ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Чергові семінари,
тренінги, вебінари ...

Більше семінарів ...









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 48 (2.12.2013)
Суть дела :: Налоговый учет

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Аренда автомобиля у нерезидента

Предлагаем проанализировать налоговые последствия у арендатора (юрлица), когда автомобиль взят в оперативный лизинг у нерезидента1. В частности, нужно ли начислять НДС при ввозе арендованного автомобиля? Какие еще дополнительные расходы понесет арендатор?

Общие положения

Согласно ст. 4 Закона о ВЭД, к видам внешнеэкономической деятельности относятся, в частности, арендные (лизинговые) сделки между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности2. Прежде всего отметим, что договор аренды ТС заключается в письменной форме (ст. 6 Закона о ВЭД).

Кроме того, исходя из норм ст. 532 ГКУ, место исполнения обязательства устанавливается в договоре. Если арендованный автомобиль планируется использовать на территории Украины, выполняются требования украинского законодательства. Следовательно, договор найма ТС заключается в письменной форме, а если арендодателем является физическое лицо, договор подлежит нотариальному удостоверению (ст. 799 ГКУ).

Отметим, что эксплуатация ТС, не зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции, запрещается. В силу нормы п. 7 Порядка №1388 транспортные средства, временно ввезенные на таможенную территорию Украины для собственного пользования более чем на два месяца, подлежат государственной регистрации в подразделениях Госавтоинспекции на срок, определенный Гостаможслужбой. Лица, эксплуатирующие такие средства на законных основаниях, обязаны зарегистрировать ТС в течение десяти суток после таможенного оформления или временного ввоза на территорию Украины. Документом, подтверждающим правомерность приобретения (ввоза) ТС, является таможенная декларация.

Как следствие, это соответствующие расходы: уплата налогов и сборов (обязательных платежей), а также плата за проведение досмотра транспортных средств, госрегистрации, возмещение стоимости бланков регистрационных документов и номерных знаков и т. п. А вот сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в операции аренды автомобиля отсутствует. Ведь такой сбор уплачивается лицами, приобретающими право собственности на легковые автомобили (п. 12 Порядка №17403).

1 Общие вопросы аренды автомобиля см. в «ДК» №41/2013, «ДК» №41/2013.

2 Осуществление видов внешнеэкономической деятельности, указанных в статье 4, за пределами Украины подлежит регулированию также законами соответствующих государств (ст. 5 Закона о ВЭД).

3 Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видам хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. №1740.

Кроме того, если ТС регистрируется в Украине впервые, необходимо уплатить сбор за первую регистрацию ТС в соответствии с п. 231.1 НКУ.

Ввоз автомобиля

Автомобиль может быть ввезен на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (с уплатой таможенных платежей: пошлины, НДС, акцизного налога) и в режиме временного ввоза (с условным полным или частичным освобождением от обложения таможенными платежами).

Ввоз автомобиля по договору аренды на таможенную территорию Украины в большинстве случаев является объектом обложения НДС согласно п. 185.1 НКУ. А это означает, что датой возникновения НО по НДС является дата представления таможенной декларации при растаможивании автомобиля (п. 187.8 НКУ). В соответствии с пп. «г» п. 198.1 НКУ, ввоз автомобиля на таможенную территорию Украины по договору аренды (оперативного лизинга), при условии использования арендованного ТС в налогооблагаемых сделках в рамках хоздеятельности, дает право на НК по НДС. Датой возникновения НК, согласно нормам п. 198.2 НКУ, является дата уплаты НО на таможне. Подтверждением права на НК является таможенная декларация.

