Исходя из содержания самого документа, где указано, что нормы денежных средств и порядок их расходования применяются бюджетными учреждениями, считаем, что для других предприятий такие ограничения не установлены. Не ограничена сумма представительских расходов и НКУ. Главное требование для права на расходы — это связь с хоздеятельностью и надлежащее оформление операции первичными документами.

Для этого руководитель предприятия прежде всего должен издать приказ на проведение такого мероприятия, в котором определить лиц, ответственных за организацию приема представителей других предприятий по вопросам коммерческой деятельности. Кроме того, для подтверждения произведенных расходов и связи с хоздеятельностью предприятия следует оформить: приглашения представителей (делегаций) и их ответы, смету расходов, акты выполненных работ от сторонних организаций, проведенных для осуществления мероприятия, расчетные документы, накладные на отпуск товаров (продукции) со склада, отчет о проведенном мероприятии и пр. Для подтверждения эффективности и правомерности использования денежных средств рекомендуем приложить протокол о намерении в произвольной форме, подписанный представителями обеих сторон.

Датой признания таких расходов является период их понесения согласно правилам ведения бухучета (п. 138.5 НКУ).

Если связь с хоздеятельностью была доказана и принимающая сторона связывает прием представителей с налогооблагаемыми операциями, то по понесенным расходам будет право на НК по НДС (п. 198.1 НКУ). Что же касается НДФЛ, то заметим: при отсутствии персонифицированного учета (в частности, раздача подарков присутствующим, например с целью рекламы) данный налог не начисляется и не удерживается. В этом случае предприятие не выполняет роль налогового агента.

Праздник как рекламное мероприятие

Проведение праздничной вечеринки, при надлежащем документальном оформлении, можно приравнять к проведению рекламного мероприятия. Например, к проведению презентации образцов новой продукции или продаже новой группы товаров. Ведь организация и проведение презентаций и праздников, связанных с осуществлением рекламной деятельности, — это и есть расходы налогоплательщика на проведение рекламы (пп. 140.1.5 НКУ). В ходе такого мероприятия важно соблюдать суть самого понятия рекламы. А это, в соответствии со ст. 1 Закона о рекламе, — доведение информации о лице или товаре, распространенной в любой форме и предназначенной сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к такому лицу или товару. Это может быть распространение рекламно-поздравительных открыток, раздача образцов продукции или товаров с указанным логотипом предприятия.

Одним из мероприятий рекламного характера является бесплатное распространение образцов товаров, которое, безусловно, должно быть оформлено документально. Такие операции, понятно, связаны с хоздеятельностью предприятия. Поэтому оно имеет право на признание по абз. «г» пп. 138.10.3 НКУ такой составляющей расходов на сбыт, как расходы на рекламу (документальное оформление и учет рекламного мероприятия см. в «ДК» №37/2012, правда, с учетом изменений, внесенных в п. 188.1 НКУ1).

Доказать непосредственную связь таких расходов с хоздеятельностью и сумму понесенных расходов можно при наличии Положения о проведении рекламной акции (кампании)2 и/или приказа руководителя о проведении такого мероприятия, сметы расходов, накладных на отпуск продукции, товаров со склада, отчета о проведенном мероприятии и пр.

1 С 01.09.2013 г. при бесплатной раздаче не нужно начислять НО по НДС с уровня обычных цен: такие требования распространяются только на контролируемые операции.

2 Официально утвержденное типовое положение отсутствует, поэтому его можно разработать самостоятельно.

Пример ЧП «Дебет» пригласило представителей компании «Кредит» с намерением сотрудничества на презентацию собственной продукции (с целью рекламы). Программой проведения празднования запланирован фуршет. Организацию фуршета проводит сторонняя организация (стоимость составляет 3600 грн, в т. ч. НДС). Отражение в учете операций по условиям примера представлено в таблице.

Таблица


п/п
Содержание хозяйственной операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн
Налоговый учет
Д-т
К-т
Доходы
Расходы
1.
Перечислена предоплата сторонней организации на проведение фуршета
371
311
3600,00
2.
Начислен НК по НДС
641
644
600,00
3.
Получены услуги по проведению мероприятия
(подтверждено актом)
93
631
3000,00
3000
644
631
600,00
4.
Зачислен зачет задолженностей
631
371
3600,00

Приветствие партнеров

Одно из проявлений уважения к партнерам и покупателям — внимание к ним. Поэтому не исключено, что предприятие решит отправить поздравительные открытки. Значит, возникает вопрос: есть ли право на расходы и НК по НДС при заказе на изготовление (или приобретение) открыток? Не рассмотрят ли налоговики такое проявление уважения как поставку товаров (услуг)?

