(044) 391-51-92
ru ua

Есть предложения, замечания или пожелания? Свяжитесь с редакцией!
Мы обязательно ответим.



 Актуально!




Ближайшие семинары,
тренинги, вебинары ...

Все семинары ...
(полный план-график)









 : общий
   (по всем сайтам ДК)






Дебет-Кредит № 10 (10.3.2014)
Суть дела :: Точка зрения

Внимание! Архивная публикация 

 


Эта страница содержит давнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время, вполне возможно, утратила актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua.

Регистрация прав на недвижимость

С 12 февраля в 2014 г. начали действовать Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — Порядок №868, см. «ДК» №10/2014), а также Порядок предоставления информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество (см. «ДК» №10/2014), утвержденные постановлением КМУ от 17.10.2013 г. №868. Данный документ определяет процедуру проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, перечень документов, необходимых для ее проведения, права и обязанности субъектов в сфере государственной регистрации прав, а также процедуру постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Проанализируем, что в действительности изменилось с вводом в действие данного нормативного акта.

Всоответствии с ч. 1 ст. 182 ГКУ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, обременения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации (ч. 4 ст. 334 ГКУ).

Государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество — это, по сути, официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, обременения таких прав путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество. Госреестр прав — это единая государственная информационная система, содержащая сведения о правах на недвижимое имущество, их обременения, а также об объектах и субъектах этих прав. В нем регистрируются вещные права и их обременения на такие объекты недвижимого имущества как земельный участок, предприятие как единый имущественный комплекс, жилой дом, здание, сооружение или их отдельные части, квартира, жилое и нежилое помещение.

Основополагающим законодательным актом, которым следует руководствоваться в данном вопросе, является Закон Украины от 01.07.2004 г. №1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее — Закон №1952). Его статья 4 говорит о том, что вещные права и обременения на недвижимое имущество, размещенное на территории Украины, которое принадлежит физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным государствам, а также территориальным общинам в лице органов местного самоуправления, подлежат обязательной государственной регистрации.

В общем порядке государственная регистрация прав (предоставление отказа в ней) проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления в орган государственной регистрации прав соответствующего заявления. Государственная регистрация права собственности (предоставление отказа в ней) на предприятие как единый имущественный комплекс и в случае, если ей предшествует выдача свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, проводится в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

Порядок госрегистрации прав и их обременений

1. Прием и проверка документов, которые подаются для государственной регистрации прав и их обременений, регистрация заявления.

2. Установление факта отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав и их обременений, приостановления рассмотрения заявления о государственной регистрации прав и/или их обременений.

3. Принятие решения о государственной регистрации прав и их обременений, отказе в ней или приостановлении государственной регистрации.

4. Внесение записей в Государственный реестр прав.

5. Выдача свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество в случаях, установленных ст. 18 Закона №1952.

6. Предоставление извлечений из Государственного реестра прав о зарегистрированных правах и/или их обременениях.

Статья 15 Закона №1952

Заявление о госрегистрации прав и их обременений подается в орган государственной регистрации прав или в бумажной, или электронной форме. Если объект недвижимого имущества размещен в пределах территории, на которой действуют два и более органа государственной регистрации прав, заявление о государственной регистрации прав подается в один из таких органов по выбору заявителя, приоритетности здесь не существует.

Государственную регистрацию прав путем внесения записей в Госреестр прав проводят орган государственной регистрации прав и нотариус в качестве специального субъекта, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество.

Нотариус, совершивший нотариальное действие с недвижимым имуществом, проводит государственную регистрацию прав, приобретенных исключительно в результате совершения такого действия. Тогда как орган государственной регистрации прав проводит:

— государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество по местонахождению такого имущества;

— государственную регистрацию обременений вещных прав на недвижимое имущество независимо от местонахождения такого имущества;

— учет бесхозяйного недвижимого имущества по местонахождению такого имущества.

Обратите внимание, что последний абзац п. 2 Порядка №868 четко определяет: в случае когда в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом возникают вещные права, являющиеся производными от права собственности, при отсутствии государственной регистрации права собственности на такое имущество в Государственном реестре прав нотариус, совершающий нотариальное действие, одновременно проводит государственную регистрацию права собственности на такое имущество и государственную регистрацию производного от него вещного права.

Например, в отношении земли ситуация следующая: с 01.01.2013 г. вещные права на землю регистрировались уже не в Земельном кадастре, а в Государственном реестре вещных прав на недвижимость. Но по тем земельным участкам, которые прошли регистрацию до 01.01.2013 г., данные в новый Госреестр прав либо вообще не попали, либо попали частично. Фактически имела место ситуация, когда для того, чтобы провести любую операцию с земельным участком, оказавшимся не внесенным в Госреестр, нужно было подать госрегистратору весь пакет документов, чтобы зарегистрировать в Госреестре уже когда-то зарегистрированный в Земельном кадастре земельный участок. Эдакая двухуровневая процедура регистрации: в день нотариального оформления сделки собственник должен был подавать заявление о регистрации права собственности, что позволяло нотариусу открыть регистрационное дело на конкретный объект, а получатель вещного права по конкретной сделке должен был подать заявление на регистрацию такого права.