Следует отметить, что ст. 206 НКУ предусмотрены особенности обложения НДС сделок при перемещении товаров через таможенную границу Украины в зависимости от избранного таможенного режима. Так, при ввозе товаров на таможенную территорию Украины суммы налога подлежат уплате до/или в день представления таможенной декларации, кроме сделок, по которым предоставляется освобождение (условное освобождение) от налогообложения. Как сказано в п. 206.7 НКУ, в таможенном режиме временного ввоза применяется условное полное освобождение от налогообложения или условное частичное освобождение от налогообложения при условии соблюдения требований и ограничений, установленных главой 18 ТКУ:

— условное полное освобождение от налогообложения применяется к товарам и в порядке, которые определены ст. 105 ТКУ;

— условное частичное освобождение от налогообложения применяется к товарам и в порядке, которые определены статьей 106 ТКУ.

Как указано в ст. 105 ТКУ, под таможенный режим временного ввоза с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами помещаются исключительно ТС коммерческого назначения, указанные в ст. 189 ТКУ и в приложениях B.1 — B.9, C, D к Конвенции о временном ввозе, на условиях, определенных данными приложениями (следует отметить, что случаи временного ввоза в них достаточно ограничены). В ч. 3 ст. 189 ТКУ сказано, что временный ввоз ТС коммерческого назначения на таможенную территорию Украины допускается при условии, что такие транспортные средства не будут использоваться для внутренних перевозок на таможенной территории Украины.

ТС коммерческого назначения

Транспортные средства коммерческого назначения — любое судно (в том числе самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также суда на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (моторные транспортные средства, прицепы, полуприцепы) или подвижной состав железные дороги, которые используются в международных перевозках для платной транспортировки лиц или для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров вместе с их обычными запасными частями, принадлежностями и оборудованием, а также маслами и топливом, содержащимися в их обычных баках на протяжении их транспортировки вместе с транспортными средствами коммерческого назначения.

Пункт 59 части 1 статьи 4 ТКУ

Следовательно, исходя из определения термина «транспортные средства коммерческого назначения» и норм ст. 189 ТКУ, автомобили, которые ввозятся с целью аренды, в большинстве случаев не считаются ТС коммерческого назначения. Таможенное оформление таких транспортных средств осуществляется в таможенном режиме импорта согласно ст. 74 ТКУ. Как следствие — классическая уплата всех таможенных платежей, в частности, пошлины, акциза и НДС1.

1 Согласно пп. 240.2-1.1 НКУ плательщиками налога за утилизацию снятых с эксплуатации ТС являются лица, ввозящие на таможенную территорию Украины транспортные средства. Фактически по нормам ст. 240 НКУ не исключены и такие расходы.

Следует отметить, что уплаченные на таможне суммы пошлины, при условии использования арендованного ТС в хозяйственной деятельности, по нормам пп. «в» пп. 138.10.4 НКУ относятся к расходам арендатора. Датой таких расходов является период их понесения.

В бухучете получение ТС в аренду отражается на внебалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости арендодателя, которая указывается в договоре операционной аренды (п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда»). Сумма платежей, которые будут уплачены при таможенном оформлении автомобиля, относится к составу расходов отчетного периода (сч. 92) в соответствии с п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы».

Арендные платежи

В соответствии со ст. 185 НКУ, поставка услуг на таможенной территории Украины является объектом обложения НДС. Место поставки услуг определяется по ст. 186 НКУ. По общему правилу п. 186.4 НКУ местом поставки услуг (лизинговых платежей — арендной платы) является место регистрации поставщика, за исключением операций, указанных в п. 186.2 и п. 186.3 НКУ. Поэтому арендатору, чтобы правильно определить, подлежит ли лизинговый платеж обложению НДС, необходимо анализировать, какое имущество он арендует. Место поставки услуг по предоставлению в аренду транспортных средств определяется в общем порядке как место регистрации поставщика согласно п. 186.4 НКУ. Следовательно, услуги по предоставлению в оперативный лизинг (аренду) транспортных средств лизингодателем — нерезидентом Украины (не имеющим постоянного представительства на таможенной территории Украины) не являются объектом обложения НДС. Подтверждением нашей позиции может служить письмо ГНСУ от 16.11.2011 г. №2874/5/15-3416 (см. «ДК» №10/2012).