Формально отправка открыток не подпадает под понятие поставки (реализации) товаров. Такая операция носит исключительно информативный характер — отправкой открытки мы как будто напоминаем партнерам и клиентам о праздниках и выражаем наше уважение к ним, о чем обычно указывается в самой открытке. С другой стороны, в соответствии с пп. 14.1.191 НКУ, под поставкой товаров (согласно пп. 14.1.244, товар — это материальные и нематериальные активы, поэтому поздравительные открытки теоретически могут подпадать под это определение) понимают и их дарение. Операции по бесплатной передаче также приравнены и к операции по продаже товаров (пп. 14.1.202 НКУ). Поэтому, действительно, есть риск, что даже приветствие открытками контролирующие органы посчитают поставкой (реализацией) товаров.

Но и в этом случае налоговые последствия в виде дохода и НО по НДС отсутствуют (учитывая изменения с 01.09.2013 г.): доход и база для НДС определяются по договорной стоимости, которая в данном случае составляет нуль. Конечно, если операции с определенными контрагентами проверяющие не посчитают контролируемыми (см. п. 39.2 НКУ). Но большинства налогоплательщиков это ограничение не касается.

Относительно расходов на приобретение и отправку открыток есть два варианта.

Первый вариант — это отнести такие расходы к административным по нормам абз. «а» пп. 138.10.2 НКУ как общие корпоративные расходы. В этом случае доказательством связи с хоздеятельностью будет распоряжение руководителя на приветствие контрагентов (не исключено, что с указанием в самом документе цели такого мероприятия и перечня партнеров и покупателей), назначение ответственных лиц за оформление и рассылку открыток. А подтверждением понесенных расходов будут отчеты ответственных лиц и приложенные к ним соответствующие первичные документы.

По второму варианту можно признать расходы на сбыт по норме абз. «г» пп. 138.10.3 НКУ. То есть признать расходы по отправке открыток как рекламные, правда, при выполнении определенных условий. Чтобы признать такие расходы в составе налоговых, которые связаны с хоздеятельностью плательщика, в любом случае особое внимание нужно уделить подтверждающим документам (дополнительно см. «ДК» №37/2012). Кроме того, в Законе о рекламе не установлены ограничения способов проведения рекламы. Таким образом, любая информация, в частности письменная, которая содержит данные о фирме и ее хозяйственной деятельности, является рекламой. Например, нанесенный на открытку логотип предприятия является ничем иным, как рекламой, а расходы на изготовление и заказ таких открыток будут отражаться в расходах на сбыт. Для окончательного убеждения налоговиков можно вместе с открытками отправить контрагентам и сугубо рекламную продукцию о своем предприятии — буклеты, каталоги и пр.

Также у предприятия есть право на НК по НДС в сумме НДС, уплаченного в составе расходов на рассылку таких открыток по нормам ст. 198 НКУ.

Нормативная база

  • Закон о рекламе — Закон Украины от 03.07.96 г. №270/96-ВР «О рекламе».
  • П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. №318.
  • Нормы №1026 — Приказ Минфина от 14.09.2010 г. №1026 «Об утверждении Норм денежных средств на представительские цели бюджетных учреждений и порядка их расходования».

Елена ВОДОПЬЯНОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



НДФЛ при прощении долга Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Практика
Предприятие выдало сотруднику беспроцентный заем. Сотрудник погасил только часть задолженности по этому займу, а потом по некоторым причинам руководство предприятия приняло решение простить работнику эту задолженность. Срок исковой давности по данному дол...

В рубрике: 


Ответственность за неподачу формы №4 Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
В практике отечественного бизнеса периодически возникают определенные
«дедлайны», в которых при отсутствии надлежащей организации должны принять
участие все или подавляющая часть субъектов хозяйствования, под угрозой
крупного штрафа. В этом го...

НДФЛ по справедливости Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (1.6.2015) :: Суть дела :: Практика
ВРУ продолжает менять налогообложение физлиц, ставя целью «отбеливание»
доходов населения и одновременно снижение налоговой нагрузки. Очередной
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно
справедливого налогообл...

0.043567