Как видим, «преемственность» регистрационных данных при реформировании системы регистрации и учета прав собственности на недвижимое имущество вовсе не была соблюдена. Последним абзацем п. 2 Порядка №868 законодатель снял бремя несогласованностей регистрационных баз с плеч субъектов отношений с недвижимостью: сейчас оба действия будут совершаться одновременно, т. е. по одному заявлению одного заинтересованного лица (владельца, приобретателя вещных прав или другой стороны сделки).

Кстати, благодаря нововведениям более упорядоченной стала процедура одновременной регистрации права пользования земельными участками государственной и коммунальной собственности и соответствующего права собственности государства или территориальной общины. Возможность одновременной регистрации прав на таких участках была предусмотрена уже довольно давно, однако до сих пор процедура была не выписана.

Отсутствие «преемственности» регистрационных баз зачастую приводило к проблемам и в вопросе получения информации об объектах недвижимости, регистрация которых имела место до 2013 года. Заявителям просто отказывали в получении информации. Если информация хранилась в предыдущих реестрах, заявителям предлагали «перерегистрировать объект» (внести о нем сведения) в Госреестре прав. Но обратите внимание: если информации в Госреестре нет, но она есть на бумажных носителях, у государственного регистратора есть возможность оформить выписку (не извлечение!) из такого носителя в двух экземплярах. Один экземпляр государственный регистратор приобщает к учетному делу, второй — к извлечению или информационной справке из Государственного реестра прав. Кроме выписки, госрегистратор может оформить информационную справку. Разумеется, данные документы полноценного извлечения в некоторых случаях не заменят, но, в конечном итоге, это лучше, чем ничего.

В случае передачи БТИ своих регистрационных книг и дел у госрегистратора будет возможность использовать данные этих источников для предоставления информации по конкретным объектам недвижимости (законопроект по данному вопросу подготовлен ВРУ ко второму чтению). Теперь данные БТИ все же признаны источником формирования Государственного реестра вещных прав (изменения, внесенные в Постановление КМУ от 26.10.2011 г. №1141).

В случае когда свидетельство о собственности на недвижимость или государственный акт на землю выдано/выдан до 2013 года, а сейчас он утерян или поврежден, госрегистратор должен выдать свидетельство (акт) взамен утерянного или поврежденного. Для этого необходимо подать заверенную копию утерянного документа (о ней стоит побеспокоиться предварительно) и объявление об утере документа в региональных печатных средствах массовой информации по местонахождению земельного участка, в котором должны быть указаны название документа, его номер и дата выдачи, на чье имя выдан, каким органом (кроме случаев повреждения или порчи документа) (п. 48 Постановления №868). В 2013 году госрегистратор просто отказывался выдавать дубликат свидетельства, объясняя это отсутствием полномочий.

В соответствии с п. 42 Порядка №868, для государственной регистрации вещных прав на объект недвижимого имущества, в случае когда в документах, подтверждающих возникновение, переход и прекращение вещных прав на такой объект, отсутствуют сведения о его технических характеристиках, заявитель, помимо документа, подтверждающего возникновение, переход и прекращение вещных прав на недвижимое имущество, подает и технический паспорт на объект недвижимого имущества. Раньше техпаспорт нужен был только для реконструированных и нововыстроенных объектов недвижимости.

Кроме того, комментируемым Порядком №868 предусмотрена возможность подачи заявления на регистрацию прав и документов по почте (в т. ч. и курьерской). Однако все аналитики склоняются к мнению, что это нововведение не настолько положительное, как могло бы показаться. Ведь всем известно, что документы должны быть правильно подготовлены и заполнены. Никаких консультаций по заполнению документов при отправлении по почте нет, так что желающих воспользоваться почтой при подаче заявления найдется немного.

Но обратите внимание: если возможность отправления документов по почте дает хотя бы теоретический шанс избежать посещений госрегистратора, то посещений нотариуса избежать не удастся никак. Ведь по общему правилу для совершения нотариального действия необходимо обязательное присутствие заявителя.

Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебета-Кредита»



Следующая статья:  В начало статьи 



Арендуем здание Фрагмент статьи (только начало)
Суть дела :: Точка зрения
Договор аренды (оперативного лизинга) здания предусматривает пользование недвижимостью за плату на определенный срок. Разберемся, как оформить эти отношения и каковы налоговые последствия такой операции, которые зависят от налогового статуса арендодателя....

В рубрике: 


Жизнь, поделенная надвое Фрагмент статьи (только начало)
№ 22 (2.6.2014) :: Суть дела :: Точка зрения
События последних месяцев, можно уверенно сказать, изменили мир. И в первую очередь — нас самих. Наработанные годами бизнес-отношения, пока еще есть возможность поддерживать их, функционируют в более-менее дееспособном режиме. Но, учитывая неоднозначность...

Ценнобумажные проверки Фрагмент статьи (только начало)
№ 15-16 (14.4.2014) :: Суть дела :: Точка зрения
Ценнобумажные проверки — едва ли не самые дорогие проверки по размеру возможных штрафных санкций. Реалии бизнеса свидетельствуют, что не всегда финсанкций можно избежать, даже если действовать максимально в законодательно установленных рамках. А порой рез...

0.016136