Уплата арендных платежей относится к налоговым расходам арендатора. Дата признания расходов будет зависеть от направления использования арендованного ТС. Если арендуемый автомобиль используется работниками админаппарата предприятия, арендные платежи признаются админрасходами (пп. «в» пп. 138.10.2 НКУ), если используется в операциях, связанных со сбытом, — это расходы на сбыт (пп. «д» пп. 138.10.3 НКУ), возможно, такие суммы попадут в прочие расходы операционной деятельности (пп. «в» пп. 138.10.4 НКУ). Указанные выше расходы будут признаваться в периоде понесения (согласно п. 153.7 НКУ — налоговый период, в котором производится начисление).

Однако если, например, арендованными ТС возят сырье от поставщиков, то арендные платежи будут составляющей расходов, которые формируют себестоимость товаров (услуг), в соответствии с пп. «г» пп. 138.8.5 НКУ. По общему правилу п. 138.4 НКУ расходы, формирующие себестоимость товаров (услуг), признаются в периоде признания дохода от такой реализации.

Арендатору при определении суммы расходов на аренду автомобиля в валюте следует обратить внимание на нормы пп. 153.1.2 НКУ. Так, если арендные платежи уплачены авансом, сумма расходов определяется по официальному курсу НБУ, который действовал на дату осуществления оплаты. Если же сначала была начислена арендная плата за период аренды ТС, то тогда будет применяться официальный курс НБУ (в части стоимости, которая не была раньше уплачена) на дату осуществления сделки (начисления арендной платы). Документом, подтверждающим понесенные расходы, в частности налоговые, является акт получения арендных услуг (либо иной документ, определенный ВЭД-договором). По требованию пп. 153.1.3 НКУ арендатор на общей системе налогообложения должен осуществлять перерасчет курсовых разниц по монетарным статьям по нормам П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов». Это, в свою очередь, требует от СХ согласно норме п. 8 П(С)БУ 21 определить курсовые разницы на дату осуществления хозяйственной операции (в пределах ее объема) и на дату баланса (см. «ДК» №45/2013).

Внимание: если арендодателем автомобиля является нерезидент, имеющий офшорный статус (определение термина «нерезиденты, имеющие офшорный статус»1 приводится в п. 161.3 НКУ), согласно пункту 161.2 НКУ, в состав расходов включается не более 85% стоимости услуг.

1 Перечень офшорных зон приводится в распоряжении КМУ от 23.02.2011 г. №143-р.

В бухучете начисленная арендная плата отражается в составе расходов отчетного периода в зависимости от направления использования арендованного ТС (не исключено, что она может быть составляющей себестоимости готовой продукции, работ, услуг).

Если арендодатель — юрлицо

Требования ст. 160 НКУ относительно уплаты «нерезидентского налога» касаются только тех СХ-нерезидентов, которые являются юрлицами, и не распространяются на физлиц-нерезидентов, для которых предусмотрены отдельные нормы налогообложения, в частности п. 170.10 НКУ (о чем ниже). Следовательно, в соответствии с п. 160.1 НКУ, любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, которые определены ст. 160 Кодекса. И среди таких доходов — лизинговая (арендная) плата, выплачиваемая резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидента-арендодателя по договорам оперативного лизинга (аренды). Арендатор автомобиля обязан удерживать налог с доходов по ставке в размере 15% их суммы и за счет дохода нерезидента. Такой налог уплачивается в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты. Ведь в силу п. 3.2 НКУ, если международным договором установлены иные правила, нежели предусмотренные НКУ, применяются правила международного договора. Чтобы воспользоваться таким правом (в частности и освобождением от налогообложения дохода), следует придерживаться ст. 103 и ст. 160 НКУ (см. «ДК» №19/2013). Помните, что в соответствии с пп. 139.1.6 НКУ «нерезидентский налог» не включается в расходы арендатора транспортного средства.

В декларации по налогу на прибыль (по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.2011 г. №1213) содержатся сведения о сумме налогов, удерживаемых при выплате доходов нерезиденту, в течение отчетного налогового периода. В декларации эти сведения отражаются нарастающим итогом с начала года в строке 17 (с отражением в приложении ПН).

Если арендатором является плательщик ЕН, мы считаем, он не освобожден от уплаты «нерезидентского налога». В ст. 160 НКУ выдвигаются требования по применению особенностей налогообложения нерезидентов ко всем резидентам. Плательщики ЕН относятся к ним. Хотя, учитывая изменения, внесенные Законом Украины от 24.10.2013 г. №657-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно учета и регистрации налогоплательщиков и усовершенствования некоторых положений», в частности в пп. 6 п. 1 р. I НКУ (действуют с 01.01.2014 г.), требование об уплате нерезидентского налога будет касаться только СХ — плательщиков налога на прибыль.

Если арендодатель — физлицо

Физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине, является плательщиком НДФЛ согласно пп. 162.1.2 НКУ. Объектом налогообложения является сумма арендной платы за автомобиль. И, как указано в пп. 170.10.1 НКУ, доходы с источником их происхождения в Украине, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов. А это означает, что начисленная сумма арендной платы облагается налогом по ставке 15 или 17% — это зависит от суммы арендного платежа. Если такая сумма превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, к сумме такого превышения применяется ставка 17%.

На предприятие-арендатора возлагаются все функции налогового агента: начислять, удерживать и уплачивать НДФЛ за счет выплаченного дохода и подавать налоговую отчетность (форма №1ДФ1). Плата за аренду автомобиля отражается в форме №1ДФ с признаком дохода «106».

1 Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога (форма №1ДФ), утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1020.

Внимание! Следует отметить, что исходя из норм п. 119.2 НКУ непредставление, представление с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (выплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн (за такое же нарушение на протяжении года — штраф в размере 1020 грн).

Как было сказано выше, физлицо-нерезидент в данном случае является плательщиком НДФЛ. А согласно п. 63.2 НКУ постановке на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат все налогоплательщики. Согласно п. 63.5 НКУ все физические лица — налогоплательщики регистрируются путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц — налогоплательщиков. Следовательно, если нерезидент получает доход в Украине (в приведенном случае — арендные платежи), информация о нем должна содержаться в Госреестре. Как следствие, оформляя договор аренды автомобиля, нужно позаботиться о получении регистрационного номера физлица-нерезидента.

Нормативная база

  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. №435-IV.
  • ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. №4495-VI.
  • Закон о ВЭД — Закон УССР от 16.04.91 г. №959-XII «О внешнеэкономической деятельности».
  • Конвенция о временном ввозе — Конвенция о временном ввозе от 26.06.90 г., г. Стамбул.
  • Порядок №1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. №1388.

Елена ВОДОПЬЯНОВА, «Дебет-Кредит»



Следующая статья:  В начало статьи 



Что нового Фрагмент статьи (только начало)
Жизнь :: Налоговый учет
Обновлены правила определения платежности и обмена банкнот

Обязательным реквизитом отчетности в Нацкомфинуслуг является цифровая подпись

Отражение стоимости невозвращенной спецодежды после увольнения в №1ДФ ...

В рубрике: 


НДС с минусом: дальнейшая судьба Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
Февраль 2015 года был тяжелым отчетным периодом для тех плательщиков НДС,
которые имели по состоянию на 01.02.2015 г. отрицательное значение по
данному налогу. Но даже после сдачи отчетности по НДС за февраль у многих
плательщиков налога остае...

Как использовать переплату по НДС Фрагмент статьи (только начало)
№ 20 (18.5.2015) :: Суть дела :: Налоговый учет
На 1 мая 2015 г. у предприятия не было налогооблагаемых операций по НДС в
течение последних 11 месяцев. При этом в карточке лицевого счета по НДС
числится переплата, возникшая за счет излишне уплаченных денежных
обязательств, оставшихся непога...

0.024163